Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема первая




Классификация приемлемых сообщений

 

С точки зрения различий по своему положению приемлемые сообщения подразделяются на две основные группы: дос­товерные الصَّحِيح (сахих) и хорошие الحَسَن (хасан). Сообщения каждой из этих групп в свою очередь подразделяются на две группы: достоверные (хорошие), как таковые, и достоверные (хорошие), считающиеся таковыми в силу существования других хадисов. В целом все приемлемые сообщения подразделяются на нижеперечисленные четыре группы:

1. Достоверные сообщения как таковые.

2. Хорошие сообщения как таковые.

3. Достоверные сообщения, считающиеся таковыми в силу существования других хадисов.

4. Хорошие сообщения, считающиеся таковыми в силу су­ществования других хадисов.

Ниже вниманию читателя предлагается подробное иссле­дование каждой из этих четырех групп.

 

Достоверное сообщение

1. Определение

а) Слово “сахих” (истинный, подлинный, правильный; здо­ровый) является антонимом слова “саким” (неправильный; больной). По отношению к состоянию тела это слово упот­ребляется в прямом смысле, а по отношению к хадисам и про­чим вещам - в переносном.

б) В качестве термина слово “сахих” служит для обозначе­ния такого хадиса с непрерывным иснадом, каждый передатчик которого от первого до последнего отличался беспристраст­ностью и точностью, в силу чего в его иснаде нет никаких от­клонений (шазз) или недостатков (‘илля).

2. Объяснение определения

В приведенном нами определении упоминаются такие ве­щи, наличие которых необходимо для того, чтобы хадис счи­тался достоверным. Имеются в виду нижеследующее.

а) Непрерывность иснада: это значит, что каждый из пере­датчиков этого хадиса от первого до последнего воспринял его непосредственно от предыдущего передатчика.

б) Добросовестность (‘адаля) передатчиков: это значит, что каждый из передатчиков этого хадиса являлся разумным совершеннолетним мусульманином и не был ни нечестивцем, ни непорядочным человеком.

в) Точность передатчиков: это значит, что каждый из пе­редатчиков этого хадиса абсолютно точно запоминал или за­писывал хадисы.

г) Отсутствие отклонений, под которыми подразумева­ются такие случаи, когда достойный доверия передатчик пе­редает хадис, отличающийся по матну от хадиса, переданного еще более достойным доверия лицом.

д) Отсутствие недостатков: это значит, что хадис не яв­ляется дефективным; недостатком (‘илля) является такая скры­тая и неясная причина, в силу которой появляются основания сомневаться в достоверности хадиса, тогда как внешне он представляется безупречным.

3. Условия, которым должен удовлетворять такой хадис

Из объяснения определения видно, что для признания хади­са достоверным необходимо, чтобы он удовлетворял пяти ус­ловиям: характеризоваться непрерывностью иснада, бесприст­растностью и точностью передатчиков, отсутствием недостат­ков и отсутствием отклонений.

Если хадис не удовлетворяет хотя бы одному из этих пяти условий, он не может именоваться достоверным.

4. Пример

Примером может служить хадис, приводимый аль-Бухари в его “Сахихе”, где говорится:

– Абдуллах бин Йусуф сказал нам: Малик передал нам сло­ва Ибн Шихаба, передавшего со слов Мухаммада бин Джубай­ра бин Мут‘има, что его отец сказал: «Я слышал, как во время закатной (магриб) молитвы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал суру “Гора”» [31]

Этот хадис является достоверным в силу следующих причин:

а) Его иснад является непрерывным, так как каждый из его передатчиков слышал его от своего шейха.

б, в) Все его передатчики отличались беспристрастностью и точностью, и именно так характеризовали их знатоки науки отвода и подтверждения.

1. Абдуллах бин Йусуф был достойным доверия и отли­чался точностью.

2. Малик бин Анас являлся имамом и хафизом.

3. Ибн Шихаб аз-Зухри был факихом и хафизом, которо­му, по общему мнению, была присуща высочайшая точность.

4. Мухаммад бин Джубайр был человеком, достойным до­верия.

5. Джубайр бин Мут‘им, да будет доволен им Аллах, яв­лялся сподвижником.

г) В этом хадисе нет никаких отклонений, поскольку ни одно более сильное сообщение ему не противоречит.

д) В этом хадисе нет никаких недостатков.

5. Суждение о достоверном хадисе

По общему мнению мухаддисов и уважаемых знатоков ос­нов религии и факихов, обязательно применять его на практи­ке. Он относится к числу доводов шариата, и мусульманин не может отказываться от его практического применения.

6. Есть ли уверенность в том, что какой-нибудь иснад является самым достоверным из всех иснадов?

Наиболее распространенным является мнение о том, что ни один иснад нельзя с уверенностью назвать самым достоверным из всех, поскольку различия в степенях достоверности опреде­ляются тем, в какой мере иснад удовлетворяет условиям дос­товерности, однако редко встречаются такие иснады, которые в полной мере соответствуют всем этим условиям. Ввиду этого лучше всего воздержаться от заключений о том, что какой-ни­будь иснад является самым достоверным из всех. Тем не менее известно, что отдельные имамы делали утверждения такого ро­да, хотя и очевидно, что каждый из них отдавал предпочтение тому, что он считал наиболее сильным. Ниже приводятся при­меры иснадов, являющихся, по мнению некоторых мухадди­сов, наиболее достоверными:

а) То, что передал аз-Зухри со слов Салима, слышавшего это от своего отца.[32]

Сообщается, что такое мнение высказывали Исхак бин Ра­хавийа и Ахмад.

