Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности осмотра места происшествия




Основной особенностью осмотра места происшествия по делам о преступлениях на транспорте является то обстоятельство, что осмотру подвергаются гораздо больше различных объектов. чем при обычном осмотре, как правило, между собой не связанных и удаленных на значительные расстояния. Место происшествия при этом и место преступления чаще всего не совпадают. Поэтому, учитывая вышепере­численные обстоятельства, осмотр производится незамедлительно и не зависимо от того, возбуждено уголовное дело или нет, иначе вагон, судно может быть переведено на другой путь или место стоян­ки, что в свою очередь влечет и изменение всей обстановки.

О предстоящем осмотре информируются все подразделения УВДТ, ЛОМ и ЛПМ с целью обеспечения охраны места происшествия, следов и обстановки в целом.

К осмотру привлекаются представители администрации станции, порта, ВОХР, грузоотправителя или грузополучателя.

Существенную помощь при осмотре могут оказать путевые обход­чики, монтеры и другие работники, в чьи обязанности входит про­фессиональный осмотр полотна дороги и ж/д составов, одновремен­но они опрашиваются с целью уточнения границ предстоящего осмот­ра.

В зависимости от обстоятельств дела осмотру подвергаются:

- подвижной состав (вагоны, контейнеры, локомотивы или судно)

- складские помещения (пакгауз, контейнерная площадка);

- примыкающая местность к станции или порту.

Осмотр может быть наружным и (или) внутренним.

Целесообразно, чтобы осмотр проводился параллельно с состав­лением коммерческого акта с отражением коммерческого (техничес­кого) состояния вагона, записи в нем должны быть подробными и полными. Одновременно производится контрольная выгрузка груза с фиксацией отличительных признаков самого груза в целях его розыска. В качестве понятых не должны привлекаться представители портовой или ж/д администраций и лица, ответственные за сохран­ность груза, так как они являются лицами, заинтересованными в ис­ходе дела. Осмотр подвижного состава начинается с его наружного исследования и переходит к внутреннему. При этом обращается вни­мание на следы повреждений, следы обуви, запаховые следы, орудия взлома, следы волочения, фрагменты упаковки. Далее подлежат осмотру прилегающая, местность, устанавливаются ближайшие населенные пункты и параллельно проводятся ОРМ.

В ходе следственного эксперимента проверяется:

- возможность совершения определенных действий (сорвать, исправить и вновь навесить пломбу; вытащить через люк, пролом или отверстие похищенный груз, переставить вагон с главного пути в тупик; изъять из вагона, контейнера груз и поставить его на место за определен­ное время);

- возможность наблюдения и восприятия очевидцами определенных действий на месте происшествия. Например, часто приходится прове­рять объяснения стрелков ВОХР, подозреваемых в пособничестве дли организации преступления, о том, что они якобы не могли слышать и видеть как совершается преступление с определенного расстояния;

- механизм образования следов на месте происшествия и др.

Вопрос о проведении следственного эксперимента следует пред­варительно согласовать с администрацией, чтобы обеспечить нормаль­ную работу станции, порта, не нарушить график движения и обеспечить безопасность движения.

При обыске следует учитывать то обстоятельство, что похищаемые ценности на объектах ж/д, водного и воздушного транспорта отличают­ся большими количествами и своими объемами, поэтому преступники зачастую прячут груз в пределах станции ила порта: в служебных помещениях, контейнерах, порожних вагонах, подвижном составе. Место тайника также зависит от того, кто подозревается в престу­плении. Если подозреваются члены локомотивной бригады, то ценности в первую очередь следует искать в секциях тепловоза; весовщик - будет прятать похищенное в помещении пакгауза, будке весовщика; начальник контейнерной площадки имеет возможность под видом легальной хозяйственной операции погрузить контейнер с подвижного состава на автомобильный транспорт и вывезти его, выписав фиктив­ные документы, например, на отгрузку домашних вещей.

Таким образом, рано или поздно похищенное может быть переве­зено по месту жительства расхитителей и их родственников, поэтому обыск целесообразно проводить в квартирах, жилых домах, дачах, гаражах, причем искать следует не только сам груз, но и тару из-под него, орудия взлома, документы, личную переписку, фотографии.

Экспертизы в своем большинстве по рассматриваемым делам относятся к классу трасологических - на исследование поступают пломбы, закрутки, проволока, части взломанных преград, сами орудия взлома и инструменты, а также следы ног и рук. На втором месте по количеству проводимых исследований стоят товароведческие экспертизы. Проводятся они при отсутствии документов на груз, при обнаружении в ходе обыска части груза для установления идентич­ности товара.

