Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Транснациональные корпорации




Негосударственные незаконные вооруженные формирования и организации террористической, экстремистской, радикальной политической, радикальной религиозной направленности

Этот вид субъектов информационного противоборства:

  • имеет интересы в информационном пространстве;
  • создает собственный (часто — закрытый) сегмент информационного пространства, стремится к захвату или контролю (а также к разрушению и замещению на собственный) сегментов национального и/или глобального информационного пространства;
  • создает в рамках своих или союзных структур силы, в функции и задачи которых входит ведение информационного противоборства;
  • создает и использует собственный научно-технический потенциал (редко, как правило, только для крупных организаций) и/или использует потенциал союзников, а также поддерживающих их стран, так или иначе связанных с деятельностью этого субъекта или (гласно или тайно) поддерживающих ее, для разработки и испытаний образцов и систем информационного оружия, средств его доставки и маскировки, принципов применения, а также приобретает при необходимости (чаще всего тайно) данные средства у союзников или третьей стороны;
  • разрабатывает и закрепляет на уровне своей официальной идеологии, концептуальные и идеологические положения, обосновывающие необходимость участия в информационном противоборстве, определяющие основные принципы и формы участия в нем для данного субъекта.

Этот вид субъектов информационного противоборства обладает теми же характеристиками (признаками) субъектности, что и международные организации:

  • имеет, как правило, стабильные (постоянные) интересы в информационно-телекоммуникационном пространстве;
  • участвует в формировании глобального информационного пространства и частично контролирует национальные сегменты информационного пространства;
  • создает в рамках своих структур или использует национальные структуры государств, интегрированных в контролируемое данным субъектом информационное и телекоммуникационное пространство, в функции и задачи которых входит ведение информационного противоборства;
  • создает и использует собственный научно-технический потенциал и/или использует (стимулирует создание) потенциал стран, так или иначе интегрированных в сегмент информационного пространства, принадлежащего и/или контролируемого корпорацией, или принимающих участие в ее деятельности, для разработки и испытаний образцов и систем информационного оружия, средств его доставки и маскировки, принципов применения, а также приобретает при необходимости (тайно) данные средства у третьей стороны;
  • разрабатывает и закрепляет на официальном уровне, в том числе в виде ведомственных нормативных актов, концептуальные и идеологические положения, обосновывающие необходимость участия в информационном противоборстве, определяющие основные принципы и формы участия в нем для данного субъекта.

Особую роль в информационной борьбе владельцев открытых информационно-телекоммуникационных сетей (ОТКС) и разработчиков сетевых технологий — сетевых информационных корпораций и корпораций-провайдеров, обеспечивающих циркуляцию жизненно важных потоков информации, можно охарактеризовать следующим образом.

В информационном обществе условия диктует тот, в чьих руках находятся информационные сети, ресурсы и технологии. Контроль за сетевыми ресурсами сосредоточен в руках провайдеров, обеспечивающих доступ в открытые телекоммуникационные сети для других компаний, организаций и частных лиц и гарантирующих стабильность работы с информационными потоками и сетевыми ресурсами. Деятельность провайдеров может подвергаться контролю и давлению как со стороны частных фирм и корпораций, так и органов власти тех государств, на территории которых находятся их сервера, представительства и иные активы. Однако в тех случаях, когда сетевые ресурсы компании-провайдера находятся на территориях нескольких государств, обеспечивая стабильную работу государственных органов власти и других организаций с различной формой собственности, вмешательство органов власти одного государства в работу такой компании может нанести ущерб политическим и экономическим интересам других государств, что, с одной стороны, может привести к нежелательным осложнениям во внешнеполитических отношениях, с другой, — становится хорошей гарантией безопасности и стабильности для таких компаний, так как в случае нарушения их деятельности на защиту компании, обеспечивающей циркуляцию потоков информации, обязательно придут правительственные структуры и законы тех стран, которые заинтересованы в надежной работе этого канала обмена информацией и информационного воздействия. Такие условия существования крупных информационных компаний, контролирующих сети и потоки циркулирующей в них информации, во многом сходны с условиями деятельности банковской системы Швейцарии, которые обеспечили безопасность и неприкосновенность границ этой небольшой альпийской страны в течение двух мировых войн. Таким образом, компании, контролирующие открытые информационные сети и информационные потоки в них, все больше приобретают черты транснациональных государств-корпораций, интересы которых лежат на территориях различных стран с различными законами, традициями, геополитическим положением и государственным устройством.

