Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Против старших





Неудачи советизации быта пытались компенсировать созданием особого детского мира, противостоящего миру взрослых. А поскольку для традиционной крестьянской культуры конфликт поколений был малоактуальным, понадобилась особая детская организация, которая бы помогала детям противостоять той системе ценностей, которые исповедовали родители. Для этого-то и нужны были пионеры.

Комсомол и пионерия позиционировали себя как союзы молодых, союзы тех, кому принадлежит будущее. Это будущее — с развевающимися красными галстуками, кострами, песнями — можно было противопоставить прошлому — с колокольным звоном, церковными песнопениями и крестными ходами. Объединив в себе черты поддерживаемой режимом организации и неформального молодежного движения, пионерская организация приобретала среди детей самую настоящую популярность.

Ситуация, когда государство науськивало неформалов-подростков на родителей, совершенно уникальна. При этом официальная пропаганда провоцировала детей поступать вопреки воле родителей. Ребенка, пошедшего против старших, воспевала литература. Наиболее талантливым из текстов такого рода является известное стихотворение Эдуарда Багрицкого «Смерть пионерки» (1932), посвященное умирающей от скарлатины девочке, не согласившейся надеть крестик. Думаю, что песни, которые в своем гитлерюгендском детстве самозабвенно распевала героиня Кристы Вольф, были столь же талантливы.

В результате деятельности педагогов и пионерских вожаков для молодежи ходить в храм стало, как сказали бы сейчас, «не круто». Травля со стороны сверстников была куда более действенным средством антирелигиозной пропаганды, чем государственные репрессии. Педагоги всячески провоцировали детей высмеивать своих верующих соседей и спорить с ними. Детям церковных старост и просто церковных людей приходилось терпеть постоянные насмешки.

Позже, когда советская идеология победила, как казалось, полностью и окончательно, детская литература перестала противопоставлять детей родителям. Послушание старшим вновь вошло в число детских добродетелей. Новые поколения детей, читая включенное в школьную программу стихотворение Багрицкого, искренне недоумевали: почему девочка не хочет пойти навстречу матери и почему такой пустяк, как отказ надеть крестик, является героизмом?

«Для какой полезной цели можно использовать храм?»


Настоящим питомником по разведению «нового человека» могли стать детские дома. События революции и Гражданской войны привели к тому, что огромное количество детей было оторвано от семей и воспитывалось государством. В 1924 году журнал «На путях к новой школе» напечатал отчет об антирелигиозных беседах, которые проводил в одном из детских домов двадцатилетний учитель Петр Алампиев. Он предлагал строить беседы по схеме платоновских диалогов. Учитель задавал детям наводящие вопросы (что такое религия? что такое Бог? возможна ли религия, если нет языка? были ли попы у древних людей?) и, разбирая ответы, постепенно подводил их к нужным выводам. И лишь после того, как дети усваивали в качестве истины в последней инстанции предлагаемые атеистическим мировоззрением схемы, учителя начинали читать с ними Ветхий Завет.

Когда ребенок читает Ветхий Завет под руководством умного учителя-атеиста, у него создается впечатление, что атеизм — это его сознательный выбор, сделанный после знакомства с первоисточниками. После такого чтения Священного Писания учитель провел для школьников экскурсию по храмам. Вот как об этом мероприятии рассказывал сам организатор: «Подойдя к собору, мы осмотрели его извне и малость побеседовали о его высоте, стоимости и т. д....Перед самым входом даю детям задачу: в церкви осмотреться и прикинуть, для какой более полезной цели можно было бы использовать храм...»

Когда эти дети выросли, они, конечно же, вспоминали умного молодого учителя, который так наглядно вскрыл им поповский обман. Я не сомневаюсь в том, что в гитлерюгенде были не менее яркие учителя. Но немцы, в отличие от нас, научились отличать человеческий восторг перед горячими и искренними проповедниками нацизма от содержания этой проповеди. А нам еще предстоит этому учиться. И юбилей пионерской организации мог бы стать хорошим поводом для того, чтобы об этом задуматься.

