Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль схоластики в становлении науки и образования




Философское значение христианства и Библии.

v Космополитизм и идея мирового гражданства (отказ от сугубо национального, суверенитета и патриотизма)

v Всеобщее равенство перед Богом рабов и свободных, эллинов и варваров

v Приоритет духовно-нравственного над телесно-физическим («ни хлебом единым…»), презрение к материальному благу и собственности как источнику разобщения

v Категорический императив нравственности, против апологии обстоятельств, приоритет должного над существующим

«Есть проклятые годы, когда тебя не слышно, но горе тебе, если ты не проповедуешь…» (Апостол Павел)

бывают такие времена, когда тебя не слышат, но горе тебе, если ты не проповедуешь

v Повышение ценности человека в условиях его крайнего унижения

v Разрыв порочного круга мести, зла.

Труды переводчиков продолжались в течение всего XII столетия, и всё это время грамотеи Европы тянулись в Испанию за новыми книгами. Учёных подталкивало нетерпение их учеников - ведь в XII веке в Европе открылась тяга к знаниям, выросли торговые города, и купцы не могли обойтись без образования. В городах появились “общие школы”, доступные не только для монахов; в этих школах преподавали “ семь свободных искусств ”, распадавшихся на “ тривиум ” и “ квадриум ”. “ Тривиум” - это были “грамматика”, “риторика” и “диалектика”, а “квадриум” состоял из “арифметики”, “астрономии”, “музыки” и “геометрии”, причём “астрономия” в действительности была астрологией, а “геометрия” - географией. В арифметике большую часть курса занимало истолкование тайного смысла цифр, а вершиной премудрости считалось деление многозначных чисел. Под риторикой разумелось искусство составлять письма, грамоты и юридические документы - это была очень важная для горожан наука, которая со временем легла в основу всего высшего образования.

В конце XI века болонский ритор Ирнерий восстановил римский кодекс законов и основал первую юридическую школу. Со временем эта школа разрослась, в Болонью стали приезжать тысячи учащихся со всей Европы, и в конце XII века школа Ирнерия превратилась в “университет” - учёную “корпорацию”, цех с мастерами-магистрами, подмастерьями-бакалаврами и учениками-студентами. Как у всех цехов, у университета было своё знамя, свой устав, своя казна и свой старшина-ректор. Звание магистра (или доктора) присваивалось после экзамена-диспута, когда нового “мастера” облекали в мантию и вручали ему кольцо и книгу - символ науки. Римские папы поддерживали уважение к учёному цеху и наделяли докторов бенефициями - доходами от церковного имущества; они строили и общежития для бедных студентов, “коллегии”; позднее доктора стали читать в этих коллегиях лекции, и, таким образом, появились новые учебные заведения - колледжи. В университете было четыре факультета, один из них, “ артистический”, считался подготовительным: это была прежняя “общая школа”, где изучали “семь свободных искусств”. Лишь немногие студенты выдерживали все испытания и продолжали учёбу на старших факультетах - юридическом, медицинском и богословском. Юристы и медики учились пять лет, а богословы - пятнадцать; их было совсем мало, и по большей части это были монахи, посвятившие свою жизнь богу. Появление университета принесло Болонье почёт и немалые выгоды, поэтому вскоре и другие города принялись заводить высшие школы по болонскому образцу.

Таким образом, образование в средневековье под влиянием церкви институциализировалось, приобрело более строгие узаконенные формы существования, что существенно отличало ее от античных академий Платона и Аристотеля. Образование в античных академиях напоминало скорее свободное раскованное общение мудрецов с учениками, где никто ни за что не отвечал. Главное было стремление к знаниям – результат и сроки обучения были непредсказуемы, контроль знаний отсутствовал. Образование не имело универсального государственного статуса и поддержки. В средневековье эту роль взяла на себя церковь как центр духовной культуры.

Немалую лепту в развитие науки средневековья внесли схоласты. (СХОЛАСТИКА (от греч. scholastikos — школьный, ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; получила наибольшее развитие в Западной Европе в средние века). Ранняя схоластика (11-12 вв.) находится под влиянием августиновского платонизма (Ансельм Кентерберийский и др.). В споре об универсалиях (общих понятиях) схоластическому реализму (Гильом из Шампо) противостоят номинализм (Росцелин), а также концептуализм (Абеляр)) Спор об универсальных понятиях внес существенный вклад в понимание того, как соотносятся понятия и явления, которые они обозначают.

Зрелая схоластика (12-13 вв.) представляла христианский аристотелизм Альберта Великого и Фомы Аквинского, аверроизм (Сигер Брабантский и др.), ее главный центр Парижский университет, основной жанр — «сумма», энциклопедический свод ответов на вопросы. В этот период снимает запрет на обоснование богословских идей и догматов Божественного откровения с помощью науки, хотя наука и философия объявляются «служанками богословия». Таким образом, открывается возможность разработки научной теории доказательства на основе Аристотелевской логики. Произошло возрождение и развитие аристотелевской формальной логики, а наука получила основы теории доказательства. Поскольку в различных богословских школах применялись разные методики доказательства – возникли научные школы. Таким образом, схоластика способствовала появлению научных школ и институциализации науки. Однако поскольку предмет доказательства носил часто отвлеченный характер (например, «Сколько чертей можно разместить на кончике иглы?», «Что было вначале: курица или яйцо?» и т.п.) слово «схоластика» в более поздней науке обрело негативный смысл. Схоластический спор – спор бессодержательный, спор о словах, а не о существе проблемы.

Поздняя схоластика (13-14 вв.) — Иоанн Дунс Скот, В.Оккам все более склоняется к опытному знанию. Последний предлагает критерий разделения богословского и научного знания как двух разных стилей мышления: «Не умножай сущности сверх меры!». В последствие этот критерий был назван «бритвой Оккама» и в теоретическом знании формулировался как принцип простоты: из двух гипотез, объясняющих все имеющиеся факты в отношении научной проблемы, следует предпочесть ту, которая делает это проще.

Пантеизм и его противоречие теологическим и научным концепциям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1145; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.