Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретико-технологические основы игровой деятельности 10 страница




Методические основы эколого-культурной деятельности, представляющие собой систему идей, средств, форм и методов ее организации и осуществления в условиях досуга, призваны обеспечить устойчивость развития такого сложного и многогранного явления, как формирование экологической культуры личности в учреждениях социокультурной сферы.

Методы. Эффективное и рациональное формирование экологической культуры личности в условиях эколого-культурной деятельности предполагает разработанность совокупности обоснованных способов, приемов совместных действий организаторов и участников этой деятельности, направленных на информационное и идейно-эмоциональное воздействие, т.е. методов СКД.

Среди множества методов, используемых в деятельности учреждений социокультурной сферы, которые проистекают из самой природы социально-культурной деятельности, специалисты отмечают три родовых метода: театрализация, иллюстрирование и игра (все остальные методы взяты из других областей знаний).

В эколого-культурной деятельности также активно применяются методы просвещения и воспитания, апробированные педагогической теорией и практикой и модифицированные в соответствии с особенностями данных учреждений. На этом основании методы эколого-культурной деятельности можно классифицировать следующим образом:

1. Информационно-просветительные методы.

2. Методы воспитания.

3. Методы вовлечения в эколого-культурную деятельность.

4. М етоды стимулирования эколого-культурной активности.

5. Исследовательские методы.

1. Суть и назначение информационно-просветительных методов состоит в передаче смысловой и эмоциональной информации о современных экологических, проблемах, их актуальности и необходимости принятия эффективных решений; в содействии целенаправленному и последовательному усвоению данной информации.

К названной группе методов относятся: изложение (сообщение в словесной форме фактов, идей, требований и т. п., касающихся актуальных проблем экологии); разъяснение сути экологических проблем и явлений; неразрывно связано с сообщением материала, руководством по его активному усвоению (комментирование и обобщение); демонстрация (целенаправленный, упорядоченный показ предметов, явлений либо их изображений в целях создания конкретно-образных представлений об экологических реалиях); упражнения – предметные или мыслительные действия, специально направленные на закрепление знаний, отработку умений и навыков, на получение объективно известных, но новых для аудитории выводов.

Группа информационно-просветительных методов, как правило, специалистами – организаторами эколого-культурной деятельности используется, прежде всего, для развития когнитивного компонента экологической культуры личности.

2. В эколого-культурной деятельности ведущую роль играют методы воспитания. Данная группа методов представляет собой научно обоснованные способы педагогически целесообразного воздействия на личность, психолого-педагогического воздействия на сознание и эколого-сообразное поведение личности, стимулирование её эколого-направленной деятельности и самовоспитания. Эти методы весьма разнообразны и охватывают все звенья воспитательного процесса: утверждение социально признанных норм и образцов в качестве личностных ориентаций; обучение их практическому претворению; корригирование поведения.

Суть реализации данной группы методов предполагает формирование системы представлений об окружающем мире, для которой характерны:

– ориентация на экологически целесообразное поведение и взаимоотношение с миром природы; отсутствие противопоставленности человека и природы; восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком;

– баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой;

– восприятие природы как объективной ценности.

Из характерных для данной группы методов назовем:

- убеждение (вовлечение личности в размышление об экологических проблемах, для того чтобы превратить рассматриваемые идеи, взгляды, нормы в личные принципы);

- пример (увлекательный показ реального живого воплощения лучших качеств человека, живущего в гармонии с окружающим миром);

- поощрение (публичное признание заслуг, одобрение высоконравственного поведения) и его антипод – порицание.

3. Методы вовлечения в эколого-культурную деятельность направлены на добровольное включение личности в систему эколого-ориентированной деятельности (например, организация клуба природолюбов). Добровольное включение в эколого-культурную деятельность способствует тому, что участник экологического клубного объединения сознательно сам принимает установленные организационные правила, нормы, требования. По этой причине просвещение и воспитание в рамках экологического клуба органично накладываются на процесс самовоспитания и саморазвития личности.

