Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нейроны, их строение и функции




Оптимальное пространственное взаимное расположение собеседниковв ходе консультации - консультант и клиент сидят под углом, чутьнаискосок, что и обеспечивает их ненавязчивый контакт глаз.

Выражение лица. Профессионал обязан отслеживать свое физиогномическое поведение, и по возможности оно должно выра­жать доброжелательное внимание. В сложных ситуациях выражение ли­ца и голос не должны все же выражать растерянность и смятение. Вы­ражение уверенности и спокойствия на лице психолога само по себе имеет психотерапевтический эффект, способствуя ощущению, что все нормально, ничего страшного или из ряда вон выходящего не происхо­дит, что со всем можно справиться.

Поза тела не должна быть напряженной, закрытой - он не должен сидеть на краешке стула, не должен сжимать ручку кресла. У него не должны быть скрещены руки или ноги. Нужно помнить, что ощущение отстраненности собеседника складывается и в том случае, когда он слишком откидывается на кресле или отодвигается от клиен­та; если же слишком придвинуться к собеседнику или сильно накло­ниться вперед, то у него сложится впечатление, что на него давят,нарушают его личностное пространстве. При глубокой вовлеченности в беседу люди склонны, не осознавая этого, зеркально отражать позу друг друга, поэтому исходное напряжение психолога может передаться клиенту и наоборот. Об этом помнить тем более важно, что достовер­но известно: изменение позы тела влечет за собой и изменение пси­хологического состояния (телесно-ориентированная терапия) (45).

Тон и громкость голоса. Важен тон, которым говорят с человеком: он должен быть доброжелательным, должен соот­ветствовать содержанию сказанного, чему способствует тренинг сензитивности (17,21).

Оптимален в консультировании приглушенный голос, что само по себе создает атмосферу доверительности, интимности. Изменяя гром­кость, темп, тон голоса можно также влиять на клиента. Например, клиента можно успокоить, начав говорить медленнее и тише - собесед-ник автоматически подстроится, нормализовав таким образом свое со­стояние.

Использование паузы - один из важнейших профессиональных навыков психолога (20).

Соблюдая паузу, психолог стимулирует монолог клиента, создает у него впечатление неторопливости, продуманности беседы, подчерки­вает значение сказанного собеседником. Консультанту рекомендуют вы­держивать паузу после каждого высказывания клиента, кроме тех, ко­торые содержат вопрос. Пауза позволяет уточнить, лучше обосновать уже сказанное, избежать конфронтации и соревновательного момента в беседе; помогает обдумать и понять услышанное, чуть отдохнуть обоим; а клиенту - собраться, подготовиться. Можно использовать паузу для демонстрации чувств по поводу услышанного и сказанного, для последующей смены направления беседы.

Обычная пауза длится 30-40 секунд, более длительная - может вызвать агрессию в адрес ведущего беседу. В психоанализе длитель­ная пауза служит специальным средством инициации монолога клиента, средством проникновения в его бессознательное (33,37).

Рассказ о технологии ведения консультативной беседы может быть бесконечно длинным. У каждого психолога есть свои приемы и "уловки", помогающие вести беседу с разными клиентами. Специалист должен стремиться к осознанию этих приемов, к обогащению своего ме­тодического инструментария. Сделать это поможет работа под руко­водством преподавателя или супервизора.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое кон­сультирование. - М., 1993.

2. Алешина Ю.Е., Данилин К.Е., Дубовская Е.М. Спецпрактикум по социальной психологии: опрос, семейное и индивидуальное консуль­тирование. - М., 1989.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1980.

4. Атватер И. Я вас слушаю. - М., 1984.

5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1988.

5. Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации дет­ской невротической реакции (на примере энуреза) ~ Вестник Москов­ского университета. Психология. - 1985. - № 4.

7. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психо­логической помощи //Вопросы психологии. - 1988. - № 5.

8. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. -М., 1982.

9. Копьев А.Ф. Диалогический подход в консультировании и во­просы психологической клиники.//Московский психотерапевтический журнал. - 1992. - № I.

10. Копьев А.Ф. 0 диалогическом понимании психотерапевтичес­кого контакта //Общение, и диалог в практике обучения, воспитания

и психологической консультации /Под ред. А.А.Бодалева. - М., 1987.

11. Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диало­гической интерпретации. - Вопросы психологии. - 1990. - № 3.

12. Лабунская В.А. Введение в психологию невербального пове­дения. Методические указания к спецкурсу "Психология экспрессивно­го поведения". - Ростов-на-Дону, 1994.

13. Лабунская В.А. Невербальное поведение. - Ростов-на-Дону, 1986.

14. Лейтц Г. Психодрама. Теория и практика. Классическая пси­ходрама Я.Л.Морено. - М., 1994.

15. Люшер М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. - Воронеж, 1993.

16. Мицич П. Как проводить деловую беседу. М., 1984.

17. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы со-циально-психологического тренинга; М., 1982

18. Поварнин С.И. Искусство спора. 0 теории и практике спора.

- Петербург, 1923.

19. Проблемы психологического консультирования семьи. Тезисы /Под род. А.И.Тащевой. - Ростов-на-Дону, 1991.

20. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.

- М., 1994.

21. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М., 1990.

22. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 1992.

23. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы пси­хологического консультирования /Ред. А.А.Бодалев, В.В.Столин. - М., 1989.

24. Современная семья: проблемы и перспективы: Тезисы /Под. ред. А.И.Тащёвой. - Ростов-на-Дону, 1994.

25. Тащёва А.И. Активное обучение психологическому анализу де­фектного педагогического общения.//Психология педагогического об­щения: Тезисы. - Кировоград, 1990.

