Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5. Орнамент




ЛЕКЦИЯ 4. СВОЙСТВА ФОРМЫ ПО ВОСПРИЯТИЮ

 

Как известно, кроме физических свойств (рассмотренных в лекции5) существуют и субъективные свойства формы. О них мы и поговорим сейчас. К субъективным свойствам формы относят: выразительность и невыразительность, динамичность и статичность. В табл.1 приведены показатели, характеризующие влияние физических свойств формы на выразительность и невыразительность (в порядке убывания).

 

ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ФОРМ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ НЕВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
Геометрический вид Формы, где размеры определяются резкой уменьшенностью по одной из координат. Объемный тип формы, окружность, плоская поверхность.
Характер членения форм Криволинейность Прямолинейность
Положение Ракурс открывающий все стороны формы Ракурс не выявляющий все стороны формы
Зрительная масса Наибольшая зрительная выразительная масса: квадрат-круг Наименьшая зрительная выразительная масса: точка-линия (массы вообще нет)
Фактура Крупная или без фактуры, но с бликами, подсветка Матовая поверхность, отсутствие фактуры и подсветки (полумрак)
Текстура Выявленная текстура, особенно контрастная Невыявленная текстура или ее отсутствие
Цвет Активные цвета, насыщенные, яркие. Контрастное сочетание цветов, среди ахроматических - это черный и белый. Неактивные цвета (сложные, приглушенные), среди ахроматических это -серые. Нюансное сочетание цветов
Светотень Яркое освещение, контраст света и тени Слабое или рассеянное освещение (нюансные тона)

 

В табл.2 рассмотрим средства композиции, которые применяются в дизайне для подчеркивания выразительности и невыразительности.

 

СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ НЕВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
Группа средств по степени и характеру различия между элементами Контраст (любой) Нюанс (любой)
Местоположение элемента относительно плоскости или оси вращения Ассиметрия Симметрия
Движение элемента Динамический ритм Статический ритм
Подвижность/неподвижность Динамика Статика

 

 

Стилизация. Прежде чем говорить об орнаменте, сперва необходимо уделить внимание стилизации. Стилизация - это условность выразительного языка. Стилизация достигается обобщением, цель которого сделать объект более понятным зрителю и облегчить его выполнение для художнику.

"Стилизация, по своей содержательной сути применяется в дизайне для обобщения, системного соподчинения признаков, характеристик и свойств в содержании самого предмета". Чернышев.

Стилизация - это использование в творческой деятельности уже встречавшихся в истории мирового искусства художественных форм и приемов, стилевых черт в новом содержательном контексте для достижения определенных идеологических и эстетических целей. Каждый материал диктует свой способ стилизации.

Орнамент. В переводе с латинского - это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначенный для украшения каких-либо изделий или архитектурного объекта. Для орнамента характерно применение двух средств: симметрии и ритма.

Основной признак орнамента - это его подчиненность художественному образу, форме и назначению объекта, в художественной обработке которого он применяется. Самостоятельного художественного образа орнамент не имеет, и всецело зависит от объекта, на который он накладывается.

(Орнаменты имеют древний магический смысл. Например, почти у всех народов мира орнамент на одежде наносился на рукава, подол и горловину, а женщины носили фартук с орнаментом, который закрывал все детородные органы. Считалось, что таким образом можно было оградить себя от злых духов.)

Какие же мотивы свойственны орнаменту? Растительные, с разной степени стилизации применяются у всех народов: лотос (Египет), виноград и пальмы (Греция), геоцинт (Турция), роза (Европа в период готики, позднее средневековье), хризантемы (Китай). Анималистические мотивы (изображение животных), как правило, носили символические значение, т.к. изображали тотемных животных: лев (Египет), слон (буддийские страны), дельфин (Др. Греция), карп (эпоха Возрождения), рыба (зарождение христианства)... Антропологические мотивы в орнаменте применялись редко, т.к. они имеют самостоятельных художественный образ.

Классификация орнамента: 1) По изобразительной характеристики: растительной, геометрической, анималистический, антропологический, каллиграфический, фантастический, астральный и т.д. 2) По стилевой принадлежности: античный, готический, барочный и т.д. 3) По народной принадлежности: белорусский, американский и т.д. 4) По изобразительной форме: плоскостной, рельефный (небольшое возвышение), контр-рельефный (небольшое углубление внутрь).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.