4. Следующая группа методов – методы стимулирования эколого-культурной активности личности. Эколого-культурная активность – это качество личности, отражающее её жизненную позицию и находящее свое выражение в нравственно мотивированном стремлении и готовности участвовать и проявлять инициативу в различного рода эколого-ориентированной деятельности. Умение стимулировать, направлять деятельность личности, включать ее в творческий процесс в наиболее активной форме, создавать условия для самоутверждения и творческий самореализации и т.д. – основа педагогического мастерства специалиста – организатора эколого-культурной деятельности.

Существует множество приёмов, способствующих активизации творческого потенциала личности. Основные из них правомерно назвать методами организации и стимулирования творческой деятельности (общественное мнение, критика и самокритика, поощрение, конкурс, соревнование и др.).

Среди этих методов универсальным характером выделяется метод игрового соревнования, которое может быть организовано в рамках проведения самых разных экологических мероприятий и акций (коллективный сбор мусора, посадка деревьев в сквере, акция в защиту окружающей среды и т.п.).

5. Специальная группа исследовательских методов: наблюдение; анкетирование; интервью; изучение специальной литературы и документации; наконец, специально организованный педагогический эксперимент – в практике эколого-культурной деятельности позволяет изучать и устанавливать уровни состояния тех или иных фактов, явлений (например, уровень развития базовых компонентов экологической культуры личности). Данные методы способствуют получению опережающей информации об изучаемом объекте, а также проведению оценочной процедуры, направленной на выявление соответствия исследуемого объекта определенным требованиям.

Средства. Рассматривая далее организационно-методический потенциал эколого-культурной деятельности, отметим, что принятые на вооружение методы могут реализоваться лишь в единстве с ведущими её средствами.

Под основными средствами эколого-культурной деятельности следует понимать виды деятельности, предметы и приспособления, необходимые для усвоения и развития базовых компонентов экологической культуры личности. Так, к ведущим средствам эколого-культурной деятельности в первую очередь следует отнести:

1. Средства массовой коммуникации:

· живое слово;

· книги (художественная, документальная, учебная литература);

· искусство (театр, кино, музыка, живопись, хореография);

· средства массовой информации (печать, радио, телевидение, Интернет)

2. Визуальные (наглядные)средства:

· рисунок;

· плакаты;

· экспонаты;

· реликвии;

· репродукции;

· фотоснимки.

3. Технические средства

· звукозаписывающая аппаратура

· звуковоспроизводящая аппаратура

· видеоаппаратура

· проекционная аппаратура;

· мультимедийная аппаратура

Формы эколого-культурной деятельности. Утвердившаяся на практике система применения совокупности определенных методов и средств организации эколого-культурной деятельности осуществляется в виде её организационных форм. Форма эколого-культурной деятельности – это запланированная информационно-просветительная, социально-педагогическая и культурно-воспитательная акция экологической направленности, ставящая целью развитие базовых компонентов экологической культуры личности.

Классификацию форм эколого-культурной деятельности можно представить следующим образом: массовые, групповые, индивидуальные.

К массовым формам можно отнести экологические форумы-фестивали, театрализованные представления, праздники, экологические олимпиады, конференции и т.п.

К групповым формам относятся семинары, диспуты и дискуссии по экологической проблематике, круглые столы, деловые и ролевые игры, кружки, клубные объединения, экологический театр, экологическая тропа и т.д.

Индивидуальные формы работы представляют собой индивидуальные беседы, консультации, интерактивные компьютерные и имитационные игры и т.п.

Кроме представленной классификации можно также выделить стабильные и эпизодические формы эколого-культурной деятельности.

Стабильные формы:

· клубы любителей природы, ландшафтного дизайна и т.д.;

· любительские объединения (аквариумистов, орнитологов, пчеловодов, садоводов-любителей и т.д.);

· общественные экологические организации («ЭкоДом», «Зеленый мир», «Дети Чернобыля» и др.);

· кружки (комнатного цветоводства, флористики, кактусоводства и т.д.);

· лектории («Человек и природа», «Экология и мы», «Естественные системы оздоровления» и др.).

