Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ограничение речи консультанта в диалоге




Оптимальное пространственное взаимное расположение собеседниковв ходе консультации - консультант и клиент сидят под углом, чутьнаискосок, что и обеспечивает их ненавязчивый контакт глаз.

Выражение лица. Профессионал обязан отслеживать свое физиогномическое поведение, и по возможности оно должно выра­жать доброжелательное внимание. В сложных ситуациях выражение ли­ца и голос не должны все же выражать растерянность и смятение. Вы­ражение уверенности и спокойствия на лице психолога само по себе имеет психотерапевтический эффект, способствуя ощущению, что все нормально, ничего страшного или из ряда вон выходящего не происхо­дит, что со всем можно справиться.

Поза тела не должна быть напряженной, закрытой - он не должен сидеть на краешке стула, не должен сжимать ручку кресла. У него не должны быть скрещены руки или ноги. Нужно помнить, что ощущение отстраненности собеседника складывается и в том случае, когда он слишком откидывается на кресле или отодвигается от клиен­та; если же слишком придвинуться к собеседнику или сильно накло­ниться вперед, то у него сложится впечатление, что на него давят,нарушают его личностное пространстве. При глубокой вовлеченности в беседу люди склонны, не осознавая этого, зеркально отражать позу друг друга, поэтому исходное напряжение психолога может передаться клиенту и наоборот. Об этом помнить тем более важно, что достовер­но известно: изменение позы тела влечет за собой и изменение пси­хологического состояния (телесно-ориентированная терапия) (45).

Тон и громкость голоса. Важен тон, которым говорят с человеком: он должен быть доброжелательным, должен соот­ветствовать содержанию сказанного, чему способствует тренинг сензитивности (17,21).

Оптимален в консультировании приглушенный голос, что само по себе создает атмосферу доверительности, интимности. Изменяя гром­кость, темп, тон голоса можно также влиять на клиента. Например, клиента можно успокоить, начав говорить медленнее и тише - собесед-ник автоматически подстроится, нормализовав таким образом свое со­стояние.

Использование паузы - один из важнейших профессиональных навыков психолога (20).

Соблюдая паузу, психолог стимулирует монолог клиента, создает у него впечатление неторопливости, продуманности беседы, подчерки­вает значение сказанного собеседником. Консультанту рекомендуют вы­держивать паузу после каждого высказывания клиента, кроме тех, ко­торые содержат вопрос. Пауза позволяет уточнить, лучше обосновать уже сказанное, избежать конфронтации и соревновательного момента в беседе; помогает обдумать и понять услышанное, чуть отдохнуть обоим; а клиенту - собраться, подготовиться. Можно использовать паузу для демонстрации чувств по поводу услышанного и сказанного, для последующей смены направления беседы.

Обычная пауза длится 30-40 секунд, более длительная - может вызвать агрессию в адрес ведущего беседу. В психоанализе длитель­ная пауза служит специальным средством инициации монолога клиента, средством проникновения в его бессознательное (33,37).

Рассказ о технологии ведения консультативной беседы может быть бесконечно длинным. У каждого психолога есть свои приемы и "уловки", помогающие вести беседу с разными клиентами. Специалист должен стремиться к осознанию этих приемов, к обогащению своего ме­тодического инструментария. Сделать это поможет работа под руко­водством преподавателя или супервизора.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое кон­сультирование. - М., 1993.

2. Алешина Ю.Е., Данилин К.Е., Дубовская Е.М. Спецпрактикум по социальной психологии: опрос, семейное и индивидуальное консуль­тирование. - М., 1989.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1980.

4. Атватер И. Я вас слушаю. - М., 1984.

5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1988.

5. Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации дет­ской невротической реакции (на примере энуреза) ~ Вестник Москов­ского университета. Психология. - 1985. - № 4.

7. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психо­логической помощи //Вопросы психологии. - 1988. - № 5.

8. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. -М., 1982.

9. Копьев А.Ф. Диалогический подход в консультировании и во­просы психологической клиники.//Московский психотерапевтический журнал. - 1992. - № I.

10. Копьев А.Ф. 0 диалогическом понимании психотерапевтичес­кого контакта //Общение, и диалог в практике обучения, воспитания

и психологической консультации /Под ред. А.А.Бодалева. - М., 1987.

11. Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диало­гической интерпретации. - Вопросы психологии. - 1990. - № 3.

12. Лабунская В.А. Введение в психологию невербального пове­дения. Методические указания к спецкурсу "Психология экспрессивно­го поведения". - Ростов-на-Дону, 1994.

13. Лабунская В.А. Невербальное поведение. - Ростов-на-Дону, 1986.

14. Лейтц Г. Психодрама. Теория и практика. Классическая пси­ходрама Я.Л.Морено. - М., 1994.

15. Люшер М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. - Воронеж, 1993.

16. Мицич П. Как проводить деловую беседу. М., 1984.

17. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы со-циально-психологического тренинга; М., 1982

18. Поварнин С.И. Искусство спора. 0 теории и практике спора.

- Петербург, 1923.

19. Проблемы психологического консультирования семьи. Тезисы /Под род. А.И.Тащевой. - Ростов-на-Дону, 1991.

20. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.

- М., 1994.

21. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М., 1990.

22. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 1992.

23. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы пси­хологического консультирования /Ред. А.А.Бодалев, В.В.Столин. - М., 1989.

24. Современная семья: проблемы и перспективы: Тезисы /Под. ред. А.И.Тащёвой. - Ростов-на-Дону, 1994.

25. Тащёва А.И. Активное обучение психологическому анализу де­фектного педагогического общения.//Психология педагогического об­щения: Тезисы. - Кировоград, 1990.

26. Тащёва А.И. Вопросы деонтологии в деятельности преподава­теля, психологии.//Психологические исследования. - Саратов, 1992.

27. Тащёва А.И. Методическое пособие к курсу "Основы психоло­гического консультирования семьи". Часть I. - Ростов-на-Дону,1994.

28. Тащёва А.И. Организация обучения студентов-психологов практике психологического консультирования граждан //Организацион­но-управленческая психология. Проблемы и перспективы. - Ростов-на -Дону, 1990.

29. Ташёва А.И. Психологическое консультирование в практике подготовки будущего педагога //Проблемы обновления содержания об­щего образования. Выпуск 3. - Ростов-на-Дону, 1992.

30. Тащёва А.И. Психологическое консультирование граждан в студенческой аудитории как форма активного обучения студентов //Деловые игры и методы активного обучения. Часть I. - Челябинск, 1992.

31. Тащёва А.И. Психологическое семейное консультирование //Семья и личность. - Ч.З. - 1986. - С.1-127. (Рукопись деп. в ИНИОК в сентябре 1986, Л 26777 Деп.)

32. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

33. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. - М., 1991.

34. Фрейд 3. Психология бессознательного. - М., 1989.

35. Хараш А.У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздей­ствий //Психолого-педагогические проблемы общения. - М., 1981.

36. Фишер Р., Ури У. Путь к согласию. Или переговоры без по­ражения. - К., 1990.

37. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М., 1993.

38. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. -Л.. 1990.

39. Эрнст 0. Слово предоставлено вам. - М., 1988.

40. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. - М., 1994.

Выше отмечалось, что во время консультативного процессаговоритьв основном должен клиент, а высказывания психолога по возможностидолжны быть краткими и редкими.

Это требование объясняется как минимум тремя обстоятельствами(1,4,11,16,31,38).

Во-первых, время консультации ограничено, ионо должно бытьпо­трачено рационально: за сравнительно небольшое время консультантдо­лжен лучше понять клиента, узнать его; клиент должен большепережитьи осознать во время приема. Следовательно, уклиента должнобытьбо­льше времени для сообщения всей этой информации.

Во-вторых, только выговорившись в присутствии доброжелательно­го, воспитанного слушателя, рассказчик испытает ощущение облегчения, освобождения от напряжения и беспокойства. Вбыту человеку, попавше-

му в беду, близкие и друзья советуют: "Выговорись, выплачись - лег­че

станет". Этот механизм облегчения состояния, разрядка после сильного эмоционального переживания известен с времен Древней Греции. Аристотель назвал его "катарсисом". Механизм катарсиса - важнейший механизм в классическом психоанализе; потребность в выговаривании - одна из самых распространенных причин ("первичных симптомов") об­ращения за психологической помощью.

В-третьих, к психологу часто обращаются люди с «симптомом уни­кальности", то есть с чрезвычайно тяжелыми, тягостными, негативны­ми, сложными переживаниями и проступками, о которых стыдно и непри­ятно рассказывать другим людям. В этом случае немногословность пси­холога поможет клиенту меньше обращать на него внимание, меньше заботиться о том, чтобы произвести на психолога хорошее впечатле­ние.

Но как бы молчалив ни был психолог, он всегда рискует сказать что-то лишнее, что будет своеобразно истолковано клиентом. Напри­мер, слово "конечно", сказанное психологом в знак согласия с пози­цией клиента, может быть истолковано как осуждение его позиций, его личности в целом и пр.

Подобное ложное представление о позиции психолога вызывает у клиента сопротивление и мешает беседе, так как клиент считает, что "и здесь его не поняли"...

В ходе беседы может возникнуть и конфронтация, когда клиент пытается что-то уточнить, на чем-то настоять. Это потребует много времени и усилий, не укрепит доверия.

Если психолог не знает, что именно и к а к с л е д у е т с п р о с и т ь или оказать, ему лучше промолчать или стараться говорить максимально кратко и просто.

Однако только молчанием консультативной задачи не разрешить, поэтому придется обсудить то, как следует говорить с клиентом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.