Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распоряжение исключительным правом на селекционное достижение




 

Статья 1426. Договор об отчуждении исключительного права на селекционное достижение

Нормы, регулирующие содержание договора об отчуждении исключительного права на селекционное достижение (договора об отчуждении патента), являются новшеством российского законодательства о селекционной деятельности. Ранее в нем не была предусмотрена ни специфика договора о передаче исключительных прав обладателя патента на селекционное достижение, ни возможность принять на себя обязательства по отчуждению исключительных прав, хотя сама по себе такая возможность могла быть реализована на основании общих норм гражданского законодательства о договорах. В отличие от лицензионного договора на передачу прав на использование селекционного достижения, предполагающего известные ограничения полномочий лицензиата в отношении данного селекционного достижения, договор об отчуждении права предусматривает отчуждение всей совокупности имущественных прав патентообладателя.

Субъектами правоотношений, регулируемых ст. 1426 ГК, являются прежде всего патентообладатели (обладатели исключительных прав на селекционное достижение) и лица, ставшие их правопреемниками по данному договору.

Объект данных правоотношений - отношения, возникающие в связи с заключением гражданско-правового договора об отчуждении исключительного права на селекционное достижение.

Нормы ст. 1426 ГК предусматривают, что по договору об отчуждении исключительного права на селекционное достижение (договор об отчуждении патента) одна сторона (патентообладатель) имеет право: 1) передать принадлежащее ей исключительное право на соответствующее селекционное достижение в полном объеме другой стороне - приобретателю исключительного права (приобретателю патента); 2) взять на себя обязанность передать приобретателю принадлежащее патентообладателю право на селекционное достижение. У второй стороны (правопреемника) соответственно возникает обязанность стать обладателем исключительного права на данное селекционное достижение.

Нормы ст. 1426 ГК сопряжены прежде всего с нормами ст. 1415 (патент на селекционное достижение) и ст. 1421 (исключительное право на селекционное достижение).

По своему характеру договор, описанный в ст. 1426 ГК, является двусторонним и взаимным. Поскольку о возмездности договора в статье ничего не сказано, можно заключить, что принадлежащее патентообладателю исключительное право может быть передано другому лицу любым способом - за плату (договор купли-продажи), подарено, обменено и др.

Непременным условием действительности договора о передаче патентных прав является регистрация его Минсельхозом России (см. Правила государственной регистрации договоров о распоряжении исключительным правом на селекционное достижение и перехода такого права без договора, утв. постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 N 384*(261)). Основания для такого утверждения дает п. 2 ст. 1232 ГК, предполагающий необходимость регистрации отчуждения исключительного права на подлежащий регистрации результат интеллектуальной деятельности. Однако в нормах ст. 1426 ничего не сказано ни о форме договора об отчуждении исключительных прав на селекционное достижение, ни о необходимости его государственной регистрации.

Характерно, что специальный договор, предусматривающий возможность отчуждения исключительных прав на селекционное достижение, в законодательстве зарубежных государств, как правило, не оговаривается. Однако и норм, запрещающих подобное отчуждение, зарубежное законодательство о селекционных достижениях как объектах интеллектуальной собственности не содержит.

 

Статья 1427. Публичное предложение о заключении договора об отчуждении патента на селекционное достижение

1. Нормы ст. 1427 ГК являются новеллой российского законодательства о селекционной деятельности. Они логически связаны с нормами ст. 1426 о договоре об отчуждении исключительного права на селекционное достижение (договор об отчуждении патента). Однако они касаются лишь одной из разновидностей таких договоров, а именно - договора, по которому лицо, подавшее заявку на получение патента, обязуется передать свое исключительное право (патент) другому лицу.

Важно, что право обратиться с публичным заявлением о заключении договора об отчуждении патента на селекционное достижение закон предоставляет только селекционеру - автору селекционного достижения. Аналогичное право для иных лиц, например, для правопреемников селекционера либо для лиц, к которым право на получение патента переходит по трудовому договору, в ст. 1427 не предусмотрено.