Часто проводятся комплексные товароведческие и криминалисти­ческие исследования, установления целого по частям, например, если похищаемое - бензин, спирт, краска, ткань и т.п. Анализируя недостатки, ошибки, какие-либо упущения при рассле­довании уголовных дел о преступлениях на ж/д, водном и воздушном транспорте следует заметить, что они являются общими, типичными для всех следственных подразделений и сводятся к следующему:

1) несвоевременное возбуждение уголовного дела и необоснован­ные отказы в их возбуждении;

2) упущения в организации работы дежурных частей ЛОВД и УВДТ по своевременному выезду следственно-оперативных групп на место происшествия, неквалифицированные осмотры мест происшествия;

3) ненадлежащее взаимодействие следователей и органов дозна­ния;

4) снижение профессионального мастерства, нестабильность кад­ров и уровень их обученности.

При допросе родственников они должны предупреждаться об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний, но одновременно им следует разъяснить конституционное вправо ч. 1 ст. 51 Конституции не свидетельствовать против самих себя, своего супруга и близких родственников. Если этого не делать - теряется доказательственное значение полученных сведений. Содержание ч. 1 ст. 51 должно распространяться и на потерпев­шего и перед производством других следственных действий (очной ставки, опознании и др.). Таким образом, они предупреждаются по ст. 308 и 307 УК, а затем разъяснить ч. 1 ст. 51 Конституции. Следует заметить, что предпосылки следственных ошибок закла­дываются на этапе дознания при проведении проверочных действий оперативными работниками или рядовыми милиционерами ЛОВД. Например, оперативные работники ОРБ при Западно-Сибирском УВДТ проверяли поезд Ташкент - Иркутск и в служебном помещении провод­ников обнаружили 2 сумки с 22 килограммами марихуаны. Затем, предварительно не выяснив принадлежность сумок, они их изъяли, вынесли в коридор вагона, после чего занялись поисками владельцев сумок. Один из проводников показал, что сумки принадлежат "кавказцам". При задержании подозреваемых был допущен грубый просчет - опера­тивники заставили задержанных нести сумки с наркотиками, не приняли мер к изоляции свидетелей от подозреваемых. В дальнейшем некото­рые свидетели изменили показания, а подозреваемые стали отрицать свою вину в этом преступлении. На следствии уличить подозреваемых с помощью экспертиз не удалось. При ознакомления с заключениями биологической и дактилоскопической экспертиз подозреваемые заяви­ли. что обнаруженные у них под ногтями пальцев рук и на одежде наркотические вещества могли образоваться при контакте с сумками, которые они несли по указанию оперативников. В результате - уголов­ное дело приостановлено и оно утратило судебную перспективу.

В другом случае о/у СКМ Северо-Западного УВДТ не зафиксиро­вали вес наркотического вещества, а следователь не обратил на это внимание и предъявил обвинение. Итог - дело возвращено на досле­дование, что является желанной целью любого адвоката, стремяще­гося разбить обвинение.

В Забайкальском, Восточно-Сибирском УВДТ осмотр места происше­ствия проводился только по 50% уголовных дел. Специалисты-кримина­листы привлекаются редко, мало изымается следов, не во всех подра­зделениях созданы мобильные СОГ, после возбуждения уголовного дела о/у устраняются от совместной работы, поручения следователя во многих случаях не исполняются или исполняются формально, по мно­гим делам отсутствуют планы расследования.

Однако, существуют конечно же и положительные примеры органи­зация надлежащей работы. Так, в поезде Камышин- Москва лица "кавказской наружности" напали на проводников вагона № 6, приме­нив газовые баллончики, похитили деньги и вещи. Прибыв на станцию Балашов, проводники заявили о преступлении в ЛОВД. Следственно-оперативная группа своевременно в полном составе выехала на место происшествия, тщательно осмотрела вагон и купе, где обнару­жили отпечатки пальцев на стаканах, допросили свидетелей и выяс­нили, что преступники выпрыгнули из вагона на станции Ртищево. Получив указание следователя, оперработники задержали злоумышлен­ников, изъяли у них похищенное, а вывод эксперта был однозначным - отпечатки пальцев рук принадлежат подозреваемым.

Учитывая профиль нашей академии, в данной лекции целесообразно вкратце рассмотреть методику расследования дел, отнесенных к компетенции службы БЭП. Остановимся на анализе наиболее типич­ного, актуального в современных условиях преступления экономичес­кой направленности каким является мошенничество, совершаемое товарными кассирами при оформлении платежей за перевозку грузов ж/д транспортом.

Содержанием данного преступления является обман клиентов работниками товарной конторы (кассирами) при оформлении провоз­ных документов представителями организаций и расчетах наличными денежными средствами за услуги ж/д транспорта. Излишки денежных средств, похищаемые затем кассирами, получаются за счет завышения сумм дополнительных сборов в первых экземплярах квитанций, выда­ваемых на руки клиентам. С целью сокрытия обмана товарные кассиры указывают в талонах и корешках квитанций верные суммы сборов.

Потерпевшими в подобных делах являются чаще всего лица, перегонявшие автомобили на платформе, перевозившие в контейнерах домашние вещи и другие ценности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.