б) То, что передал Ибн Сирин со слов Убайды, слышавше­го это от Али, да будет доволен им Аллах.[33]

Сообщается, что такое мнение высказывали Ибн аль-Мади­ни и аль-Фалляс.

в) То, что передал аль-А‘маш со слов Ибрахима, слышавше­го это от ‘Алькамы, слышавшего это от Абдуллаха, да будет до­волен им Аллах.[34]

Сообщается, что такое мнение высказывал Ибн Ма‘ин.

г) То, что передал аз-Зухри со слов Али бин аль-Хусайна, слышавшего это от своего отца, слышавшего это от Али, да бу­дет доволен им Аллах.

Сообщается, что такое мнение высказывал Абу Бакр бин Абу Шайба.

д) То, что передал Малик, слышавший от Нафи‘а, слышав­шего это от Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими.

Сообщается, что такое мнение высказывал аль-Бухари.

7. В каком труде впервые были собраны только достоверные хадисы?

Первым таким трудом стал “Сахих” аль-Бухари, а затем – “Сахих” Муслима. Эти своды являются наиболее достоверны­ми книгами после Корана. Согласно единодушному мнению улемов, обе эти книги следует считать образцовыми.

а) Какой из этих сборников является более достоверным?

Более достоверным и полезным является “Сахих” аль-Бу­хари, так как иснады всех хадисов, собранных аль-Бухари, от­вечают самым высоким требованиям, предъявляемым к иснаду, а их передатчики заслуживают доверия в большей степени. Кроме того, в “Сахихе” аль-Бухари есть такие извлечения[35] по фикху и такие мудрые мысли, которых нет в “Сахихе” Мусли­ма.

б) Все ли достоверные хадисы вошли в сборники аль-Бу­хари и Муслима и ставили ли они перед собой такую задачу?

Аль-Бухари и Муслим включили в свои сборники не все достоверные хадисы и не ставили перед собой подобной зада­чи. Аль-Бухари сказал: «Я включил в свой сборник только дос­товерные хадисы, но многие достоверные хадисы не были включены, чтобы не делать его длинным».[36]

Муслим же сказал: «Я включил сюда не все имеющиеся у ме­ня достоверные хадисы, включив только те из них, относитель­но достоверности которых высказывалось единодушное мне­ние».[37]

в) Много или мало достоверных хадисов осталось невключенными в сборники аль-Бухари и Муслима?

1. Хафиз Ибн аль-Ахрам сказал: «Они не включили лишь малую часть», - однако другие были с ним не согласны.

2. На самом деле они не включили в свои сборники очень многое. Передают, что аль-Бухари сказал: «…а еще больше до­стоверных хадисов я не включил». Сообщается также, что он сказал: «Я наизусть помню сто тысяч достоверных хадисов и двести тысяч недостоверных».[38]

г) Сколько хадисов насчитывается в каждом из этих сбор­ников?

1. Аль-Бухари: всего в его “Сахихе” приводится семь ты­сяч двести семьдесят пять хадисов с учетом повторяющихся, а без учета их – четыре тысячи.

2. Муслим: всего в его “Сахихе” приводится двенадцать тысяч хадисов с учетом повторяющихся, а без учета их – около четырех тысяч.

д) Где можно обнаружить все остальные достоверные хади­сы, которые не вошли в сборник аль-Бухари и Муслима?

Они собраны в таких надежных и известных книгах, как “Сахих” Ибн Хузаймы, “Сахих” Ибн Хиббана, “Мустадрак” аль-Хакима, “Сунан” Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджи и ан-Наса’и, “Сунан” ад-Даракутни и аль-Байхаки и других сбор­никах.

Однако одного только наличия хадиса в какой-нибудь из этих книг недостаточно; необходимо наличие указаний на их достоверность. Исключение составляют собой книги тех, кто ставил себе целью собрать только достоверные хадисы, при­мером чего может служить “Сахих” Ибн Хузаймы.

8. Несколько слов о “Мустадраке” аль-Хакима, “Сахихе” Ибн Хузаймы и “Сахихе” Ибн Хиббана

а) “Мустадрак” аль-Хакима представляет собой огромный сборник, в котором его составитель приводит достоверные ха­дисы, удовлетворяющие условиям либо обоих шейхов,[39] либо одного из них, но не вошедшие в “Сахихи” аль-Бухари и Мус­лима. Кроме того, он включил в свой сборник ряд хадисов, называемых им достоверными, несмотря на то что они не удовлетворяют условиям ни одного из двух шейхов, и указал, что иснады их являются достоверными. Иногда же он приво­дит отдельные хадисы, которые достоверными не являются, но указывает на это обстоятельство. Подчас аль-Хаким подходит к критериям отбора хадисов не слишком строго, называя тот или иной хадис достоверным, если он удовлетворяет его усло­виям, вследствие чего отобранные им хадисы необходимо ис­следовать и выносить о них суждения, соответствующие их со­стоянию. Изучением содержания сборника аль-Хакима зани­мался аз-Захаби, правильно классифицировавший большинст­во хадисов, однако эта книга нуждается в дальнейшем изуче­нии.

б) “Сахих” Ибн Хиббана. Классификация хадисов в этой книге не соответствует общепринятым нормам, поскольку, с одной стороны, она не разбита на главы, с другой же – хадисы в ней не классифицированы по именам сподвижников, пере­давших эти хадисы, и поэтому Ибн Хиббан дал ей и другое на­звание – “Ат-такасим ва-ль-анва‘” (Деление и виды). Найти нуж­ный хадис в его книге очень затруднительно, и поэтому один из более поздних знатоков[40] разбил ее на главы. Подчас он про­являет излишнюю снисходительность, называя тот или иной ха­дис достоверным, однако в этом отношении он не является та­ким снисходительным, как аль-Хаким.[41]

в) “Сахих” Ибн Хузаймы. Этот сборник занимает более высокую ступень по сравнению с “Сахихом” Ибн Хиббана, так как является серьезным исследованием, а его составитель мо­жет отказаться считать хадис достоверным из-за любого сомни­тельного слова в его иснаде.[42]

9. Извлечения (мустахраджат) из “Сахихов” аль-Бухари и Муслима

а) Предмет извлечения.

