Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Канон как правило веры и как вид богослужебного пения




Канон христианских песнопений складывался на основе канонов ветхозаветного и новозаветного, апостольского предания; он включает в себя творения Отцов Церкви, столпов монашеской жизни, постановления вселенских и поместных соборов.

·¢
В греческом языке “канон” (kănώn) — понятие, родственное слову “kάnh“, означающему тростник или прямую палку. В переводе этот термин имеет несколько значений: а) рукоять щита с внутренней стороны; б) ткацкий челнок; в) правило, отвес. В переносном смысле “канон” понимается, как правило, норма, образец, а позднее входит в выражение “cronikoì kanónez” — хронологический устав.[119]

В современной эстетике под каноном понимается система устоявшейся нормативной художественной символики, имеющая особое значение для органических культурных эпох (преимущественно древности и Средневековья).[120] Важно признание существования исторически обусловленной зависимости между собственно художественным и религиозным каноном (канонизация или «освящение» памятников мировой литературы, судьба апокрифов), а также то, что подлинно эстетический канон возникает не вследствие искусственных предписаний, а формируется в русле определенной культурной традиции как язык искусства своего времени, не более нормативный, чем любая знаковая система.[121]

В христианской терминологии канон используется главным образом в том значении, в котором его впервые употребил апостол Павел: как правило, нравственная и юридическая норма.[122] “Канон — это правила веры и жизни христианской, это постановления вселенских соборов, а также и местных, и отдельных авторитетных лиц”.[123] Со временем канон оттеснил обычай, некогда единственный источник церковного права, оставив ему, тем не менее, решающий голос в тех вопросах, на которые сам не давал ответа. Но канон — это не только “правило веры, правило церкви, собора», но и «общее количество псалмов, которые монах обязан прочесть в сутки, и — особый жанр песнопений”.[124]

Современная церковная мысль, понимая канон в духе святителя Григория Паламы как «божественный строй, чин, ритм, порядок жизни, даруемый Духом Святым и проявляемый в человечестве и во всем творении»[125], отделяет канон от таких, близких ему понятий, как Предание, закон, догмат, традиция, устав, обычай.

Вероятно, употребление канона в значении жанра богослужебного пения было связано, прежде всего, с пониманием его как меры, единицы измерения и пришло из музыкальной области. Г. Риман отмечает, что у греков каноном назывался монохорд, ввиду того, что последний служил для математического определения высоты тона (октава равна 1/2 длины струны и т. д.); вследствие чего пифагорейцы, музыкальная теория которых опиралась на канон, назывались канониками в противоположность гармоникам (Аристоксен и его школа), которые не придавали большого значения математике в музыке.[126]

Особенностью канонов как жанра богослужебного пения является то, что каждый из них составлялся на основе библейских песней, принадлежащих ветхозаветным пророкам и праведникам. Этих песней в Библии 12. Из них 9 вошли в состав канонов. Вот темы и начала некоторых из библейских песней:

I — песнь пророка Моисея “Поим Господеви: славно бо прославися...”.

III — песнь Анны “Утвердися сердце мое о Господе” (За рожденного сына Самуила).

IV — песнь пророка Аввакума “Господи, услыших слух твой и убояхся” (О воплощении Бога).

VII — песнь трех отроков “Благослови, еси, Господи, Боже отец наших”.

IX — песнь Богородицы “Величит душа моя Господа” и пророка Захарии “Благословен Господь Бог”.[127]

Среди канонов особо выделяется Великий покаянный канон Андрея Критского, называемый великим “по мыслям в оном заключенном и по множеству тропарей”[128]: в обычных канонах их около 30, а в этом - 250. С покаянием как сердцевиной духовной жизни связан Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, входящий во все православные молитвословы.

В эпоху Средневековья и Возрождения существовал и так называемый загадочный канон, отличающийся тем, что в нем давалась собственно музыкальная тема, а моменты вступления имитирующих голосов (так же, как и интервал вступления) должны были определять сами исполнители.[129]

Но дошедший до нашего времени богослужебный чин канона имеет длительную историю становления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.