Эпизодические формы:

· тематические вечера («Как прекрасен этот мир!», «Природа в твореньях прекрасных»; «То было раннею весной…»);

· информационо-дискуссионные программы («Мы в ответе за тех, кого приручили», «Природные системы оздоровления: «за» и «против»»);

· сюжетно-игровые программы («Путешествие в царство лесное», «Кто-кто в теремочке живет?», «По тропе Берендея», «Вердикт природы»);

· фестивали (экологического фильма, авторской песни о природе и т.д.);

· видеопоказы/фотовыставки («Природы дивный мир», «Остановись, мгновенье…», «Природа в творениях белорусских художников»);

· лекции («В.И. Вернадский: учение о ноосфере», «Непознанное в природе»);

· праздники («День Земли», «Купалье», «В гостях у Нептуна», «Осень золотая», Праздник урожая и др.);

· экскурсии и походы (по экологической тропе, в заказник, заповедники, зоопарк, Национальный парк и т.д.).

Знакомство с практикой работы культурно-досуговых и научно-просветительных учреждений по формированию экологической культуры личности, беседы со специалистами позволяют определить предпочтительные,какстабильные, так и эпизодические формы эколого-культурной деятельности, а также выделить те базовые компоненты экологической культуры личности, развитие которых наиболее характерно для того или иного учреждения (табл. 1,2).

Таблица 1.

 

Формы эколого-культурной деятельности (научно-просветительные учреждения)

 

Научно-просветительное учреждение Развиваемый компонент Формы работы
стабильные эпизодические
Библиотека Когнитивный   Эколого-информа­ционный клуб «Эко-Инфо»; выставка экологической литературы; экологический лекторий; «научное кафе»   Встречи с писателями-натуралистами, журналистами, учеными; информационно-познавательные программы; экологические викторины; аналитический обзор литературы «Экологические новости»
  Морально-нравственный   Экологическая фотогалерея   Диспуты, утренники, праздники, ток-шоу, читательские конференции
  Деятельностный   Клубное объединение «Зеленый патруль» Экологические акции читателей
  Аксиологический   Выставка работ из природного материала «Природа и фантазия» Дни экологической культуры  
    Нормативно-правовой     Базы данных: «Экологическое законодательство Беларуси», «Правовая экология» Деловые игры; публичные акции; юридическая консультация «Экология и закон»
Музей Когнитивный   Экологическая музейная экспозиция «Человек и природа»   Эколого-краевед­ческие походы и экскурсии, научные экспедиции; научные конференции
  Деятельностный   Эколого-краеведческий клуб «Неруш»   Экологические акции: «За чистую Беларусь!» (по уборке мусора), восстановление природно-куль­турных ландшафтных садов и парков
  Морально-нравственный   Дискуссионный клуб «Истоки»   Тематические вечера, утренники, информационно-дискуссионные программы
  Аксиологический   Клубное объединение декоративно-прикладного искусства Праздники, аукционы, выставки-продажи
    Эмоционально-чувствен­ный   Экологический театр; фотовыставка «Родная земля глазами детей» Экоспектакли, экологические игровые программы, упражнения и тренинги
Планетарий Когнитивный   Лекторий «Астрономия и астрология в жизни человека»   Информационно-познавательные программы, встречи с учеными-астрономами
  Эмоционально-чувствен­ный Клуб «Очевидное – невероятное» Сюжетно-игровые программы «Феерии звездного неба»; театрализованные представления
Ботанический сад, Национальный парк   Когнитивный   Экологическая тропа   Встречи с учеными; информационно-познавательные программы; викторины «Флора и фауна нашей планеты»
  Деятельностный   Клубы «Зеленый строитель»; «Скаут»; «Голубой патруль»   Экологические акции: «Весенний первоцвет», «Птицеград», «Живая ель», «Город – сад».
  Эмоционально-чувственный   «Сад для развития чувств»   Фотовыставки; балы (например, цветов); эколого-психологические тренинги в условиях живой природы; конкурсы; театрализованные костюмированные представления
  Аксиологический   Клуб «Фитодизайнер»; лекторий «Природные системы оздоровления» (фитотерапия, анималотерапия, литотерапия, глинотерапия, аромотерапия) Комплексная игра-путешествие «По тропе Берендея»; дискуссионная программа «Человек – царь природы!(?)»
Зоопарк   Когнитивный   Аксиологический Клуб любителей животных     Лекторий «Животные в жизни человека» Встречи с учеными; тематические программы о животных   Ролевые и имитационные игры
  Деятельностный   Объединение помощи диким животным   Уход за животными; сбор средств в помощь диким животным
  Морально-нравственный   Цикл тематических программ «Быть в ответе за братьев меньших» Организация акций в защиту диких животных