ГК предусматривает еще несколько ограничений свободы воли субъекта рассматриваемых отношений (селекционера): во-первых, он может обратиться с публичным заявлением о согласии передать право на патент другому лицу только в определенный момент, а именно - в момент подачи заявки на патент; во-вторых, селекционер не вправе выбирать, к кому именно перейдет его исключительное право на селекционное достижение. Нормы ст. 1427 ГК решают этот вопрос однозначно: приобретателем патента может стать любой гражданин Российской Федерации или российское юридическое лицо, которые первыми изъявят желание приобрести патент и уведомят об этом патентообладателя и федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям. В-третьих, отозвать свое заявление о заключении договора об отчуждении патента селекционер может только по истечении двух лет с момента его подачи и только при условии, что за это время никто не выразил намерения заключить такой договор.

Субъектами правоотношений, регулируемых ст. 1427, являются: 1) автор селекционного достижения, подающий заявку на выдачу патента на селекционное достижение; 2) федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям; 3) лицо (гражданин Российской Федерации или российское юридическое лицо), первым изъявившее желание приобрести патент на селекционное достижение.

Объектом данных правоотношений являются отношения, возникающие в связи с размещением публичного заявления селекционера о его готовности передать патент на селекционное достижение любому желающему лицу.

На основании п. 1 ст. 1427 ГК автор селекционного достижения получает право вместе с заявкой на выдачу патента на селекционное достижение подать в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям заявление о согласии заключить договор об отчуждении патента.

2. Правовым следствием публикации такого заявления является освобождение заявителя от уплаты предусмотренных ГК патентных пошлин на заявку на выдачу патента на селекционное достижение и на сам патент, выданный по такой заявке.

Право отозвать свое заявление о готовности заключить договор об отчуждении патента у селекционера возникает только через два года после размещения соответствующего заявления и только при условии, что за эти два года договор об отчуждении патента не был заключен, а также не поступило письменное уведомление о желании заключить такой договор. Однако закон не обязывает селекционера отзывать свое заявление. Этой возможностью он может и не воспользоваться.

С целью отзыва заявления селекционер должен подать в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям ходатайство об отзыве своего заявления. Кроме того, он должен уплатить все необходимые пошлины, от которых был освобожден ранее.

3. Любой гражданин Российской Федерации или российское юридическое лицо может изъявить желание получить соответствующий патент. В этом случае данному лицу необходимо письменно уведомить о своем желании патентообладателя и федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, а затем - оплатить патентные пошлины на заявку на выдачу патента на селекционное достижение и на сам патент, выданный по такой заявке (см. постановление Правительства РФ от 14.09.2009 N 735).

Документ, подтверждающий уплату всех патентных пошлин, от которых был освобожден заявитель, должен быть приложен к заявлению о регистрации договора об отчуждении патента. Соответствующее заявление подается в Минсельхоз России.

Характерно, что в нормах ст. 1427 ГК речь идет не о заявлении со стороны лица, пожелавшего воспользоваться патентом на селекционное достижение, а именно об уведомлении этим лицом федерального органа и селекционера о своем желании получить патент. Однако не совсем ясно, как именно должен поступить федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям в ситуации, если письменное уведомление о намерении заключить договор об отчуждении патента поступит одновременно от нескольких лиц.

Федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям в случае поступления от селекционера заявления об отчуждении прав на патент должен со своей стороны: 1) разместить в официальном бюллетене информацию об упомянутом заявлении; 2) освободить заявителя от всех связанных с получением патента на селекционное достижение патентных пошлин; 3) принять уведомление лица, выразившего желание заключить с селекционером договор об отчуждении патента на селекционное достижение и оплатить все связанные с получением патента патентные пошлины; 4) зарегистрировать договор об отчуждении патента; 5) в случае отзыва заявления селекционером - опубликовать в официальном бюллетене сведения об отзыве указанного заявления.

