Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретико-технологические основы игровой деятельности 4 страница




В духовной жизни общества важное место занимают праздники. Праздник – явление сложное, исторически изменчивое, многослойное. Он очень устойчивый, вернее, постоянный элемент человеческой культуры, характерен для всех исторических эпох и всех народов земли. Праздник можно назвать важнейшей социально-культурной ценностью, способствующей формированию личности, духовному развитию человека и человечности. Именно праздник в значительной степени синтезирует все ценное, что накоплено в мировой культуре.

История развития цивилизации наглядно свидетельствует о том, что праздник, приобщая людей к культурным ценностям и достижениям, всегда был и остается эффективным средством воздействия на духовный мир человека.

Праздник – многогранное социальное явление, отражающее жизнь человека и общества. По состоянию культуры проведения праздника, по формам его выражения можно судить об исторической и экономической жизни народа, о его художественной культуре [20].

Каждый традиционный праздник выполняет функции феномена, регулирующего жизнь общества чередованием двух основных фаз: повседневной (будничной) и праздничной. Культура охватывает обе эти фазы. Праздник, как одна из форм реализации свободного времени, активизирует духовную жизнь общества, утверждая важные для него ценности, придающие жизни человека особый смысл. Праздник – существенная часть каждой национальной культуры. И по своему существу, и по форме праздник – явление коллективистское (в отличие от многих других видов жизнедеятельности человека), обязательно требующее присутствия и непосредственного участия группы людей. Возникает он только там, где существуют духовные связи между ними, и, являясь традиционным средством массовых коммуникаций, в свою очередь укрепляет эти связи.

Вместе с тем, массовый праздник как социально-художественный феномен, вбирающий в себя большое число художественных, спортивных, развлекательно-игровых и состязательных форм, оказывает воздействие на его участника в нравственно-эстетической сфере и повышает социальную активность.

По своей сущности и значению праздник представляет собой сложную социально-педагогическую систему, позволяющую решать одновременно целый ряд взаимосвязанных социально-педагогических задач: формирование мировоззрения, воспитание нравственных качеств, развитие эстетического вкуса, уважение к закону и нормам морали, утверждение здорового образа жизни, организация отдыха и другие.

Современные праздники включают в себя множество функций, среди которых можно выделить: познавательную, коммуникативную, регулятивную, нравственно-психологическую, информационную, воспитательную, гедонистическую, художественно-эстетическую.

Главная же функция – обеспечить сохранение художественных ценностей, передачу их из поколения в поколение, поскольку историческая изменчивость социальной жизни не ведет к уничтожению художественного наследия, но требует ее актуализации, ее включения в духовную жизнь каждой новой эпохи.

Следы праздников известны в древнейших, дошедших до нас письменных источниках: в египетских и шумерских текстах. Нет сомнения, что празднование имело место еще в доисторические времена, на это указывают как содержание древних мифов, так и данные, собранные археологами, свидетельства о совершении церемоний, ритуалов, торжеств, которыми повсеместно сопровождались праздники. К таким весьма древним праздникам, несомненно, относятся праздники, связанные с культом животных, восходящие к временам складывания тотемистических представлений.[6,c.30] Первые охотничьи обрядовые действа можно считать первым этапом развития праздничных форм. Охотничьи праздники были нерегулярными, отмечались в зависимости от охоты и ее успешного исхода; отличались определённой примитивностью и утилитарностью, но они заложили первые элементы исторического развития института празднования.

Можно предположить, что человеческое общество не могло долго довольствоваться редкими, случайными, подчас опасными средствами добывания пищи. Жизненная необходимость иметь более-менее постоянный источник питания, заставляет первобытного человека одомашнивать диких животных (коня, свинью, быка, собаку, кошку). Характер трудовой деятельности меняется, из присваивающей она превращается в производящую. А это, в свою очередь, вызвало к жизни появление новой группы праздников – скотоводческих. Условно этот период можно назвать вторым этапом развития праздника.

Примитивные охота и рыболовство, чуть позже – скотоводство, встречающееся во многих уголках нашей планеты, уже много веков не являются основной формой добычи группами людей средств к существованию; начиная с эпохи неолита, для большинства жителей Земли основным видом трудовой деятельности является земледелие (период трипольской культуры – 4 тыс. – 3 тыс. лет до н.э.).

