Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ольвор («Сага об Одде Стреле»)




Ариннефья («Сага об Эгиле Одноруком и Асмунде Убийце Берсерков»)47.

Чудовища похитили дочерей конунга Хертрюгга (Н)48. В поисках девушек побратимы Эгиль и Асмунд (Г) попадают в Йотунхейм (ВМ)49, где они встречают тамошнюю королеву по имени Ариннефья (Д)50. Они все рассказывают друг другу истории своей жизни. История Эгиля содержит эпизод, когда он вступился за великаншу, которую пытался ограбить ее сородич. Этот благородный поступок был для Эгиля неожиданным — прежде всего, в отрочестве его самого похитил великан, и юноша, вырванный из человеческого общества, не имел, таким образом, возможности полностью усвоить принятые в нем моральные нормы. Кроме того, великаны в скандинавской традиции считаются довольно враждебными к людям созданиями, и бой с ними был бы очень опасен, так что в итоге для Эгиля было бы более логично игнорировать схватку (И). Тем не менее, он попытался защитить великаншу, хотя в итоге это стоило ему руки, которую отрубил противник (Р)51. Как выяснилось, этой великаншей и была Ариннефья, которая не только помогла побратимам добиться их цели — найти и вызволить дочерей конунга (П1), — но и прирастила Эгилю обратно его руку, которую она сохранила при помощи магии (П2)52.

Одд (Г) и его побратим Асмунд совершали набеги в Ирландии. Когда кто-то убил Асмунда внезапным выстрелом, Одд пришел в ярость и начал убивать всех ирландцев без разбора (пытаясь восполнить недостачу — смерть побратима (Н) — отомстив его убийцам)53. В это время он обнаружил дверь в земле. Войдя в нее (т.е. попав в загробный мир — (ВМ), он встретил несколько женщин, одна из которых, по имени Ольвор, выделялась красотой (Д). Он попытался увести ее с собой54, однако она воспротивилась этому и предложила ему выкуп за Асмунда. Это стало для Одда испытанием (И): во-первых, если бы он ее похитил, он бы опозорил себя в глазах другого своего побратима, Хьяльмара, который был строгим приверженцем «викингских законов», один из которых состоял в том, что «женщина не будет приведена на корабли силой»55. Во-вторых же, Одд, убивая ирландцев после гибели Асмунда, убил ее отца и трех братьев56. В итоге, он согласился на предложение Ольвор, получив в качестве награды волшебную рубашку, защищавшую его в бою (П1), а также несколько лет правил вместе с девушкой ее страной (П2). Оба дара, полученных Оддом от Ольвор, в конечном счете также значительно укрепили его репутацию как знаменитого бойца и викинга (П3)57, что впоследствии неоднократно играло важную роль в дальнейших событиях этой большой и комплексной саги.

* * *

Разобранный нами материал демонстрирует, что в ряде случаев среди персонажей викингских саг можно выделить категорию действующих лиц, обозначенную В.Я. Проппом как «даритель». Ключевые элементы схемы сюжета, связанного с «дарителем», в данном тексте совпадают со схемой, прослеженной Проппом, что можно видеть на приводимой ниже таблице:

Таблица 1. Элементы сюжета «даритель» в викингских сагах
  Элементы сюжета (по Проппу)
Викингские саги Герой (Г) Загробный (волшебн.) мир (ВМ) Даритель (Д) Испытание (И) Реакция героя (Р) Помощь (П) Недостача (Н)
1 Сага о Хальвдане Эйнстейнссоне (Хривлинг и Аргхюрна) Г ВМ Д И Р П Н
2 Сага о Хальвдане Эйнстейнссоне (Грим-Ингигерд) Г - Д И Р П Н
3 Сага об Одде Стреле (Йольф) Г ВМ Д И Р П Н
4 Сага о Хромунде Грипссоне (Мани и Хагалль с женой) Г ВМ Д1, Д2 И Р П1, П2, П3 Н
5 Сага о Гаутреке (ярл Нери) Г - Д И Р П Н
6 Сага об Иллуги, приемном сыне Грид (Грид-Сигни) Г ВМ Д И Р П1, П2 Н
7 Сага об Эгиле и Асмунде (Ариннефья) Г ВМ Д И Р П1, П2 Н
8 Сага об Одде Стреле (Ольвор) Г ВМ Д И Р П1, П2, П3 Н

Помимо рассмотренных в данной статье случаев, в викингских сагах встречается еще немало сюжетов, содержащих образ «дарителя»58, однако именно приведенные выше примеры демонстрируют данную схему в ее наиболее чистом виде. Совпадение со схемой, прослеженной В.Я. Проппом, служит доказательством того, что викингские саги в самом деле проявляют сходные черты с волшебной сказкой, причиной для чего, судя по всему, стало их бытование в устной традиции. Параллели с фольклором хорошо прослеживается на уровне структурных элементов сюжета, хотя следует отметить, что содержательная часть данных параллелей — суть предлагаемого испытания — строится на основе иной, не сказочной этической системы, которой придерживались авторы викингских саг.