Здесь речь идет о том, что какой-нибудь мухаддис берет один из сборников хадисов и приводит его хадисы, снабжая их собственными иснадами и следуя при этом не тем путем, которым следовал его составитель, имевший с ним одного и того же шейха или шейха шейха.

б) Наиболее известные извлечения из двух “Сахихов”.

1. “Извлечение” из “Сахиха” аль-Бухари Абу Бакра аль-Исма‘или.

2. “Извлечение” из “Сахиха” Муслима Абу ‘Аваны аль-Ис­фараййини.

3. “Извлечение” из обоих “Сахихов” Абу Ну‘айма аль-Ис­бахани.

в) приводили ли составители “Извлечений” те же матны ха­дисов, что и составители обоих “Сахихов” во всех случаях?

Их составители не всегда приводили абсолютно идентич­ные матны по той причине, что они неизменно использовали те же фразы, которые они слышали от своих шейхов, чем и объясняется наличие небольших отличий в отдельных случа­ях.

То же самое можно сказать и о словах таких старых авто­ров, как аль-Байхаки, аль-Багави и им подобных, которые пи­сали: «Этот хадис приводит аль-Бухари», – или: «Этот хадис приводит Муслим», – несмотря на наличие расхождений по смыслу и по форме с отдельными хадисами из “Сахихов” обо­их шейхов. Смысл их слов: «Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим», состоит в том, что они приводили основу данного хадиса[43].

г) Можем ли мы передать какой-нибудь хадис из числа этих “Извлечений”, относя их к “Сахихам” аль-Бухари и Муслима?

С учетом всего вышеизложенного никто не должен переда­вать ни один хадис из “Извлечений” или вышеупомянутых книг, указывая, что его приводит аль-Бухари или Муслим, ни при каких обстоятельствах за исключением двух случаев:

1. Когда он приводит данный хадис с целью сопоставле­ния его с той его версией, которую приводит аль-Бухари или Муслим.

2. Когда составитель извлечения или другого сочинения говорит: «Оба они приводили его в таком виде».

д) Польза “Извлечений” из обоих “Сахихов”.

“Извлечения” из обоих “Сахихов” являются весьма полез­ными. Полезные аспекты трудов такого рода ас-Суйути пере­числяет в своем сочинении “Ат-тадриб”.[44]

1. Высота иснада[45], так как если бы составитель “Извлече­ния” передал какой-нибудь хадис точно таким же путем, каким передавал его аль-Бухари, то количество имен передатчиков в иснаде такого хадиса было бы больше, чем в том же хадисе, который приводится им в “Извлечении”

2. Повышение степени достоверности, так как во фра­зах некоторых хадисов имеются дополнения и добавления

3. Приобретение хадисом силы благодаря множеству путей его передачи: польза этого состоит в том, что можно отдать предпочтение той или иной версии в случае возникно­вения противоречий.

11. Степени (маратиб) достоверных хадисов

Мы уже отмечали, что некоторые улемы приводили иснады, которые они считали наиболее достоверными. На основании этого и при условии, что иснад удовлетворяет всем прочим ус­ловиям достоверности, можно сказать, что достоверные хади­сы разделяются по степеням.

а) Высшей степенью достоверности отличается такой ха­дис, который передается с наиболее достоверным иснадом, например хадис, переданный Маликом, слышавшим его от На­фи‘а, слышавшего его от Ибн Умара.

б) Более низким по степени достоверности является хадис, передаваемый со слов людей, заслуживавших доверия в мень­шей степени, чем вышеупомянутые передатчики, например ха­дис, переданный Хаммадом бин Саламой, который слышал его от Сабита, слышавшего его от Анаса.

в) Еще более низким по степени достоверности является хадис, передаваемый со слов тех, кто заслуживает доверия в меньшей степени, чем предыдущие передатчики, например ха­дис, переданный Абу Салихом, который слышал его от своего отца, слышавшего его от Абу Хурайры.

Есть и другая классификация хадисов, которые по степени достоверности делятся на семь классов:

1. Хадисы, которые считали достоверными и аль-Бухари, и Муслим (высшая степень достоверности).

2. Хадисы, которые считал достоверными только аль-Бу­хари.

3 Хадисы, которые считал достоверными только Муслим.

4. Хадисы, которые удовлетворяют условиям достоверно­сти обоих шейхов, но не приводятся ни одним из них.

5. Хадисы, которые удовлетворяют условиям достоверно­сти аль-Бухари, но не приводятся им.

6. Хадисы, которые удовлетворяют условиям достоверно­сти Муслима, но не приводятся им.

7. Хадисы, которые считают достоверными другие имамы, например Ибн Хузайма и Ибн Хиббан, но не удовлетворяю­щие условиям обоих шейхов.

12. Условия аль-Бухари и Муслима

Ни аль-Бухари, ни Муслим не формулировали никаких иных условий, кроме тех, которые являлись общепринятыми и касались критериев достоверности хадисов, несмотря на то что улемы, занимавшиеся глубоким изучением этого вопроса, считали, что вышеупомянутые условия были сформулированы именно обоими шейхами или одним из них.