26. Тащёва А.И. Вопросы деотологии в деятельности преподава­теля, психологии.//Психологические исследования. - Саратов, 1992.

27. Тащёва А.И. Методическое пособие к курсу "Основы психоло­гического консультирования семьи". Часть I. - Ростов-на-Дону,1994.

28. Тащёва А.И. Организация обучения студентов-психологов практике психологического консультирования граждан //Организацион­но-управленческая психология. Проблемы и перспективы. - Ростов-на -Дону, 1990.

29. Ташёва А.И. Психологическое консультирование в практике подготовки будущего педагога //Проблемы обновления содержания об­щего образования. Выпуск 3. - Ростов-на-Дону, 1992.

30. Тащёва А.И. Психологическое консультирование граждан в студенческой аудитории как форма активного обучения студентов //Деловые игры и методы активного обучения. Часть I. - Челябинск, 1992.

31. Тащёва А.И. Психологическое семейное консультирование //Семья и личность. - Ч.З. - 1986. - С.1-127. (Рукопись деп. в ИНИОК в сентябре 1986, Л 26777 Деп.)

32. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

33. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. - М., 1991.

34. Фрейд 3. Психология бессознательного. - М., 1989.

35. Хараш А.У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздей­ствий //Психолого-педагогические проблемы общения. - М., 1981.

36. Фишер Р., Ури У. Путь к согласию. Или переговоры без по­ражения. - К., 1990.

37. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М., 1993.

38. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. -Л.. 1990.

39. Эрнст 0. Слово предоставлено вам. - М., 1988.

40. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. - М., 1994.

Функционирование организма как единого целостного образования обеспечивается нервной системой – иерархической структурой нервных образований в организме человека и позвоночных животных. За счет ее работы обеспечиваются контакты с внешним миром, реализация целей, координация работы внутренних органов, целостная адаптация организма.

В качестве основного структурного и функционального элемента нервной системы (НС) выступаетнервная клетка – нейрон. Нервные клетки достаточно сложным образом связаны между собой. Нейроны способны генерировать нервные импульсы и передавать информацию от одного нейрона к другому. Передача импульса осуществляется через синапсы – места контакта нервных клеток. Мозг человека состоит из нервных клеток. Количество связей нервных клеток головного мозга превышает

. По своей организации и функциональному значению нейроны чрезвычайно разнообразны.

 

Классификация нейронов

по функции:

 

1) сенсорные 2) ассоциативные 3) эффекторные

(воспринимающие) (связывающие) (передающие к органам)

или чувствительные, или вставочные, или двигательные, моторные

или центростремительные или интернейроны или центробежные

 

по характеру воздействия:

1) возбуждающие нейроны 2) тормозящие нейроны

 

«Классический» нейрон (рис.1) состоит из тела (иначе сома) и отростков – нескольких разветвленных дендритов и одного более толстого и длинного аксона с разветвлением на конце. В теле большинства нейронов находится одно довольно крупное округлое ядро, расположенное в центре. Нейроны имеют специализированную плазматическую мембрану, проводящую импульсы. Тело и дендриты покрыты общей оболочкой (мембраной) и образуют воспринимающую поверхность, на которой расположена большая часть контактов от других нейронов (синапсов).

Тело нейрона и дендриты не имеют миелиновой оболочки, поэтому в массе мозга они имеют серый цвет. Это серое вещество. Аксон выполняет функцию передачи информации и покрыт миелиновой оболочкой, создающей оптимальные условия для ускоренного проведения сигналов. Эта оболочка не сплошная, через определенные интервалы она прерывается перехватами Ранвье. Аксоны образуют белое вещество мозга. Конечные разветвления аксона вблизи клетки, к которой он подходит, имеют синапсы. Ранвье Луи (1835-1922) – французский гистолог, член Национальной академии медицины и АН Франции. Автор учебника гистологии, одного из первых руководств по патологической гистологии.

 

 

Рис. 1. Строение нейрона

В синапсах при поступлении сигнала из синаптических пузырьков выделяются химические вещества-медиаторы двух основных типов – возбудительные и тормозные. Действуя на постсинаптическую мембрану нейрона, они приводят к изменению ее свойств в области контакта. Суммация этих локальных изменений приводит к изменению внутриклеточного потенциала в сторону его уменьшения (деполяризация) или увеличения (гиперполяризация). При деполяризации клетка генерирует импульсный заряд, передающийся по аксону другим нейронам или рабочим органам; при гиперполяризации нейрон переходит в тормозное состояние и не генерирует импульсную активность.

Множественность и разнообразие синапсов обеспечивает возможность широких межнейрональных связей и участие одного и того же нейрона в разных функциональных объединениях.

 

Выделяют два основных типа нейронов.

Пирамидальные клетки – крупные нейроны разного размера – «коллекторы», на которых сходятся (конвергируют) импульсы от разных источников. Их дендриты пространственно организованы. Один отросток выходит из вершины пирамиды, ориентирован вертикально и имеет конечные горизонтальные разветвления. Другие – базальные дендриты – разветвляются у основания пирамиды. Дендриты густо усеяны специальными выростами – шипиками, которые повышают эффективность синаптической передачи. По аксонам пирамидных нейронов импульсация передается другим отделам ЦНС.

– Вставочные клетки или интернейроны, они меньше по размерам, разнообразны по пространственному расположению отростков (веретенообразные, звездчатые, корзинчатые). Широкая разветвленность дендритов и короткий аксон с разной степенью ветвления. Интернейроны выполняют переключательную функцию и способствуют дифференцированности возбудительных и тормозных влияний в цепях нейронов.

Представительность разных типов нейронов и характер их взаимосвязей существенно различается в разных структурах мозга.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.119 сек.