 

 

Таблица 2

Формы эколого-культурной деятельности (культурно-досуговые учреждения)

 

Культурно-досуговое учреждение Развиваемый компонент Формы работы
стабильные эпизодические
Клуб, Дом (Дворец культуры), центр отдыха молодежи   Когнитивный   Эмоционально-чувственный   Клубные объединения экологической направленности; экологический лекторий   Экологический театр   Информационные программы; имитационные игры, экологические тропы; научные экспедиции, встречи с учеными     Театрализованные представления; экологические праздники; эколого-психологические тренинги
  Морально-нравственный   Любительское объединение «Живая этика»; экологическая агитбригада Сюжетно-ролевые игры; диспуты, дискуссии, тематические вечера, праздники, ток-шоу  
    Деятельностный     Аксиологический   Нормативно-правовой     Клубы скаутов; фотовитрина «Экообъектив»     Клубы «Фитодизайнер», «Ландшафтный дизайнер», «Флорист»   Клуб «Правовая экология» Акции в защиту окружающей среды (бор мусора, посадка цветов и деревьев и т.п.); экологический мониторинг; выпуск бюллетеня «Экология твоего района»   Выставки; конкурсы; фестивали; аукционы; праздники; экскурсии и походы     Юридические консультации; встречи с экологической полицией; деловые игры; экологоохранные акции
Дворец (центр) народного творчества, центр национальных культур, Дом ремесел Когнитивный   Морально-нравственный   Аксиологический     Эмоционально-чувствен­ный   Экоклуб «Солнцеворот»     Лекторий «Народный экологический календарь»   Экологический фольклорный театр   Клуб «Народный умелец»; выставка «Природа моего края» Встречи с учеными (этнографами, фольклористами); информационные программы; научные экспедиции; экскурсии; выставки и экспозиции   Народные праздники и ритуалы; тематические вечера, посиделки     Театрализованные представления; сюжетно-игровые программы; конкурсы; фестивали   Экологические акции «За возрождение природы и культуры Беларуси!»
  Деятельностный Ежегодные экспедиции «Познаю природу, учусь у природы, берегу природу!» Походы и экскурсии в регионы Беларуси с эколого-просветительной миссией
Парк культуры и отдыха Когнитивный     Деятельностный     Аксиологический. Эмоционально-чувственный. Морально-нравственный   Нормативно-правовой     Клуб любителей птиц; клуб­ное объединение «Флора и фауна»; экологическая тропа   Клуб «Здоровье»     Кинолекторий «Бережем Землю»   Клуб «Юный защитник природы» Научные экспедиции; встречи с экологами; имитационные игры; информационно-познаватель­ные программы   Экологические акции (уборка мусора, уход за зелеными насаждениями; изготовление кормушек для птиц)   Театрализованные представления; концертные тематические программы; конкурс экологических агитбригад; дискуссии, ток-шоу; ролевые игры     Выпуск информационного бюллетеня «Природа и закон»; экологические шествия

 

Основные направления эколого-культурной деятельности в учреждениях культуры РБ.

 

Библиотеки. Несомненным приоритетом в развитии когнитивного (познавательного) компонента экологической культуры личности обладает такое социокультурное образование, как библиотека. В последнее время в нашей стране библиотека становится важнейшим эколого-информационным центром, со своими специфическими возможностями и особенностями деятельности.

Традиционно Министерством культуры, Министерством образования, а также Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь проводятся республиканские смотры-конкурсы, которые акцентируют внимание библиотек на проблемах экологического просвещения, воспитания и информирования населения страны. На сегодняшний день определены основные ориентиры, а также придан целенаправленный характер работе библиотек по этому направлению.