В обширной зоне умеренного климата, где с доисторических времён развивалось земледелие, смена времён года происходит регулярно и вполне чётко выражена, она связана с солнечным циклом, продолжительностью дня и ночи в течение суток. Переход к оседлому образу жизни и земледелию означал для группы людей глубокую перемену не только в характере основных занятий, но также и во всей жизненной концепции, он выразился в развитии новых понятий и религиозных мифов новых обычаев, новых праздников. Этот период можно считать третьим этапом эволюции праздника.

Земледельческие праздники вошли в историю и сохранились в ней под названием календарно-обрядовые или традиционно-календарные праздничные действа.

Следующий период развития праздников связан с появлением на стадии родового общества ряда форм религиозных верований, до сих пор сохранившихся у многих народов.

Народные (языческие, неофициальные) праздники вбирали в себя или подчинялись церковным, поскольку и те и другие были проникнуты двойственным мироощущениям. Тема жизни и смерти, постоянный переход из одного состояния в другое, возрождение и воскресение через смерть, гибель, сожжение, зарывание – главенствующие темы церковной и народной культуры. Церковные праздники, в свою очередь, относительно легко поддавались бытовому и трудовому осмыслению, большинство из них имело языческое происхождение.

Христианская церковь на протяжении веков боролась с язычеством, обрушиваясь, прежде всего, на обряды, праздники и игрища как наиболее красноречивые и массовые проявления языческого начала. Однако ни гонения, ни устрашающие проповеди, ни государевы указы, ни попытки приурочить к древним традиционным праздникам церковным и тем самым искоренить язычество, не дали результатов. Язычество было необходимо земледельцу, оно соответствовало его практическим и духовным потребностям и потому не погибло под тяжестью и достоинствами новой религии, а растворившись в ней, одновременно поглотило её, образовав нечто новое – бытовое крестьянское православие со своими святцами, праздниками, трудовым ритмом и собственной эстетикой.

Так, Рождество Христово «совпало» с Колядками, Вход Господень в Иерусалим – с Вербичем, Троица – с Зелёными святками, Рождество Иоанна – с Иваном Купалой и т.д.

Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало новому этапу в истории массового праздника. Советские массовые праздники отличались чётким политическим содержанием, высоким гражданским пафосом.

А.И. Пиотровский выделяет три основные линии развития советского массового праздника, соответствующие его назначению в советском обществе.

Наиболее распространенными в 1917 – 1918гг. были – митинг-концерт, массовые шествия, манифестации, демонстрации. Вместе с тем широкое развитие получили и впервые появившиеся праздники, посвящённые важным моментам жизни советского общества как День Всеобуча, День Красной Армии, День работника и другие. Вторая линия развития советских массовых праздников – инсценировки большого масштаба, театрализованные представления на актуальные политические темы.

Третьей линией развития советского массового праздника было обслуживание народных торжеств силами профессионального искусства – театрализованные спектакли на открытом воздухе, театрализованные концерты на стадионах, светозвукоспектакли. [14; 18-19]

Следует отметить, что жители городов и деревень по указанию сверху праздновали новые праздники, но в то же время из жизненного уклада не исчезали прежние языческие и церковные праздники.

В 1990-е годы, в условиях коренной ломки социальных и экономических структур, что обусловлено социально-экономической и политической трансформацией белорусского общества и государства, которая происходила после распада Советского Союза, появились новые черты в праздничной культуре Белоруссии. В результате до 1998 года был стабилизирован народный праздничный календарь, и во всем государстве получили распространение праздники всех календарных циклов: Коляда, Масленица, Гуканье весны, Юрьев, Великдень, Семуха, Купалье, Зажинки, Дожинки.

За последние десять лет в республике осуществляется процесс развития новой праздничной культуры, в которой сохранены и развиваются культурные этнотрадиции, создаются новые церемониальные, обрядовые и праздничные действия, аккумулирующие традиции и новации. Современные праздники Беларуси – это торжества, установленные в ознаменование событий, которые имеют особое историческое или гражданско-политическое значение для Республики Беларусь и которые оказали существенное влияние на развитие государства и общества.

Первые попытки научного определения праздников появились на рубеже ХІХ-ХХ вв. Одним из наиболее авторитетных изданий того времени был Энциклопедический словарь братьев Гранат. В нем отмечалось: «В основе праздника лежит естественное стремление человеческого организма к отдыху после работы, соединяясь с религиозным чувством, это стремление приводит к установлению праздников, то есть таких дней отдохновения, которые в то же время отмечаются особым отправлением культа…» [22,с.300]

Более развёрнутая характеристика праздников была дана в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Составители словаря делили праздники на ветхозаветные, церковные и народные [21,с. 940-942].