 

Статья 1428. Лицензионный договор о предоставлении права использования селекционного достижения

Лицензионный договор как основание права на использование селекционного достижения используется довольно давно. Так, ст. 16 Закона о селекционных достижениях устанавливала, что предоставление права на использование селекционного достижения осуществляется по лицензионному договору (исключительная, неисключительная лицензия). Кроме того, селекционные достижения могли использоваться на основании открытой или принудительной лицензии. В связи с этим положения ст. 1428 ГК нельзя признать новеллой законодательства.

По общему правилу, лицензионный договор заключается между патентообладателем (лицензиаром) и заинтересованным пользователем (лицензиатом). При этом если лицензиату передается исключительное право на использование селекционного достижения с возложением на него обязанности выплачивать суммы, обусловленные договором, или использовать безвозмездно в пределах, оговоренных договором, с одновременным принятием лицензиаром на себя обязательства не предоставлять аналогичных лицензий другим лицам, сохраняя при этом за собой права на использование селекционного достижения в части, не передаваемой лицензиату, то есть все основания квалифицировать такой договор, как исключительную лицензию. Если за лицензиаром сохраняются все права, предоставляемые патентом на селекционное достижение, в том числе право на предоставление лицензий третьим лицам, то имеет место договор неисключительной лицензии.

Исключительная лицензия действительна после ее регистрации.

 

Статья 1429. Открытая лицензия на селекционное достижение

1. Положения об открытой лицензии, заключенные в п. 1 ст. 1429 ГК, впервые в российском законодательстве о селекционных достижениях были предусмотрены в ст. 19 Закона о селекционных достижениях. Однако формулировка этих положений в ГК была изменена. Во-первых, если в Законе о селекционных достижениях говорилось о том, что патентообладатель имеет право опубликовать заявление об открытой лицензии, то в соответствии с рассматриваемой нормой патентообладатель может подать в соответствующий орган лишь заявление о возможности предоставления открытой лицензии. Из этого следует, что окончательное решение о публикации заявления об открытой лицензии должен принимать не патентообладатель, а федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям. Соответственно нормы п. 1 ст. 1429 ГК позволяют предположить, что федеральный орган может принять решение и об отказе в публикации заявления об открытой лицензии (что явилось бы ограничением исключительных прав патентообладателя на распоряжение селекционным достижением). В связи с этим формулировка рассматриваемой нормы (абз. 1 п. 1 ст. 1429) представляется менее удачной, чем та, что была зафиксирована в ст. 19 Закона о селекционных достижениях.

Как и в Законе о селекционных достижениях, в ГК оговаривается, что в случае публикации сведений об открытой лицензии, с начала года, следующего за годом публикации соответствующего заявления, размер пошлины за поддержание патента в силе снижается на 50%.

В отличие от ст. 19 Закона о селекционных достижениях, где в качестве единственного условия получения открытой лицензии упоминалась лишь выплата заявленных платежей, нормы ст. 1429 ГК предполагают, что помимо суммы роялти (платежей за предоставление лицензии) патентообладатель в заявлении об открытой лицензии может указать и другие условия ее получения. При этом в отличие от ранее действовавшего законодательства лицо, изъявившее желание использовать селекционное достижение на условиях открытой лицензии, не может ограничиться лишь простым уведомлением об этом патентообладателя. Между ним и патентообладателем должен быть заключен простой лицензионный договор.

Упоминание о том, что публикация заявления об открытой лицензии в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям производится за счет патентообладателя, введено на уровне закона впервые.

Что же касается правовых последствий отзыва заявления об открытой лицензии для лиц, заключивших по ней лицензионные договоры, то восполняя имеющийся ранее пробел, нормы абз. 3 п. 2 ст. 1429 ГК предполагают, что лицензиаты сохраняют свои права на весь срок действия этих договоров.