Гітлерюргент

Гитлерюгенд (нем. Hitler-Jugend, старая орфография Hitlerjugend, сокращение HJ) — юношеская военизированная нацистская организация, которую возглавлял Рейхсюгендфюрер.
Организация «Гитлерюгенд» была основана 3—4 июля 1926 в Веймаре как национал-социалистическое молодёжное движениеВ последние годы Веймарской республики гитлерюгенд внёс свой вклад в эскалацию насилия на улицах немецких городов. Организованные группы гитлерюгенда нападали на кинотеатры, где шли показы антивоенного фильма «На Западном фронте без перемен». Насилие против владельцев кинотеатров и зрителей привело к тому, что фильм был изъят из проката на территории многих регионов Германии. Иногда чиновники пытались утихомирить разбушевавшуюся молодежь запретительными мерами. Так, в январе 1930 года городской глава Ганновера и бывший военный министр Густав Носке (социал-демократ) запретил школьникам вступать в гитлерюгенд. Его примеру последовали и в других землях страны. Однако подобными мерами с гитлерюгендом невозможно было справиться. Нацисты использовали репутацию гонимых властями народных борцов для пропаганды и привлечения новых членов в молодёжную организацию. Подвергнутые наказанию активисты коричневого движения выдавали себя за «жертв», пострадавших за правду. Едва власти запрещали какую-нибудь ячейку гитлерюгенда, как та возрождалась под другим названием, например, «Друзья природы» или «Юные народные филателисты». Фантазия не знала границ. В Киле, например, по улицам маршировала группа учеников из мясных лавок в своих заляпанных кровью фартуках, когда власти запретили ношение формы гитлерюгенда. «Враги трепетали при появлении этой группы. Они знали — у каждого под фартуком здоровенный нож», — вспоминал один из очевидцев. Гитлерюгенд повсеместно участвовал в предвыборной кампании. Они распространяли листовки и брошюры, приклеивали плакаты и писали на стенах лозунги. Многие родители беспокоились за здоровье своих детей, так как их участие в агитационной работе на улице было небезопасным делом. С 1931 до конца января 1933 года в стычках при исполнении «служебного долга во имя фюрера» было убито больше 20 членов гитлерюгенда (здесь следует отметить, что гибли юноши и из прокоммунистических молодёжных объединений).
Имя гитлерюгендца из Берлина, павшего от рук «красной молодёжи» в районе Моабит, быстро стало известно — Герберт Норкус. В своё время его овдовевший отец в результате экономического кризиса был вынужден продать маленькую продовольственную лавку. Вскоре он вступил в НСДАП. Утром 24 января 1932 года пятнадцатилетний Герберт с товарищами раздавал прохожим листовки. На них напала группа таких же подростков из коммунистической организации. Члены гитлерюгенда бросились бежать, но преследователи догнали Норкуса и несколько раз ударили ножом. Юноша скончался от потери крови. Убийцы скрылись.

Церемонию похорон на кладбище Плетцензее нацисты превратили в пропагандистскую акцию. Пастор Венцль, служивший на похоронах, заявил в прощальном слове, что «Герберт Норкус есть пример для всей немецкой молодёжи». Тогдашний нацистский гауляйтер Берлина Йозеф Геббельс призвал собравшихся к мщению: "Никто не отнимет у нас надежду на то, что наступит день мести. И тогда те, кто болтает о гуманности и любви к ближнему, но убили нашего товарища без суда, узнают силу новой Германии. Тогда они будут молить о пощаде. Слишком поздно. Новая Германия требует искупления".

 

Во время съездов НСДАП проводился День Гитлерюгенда. Во время этого дня проходили партийные митинги на Франкенштадионе, который расположен на территории съездов НСДАП.

Руководство гитлерюгенда старалось любыми способами привлечь молодежь. Организовывались торжественные шествия, пропагандистские марши и парады, военные игры, спортивные соревнования, туристические походы, молодежные слеты, международные встречи с членами молодежных фашистских объединений Италии и других стран. Совместная жизнь делала гитлерюгенд очень привлекательной для молодежи. Проводились регулярные паломничества в Браунау-на-Инне, на родину Гитлера. Любой юноша мог найти в деятельности гитлерюгенда что-нибудь интересное для себя: занятия искусством или народными промыслами, авиамоделирование, журналистика, музыка, спорт и т. д.
Кроме военизированных действ, по воскресеньям организовывались вечера, на которых собирались небольшие группки гитлерюгенда, чтобы выработать планы дальнейших действий, послушать пропагандистские радиопередачи. С другой стороны, юноша, не бывший членом гитлерюгенд, как бы отделялся от своих товарищей, которые таковыми были. Участие в гитлерюгенд начиналось с 10 лет. Ежегодно 15 марта каждый достигший десятилетнего возраста мальчик обязан был зарегистрироваться в Имперской молодёжной штаб-квартире. После тщательного изучения сведений о ребёнке и его семье, где особое внимание уделялось его «расовой чистоте», он считался «свободным от позора». Чтобы быть принятым, необходимо было пройти так называемые «Испытания мальчиков» и врачебное обследование. Затем следовала торжественная церемония приема в младшую возрастную группу — юнгфольк. Церемония проводилась в день рождения фюрера (20 апреля), в присутствии высокого партийного руководства. Переход в следующую возрастную группу происходил также торжественно и помпезно.

В гитлерюгенде важнейшее внимание уделялось таким темам, как расовая теория, политика народонаселения, немецкая история и политическое страноведение. На первом плане стояли «Господствующая раса» и политика по отношению к евреям, по истории — биография Гитлера, история НСДАП, политическое страноведение, причем, наибольшее внимание уделялось странам фашизма.

Но намного важнее, чем умственное воспитание, было воспитание физическое. В основу спортивного развития ставились соревнования. С 1935 года ежегодно стали проводиться спортивные состязания рейха. Проводились соревнования по лёгкой атлетике, рукопашному бою и командному спорту.