Спустя несколько десятилетий учёные сделали ряд важных шагов в осмыслении праздников как социального и культурного явления. В 1939г. советские учёные отмечали уже 7значений понятия «праздник»:

1. в религиозном обиходе – это день или несколько дней, посвященных памяти какого-либо религиозного события;

2. день торжества в память какого-либо выдающегося исторического или гражданского события, отмечаемый публичным собранием, парадами, демонстрациями и другими подобными мероприятиями;

3. официально установленный день отдыха по случаю празднования этих выдающихся событий;

4. весёлый бал, устраиваемый кем-либо;

5. день массовых игр, развлечений (спортивный, зимний, военный, детский и др. праздники);

6. счастливый, радостный день, ознаменованный каким-нибудь событием;

7. праздник в переносном смысле слова: испытанное от чего-нибудь наслаждение или сам по себе источник наслаждения.

Эта характеристика, данная в Толковом словаре русского языка, под редакцией Д.Н. Ушакова, является, вероятно, одной из самых исчерпывающих и полных [18,с.699].

В 1970-е гг. ХХ в. представление о праздниках несколько сузилось, изменилось. В Большой советской энциклопедии отмечалось, что праздники – это дни, посвященные выдающимся событиям или традиционным датам.[1;493]

В 1980-е гг. некоторые справочные издания трактовали праздник, основываясь на достижениях учёных 30-х годов ХХ века. В частности, Словарь русского языка С.И Ожегова отмечал 5 значений понятия «праздник» [12,c.511-512].

Анализ историографии убеждает в том, что научные исследования праздников началось лишь во второй половине ХХ века.

Становление науки о праздниках в Беларуси связано с приданием этой сфере деятельности самостоятельной системы образования, что относится к концу 70-х началу 80-х гг. ХХ века.

Наиболее значимые труды последнего десятилетия: Ю.М Черняк «Режиссура праздников и зрелищ», И.И. Крук “Следам за сонцам”; П.А. Гуд “Беларускае Купалле: кампазіцыя і семантыка абрадавых дзей”; П.А. Гуд і Н.І. Гуд “Беларускі кірмаш”; Беларускі фальклор. Энцыклапедыя; Этнаграфія Беларусі. Энцыклапедыя; Т.И. Кухаренок "Маски в календарной обрядности" и др. [20, 8, 4,3,23,24,9]

Праздник это еще и комплекс традиций, обычаев и обрядов.

Кратко, однозначно сформулировать, что такое обряд, не так просто: у него много различных сторон, особенностей, и, характеризуя одну из них, мы невольно упускаем остальное. Так что здесь нельзя ограничиться короткой формулой, надо дать несколько характеристик. Наиболее удачно, на наш взгляд, это сделал известный советский ученый доктор философских наук Д.М. Угринович. В его определении обряд – это «особый способ передачи новым поколениям определенных идей, норм поведения, ценностей и чувств». От других способов такой передачи, обряд отличает его символическая природа. В этом его специфика: «…Обрядовые действия всегда выступают как символы, воплощающие в себе те или иные социальные идеи, представления, образы и вызывающие соответствующие чувства». Обряд – это коллективное символическое действие, форма проявления коллективных переживаний людей, приобщение личности к коллективу, обществу. [19, 6]

Говоря об обрядности как специфическом социальном явлении, одном из компонентов духовной жизни общества, мы пользуемся рядом специальных терминов.

Обряд органически связан с обычаем. Обычай, как и обряд, - тоже средство передачи новым поколениям культурного наследия предков. Но в отличие от обряда обычай не несет в себе символического содержания. Обычай – это сложившиеся в течении длительного времени, устоявшиеся стереотипы трудовой и иной социальной деятельности людей, стереотипы поведения, воспроизводящие, повторяющие те или иные целесообразные, практические действия в труде, в общении людей, в быту, в семье. [18; 6]

Наиболее распространенным видом обрядового действия является ритуал. Это понятие происходит от латинского слова ritualis (обрядовый) и обозначает выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо, церемониал. Ритуал не выполняет всех функций обряда, так как представляет лишь его часть, начало, кульминацию или завершение. При этом если обряд выступает как широкоплановое театрализованное действие, то ритуал – как утвержденный и общепринятый торжественный акт. Ритуалами сопровождается совершение актов гражданского состояния – регистрация новорожденных, браков, присвоение званий, открытие различных торжеств, спортивных игр и состязаний. [16, 11-12] Частью ритуала обрядового действия является церемония. Церемония (от. лат. cftrimonia – благоговение) – торжественный официальный акт, при проведении которого установлен определенный порядок.