Примечания

1 См., в частности, работы Righter-Gould R. The Fornaldar Sögur Nordrlanda: A Structural Analysis // Scandinavian Studies. Lawrence, Kansas, 1980. Vol. 52. P. 1–29; Naumann, H.-P. Erzählstrategien in der Fornaldarsaga: Die Prüfungen des Helden // Akten der Fünften Arbeitstagung der Skandinavisten des deutschen Sprachgebiets, 16–22 August 1981. Kungälv, 1983. S. 131–142.

2 Пропп В.Я. Исторические корни «волшебной» сказки // Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки. М., 1998. С. 33.

3 Там же. С. 33.

4 Роль данного элемента классификации Проппа в сагах о древних временах обычно выполняют дальние страны или даже земля великанов Йотунхейм. В связи с этим предложенный Проппом термин для нашего материала имеет смысл уточнить, и вместо «загробного мира» мы будем говорить о «волшебном мире» (ВМ), хотя не менее правомочным был бы и термин «мифический мир».

5 Там же.

6 Там же.

7 Там же. С. 33–35.

8 Там же. С. 35–36.

9 Там же. С. 36–39. Эту функцию для удобства в данной работе мы будем формулировать как «помощь» (П), хотя иногда речь и идет скорее о награде для героя.

10 Глазырина Г.В. Исландские викингские саги о Северной Руси. М., 1996. С. 10–16.

11 Саги цит. по изданию: Fornaldarsögur Norðurlanda / Utg. av Guðni Jónsson, Bjarni Vilhjálmsson. Reykjavík, 1944. Bd. 1–3. При ссылках цифра перед двоеточием будет обозначать номер тома, после него — номер страницы.

12 «Hálfdanar saga Eysteinssonar», 3:285–319.

13 Там же. 3:301–302.

14 Там же. 3:306.

15 Там же. 3:305.

16 Там же. 3:310–314.

17 Там же. 3:295–296. Рус. перевод: Глазырина Г.В. Исландские викингские саги. С. 61, 63.

18 Глазырина Г.В. Исландские викингские саги. С. 104–105.

19 Там же. 3:285.

20 Там же. 3:310–314.

21 «Örvar-Odds saga», 1:283–399.

22 Там же. 1:359–360.

23 Там же. 1:360.

24 Там же.

25 Там же. 1:361.

26 Там же.

27 Там же. 1:381–382.

28 Kroesen R. The Christianization of Two Initiatory Patterns in the Örvar-Odds saga // The Sixth International Saga Conference, 28.7. — 2.8.1985. København, 1985. P. 645–660.

29 «Hrómundar saga Grippsonar». 2:273-286.

30 LeRoy Andrews A. Studies in the Fornaldarsögur Norðurlanda (The Hrómundar saga Gripssonar) // Modern Philology. Chicago, 1910–11. Vol. 8. P. 527–544; 1911–12. Vol. 9. P. 371–397; 1912–13. Vol. 10. P. 601–630.

31 «Hrómundar saga Grippsonar». 2:275–276.

32 Там же. 2:282–283.

33 Там же. 2:283.

34 Там же. 2:283–284.

35 «Gautreks saga», 3:3–41.

36 Там же. 3:23.

37 Там же. 3:24.

38 Там же. 3:30.

39 Там же. 3:32.

40 Там же. 3:32–41.

41 «Illuga saga Grídarfóstra», 3:351–360.

42 Там же. 3:355–356.

43 Там же. 3:355.

44 Там же. 3:356.

45 Там же. 3:358.

46 Там же. 3:360.

47 «Egils saga einhenda ok Ásmundar berserkjabana», 3:155–189.

48 Там же. 3:155, 156.

49 Там же. 3:160.

50 Там же. 3:161.

51 Там же. 3:174–176.

52 Там же. 3:162, 182.

53 «Örvar-Odds saga», 1:312.

54 Там же. 1:313.

55 Там же. 1:310.

56 Там же. 1:312–313, 314.

57 Там же. 1:313–315.

58 Функции дарителя могут быть растянуты во времени (Хальвдан Ульвссон из «Саги о Торстейне, сыне Викинга», «Þorsteins saga Víkingssonar», 2:185–246) или распределены между несколькими персонажами примерно так же, как в истории с Мани и Хагаллем с женой в «Саге о Хромунде Грипссоне» (см. выше), однако значительно сильнее (Раудграни-Один из «Саги об Одде Стреле»). Чтобы адекватно проследить присутствие дарителя в данных текстах, требуется подробный анализ структуры данных саг в целом, который невозможно сделать в рамках данной работы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.