Другим оговоренным в ст. 1429 ГК следствием отзыва заявления об открытой лицензии является публикация сведений об этом в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям. Логично предположить, что равно как и в случае с публикацией заявления об открытой лицензии, оплатить публикацию сообщения об ее отзыве должен патентообладатель.

Вызывает вопрос отсутствие в нормах ст. 1429 ГК упоминания о внесении федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений записи о предоставлении открытой лицензии, а также о прекращении договора, заключенного на условиях открытой лицензии. Соответствующее требование не без оснований было оговорено в ст. 19 Закона о селекционных достижениях, где говорилось, что Госкомиссия вносит в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений запись о предоставлении открытой лицензии с указанием размера платежей. Однако нормы Закона о селекционных достижениях не предусматривали необходимость заключения лицензионного договора между патентообладателем и лицом, обратившемся за открытой лицензией.

Между тем согласно п. 2 ст. 1232 и п. 2 ст. 1235 ГК лицензионные договоры на использование селекционного достижения как договоры, которые предполагают предоставление права использования селекционного достижения (т.е. результата интеллектуальной деятельности, подлежащего государственной регистрации), требуют государственной регистрации. Это требование в отношении лицензионных договоров на использование селекционных достижений названо и в подп. 8 п. 2 ст. 1439 ГК. В связи с этим представляется необходимым внесение в нормы ст. 1429 ГК положения, согласно которому федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям должен вносить в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений запись о предоставлении открытой лицензии, а также о прекращении договора, заключенного на условиях открытой лицензии.

Субъектами правоотношений, регулируемых ст. 1429, являются, во-первых, обладатели исключительного права на селекционное достижение (патентообладатели), во-вторых, федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям и, в-третьих, любое лицо, пожелавшее получить право на использование селекционного достижения (лицензию) и согласившееся выплачивать заявленные патентообладателем платежи, а также выполнять иные условия получения лицензии.

Заявление об открытой лицензии является не обязанностью, а правом патентообладателя, которое он может реализовать в любой момент действия патента на селекционное достижение. В соответствии с оговоренным в ГК правом на свободное распоряжение субъекта своим исключительным правом на объект интеллектуальной собственности (в данном случае - селекционное достижение), на его использование любым, не запрещенным в законе способом, федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям не может воспрепятствовать патентообладателю в публикации такого заявления.

Для публикации сведений об открытой лицензии патентообладатель представляет в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям заявление, в котором должны быть определены сумма платежей за использование селекционного достижения и иные условия получения лицензии, а также оплачивает публикацию.

Поскольку объявление открытой лицензии и условий ее предоставления носят характер публичной оферты, патентообладатель не может изменять условия ее получения в отношении кого-либо из лицензиатов. Именно этим обусловлена оговоренная в ст. 1429 обязанность патентообладателя заключить с лицом, изъявившим желание использовать указанное селекционное достижение, лицензионный договор на условиях простой лицензии.

Право отозвать заявление об открытой лицензии у патентообладателя возникает только через два года после ее открытия, т.е. со дня публикации в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям сведений об открытой лицензии. При этом патентообладатель должен оплатить публикацию в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям сообщения об отзыве открытой лицензии.

Если до отзыва открытой лицензии никто не изъявил желание использовать селекционное достижение, патентообладатель обязан доплатить 50% пошлины за поддержание патента в силе за весь период, прошедший с первого дня года, следующего за годом, в котором были опубликованы сведения об открытой лицензии. После отзыва открытой лицензии у патентообладателя возникает обязанность уплачивать пошлину за поддержание патента в силе в полном размере.

Федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям со своей стороны должен опубликовать в своем официальном бюллетене предоставленные патентообладателем сведения об открытой лицензии, а в случае ее отзыва - сообщения об отзыве открытой лицензии.