Ритуалы могут содержаться в любом празднике или обряде как его наиболее устойчивые и неизменяемые части, соответствующие установлениям и законам государства. Обряд же строится произвольно, на сюжетах и образах народно-бытовой драмы, на жизненном материале. В целом обрядность есть род коллективного действия, театрализованного представления, близкого и родственного народному героическому эпосу, прославляющему самоотверженный труд, красоту и величие людей труда, их нравственную чистоту, преданность своей Родине и своему народу.

Обряды являются одним из способов существования традиций. Традиции охватывают более широкий круг явлений общественной жизни, чем праздники и обряды. Они встречаются во всех сферах общественной жизни – в экономике, политике, культуре, быту.

Традиция (от лат. tradition – передача, предание) – это норма, правило нравственного поведения людей, определённые действия в жизни и быту, которые сложились, закрепились в сознании и повседневной практике народа и передаются из поколения в поколение. Слово «традиция» обозначает и само духовное наследие, передаваемое из поколения в поколение; традиционное – это принятое, установившиеся, освященное авторитетом старших поколений. Связь между словами «обряд» и «традиция» самая органическая. Обряд, как отмечено в приведённом его определении, как раз и есть способ передачи духовного наследства новым поколениям. Кроме того, что обряды сами по своей природе традиционны – передаются от дедов к отцам, от отцов к детям, от них к внукам и т.д., - они служат средством передачи традиции. Именно в образной, эмоциональной форме обряда традиции старших поколений ярко переживаются его молодыми участниками, глубоко воспринимаются ими, входя в их сознание, становятся убеждением, образцом для подражания. [9; 8-10]

Обряды, праздники и традиции играют в жизни людей роль своеобразного аккумулятора и передатчики социального опыта. Через них каждое поколение как бы воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию и затем, как эстафету, передаёт этот опыт новым поколениям. Особенно эта качественная сторона обрядности была важной в прошлом.

Существует бесконечное разнообразие праздников, дифференциация которых началась еще в древности. К классификации праздников не раз обращались известные исследователи. Одним из первых предложил свою квалификацию ещё в ХIХ в. исследователь И.М. Снегирёв [17, c.46-51]. Он делил праздники на подвижные и неподвижные (имеющие и немеющие точной даты), исключительные, т.е. связанные с особыми событиями, сельские и городские, отечественные и заимствованные. Эта классификация не имеет методологической основы, однако отражает самые первые шаги науки о празднике, содержит в себе истоки многих, более поздних классификаций.

Наиболее распространенная в ХХ в. система классификации исходит из распределения праздника по временам года, сезонам, календарю. Этот принцип чрезвычайно узок, ограничен, так как оставляет вне классификации многие праздники и, кроме того, носит местный характер. Широкое распространение получило также деление праздников на религиозные и нерелигиозные.

Наконец, очень часто праздники классифицируются по аналогии с театральными жанрами. В этом случае за основу классификации принимаются либо сценарно-режиссерские формы его реального воплощения (массовое представление, театрализованный митинг, карнавальное шествие, мемориальный спектакль и т.д.), либо площадка действия (площадь, парк, улица, стадион, клуб).

К такой классификации праздника склонны многие искусствоведы, сценаристы, режиссеры. Но эта классификация также несовершенна, ибо праздник всегда представляет собой комплекс разнообразных действий и не может уложиться в прокрустово ложе одной зрелищной формы, одной площадки действия.

Болгарский исследователь Н. Мизов в своей книге «Массовый праздник как общественное явление» предложил принцип новой классификации праздников [11]. По его мнению, нужно различать две линии праздников. Первая линия, исходящая из основных сфер общественной жизни, включает в себя политические, культурные, бытовые, религиозные праздники. Вторая линия, идущая от личности и общественных групп, включает в себя личные, семейные, племенные, народно-национальные, международные праздники.

Очевидно, предложенная болгарским ученым классификация также несовершенна, ибо она «разрывает» общественную жизнь и конкретные социальные общности людей. Совершенно ясно, что никакие экономические, политические, культурные и другие праздники не могут существовать вне класса, вне общества.

Более приемлемым, по мнению исследователя Д.М. Генкина, может быть принцип классификации праздников по типу праздничной ситуации, так как она складывается из нескольких характеристик, определяется комплексом основных черт массового праздника.

Пользуясь этим принципом, Д.М. Генкин определяет три основные группы праздников.