Также можно прийти к выводу о том, что в ближайшем будущем в любом вооруженном конфликте будут задействованы силы и средства как минимум трех сторон — агрессора, жертвы агрессии и (одной или нескольких) корпораций, обеспечивающих бесперебойное функционирование ОТКС (являющихся полем деятельности сил специальных информационно-психологических операций государства-агрессора и государства-жертвы агрессии) и контролирующих циркулирующую в них информацию. Следует отметить, что, несмотря на то, что все три стороны, очевидно, являются активными участниками конфликта и имеют самое непосредственное к нему отношение, только две из них (агрессор и жертва) находятся в юридически оформленном и закрепленном состоянии войны, третья же сторона (компания-провайдер) придерживается нейтралитета. Учитывая, что без содействия (или хотя бы при невмешательстве) провайдера, контролирующего ОТКС, силы специальных информационно-психологических операций обеих сторон вряд ли добьются желаемых результатов, активная же позиция структур, контролирующих информационные сети, может стать решающей для обеспечения успешных действий наступающей или обороняющейся стороны.

Появление надгосударственных международных информационно-сетевых корпораций, располагающих сетевыми ресурсами, расположенными на территориях различных стран мира, может привести в случае проведения силами специальных информационно-психологических операций враждующих сторон активных боевых действий на каналах ОТКС и СМИ к нанесению по вооруженным силам, населению и коммуникациям противника ударов с территорий государств, не только являющихся нейтральными по отношению к этому конфликту (не имеющих в этом регионе своих интересов) и непосредственно не примыкающих территорией к театру военных действий, но и связанных с государствами-участниками конфликта дипломатическими соглашениями различного характера (внешнеполитическими и внешнеэкономическими, торговыми, социальными, культурными и др.). Нет сомнений, что внезапность таких ударов будет новым и достаточно важным фактором, способным повлиять на характер боевых действий в целом и, при определенной трактовке таких действий враждующими сторонами, может привести к расширению очага конфликта и вовлечению в конфликт новых участников.

При этом особую роль сетевых корпораций в информационно-психологической борьбе государств можно охарактеризовать следующим образом.

1. Транснациональные корпорации в информационном обществе обладают всеми признаками суверенного государства — территорией, определяемой ареалом распространения их сетевой инфраструктуры, стратегическими ресурсами (информацией и информационными потоками, циркулирующими в принадлежащих или подконтрольных им информационно-телекоммуникационных сетях), аналогом населения (штатом лояльных сотрудников и агентов влияния) и относительно полным суверенитетом, выражающимся в реальной возможности не только отстаивать собственные интересы на международном уровне с вовлечением в решение собственных политических вопросов субъектов международной политики, но и оказывать давление на субъекты международной политики, деятельность и состояние безопасности которых зависит от стабильного функционирования сетевой инфраструктуры, притока информационных и сетевых ресурсов и новых информационно-телекоммуникационных технологий).

2. Транснациональные сетевые корпорации в информационном обществе, разрабатывая новые информационные технологии, развивая принадлежащие им глобальные информационно-телекоммуникационные сети и контролируя циркулирующие по ним потоки, вообще говоря, не принадлежащей им информации, создают тот театр военных действий, на котором затем будут разворачиваться боевые действия между участниками информационно-психологического противоборства. Новые информационные и телекоммуникационные технологии дают враждующим сторонам тот арсенал сил и средств нападения и обороны, который затем и будет использован в информационно-психологическом конфликте. Таким образом, можно считать, что информационная война ведется субъектами информационного противоборства в сфере, искусственно создаваемой человеком в результате разработки новых средств воздействия (информационных технологий) и средств доступа к уязвимым объектам нападения (сетевой инфраструктуры), т. е., фактически, в условиях и по законам, определяемым разработчиками и владельцами сетей и технологий.

На фоне прогрессирующих процессов информационной, психологической, экономической, культурной глобализации развивается процесс вытеснения традиционных государств информационными сверхкорпорациями. Следует ожидать появления в ближайшие 10-15 лет частных компаний, обладающих признаками суверенных государств: экстерриториальность; наличие собственных легитимных вооруженных сил; участие в международных организациях, предусматривающих членство только для суверенных субъектов. Параллельно с этим будут развиваться и государственные образования традиционного типа.

Одновременное развитие как государств традиционного типа, так и экстерриториальных сверхкорпораций будет протекать какое-то время без силовых конфликтов между ними. Традиционная государственность получит свое дальнейшее развитие в тех регионах, где частный бизнес недостаточно развит, чтобы сформировать внутри себя экстерриториальный субъект негосударственного типа (сверхкорпорацию) — в Латинской Америке, Юго-Восточной и Центральной Азии, Африке. В постиндустриальных регионах (Северная Америка и Европа), процессы взаимодействия государства и сверхкорпораций будут происходить на базе имеющихся правовых механизмов.

В этих условиях национальные ОТКС (и степень их развитости на территории государства) можно рассматривать как один из важнейших факторов информационной геополитики, определяющих геополитический ландшафт в информационно-психологическом пространстве современного общества. В информационной сфере информационно-телекоммуникационные сети и сетевая инфраструктура, в которых циркулируют потоки важнейшего стратегического ресурса информационного общества — информации, определяют масштабы информационного пространства государства и при оценке мощи государства и его геополитического потенциала вытесняют по своей значимости на второй план размеры и географические особенности территории, акватории и воздушного пространства государства, степень развитости и эффективности его наземных, воздушных и морских коммуникаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.