Суть лучшего из сказанного об этом сводится к тому, что усло­вия обоих шейхов или одного из них формулируются следующим образом: хадис должен передаваться теми передатчиками, кото­рые упоминаются в обоих “Сахихах” или же в одном из них имен­но так, как делают это оба шейха, передавая хадисы с их слов.

13. Значение выражения “муттафак ‘аляй-хи” (согласованный)

Когда знатоки хадисов называют какой-нибудь хадис “со­гласованным”, это значит, что оба шейха считали данный ха­дис достоверным и мнение их разделяют все.

14. Обязательным ли условием является то, что достоверный хадис должен быть редким (‘азиз)?

На самом деле это обязательным условием не является в том смысле, что у достоверного хадиса не обязательно должно быть два иснада, поскольку и в “Сахихах” аль-Бухари и Мусли­ма, и в других сборниках приводятся достоверные хадисы, яв­ляющиеся неизвестными (гариб).

 

Хорошие (хасан) хадисы

1. Определение

а) По форме это слово является прилагательным от слова “хусн” (красота).

б) Терминологическое значение: улемы по-разному опреде­ляли значение термина “хороший” ввиду того, что он занимает среднее положение между достоверным и слабым, а также по­тому, что некоторые из них давали определение лишь одной из двух его частей. Ниже я привожу определение хафиза Ибн Хаджара аль-‘Аскалани которое представляется мне наиболее подходящим из всех:

«Хорошим является хадис с непрерывным иснадом, все пе­редатчики которого от первого до последнего отличались доб­росовестностью. Такой хадис является лишь немногим менее точным, чем подобные ему, а передатчики передали его безо всяких отклонений (шазз) или недостатков (‘илля)».

2. Суждение о хорошем хадисе

Подобно достоверным хадисам, хорошие хадисы можно приводить в качестве доводов, несмотря на то что такой же силой эти доводы обладать не будут. Вот почему их приводили в качестве аргументов все факихи, применявшие их на практи­ке, и за использование их в качестве аргументов выступало большинство мухаддисов и знатоков основ религии.

3. Пример хорошего хадиса

В пример можно привести один из хадисов, приводимых ат-Тирмизи:

– Передал нам Кутайба: Передал нам Джа‘фар бин Суляй­ман ад-Дуба‘и, слышавший от Абу Имрана аль-Джауни, слы­шавший, как Абу Бакр бин Абу Муса аль-Аш‘ари сказал: «Я слышал, как (однажды) перед лицом врага мой отец сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, врата рая на­ходятся в тени мечей» ”».[46]

«Этот хадис является хорошим по той причине, что из четы­рех передатчиков его иснада все являются достойными дове­рия (сикат), кроме Джа‘фара бин Суляймана ад-Дуба‘и,[47] ко­торый в этом отношении характеризуется как хороший пере-­датчик, в силу чего и хадис в целом является не достоверным, а хорошим».

4. Степени хороших хадисов

Подобно тому, как достоверные хадисы различаются по степеням достоверности, так и хорошие хадисы различаются по степеням. Аз-Захаби выделяет две таких степени:

а) Высшая степень, примером чего являются такие хадисы, которые Бахз бин Хаким передавал со слов своего отца, слы­шавшего их от его деда, и такие хадисы, которые Амр Ибн Шу‘айб передавал со слов своего отца, слышавшего их от его деда, и такие хадисы, которые Ибн Исхак передавал со слов ат-Тайми, а также подобные им сообщения из числа именую­щихся достоверными и являющихся наиболее близкими к дос­товерным.

б) За ними следуют такие хадисы, которые одни улемы считают хорошими, а другие – слабыми, примером чего может служить хадисы, передаваемые со слов аль-Хариса бин Абдул­лаха, Асима бин Дамра, Хаджжаджа бин Артата и им подоб­ных.

5. О месте таких слов мухаддисов, как «хадис с достоверным иснадом» или «хадис с хорошим иснадом»

а) Слова мухаддисов: «Это хадис с достоверным иснадом» – являются указанием на то, что этот хадис занимает более низ­кую ступень, чем тот, о котором говорят: «Это – достоверный хадис».

б) Точно так же хадис, о котором говорят: «Это хадис с хо­рошим иснадом», занимает более низкую ступень, чем тот, о котором говорят: «Это – хороший хадис». Объясняется это тем, что у хадисов с достоверным или хорошим иснадом, мо­жет быть матн, у которого есть какие-либо отклонения или не­достатки. Таким образом, когда мухаддис говорит: «Это – дос­товерный хадис», он ручается нам за то, что данный хадис удовлетворяет всем пяти необходимым условиям достоверно­сти. Если же он говорит: «Это хадис с достоверным иснадом», это значит, что он ручается нам за то, что данный хадис удов­летворяет только трем необходимым условиям достоверности. Иначе говоря, он ручается нам за непрерывность иснада этого хадиса, а также за добросовестность и точность его передатчи­ков, но не ручается за то, что в этом хадисе нет никаких от­клонений и недостатков, поскольку сам мухаддис в этом не удостоверился.

Однако, если надежный знаток хадисов ограничивается словами: «Это хадис с достоверным иснадом», не упоминая ни о каких недостатках этого хадиса, ясно, что матн его также яв­ляется достоверным, поскольку основой является отсутствие недостатков и отклонений.