Любое лицо, пожелавшее воспользоваться открытой лицензией, имеет право заключить с патентообладателем простой лицензионный договор на условиях, изложенных в заявлении об открытой лицензии. В обязанности лицензиата в этом случае входит оплата установленных в заявлении платежей и выполнение иных оговоренных условий использования селекционного достижения.

В нормах международного права и, в частности, в Конвенции по охране новых сортов растений, нет положений, предполагающих разрешение использования селекционного достижения в форме публичной оферты. В параграфе 2 ст. 5 Конвенции предусматривается лишь, что селекционер или его правопреемник вправе выдавать разрешения на условиях, определяемых им самим.

 

§ 4. Селекционное достижение, созданное,
выведенное или выявленное в порядке выполнения
служебного задания или при выполнении работ по договору

 

Статья 1430. Служебное селекционное достижение

1. Статья 1430 ГК посвящена вопросам, связанным со служебными селекционными достижениями, которые регулируются ГК на основании тех же принципов, что и служебные изобретения, полезные модели и промышленные образцы.

ГК определяет, что селекционные достижения считаются служебными, если они созданы, выведены или выявлены работником в рамках выполнения своих трудовых обязанностей или при выполнении конкретного задания работодателя.

При установлении круга трудовых обязанностей автора служебного селекционного достижения действуют правила, аналогичные тем, что касаются других служебных объектов интеллектуальной собственности. Однако при этом необходимо учитывать, что по сравнению с другими объектами интеллектуальной собственности в данном случае ГК максимально широко охватывает возможные способы появления новых селекционных достижений, перечисляя не только их создание, но также выведение и выявление. В связи с этим трудовые обязанности автора служебного селекционного достижения должны охватывать как создание селекционных достижений, так и их выведение и выявление.

Трудовые обязанности автора селекционного достижения прежде всего вытекают из трудового договора, который согласно ст. 56 ТК должен определять трудовую функцию работника.

Трудовые обязанности также могут определяться внутренними документами работодателя, с которыми работник ознакомлен. К таким документам относятся приказы, положения, должностные инструкции.

ГК также указывает на то, что служебным считается селекционное достижение, которое создано в связи с выполнением работником конкретного задания работодателя. Очевидно, что такое задание должно даваться работодателем в пределах общих обязанностей автора как работника. В ином случае, если указание работодателя касается трудовой деятельности, которая не вытекает из трудового договора, задание работодателя может рассматриваться как изменение трудовой функции, т.е. перевод на другую работу, которое на основании ст. 72.1 ТК допускается только с письменного согласия работника.

2. ГК закрепляет за работником, создавшим служебное селекционное достижение, право авторства, которое является неимущественным и не может отчуждаться.

3. Исключительное право на служебное селекционное достижение, являющееся согласно ст. 1226 ГК имущественным правом, а также право на получение патента принадлежат работодателю. Вместе с тем в ряде случаев исключительное право на служебное селекционное достижение может не перейти к работодателю и сохраниться у работника в следующих случаях.

Во-первых, соглашением, в том числе трудовым договором, между работником и работодателем может быть предусмотрено иное распределение исключительных прав на указанные объекты.

Во-вторых, ГК предоставляет работодателю четырехмесячный срок, в течение которого он может подать заявку на выдачу патента в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, передать право на подачу данной заявки другому лицу либо сообщить работнику о сохранении информации о созданном достижении в тайне. Если работодатель не совершит ни одно из указанных действий, то право на получение соответствующего патента переходит к работнику. В этом случае ГК сохраняет за работодателем право на использование служебного селекционного достижения в собственном производстве на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой патентообладателю компенсации.

4. Если соглашениями, заключенными между работником и работодателем, не закреплено право работника на получение патента, т.е. в ситуации, когда право на получение патента принадлежит работодателю, работник обязан письменно уведомить работодателя о создании служебного селекционного достижения. Поскольку ГК не установлено, в течение какого времени работник должен уведомить работодателя, этот срок должен быть определен в трудовом договоре либо определен работодателем и доведен до работника. В ином случае, если срок направления упомянутого уведомления не определен, рассматриваемое положение ГК фактически теряет смысл.

