Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исламская Теория Правосудия




Я приведу несколько примеров Исламских принципов, которые, быть может, нуждаются в определенном внимании в сегодняшнем мире. Первый из них относится к учению Ислама о справедливости и правосудии. Другие религии не представляют выработанной теории о правосудии и справедливости, и даже если они и упоминают эти темы, они используют терминологию и понятия, которые вряд ли можно использовать в современном мире. Более того, некоторые из них просто противоречат разуму и чувствам людей нашего времени, в результате чего невозможно не придти к заключению, что-либо эти теории были искажены, либо они имели лишь местное или временное значение. Так Иудаизм говорит о Боге только как о Боге Израиля и не упоминает существования остального человечества. Поэтому не удивительно, что он даже вскользь не упоминает столь фундаментальную проблему, как права человека.

В случае с Индуизмом, эта религия кажется просто враждебно настроенной не только по отношению к не-Индуистам, но и к Индуистам низших каст, сужая тем самым сферу Божьего милосердия до небольшой части человечества. В Индуизме говорится: «Если Брахман не может вернуть долга человеку низшей касты, тот не имеет права требовать его возвращения. Но если человек низшей касты не может вернуть своего долга Брахману, то следует заставить его работать на Брахмана до тех пор, пока он не сможет выплатить свой долг полностью» (Ману Смрити 10:35).

Опять же в Иудаизме трудно найти идею справедливого отношения к своим врагам. Например: «И предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их: тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их» (Второзаконие 7:2).

Сейчас, для сравнения, я приведу несколько примеров учения Ислама на те же темы. Коран говорит нам - я цитирую:

1. «И когда вы судите между людьми, судите справедливо» (Коран 4:59).

2. «Строго соблюдайте правосудие, и будьте свидетелями перед Аллахом, даже если бы то было против вас самих или против родителей и близких» (Коран 4:136).

3. «И да не побуждает вас вражда людская поступать иначе, как по справедливости. Будьте всегда справедливы, этоближе к праведности» (Коран 5:9).

4. «И сражайтесь во имя Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не творите беззакония. Истинно, Аллах не благоволит к творящим беззаконие» (Коран 2:191).

5. «Но, если склоняются они к миру, склонись к миру и ты» (Коран 8:62).

 

Я бы хотел привести еще один пример вечного Исламского учения о мести и прощении. Когда мы сравниваем учение Ислама в этой области с учениями других вероисповеданий, нас сразу же поражают строки Ветхого завета:

 

«А если будет вред то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» (Исход 21:23-24).

 

Несомненно, подобное подчеркивание мести не только удивляет, но и огорчает. Однако я привожу эту цитату не для того, чтобы осудить другие учения, а для того, чтобы продемонстрировать, что если этот вопрос рассматривать с точки зрения учения Корана, то даже столь крайние меры могут быть иногда оправданы. Таким образом, Коран
помогает нам относиться с пониманием к противоречивым учениям других вер, и это тоже отличительная черта Ислама. Согласно Корану, полная месть была разрешена только для
того, чтобы обеспечить нужды определенного периода Это было необходимо для поднятия духа сынов Израиля, для того, чтобы они могли защищать свои права после того как в течение
долгого времени они были порабощены и преследуемы, в результате чего они стали боязливыми и развели глубокий комплекс неполноценности. Само собой, что в подобном
положении не стоило подчеркивать идею милосердия, так как это лишь привело бы к тому, что сыны Израиля погрузились бы в еще более глубокую трясину и не смогли бы выработать
достаточно мужества и уверенности для того, чтобы разбить цепи своего рабства. Соответственно, это учение было абсолютно верным в той ситуации, в которой оно было дано Всезнающим Богом. С другой стороны, если мы посмотрим на Новый Завет, то мы обнаружим, что в отличие от предыдущего Писания, он подчеркивает необходимость проявления милосе­рдия, причем до такой степени, что он полностью отнимает у
сынов Израиля какое бы то ни было право на месть. Основной причиной этому является тот факт, что живя согласно предыдущему учению в течение долгого времени, сыны Израиля стали жестокими и бездушными, и подобное положение могло быть исправлено только посредством полной отмены права на месть на определенный период времени. Именно поэтому Иисус им сказал:

 

«Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Евангелие от Матфея 5:38-40).

 

Ислам считает, что эти два противостоящие друг другу учения лишь дополняют друг друга, каждое из них правильно для условий и положения определенного периода, и каждое из них не может претендовать на универсальность и вечность. И это естественно, так как человечество в те времена еще лишь проходило через более ранние стадии развития и еще не стало одной общиной, которая могла бы обеспечить окончательность и универсальность закона. Мы верим, что Ислам и есть этот последний закон и представляет собой учение, на которое не оказали влияние ни время, ни место, что очевидно из Исламского учения по тому же вопросу. Коран говорит:

 


«И пеня за обиду есть подобная ей обида, но всякий, кто прощает и творит улучшение, удостаивается награды Аллаха. Истинно, не угодны ему творящие зло» (Коран 42:41).

 

Таким образом, Ислам объединяет в себе лучшие качества обоих более ранних учений, с важным добавлением, а именно, что милосердие поощряется в том случае, если оно может привести к улучшению и исправлению творящего зло. В противном случае наказание считается необходимым, однако оно не должно превосходить изначально совершенного зла. Не подлежит сомнению, что это учение полностью соответствует человеческой природе и столь же практично сегодня, как и в день его откровения четырнадцать веков тому назад.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.