6. Смысл выражения «хороший достоверный хадис», употреблявшегося ат-Тирмизи и другими мухаддисами

Внешне это выражение представляется неясным, поскольку хороший хадис занимает не столь высокое положение как дос­товерный, и поэтому возникает вопрос: как же можно объеди­нять между собой хадисы, относящиеся к разным категориям? На этот вопрос, касающийся смысла выражения ат-Тирмизи «хороший достоверный хадис», улемы давали разные ответы, но лучшим из них является сказанное хафизом Ибн Хаджаром, с чем был согласен и ас-Суйути. Вкратце суть его слов сводит­ся к следующему:

а) Если у хадиса имеется не менее двух иснадов, то выра­жение «хороший достоверный хадис» означает, что данный ха­дис является хорошим, если принимать во внимание один ис­над, и достоверным, если принимать во внимание другой.

б) Если же у хадиса есть только один иснад, то выражение «хороший достоверный хадис» означает, что хорошим его счи­тают одни люди, а достоверным – другие.

Таким образом, ат-Тирмизи, использовавший подобное вы­ражение, как бы указывает либо на то, что суждения улемов об этом хадисе отличались друг от друга, либо на то, что сам он не отдал предпочтения ни тому, ни другому суждению.

7. Классификация хадисов в сочинении аль-Багави “Аль-масабих”[48]

В своей книге “Аль-масабих” имам аль-Багави использует свои особые термины. Так, например, он называет “достоверными” все те хадисы, которые входят в “Сахихи” аль-Бухари и Мусли­ма или в один из них, а ”хорошими” – хадисы, входящие в “Сунан” Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджи и ан-Наса’и. Подоб­ная терминология отличается от общепринятой среди мухадди­сов, поскольку в четырех вышеупомянутых сборниках под наз­ванием “Сунан” есть и достоверные, и хорошие, и слабые, и от­вергаемые хадисы. Вот почему Ибн ас-Салах и ан-Навави обра­щают внимание на это обстоятельство, а читателю книги “Аль-масабих” следует помнить, что имам аль-Багави вкладывает осо­бый смысл в такие термины как “достоверный” или “хороший”.

8. Книги, в которых встречается много хороших хадисов

Улемы не составили специальных сборников хороших хади­сов, подобных сборникам хадисов достоверных, однако есть книги, в которых приводится много хороших хадисов. К числу наиболее известных таких книг относятся:

а) “Джами‘” ат-Тирмизи, известный также как “Сунан” ат-Тирмизи и являющийся основой для изучения хороших хади­сов. В этом сборнике приводится множество хороших хади­сов, благодаря чему они и приобрели известность.

б) “Сунан” Абу Дауда. В “Послании к жителям Мекки” Абу Дауд отмечает, что в своей книге он приводит как достовер­ные, так и подобные им и близкие к ним хадисы. Он разъясня­ет те места, которые являются очень слабыми, а то, о чем ни­чего не говорится, считается годным для использования в ка­честве аргумента. Таким образом, если мы обнаружим в его книге такой хадис, который Абу Дауд не называет слабым, а ни один из имамов не называет достоверным, это значит, что Абу Дауд считает его хорошим.

в) “Сунан” ад-Даракутни. В этой книге ад-Даракутни при­водит много хороших хадисов.

 

Достоверное сообщение, считающееся таковым в силу существования других хадисов

1. Определение

Таковым является сообщение, которое само по себе отно­сится к категории хороших, если оно передается еще и другим подобным или более сильным путем.

Достоверными в силу существования других хадисов эти со­общения были названы ввиду того, что достоверным благода­ря одному только своему иснаду такое сообщение не считает­ся, а рассматривается в качестве такового только в силу сущест­вования одного или нескольких других сообщений.

2. Степень такого сообщения

Степень такого хадиса выше степени хорошего хадиса как такового, но ниже достоверного как такового.

3. Пример

Примером может служить следующий хадис:

– Мухаммад бин Амр передал со слов Абу Саламы, что Абу Хурайра передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

]لَوْلا أَنْ أَشُقَّ عَلَى أُمَّتِي لأمَرْتُهُمْ بِالسِّوَاكِ عِنْدَ كُلِّ صَلاةٍ [

«Если бы не (считал) я, что для (членов) моей общины это бу­дет тяжело, то обязательно велел бы им (чистить зубы зубочист­кой) перед каждой молитвой».[49]

Ибн ас-Салах сказал: «Мухаммад бин Амр бин Алькама от­носится к числу людей, известных своей правдивостью и нрав­ственной чистотой, однако он не отличался точностью переда­чи, и некоторые даже считали его слабым передатчиком по причине плохого запоминания. Другие же считали его достой­ным доверия, так как он был правдивым и уважаемым челове­ком, и с учетом этого переданный им хадис является хорошим. Если учесть и то, что хадисы с его слов передаются и другими путями, то наши опасения, которые вызваны тем, что он плохо запоминал, развеиваются, небольшие недостатки благодаря этому устраняются, а иснад хадиса, как и сам хадис, возвыша­ется до степени достоверного»[50].

 


Хорошее сообщение, считающееся таковым в силу существования других хадисов

1. Так именуется передающийся многими путями слабый хадис при том условии, что слабым его считают не по причине нечестия или лживости передатчика.

Из этого определения следует, что слабый хадис может воз­выситься до степени хорошего, который считается таковым в силу существования других хадисов, в двух нижеследующих случаях.

а) Когда он передается не одним путем при том условии, что другие пути являются подобными ему по силе или более сильными.

б) Когда причиной слабости является либо плохая память его передатчика, либо разрыв в его иснаде, либо отсутствие сведений о его передатчиках.

2. Степень такого сообщения

Сообщение, считающееся хорошим в силу существования других хадисов, занимает более низкое положение, чем хоро­шее само по себе.

Из этого следует, что если хорошее само по себе сообщение противоречит сообщению, считающемуся хорошим в силу суще­ствования других хадисов, то предпочтение отдается первому.