С даты уведомления работодателя о создании служебного селекционного достижения начинает исчисляться четырехмесячный срок для совершения работодателем одного из указанных ниже действий.

Во-первых, работодатель может подать заявку на выдачу патента на селекционное достижение и после получения патента стать обладателем исключительного права на селекционное достижение. Требования к такой заявке установлены ст. 1433 ГК.

Во-вторых, работодатель имеет право передать право на подачу заявки на патент другому лицу. Вопросы передачи права на получение патента не раскрываются в ГК. Тем не менее из общих положений можно сделать вывод о том, что такая передача должна производиться на основании договора между работодателем и иным лицом, желающим получить соответствующий патент. Права на получение патента могут быть переданы только до регистрации селекционного достижения. После такой регистрации работодатель может заключить договор об отчуждении исключительного права либо лицензионный договор.

В-третьих, информация о результатах интеллектуальной деятельности по решению работодателя может быть сохранена в тайне. ГК не уточняет, что в данном случае имеется в виду коммерческая тайна, поэтому представляется, что рассматриваемая норма будет распространяться также и на информацию, которая не удовлетворяет критериям коммерческой тайны.

5. Работник вправе требовать от работодателя выплаты ему вознаграждения за использование служебного селекционного достижения.

При этом ГК устанавливает определенные требования к размеру и порядку выплаты такого вознаграждения. Так, минимальный размер вознаграждения составляет 2% от суммы ежегодного дохода от использования селекционного достижения, включая доход от предоставления лицензий. ГК также устанавливает, что вознаграждение выплачивается работнику в течение шести месяцев после истечения каждого года, в котором использовалось селекционное достижение.

Право на данное вознаграждение возникает у работника, если ему не перешло право на получение патента и селекционное достижение используется работодателем или другим лицом на основании лицензионного договора, заключенного с работодателем. В том случае, если работником был получен патент на селекционное достижение, работодатель выплачивает не вознаграждение, а компенсацию, размер которой ГК не регламентируется и, как указывалось, определяется соглашением между работодателем и работником. В случае недостижения согласия относительно размера и порядка выплаты вознаграждения соответствующий спор рассматривается судом.

6. Пункт 6 ст. 1430 ГК регулирует отношения, которые возникают при создании работником селекционных достижений за рамками своих служебных обязанностей, но с использованием денежных, технических или иных материальных средств работодателя. В этой ситуации ГК не признает указанные объекты служебными и предоставляет право на получение патента работнику.

Однако работодателю также предоставлены определенные права. Во-первых, он вправе потребовать предоставления ему безвозмездной простой (неисключительной) лицензии на использование созданного результата интеллектуальной деятельности для собственных нужд на весь срок действия исключительного права. ГК не устанавливает какие-либо ограничения для работодателя относительно использования селекционных достижений по такой лицензии, поэтому работодатель вправе использовать селекционное достижение в любом объеме. Во-вторых, работодатель вправе потребовать возмещения расходов, понесенных им в связи с созданием работником селекционного достижения. Размер такого возмещения ГК не определяет и оставляет решение данного вопроса на усмотрение сторон. Тем не менее, как представляется, размер компенсации должен быть адекватен расходам (убыткам) работодателя или рыночной стоимости использования его оборудования.

 

Статья 1431. Селекционные достижения, созданные, выведенные или выявленные по заказу

Положения ст. 1431 ГК следует отнести к новеллам законодательства РФ, поскольку ни Закон о селекционных достижениях, ни другие нормативные акты не предусматривали такого основания создания селекционных достижений. При этом в рамках ГК ст. 1431 имеет свои аналоги, о которых будет сказано ниже.

