Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Малый бизнес как категория предпринимательства




Понятие и сущность малого бизнеса в экономике страны

Инициативная, самостоятельная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных и заемных средств на свой риск и под свою имущественную ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела, а также продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг является предпринимательством. Следовательно, основными признаками предпринимательства, отличающие его от других форм экономической деятельности, является самостоятельность, ответственность, инициатива, риск, динамичность, активный поиск решений.

По определению экономистов-теоретиков, бизнес представляет собой составную часть предпринимательства, и, как вид экономической деятельности,- это свободное хозяйствование (кроме запрещенного законодательными актами), осуществляемое частными лицами, предприятиями или организациями с целью получения дохода [5, с. 13].

Бизнес классифицируется: в зависимости от сферы деятельности субъекта хозяйствования на промышленный, торговый, фондовый и др., в зависимости от величины хозяйственного оборота, получаемой прибыли, - малый, средний, крупный.

Эффективность функционирования национальной экономики во многом определяется оптимальным сочетанием в ней малого, среднего и крупного бизнеса. С середины 1970-х годов ученые и политики переоценили роль малого бизнеса в экономическом развитии. От парадигмы концентрации капитала перешли а парадигме «концентрация и динамичный (турбулентный, т.е. быстро рождается и исчезает) малый бизнес».

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике повышенную мобильность и обеспечивает рентабельность производства тех товаров, которые стали невыгодными для больших предприятий. Оно обеспечивает формирование конкурентной среды, препятствует монополизации, способствует сокращению безработицы. МП дает существенную долю ВВП и обеспечивает значительную часть рабочих мест. Его доля в промышленном производстве составляет в ФРГ более 40%, в США и Польше – более 50%, а в Израиле и Скандинавии – более 70% [10, c. 21].

Страна, которой присущ такой тип воспроизводства, как бизнес, и особенно малый и средний, во многом защищена от сбоев и тем более потрясений в хозяйственной сфере, ее общественно-экономический прогресс динамичен и устойчив, она имеет обнадеживающие перспективы.

Малое предпринимательство является особым типом предпринимательства, который отличается от других размером предприятий, численностью работающих, отраслевой принадлежностью.

Малое предприятие – это небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающие крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия; об этой доле судят по стоимости создаваемой и реализуемой продукции. К малым относят также, кроме производственных, коммерческие, консалтинговые фирмы, многие предприятия розничной торговли, сферы услуг. Под малым предприятием понимается предприятие, соответствующее законодательно установленным критериям численности занятых работников, реже – оборота, и получающие налоговые льготы, льготы по кредитам и другие государственные поддержки.

Подход к распределению предприятий по размерам может быть различным в каждой стране и изменяться по отраслям производства. Так, в США и Германии к малому бизнесу относят предприятия с числом работников не более 500 чел. В Японии к малому бизнесу относят предприятия с числом занятых до 300 чел [10, с. 23].

Согласно ст. 3 Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» от 10 июля 2010 г. № 148-З, к субъектам малого предпринимательства относятся:

· индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

· микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

· малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно [8].

Становление и развитие малого бизнеса является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к рыночной.

Причина значительного влияния предпринимательства на экономическое развитие обусловлена не только его способностью быстро поглощать большое количество рабочей силы, но, прежде всего, возможностями мобилизации небольших объемов капитала частных лиц для организации новых компаний. Это обеспечивает стабильный источник средств для инвестирования, а, следовательно, и для экономического роста в целом. Сегодня в 25 странах Европейского союза малые и средние предприятия (МСП) создают 57% добавленной стоимости. На долю МСП приходится более 95% предприятий, которые обеспечивают от 60% до 70% занятости в странах Организации экономического сотрудничества и развития [18].

Опыт так называемых новых индустриальных стран показывает, что налаживание диверсифицированной системы субконтрактных отношений крупных предприятий с мелкими и средними компаниями, берущими на себя решение узкоспецифических задач в конструировании и производстве отдельных узлов и компонентов, ведет к совершенствованию промышленной структуры, формированию нового экспортного профиля страны. Мелкая промышленность, интегрирующая в современный индустриальный комплекс, становится фактором его модернизации, а также формирования производственных кластеров, ориентированных на выпуск конкурентоспособной продукции. Тем самым обеспечивается не только развитие экспорта, но и импортозамещения.

Более того, если еще 20 лет назад мировая торговля и международные экономические отношения в целом были прерогативой, главным образом, крупных компаний, то с конца ХХ века в этой сфере наблюдается существенная активизация малого бизнеса.

В таких активно развивающихся странах, как Гонконг и Сингапур, доля малых и средних предприятий в общем объеме экспорта превышает 60%. В Индии и Таиланде они обеспечивают от 30% до 35% экспорта.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.