3. Суждение о таком хадисе

Такие сообщения относятся к числу приемлемых, которые могут использоваться в качестве довода.

4. Пример

В пример можно привести хадис, который приводит и считает хорошим ат-Тирмизи, передавший его со слов Шу‘бы, слышавшего от Асима бин Убайдуллаха, слышавшего от Абдул­лаха бин Амира бин Раби‘а, слышавшего от своего отца, что, когда одна женщина из племени бану фазара вышла замуж, по­лучив в дар сандалии, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил ее:

 

]أَرَضِيتِ مِنْ نَفْسِكِ وَمَالِكِ بِنَعْلَيْنِ [

«Довольна ли ты таким свадебным подарком, несмотря на свое положение и богатство?» Она сказала: «Да», и он дал раз­решение на этот брак.

Ат-Тирмизи сказал: «сообщения об этом передаются также со слов Умара, Абу Хурайры, Аиши и Абу Хадрада».

Асим считается слабым передатчиком из-за его плохой па­мяти, однако ат-Тирмизи определяет этот хадис как хороший в силу того, что он передается и другими путями.

 

Отдельное приемлемое сообщение, подкрепленное косвенными доказательствами.

1. Введение

Последним видом обзора приемлемых сообщений являются сообщения, подкрепленные косвенными доказательствами, то есть тем, что выступает в качестве дополнения к тем требова­ниям, которым должно удовлетворять приемлемое сообщение. Эти дополнительные указания, сочетающиеся с приемлемым сообщением, придают ему больше силы, выделяют его среди прочих приемлемых сообщений, не отвечающих подобным до­полнительным указаниям, и делают его более предпочтитель­ным по сравнению с ними.

2. Виды таких сообщений

Существуют разные виды сообщений, подкрепленных кос­венными доказательствами. Наиболее известными из них явля­ются следующие:

а) Те сообщения, которые приводят в своих “Сахихах” аль-Бухари и Муслим и которые нельзя отнести к категории “му­таватир”. Эти сообщения подкреплены различными косвен­ными доказательствами, к числу которых относятся:

1. Высокий авторитет аль-Бухари и Муслима как знатоков хадисов.

2. Их авторитетность в том, что касается выделения дос­товерных хадисов из числа прочих.

3. То обстоятельство, что улемы принимали их сборники, поскольку одно это больше способствует передаче знания, чем множество путей передачи таких сообщений, которые нельзя отнести к категории “мутаватир”.

б) Известные сообщения, если они передаются различными путями, ни в одном из которых нет слабых передатчиков и не­достатков.

в) Сообщение, приводимое целым рядом крупнейших му­хаддисов и не являющееся неизвестным (гариб).

Примером может служить такой хадис, который приводит имам Ахмад, передавая его со слов имама аш-Шафи‘и, а имам аш-Шафи‘и передает его со слов имама Малика. Таким обра­зом, имам Ахмад наряду с другими передает его со слов имама аш-Шафи‘и, а имам аш-Шафи‘и также наряду с другими пере­дает его со слов имама Малика.

3. Суждение о таких сообщениях

Сообщения такого рода являются более предпочтительны­ми, чем любое приемлемое сообщение из числа отдельных со­общений. Если же сообщение, подкрепленное косвенными до­казательствами, противоречит другим приемлемым сообщени­ям, то предпочтение отдается ему.


ТЕМА ВТОРАЯ
Разделение приемлемых сообщений на действующие и недействующие.[51]

 

Приемлемые сообщения подразделяются на две группы: действующие и недействующие. Подобное разделение являет­ся источником двух видов науки о хадисах, получивших назва­ние “точные и отличающиеся друг от друга хадисы”, а так­же “отменяющие и отмененные хадисы”.

 

Точные المُحْكَم (мухкам) и отличающиеся مُخْتَلِفُ (мухталиф) друг от друга хадисы

1. Определение точного

а) Слово “мухкам” является причастием страдательного за­лога от глагола “ахкама” в значении “делать точно; хорошо”.

б) Как термин слово “мухкам” служит для обозначения та­кого приемлемого хадиса, которому не противоречит подоб­ный ему хадис.

К этому виду относится большинство хадисов, что же каса­ется противоречащих и отличающихся друг от друга хадисов, то по сравнению с общим их количеством таких хадисов из­вестно немного.

2. Определение отличающихся (мухталиф) друг от друга хадисов

а) Слово “мухталиф” является причастием действительно­го залога от слова “ихтиляф” (разногласие; расхождение). Под отличающимися друг от друга хадисами подразумеваются те из них, которые противоречат друг другу по смыслу.

б) Как термин, фраза «отличающиеся друг от друга хадисы» служит для обозначения таких приемлемых хадисов, которым противоречат подобные им хадисы, когда имеется возмож­ность объединения их между собой.

Имеется в виду такой достоверный или хороший хадис, на­ряду с которым приводится другой хадис, подобный ему по степени и по силе, но внешне противоречащий ему по смыслу, однако при этом обладающие знанием и пониманием способ­ны приемлемым образом объединить их.

3. Пример отличающихся друг от друга хадисов

а) Хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ска­зал:

 

[ لا عَدْوَى وَلا طِيَرَةَ ]

«Не (передается) зараза (иначе как по воле Аллаха) и не (является дурным предзнаменованием полет) птиц…» Этот хадис приводит Муслим.

б) Хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ска­зал:

 

[ فِرَّ مِنْ الْمَجْذُومِ كَمَا تَفِرُّ مِنْ الأسَدِ]

«Беги от прокаженного, как убежал бы ты ото льва». Этот хадис приводит аль-Бухари.