I. Всеобщие, отвечающие наиболее маштабным, большим событиям.

II. Локальные, вызываемые событием, имеющим значение для определенной празднующей общности.

III. Личностные, вызываемые событием, имеющим значение для отдельной личности, семьи, группы людей [2].

Приведенные три вида праздников, не дают исчерпывающей классификации, а являются лишь ключом к ней.

Исследователь А.А. Мелешко, используя большой фактический материал о гражданских праздниках, обрядах, обычаях, ритуалах и традициях в Белоруссии, выделяет шесть основных групп праздников. Группы он квалифицирует по их социальной значимости, функциональному назначению, по их роли и месту в жизни человека он выделяет следующие группы:

1 революционные или общегосударственные праздники;

2 общественные праздники;

3 профессиональные праздники;

4 военные праздники;

5 детско-юношеские праздники;

6 семейно-бытовые праздники [10, c.16-26].

В годы перестройки и последующие годы возрождения национальной культуры белорусскими исследователями, сценаристами, режиссерами было издано достаточное количество литературы по праздникам и обрядам Беларуси, но вопрос о классификации праздников в этих работах не поднимается. Можно утверждать, что единой, всесторонней классификации праздников для всех времен и народов создать невозможно, но мы предлагаем классификацию праздников, которая, на наш взгляд, больше отвечает их практическому использованию в организации свободного времени.

В нашей классификации мы выделяем 9 групп праздников:

1. государственные праздники;

2. художественно-исторические праздники;

3. профессиональные праздники;

4. экологические праздники;

5. религиозные праздники;

6. календарно-обрядовые праздники;

7. детские праздники и фестивали;

8. молодежные праздники и фестивали;

9. праздники и фестивали искусств;

Рассмотрим их.

1. Государственные праздники.

В нашей стране обеспечен единый подход к установлению и проведению государственных праздников и праздничных дней пунктом 18 статьи 84 Конституции Республики Беларусь. В ней отмечается, что государственные праздники – это праздники установленные в Республике Беларусь в ознаменование событий, которые имеют особенное историческое или общественно-политическое значение для Республики Беларусь и оказывают большое влияние на развитие белорусского государства и общества в целом. В Республике Беларусь отмечаются следующие государственные праздники:

- День Победы – 9мая;

- День объединения народов Белоруссии и России – 2 апреля;

- День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь – вторая неделя мая;

- День независимости Республики Беларусь – 3июля;

- День Конституции – 15 марта и другие праздники.

В Республике Беларусь отмечаются следующие общереспубликанские праздничные дни:

- Новый год – 1января;

- Женский день – 8марта;

- Праздник труда – 1мая и другие.

В Республике Беларусь могут отмечаться праздничные дни, установленные актами международных организаций, другими международно-правовыми документами, а по решению Президента Республики Беларусь – и другие праздничные дни, а также памятные даты, установленные законодательством. Решение об установлении государственных праздников и праздничных общереспубликанских дней принимается Президентом Республики Беларусь.

В государственные праздники и общереспубликанские праздничные дни в соответствии с законодательством поднимается Государственный флаг Республики Беларусь, проводятся торжественные мероприятия, военные парады, артиллерийские салюты и фейерверки, а также шествия и народные гуляния.

2.Художественно-исторические праздники.

К этой группе праздников относятся:

- праздники и юбилеи города;

- праздники села;

- праздники улицы;

- праздники микрорайонов;

- праздники, посвященные историческим событиям и юбилейным датам.

 

Начиная с 60-х годов ХХ в., в Беларуси в практику празднования начинают входить праздники и юбилеи городов. Такие праздники сложны по своей структуре и выполняют ряд ярко выраженных функций. Главная из них – познавательная, связанная с исторической темой. Она активизирует и нравственно-психологическую функцию, воспитывающую чувство патриотизма, любви к своему городу, ответственности за его дальнейшую судьбу, к которой каждый горожанин причастен своими делами.

Охват подавляющей массы горожан (в период подготовки праздника-юбилея, а затем его непосредственного проведения) всеми видами художественного творчества, спортивными мероприятиями обусловливает глубокое художественно-эстетическое воздействие, определяя в будущем положительный эффект использования свободного времени людьми разных возрастов, в особенности – молодежью.

Наконец, в этом празднике в полной мере проявляет себя важная коммуникативная функция: неизмеримо возрастают и укрепляются межгрупповые и межличностные связи населения города. Проявляется интерес одной общественной группы к деятельности другой или отдельных незаурядных личностей, особенно ярко раскрывших себя в праздничной ситуации, являющейся благодатной почвой для реализации многообразных возможностей человека.