Так, с 2003 г. при Центральной научной библиотеке НАН Беларуси открыт экологический информационный центр «Эко-Инфо», главной задачей которого является оперативное и максимально полное удовлетворение информационных потребностей ученых, специалистов, преподавателей, студентов, а также всех, кто нуждается в экологической информации. Центр «Эко-Инфо» осуществляет: справочно-библиографическое обслуживание в режиме «запрос – ответ»; подготовку списков новых поступлений, аналитических обзоров мероприятий по экологической проблематике; организацию тематических выставок и выставок новых поступлений и др.

Характерной особенностью последнего времени является то, что библиотеки все чаще выполняют такие функции, которые до сих пор были свойственны в основном клубным учреждениям. На базе городских и сельских библиотек Беларуси нередко объединяются любители природы, инициируя создание детских экологических общественных объединений. Как правило, участники таких объединений активно включаются в деятельность по охране и восстановлению природы родного края, организуют различного рода экологические акции. Часто библиотеками организуются Дни экологической культуры (например, «Земли моей лицо живое»); информационно-познавательные программы («Охранять природу – значит, охранять Родину!», «Земле поклонись, человек»); городские фотовыставки «Путешествие по родному краю»; выставки декоративно-прикладного искусства с использованием природного материала («Рождественская сказка», «Природа и фантазия», «Мусор в рамке»).

Музеи. Наряду с библиотеками большими возможностями в деле формирования экологической культуры личности обладают музеи, которым присуще единство как исследовательских, так и просветительно-образовательных функций. В силу своей специфики музей, как никакое иное учреждение социально-культурной сферы, способствует сохранению не только культурного наследия, но также и природной среды. Особый интерес в этом отношении представляют организуемые еще с конца XIX в. музеи под открытым небом – «скансены». Сущность самой новаторской идеи состоит в выходе музея за границы здания – создании музеев, гармоничных с окружающей средой, в которых образовательная функция дополняется досуговой – предложением посетителям отдыха на свежем воздухе. В англоязычном мире музеи такого направления называются «музеями народной жизни» (folk-life) или «музеями под открытым небом» (open air). В Америке используют термин «outdoor» – «музеи на улице».

Французскому музеологу Жоржу Анри Ривьеру принадлежит приоритет в теоретическом обосновании термина «экомузей». Он использовал модель музея под открытым небом («скансена») с одним отличием – строения должны оставаться в их оригинальном контексте, без перемещения в специально отведенное место. Одним из фундаментальных принципов экомузея является возвращение в живую среду утраченных явлений, элементов культуры, восстановление связей между прошлым и современностью, жителями и окружающей средой. И главное – сохранение памятника культуры в контексте всего природного и культурного окружения.

На постсоветском пространстве экомузеи начали возникать к концу 70-х гг. XX ст. Целью их деятельности явилось отражение развития региона в непосредственной связи с натуральным окружением (первую часть «эко» можно трактовать как связь с природным и одновременно социальным окружением). Основная задача музеев данного направления – разбудить и активизировать интерес людей к социально-экологическим проблемам, в последнее время так остро стоящим перед обществом.

По утверждению шведского ученого Ч. Энгстрема, экомузей должен создаваться с учетом экологии – отражать развитие экономической и культурной жизни конкретного региона и ее связи с природным окружением. Работа должна строиться на основе междисциплинарного подхода, поскольку, чтобы выявить и охарактеризовать отношения между природными условиями и техническими, между экономическим и культурным развитием, необходимо использовать достижения различных наук. Работа экомузея также должна носить региональный характер – его деятельность, как правило, охватывает конкретную территорию (регион), которая является одним целым с единством традиций, природного окружения и производственной деятельности. И главное – эта работа должна притягивать к сотрудничеству жителей региона и отражать их стремления к изучению, документированию и интерпретации истории своего края, активному участию в эколого-восстановительной деятельности.