Внешне два этих достоверных хадиса противоречат друг дру­гу, поскольку первый отрицает возможность заражения иначе как по воле Аллаха, а во втором указывается на возможность за­ражения. Тем не менее улемы объединяют их между собой, при­водя их к согласованию по смыслу во многих отношениях. Ниже упоминается о том из них, который избрал хафиз Ибн Хаджар.

4. Способ объединения

Объединить между собой два этих хадиса можно, сказав, что возможность заражения без соизволения Аллаха отрицает­ся и не является чем-то доказанным, так как посланник Алла­ха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

[ لا يُعْدِي شَيْءٌ شَيْئًا ]

«Одно не заражает другое».[52] Сообщается также, что один человек возразил пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сказав, что, когда парши­вый верблюд оказывается среди здоровых, парша переходит и на них, и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил:

 

[ فَمَنْ أَعْدَى الأوَّلَ ]

«А кто же заразил (самого) первого?»[53] Это значит, что Аллах Всевышний вызвал эту болезнь во втором, как вызвал он ее и в первом. Что же касается веления убегать от прокаженного, то оно было отдано для того, чтобы перекрыть пути. Это значит, что оно было отдано для того, чтобы не допустить контактов с прокаженными, в результате чего человек может подумать, что причиной заражения послужила не воля Аллаха, а общение с больным, однако подобные мысли являются греховными. Таким образом, прокаженного было велено сторониться для того, чтобы люди не верили в то, что может привести к греху.

5. Что следует сделать тому, кто встретит два внешне противоречащих друг другу приемлемых хадиса?

В подобном случае необходимо сделать следующее:

а) Когда существует возможность объединения двух хади­сов, обязательно объединить их между собой, как обязательно и применять их на практике.

б) Когда никакой возможности объединения двух хадисов не существует, необходимо поступить следующим образом:

1. Если известно, что один из двух этих хадисов является отменяющим, мы должны отдавать ему предпочтение, приме­нять его на практике и оставить отмененный хадис.

2. Если таких сведений нет, нам необходимо отдать одно­му из этих хадисов предпочтение с помощью одного из путей, которых насчитывается более пятидесяти, а потом действовать в соответствии со смыслом наиболее предпочтительного.

3. Если же не удастся отдать предпочтение ни одному из них, что случается редко, нам следует воздержаться от их практического применения до тех пор, пока не обнаружится преимущество того или другого.

6. Наиболее известные сочинения на эту тему:

а) “Ихтиляф аль-хадис” имама аш-Шафи‘и, который пер­вым заговорил об этом и написал первое сочинение по этому вопросу.

б) “Та’виль мухталиф аль-хадис” Абдуллаха бин Муслима Ибн Кутайбы.

в) “Мушкиль аль-асар” Абу Джафара Ахмада бин Салямы ат-Тахави.

 

Отменяющие ناسِخُ (насих) и отмененные منسُوخِه (мансух) хадисы

1. Определение “отмены” (насх):

а) Это слово имеет два значения – “устранение” и “пере­писывание”.

б) Как термин, слово “насх” означает отмену Аллахом прежнего установления на основании более позднего указания.

2. Важность и трудность науки об отмене; наиболее выдающиеся знатоки

Умение отличать отменяющие хадисы от отмененных является важным и трудным делом, а аз-Зухри сказал: «Умение отличать отменяющие хадисы от отмененных является для факихов самым трудным».

Наиболее известным из знатоков отменяющего и отменен­ного являлся имам аш-Шафи‘и, который не только лучше всех разбирался в этом предмете, но и начал заниматься им пер­вым. Передают, что имам Ахмад спросил Ибн Вара, который приехал из Египта: «Ты переписывал книги аш-Шафи‘и?» Он ответил: «Нет». Ахмад сказал: «Ты сделал упущение, ибо не могли мы отличить кратко изложенного от истолкованного, а отменяющего хадиса от отмененного, пока не встретились с аш-Шафи‘и».

3. Как отличить отменяющий от отмененного?

Отменяющий хадис можно отличить от отмененного с по­мощью одного из нижеперечисленных признаков:

а) С помощью прямого указания посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Примером может служить приводимый в “Сахихе” Муслима и передаваемый со слво Бурайды хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

] نَهَيْتُكُمْ عَنْ زِيَارَةِ الْقُبُورِ فَزُورُوهَا[

«Прежде я запрещал вам посещать могилы, но (теперь) по­сещайте их».

б) С помощью высказывания кого-либо из сподвижников. Так, например, сообщается, что Джабир бин Абдуллах, да бу­дет доволен им Аллах, сказал: «В соответствии с последним из двух велений посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, можно было не со­вершать омовения после употребления в пищу того, чего ка­сался огонь.» Этот хадис приводят Абу Дауд, Ибн Маджа, ан-Наса’и и ат-Тирмизи.

в) С помощью знания истории. В данном случае имеется в виду, что хадис, который передается со слов Шаддада бин Ау­са и в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пре­рывается пост и пускающего кровь, и того, кому ее пускают»,[54] был отменен хадисом, переданным Ибн Аббасом, да будет до­волен им Аллах, который сообщил, что пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пус­кали кровь, когда он находился в состоянии ихрама и соблю­дал пост.[55] В некоторых путях передачи хадиса Шаддада бин Ауса указывается, что это было во время завоевания мусульма­нами Мекки[56], тогда как Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сопровождал пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во время про­щального паломничества[57].