3. Профессиональные праздники.

В Беларуси постепенно сложился и получил права гражданства своеобразный календарь профессиональных праздников. Таких специальных дней в праздничном календаре белорусов – 33. Каждый из них предназначен для торжественного чествования тружеников определённой профессии и имеет свою календарную дату. Профессиональные праздники подразделяются на местные и республиканские. К республиканским относятся такие праздники как:

- День учителя;

- День милиции;

- День работника социальной защиты;

- День работников радио, телевидения и связи;

- День медицинского работника, и другие.

 

К местным профессиональным праздникам относятся:

- День шахтёра;

- День металлурга;

- День работников нефтяной и газовой промышленности; и другие.

Каждый из них наряду с общими, имеет и свои специфические черты, и характерные признаки, и обрядовую символику, которые присущи только данной профессии.

4. Экологические праздники.

К группе экологических праздников относятся:

- праздник земли;

- праздник леса;

- праздник птиц;

- праздник воды;

- праздник цветов.

Экологические праздники в последнее десятилетие проводятся во всех городах и сёлах Белоруссии.

5. Религиозные праздники.

Это знаменательные дни, которые отмечаются в память важнейших церковных событий или в честь святых, память которых отмечается в эти дни. Они сопровождаются обрядами, обычаями и соответствующими запретами. Например запретами – работать, играть, выполнять какие-либо действия. Религиозные праздничные дни предназначены для духовной богоугодной жизни и посещения храмов, чтения молитв.

По времени праздники разделяются на неподвижные и подвижные: одни приурочены к дню, другие к числу. Неподвижные праздники совершаются ежегодно в один и тот же день; числа же подвижных праздников меняются каждый год. Главный из неподвижных праздников – праздник Рождества Христова, а из подвижных – праздник Пасхи.

По важности воспоминаемых Церковью событий христианские праздники разделяются на великие, средние и малые.

К великим относятся двунадесятые (подвижные и неподвижные – их двенадцать), а также праздники в честь святых и икон Божией Матери [14,c.96].

Особенность Двунадесятых праздников в том, что они имеют дни предпразднества (по одному дню, за исключением Рождества Христова (5 дней) и Богоявления (4 дня)); постпразднества (дни, продолжающие праздники – число их неодинаково и, в зависимости от последующих праздников или дней поста, делятся от одного до восьми дней (у Пасхи – сорок); и отдания праздника (последний день постпразднества).

Светлое Христово воскресенье (Пасха) не входит в число великих праздников – это праздник праздников.

После принятия христианства в Белоруссии, многие церковные праздники постепенно были приурочены к древним народным праздникам, поэтому народные и религиозные праздники отмечаются в одни и те же дни: Каляды – Рождество Христово; Великдень – Пасха; Сёмуха – Троица; Купалье – рождество Ивана Предтечи и другие.

Религиозные праздники у православных и католических христиан отмечаются по разным календарям, поэтому разница между датами их проведения составляет 13 дней. Представители других верований, живущие в Беларуси, отмечают свои религиозные праздники по местному календарю.

6. Календарно-обрядовые праздники.

К группе календарно-обрядовых праздников относятся такие праздники как:

- Каляды;

- Масленіца;

- Гуканне вясны;

- Вялікдзень;

- Купалле;

- Зажынкі;

- Дажынкі;

- Багач.

Календарные праздники, обычаи, обряды – это магически-театрализованные обрядовые действия, которые сопровождали земледельца на протяжении всего календарного года. Центрами их были четыре астрономических пункта Солнца: равноденствия с 20 на 21 апреля и с 22 на 23 сентября; солнцеоборота с 21 на 22 января и с 20 по 21 июня, к которым в дохристианский период были отнесены основные календарно-обрядовые праздники – Великдень – Деды и Каляды – Купалье.

7. Детские фестивали и праздники.

К группе детских фестивалей и праздников относятся:

1. День защиты детей. (День детства)

2. Праздник детской книги.

3. Праздник игры и игрушки.

4. Праздник пионерский организации (или другого детского движения или организации).

5. Праздник сказки.

6. Фестивали детского творчества и другие.

Детские праздники можно разделить на две категории. Категория первая: автономные праздники для детей с участием артистов-профессионалов и артистов-детей. Категория вторая: детские праздники фестивали в рамках городского праздника.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.104 сек.