Парки. Парк как природно-культурное образование аккумулирует культурный опыт, приобщая к нему людей, он активизирует чувство заботы о природных объектах, формирует адекватное поведение в природной среде. На сегодняшний день при решении острейших экологических проблем парки могут сыграть очень важную, если не решающую, роль, ибо они являются основными стабилизаторами экологической ситуации в городах, представляя собой деятельностную модель системы, которая наиболее близка человеку и наиболее устойчива в экологическом смысле. Эта система служит местом не только воспитания заботливого отношения к окружающей природной среде, но и самым непосредственным образом помогает включиться в конкретную деятельность по сохранению, защите, восстановлению этой среды.

Парк отличается от иных учреждений социокультурной сферы тем, что его функции самым непосредственным образом связаны с природной основой. В целях рекреационных процессов функции парка реализуются через включенность человека в природную среду, ландшафт, парковую архитектуру. Принимаются во внимание многие характерные, присущие именно парку специфические особенности: рельеф, наличие зеленых массивов, водоемов, месторасположение, – оцениваемые с позиций как оздоровления человека, так и его обращения к чувству прекрасного.

Структурно парк культуры и отдыха как социально-культурный центр – это множество зон и секторов: площадка для массовых мероприятий с открытыми эстрадами, зеленый театр, выставочные павильоны, зона аттракционов, детский городок, игровая площадка, спортивный сектор, танцевальная площадка, закрытые сооружения (эстрадный театр, киноцентр, библиотеки-читальни и др.), зеленый парковый и лесной массив, водоемы.

Данный потенциал позволяет паркам вести активную работу по формированию экологической культуры личности, предоставляя широкие возможности для реализации богатейшего арсенала форм, средств и методов социально-культурной деятельности экологической направленности.

Так, на парковой эстраде организуются концерты мастеров искусств, конкурсы и фестивали авторской песни о природе; в зеленом театре – представления экологических театров или выступления агитбригад; в выставочных павильонах – выставки экологической фотографии, детских тематических рисунков или выставки произведений и поделок из природного материала; в детском городке разыгрываются экологические викторины, конкурсы загадок, пословиц и поговорок, стихов и песен о природе; на игровых площадках организуются экологические сюжетно-игровые программы; в киноцентре – демонстрация документальных, научно-популярных, а также художественных фильмов на экологическую тему.

Учреждения клубного типа. Клубные учреждения являются в первую очередь социальными учреждениями. Это означает, что их деятельность направлена на решение различных социальных вопросов (в том числе социально-экологических), имеющихся в регионе, предложение новых моделей образа жизни. Клуб, клубность рассматривается как особый способ общения, взаимоотношения людей с целью удовлетворения потребности в получении экологических знаний, приобретения навыков рационального природопользования, изучения этических и нормативно-правовых основ взаимодействия человека с миром природы и т.п. В этом качестве клубные учреждения в последнее время в Беларуси активно трансформируются в региональные Центры культуры, Центры народного творчества, Дома ремесел и т.п.

Ярким примером такой трансформации может служить создание первого в республике (и пока единственного) эколого-культурного центра д. Козенки, который находится в ведении отдела культуры Мозырского районного исполнительного комитета (Гомельская обл.). Спектр деятельности центра достаточно разнообразен. Это прежде всего музейная и выставочная работа по созданию естественнонаучных коллекций с целью экологического просвещения детей и подростков, направленного на сохранение эколого-культурного наследия Полесского региона; формирование основ экологической культуры посетителей центра; пропаганда охраны и сохранения региональных природных ресурсов, развитие экологического туризма и т.д.

В отчетной документации центра представлено более 120 тематических экологических программ, акций, семинаров, конкурсов, фестивалей и праздников, в которых ежегодно принимают участие более 2000 человек. Осуществляется международное сотрудничество по обмену опытом в области экологии и культуры; к активному сотрудничеству привлекаются деловые партнеры региона в лице различных организаций и учреждений.

Эффективной формой эколого-культурной деятельности является создание экологических клубных объединений. Определение «клубное» связано не просто с указанием места действия, но заключает в себе информацию о клубном характере самой детской (подростковой, молодежной) организации: ее культурном назначении, добровольности, общедоступности, самодеятельности и других признаках именно клубного характера. В свете сказанного клубными оказываются объединения, созданные не только при клубах (Домах, Дворцах, центрах культуры), но и при музеях, библиотеках, учебных заведениях, общественных организациях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.