Обращает на себя внимание особая редакция названия и содержания ст. 1431 ГК: в названии использован термин "заказ", а в содержании п. 1 речь идет о договоре, предметом которого является создание, выведение или выявление определенного селекционного достижения. Далее законодатель в скобках уточняет, что именно такой договор признается заказом. Тем ст. 1431 не устанавливает иного договора, по которому можно создать селекционное достижение.

Правда, возникает вопрос о соотношении этого положения со ст. 1432 ГК, которая хотя и носит отсылочный характер, однако устанавливает еще одно основание создания селекционного достижения - государственный или муниципальный контракт.

Субъектами правоотношений, регламентируемых ст. 1431 ГК, следует признать, с одной стороны, селекционера-подрядчика, заключившего договор (получившего заказ) на создание, выведение или выявление селекционного достижения, с другой стороны, заказчика, обозначившего условия работы селекционера над селекционным достижением и определившего свои требования к создаваемому селекционному достижению.

Кроме традиционных прав и обязанностей, предусмотренных сторонами в договоре - заказе, автор селекционного достижения, созданного по заказу, и не являющийся патентообладателем, имеет право на вознаграждение в соответствии с п. 5 ст. 1430 ГК.

С учетом норм п. 4 ст. 1431 ГК и практики создания селекционных достижений можно сделать еще один вывод: если селекционное достижение создано в процессе НИР и при этом в договоре не была оговорена возможность получения такого результата, то автор, не являющийся патентообладателем, не может требовать вознаграждения именно за созданное им селекционное достижение.

В целях предотвращения подобных ситуаций рекомендуем включать в договоры на выполнение НИР условие: "если в процессе выполнения работ по настоящему договору исполнителем будет создано, получено селекционное достижение, то право на получение патента, а также исключительное право принадлежит заказчику. Исполнитель имеет право на получение дополнительного вознаграждения, размер и условия выплаты которого определяются сторонами в дополнительном соглашении, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора".

 

Статья 1432. Селекционные достижения, созданные, выведенные или выявленные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту

Несмотря на то что ст. 1432 ГК носит отсылочный характер, следует иметь в виду, что создание селекционного достижения при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту не является новым для отечественного законодательства.

Так, во исполнение Указа Президента РФ от 22.07.1998 N 863 "О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий"*(262) постановлением Правительства РФ от 02.09.1999 N 982 было установлено, что права на результаты научно-технической деятельности, ранее полученные за счет средств республиканского бюджета РСФСР, той части государственного бюджета СССР, которая составляла союзный бюджет, и средств федерального бюджета, подлежат закреплению за Российской Федерацией, если:

- права на такие результаты не включены в установленном порядке в состав приватизированного имущества;

- эти результаты не являются объектами исключительных прав физических или юридических лиц;

- на эти результаты не поданы в установленном порядке заявки на получение исключительных прав.

В то же время Закон о селекционных достижениях не предусматривал возможность создания селекционного достижения при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту.

Субъектами правоотношений, возникающих в связи с созданием, выведением или выявлением селекционного достижения при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту, являются исполнитель и уполномоченный государственный орган. В соответствии со ст. 4 ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 08.05.2010)*(263) государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Применительно к селекционным достижениям таким органом является Минсельхоз России, который в установленном порядке заключает государственные контракты на размещение заказов на проведение НИР для государственных нужд (п. 5.3 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 450 (в ред. от 27.01.2009)*(264)).

Руководствуясь положениями ст. 1373 ГК, на которую ссылается ст. 1432 ГК, можно сказать, что право на получение патента и исключительное право на селекционное достижение принадлежат организации, выполняющей государственный или муниципальный контракт (исполнителю).

Вместе с тем законодатель допускает право сторон предусмотреть в контракте условие, в соответствии с которым это право может принадлежать:

- Российской Федерации;

- субъекту РФ;

- муниципальному образованию;

- совместно исполнителю и Российской Федерации;

- исполнителю и субъекту РФ;

- исполнителю и муниципальному образованию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.