 

1 декабря 1936 года, по принятии «Закона о гитлерюгенде» (Gesetz über die Hitler-Jugend), а затем в 25 марта 1939 года — по принятии «Молодёжного служебного долга» (Jugenddienstpflicht) прежде формально добровольное участие в движении стало обязательным. С вступлением в должность руководителя организации Бальдура фон Шираха гитлерюгенд стала частью НСДАП.

 

Гитлер, выступая с речью в Рейхенберге (присоединенный к Германии город чешских Судет, ныне Либерец) в начале 1938 г., следующим образом высказывался по поводу судьбы немецкой молодежи:

Эта молодежь — она не учится ничему другому, кроме как думать по-немецки, поступать по-немецки. И когда эти мальчики и девочки в десять лет приходят в наши организации и зачастую только там впервые получают и ощущают свежий воздух, через четыре года они попадают из Юнгфолька в гитлерюгенд, где мы их оставляем еще на четыре года, а затем мы отдаем их не в руки старых родителей и школьных воспитателей, но сразу же принимаем в партию или Рабочий фронт, в СА или СС, в НСКК и т. д. А если они там пробудут полтора или два года и не станут совершенными национал-социалистами, тогда их призовут в «Трудовую повинность» и будут шлифовать в течение шести-семи месяцев с помощью кое-какого символа — немецкой лопаты. А тем, что останется через шесть или семь месяцев от классового сознания или сословного высокомерия, в последующие два года займется вермахт. А когда они вернутся через два, или три, или четыре года, мы их тотчас же возьмем в СА, СС и т. д., чтобы они ни в коем случае не взялись за старое. И они больше никогда не будут свободными — всю свою жизнь.
Гитлерюгенд. 1938

 

Скаути (?)

В июне 1907года английский лорд и генерал Второй англо – бурской войны Роберт Баден – Пауэлл собрал на маленьком островке Браунси группу мальчишек – подростков. Они разделились на патрули по пять человек в каждом и придумали себе названия: «Буйволы», «Волки», «Вороны» и т.д. Выглядели ребята живописно: зеленые блузы, шорты, широкополые шляпы и шейные платки разного цвета. Баден - Пауэлл, не будучи педагогом, выбрал правильный метод воспитания - через игру и дело. Юные разведчики (именно так переводится слово «скаут») жили в палатках вдали от цивилизации, учились самостоятельно выживать в сложных условиях: разжигать костры, кашеварить, оказывать медицинскую помощь, ориентироваться на местности. Именно практические действия на открытом воздухе легли в основу скаутского метода. Первый опыт такого воспитания умел успех, и уже в 1908 году вышла книга Баден – Пауэлла «Скаутинг для мальчиков». Во многих городах Европы нашлись последователи увлекательного почина, стали печататься книги и выходить журналы для руководителей. Постепенно сформировались свои законы, правила, традиции. Каждый участник добровольно брал на себя обязательство выполнять свой долг перед Богом, Родиной, перед собой и другими людьми. Эти три долга стали основными принципами скаутского движения. Его также отличали независимость и непричастность к политике.

В 1909 году скаутское движение стало известно в России, и уже скоро в парке Павловска полковник лейб- гвардии Его Величества полка Олег Иванович Пантюхов зажег первый скаутский костер. Скаутским движением заинтересовался сам Николай II. Пригласив на обед О. Пантюхова, подробно расспросив его о скаутах, царь понял, как необходима и своевременна для России идея скаутизма. Действительно, после русско – японской войны страна переживала кризис; разочарование, тоска и безверие тяготили умы не только взрослых, но и подрастающего поколения. А увлекательная скаутская деятельность в ненавязчивой форме учила самостоятельности и выносливости, честности и благородству, воспитывала любовь к Родине и готовность умереть за нее.

Скаутские отряды стали возникать по всей стране. Руководителями их были настоящие подвижники, известные люди. В. А. Попов, главный редактор журнала «Вокруг света», стал руководителем первого скаутского отряда в Москве; писатель В. Янчевецкий (псевдоним В. Ян) на свои средства издавал литературу для руководителей скаутского движения. Покровителем русских скаутов стал святой Георгий (Победоносец). Именно в день его памяти, 6 мая, проводились большие праздники посвящения в скауты.

А потом в России произошел переворот, к власти пришли большевики, и участь скаутов была решена. Главным борцом против скаутов, ряды которых насчитывали к тому времени уже 53 тысячи человек, стала Н. К. Крупская. Не политизированное движение, имеющее к тому же иностранные корни, никак не соответствовало новой идеологии. На советской территории наблюдались попытки спасти скаутские организации: так, например, было создано движение «юк – скаутов» (юных коммунистов - скаутов). Но все было тщетно: на скаутов, которые к тому же стали соперниками комсомольцев, начались гонения. Движение было объявлено реакционным, буржуазным. Дошло до того, что пионеры и комсомольцы стали писать на скаутов доносы в ОГПУ. Организаторов, руководителей движения арестовывали, отправляли в лагеря. Но вплоть до 1927 года скауты подпольно вели свою деятельность и поддерживали отношения с О. Пантюховым, который в это время уже не жил в России.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.