г) То, на что указывает единодушное мнение улемов. Так, например, в одном хадисе сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

[ مَنْ شَرِبَ الْخَمْرَ فَاجْلِدُوهُ ، فَإِنْ عَادَ فِي الرَّابِعَةِ فَاقْتُلُوهُ ]

«Подвергните бичеванию того, кто выпьет вина, если же че­ловек вернется к этому в четвертый раз, казните его».[58]

Имам ан-Навави сказал: «Единодушное мнение улемов ука­зывает на то, что он был отменен».

Единодушное мнение не отменяет и не может быть отмене­но, однако оно служит указанием на отменяющее.

4. Наиболее известные сочинения по данному вопросу

а) “Аль-и‘тибар фи-н-насих ва-ль-мансух мин аль-асар” Абу Бакра Мухаммада Ибн Мусы аль-Хазими.

б) “Ан-насих ва-ль-мансух” имама Ахмада.

в) “Таджрид аль-ахадис аль-мансуха” Ибн аль-Джаузи.


РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ: Отвергаемое сообщение

 

Тема первая: слабые хадисы.

Тема вторая: хадисы, отвергаемые в силу пропусков в их иснадах.

Тема третья: хадисы, которые отвергаются в силу выдви­жения обвинений против передатчика.

 

Отвергаемое сообщение и причины, в силу которых оно считается неприемлемым

1. Определение

Отвергаемым называется такое сообщение, правдивость пе­редатчика которого нельзя считать наиболее вероятной.

Причиной является несоответствие одному или более из числа условий приемлемости сообщения, о чем речь шла в раз­деле о достоверных хадисах.

2. Классификация отвергаемых сообщений и причины их неприемлемости

Улемы подразделяли неприемлемые сообщения на множест­во групп,[59] давая многим из них особые названия. Вместе с тем среди этих сообщений были и такие, которым они не давали особых названий, обозначая их общим названием “слабые” (да‘иф).

Если же говорить о причинах неприемлемости хадиса, то их также может быть много, однако в основном они сводятся к двум основным причинам:

а) Пропуск в иснаде.

б) Отвод передатчика.

Обе этих основных причины в свою очередь подразделяют­ся на множество видов, о которых я, если захочет Аллах Все­вышний, более подробно поговорю отдельно. Начать же этот разговор следует со “слабых” сообщений, так как “слабое” считается общим названием отвергаемых сообщений.

ТЕМА ПЕРВАЯ
“Слабые” الضَّعِيْف сообщения

 

1. Определение

а) Слово “слабый” является антонимом слова “сильный” как в прямом, так и в переносном смысле. В данном случае подразумевается слабость во втором значении этого слова.

б) В качестве термина слово “слабый” служит для обозна­чения такого сообщения, которое не может считаться хоро­шим, если оно не удовлетворяет хотя бы одному необходимо­му условию.

2. Различия по степени слабости

Подобно достоверным хадисам слабые хадисы различаются по степени слабости передатчиков. Среди них есть просто слабые, очень слабые, неудовлетворительные (вахи) и пори­цаемые (мункар), наихудшим же из видов слабых сообщений являются подложные (мауду`).

3. Пример

Примером слабого хадиса может служить хадис, передавае­мый ат-Тирмизи со слов Хакима аль-Асрама, сообщавшего, что он слышал, как Абу Тамима аль-Худжайми передал со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

]مَنْ أَتَى حَائِضًا أَوْ امْرَأَةً فِي دُبُرِهَا أَوْ كَاهِنًا فَقَدْ كَفَرَ بِمَا أُنْزِلَ عَلَى مُحَمَّدٍ [

«Не верует в то, что было ниспослано Мухаммаду, совер­шивший половое сношение с женщиной, у которой начались месячные, или совершивший половое сношение с женщиной через задний проход, или посетивший прорицателя». Передав этот хадис, ат-Тирмизи пишет: «Нам неизвестно, чтобы этот ха­дис передавал кто-нибудь еще, кроме Хакима аль-Асрама, ссы­лавшегося на Абу Тамиму аль-Худжайми, который ссылался на Абу Хурайру». Далее он пишет: «Мухаммад[60] назвал этот хадис слабым с точки зрения его иснада».[61]

К сказанному я добавлю, что причиной этого является на­личие в его иснаде имени Хакима аль-Асрама, которого улемы называют слабым. Так, например, в “Такриб ат-тахзиб” хафиз Ибн Хаджар пишет: «Он отличается слабостью».

4. Суждение о передаче такого сообщения

Мухаддисы и прочие знатоки религии считают допустимой передачу слабых хадисов и проявление снисходительности по отношению к их иснадам.

а) Они не должны иметь отношения к догматам веры, на­пример к атрибутам Аллаха Всевышнего.

б) В них не должны содержаться разъяснения установлений шариата, имеющих отношение к дозволенному и запретному.

Это значит, что их можно приводить в наставлениях с це­лью побуждения или устрашения, в рассказах и тому подобных случаях. К числу тех, кто считал допустимой передачу таких хадисов, относились Суфйан ас-Саури, Абд ар-Рахман бин Махди и Ахмад бин Ханбаль.[62]

Необходимо помнить о том, что если ты приводишь подоб­ные сообщения без иснадов, не следует говорить: «Так сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует», а говорить необходимо только так: «Сообщается о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то-то и то-то», или: «Дошло до нас о нем то-то и то-то», или что-то подобное, чтобы не получилось так, будто ты утверждаешь, что это исходит от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда тебе известно, что данный хадис является слабым.

5. Суждение о практическом применении подобных хадисов

Мнения улемов относительно практического применения слабых хадисов расходятся. В основном они считают жела­тельным практическое применение только таких сообщений, которые касаются совершаемых людьми добровольно достой­ных дел. При этом должны быть соблюдены три условия, о чем хафиз Ибн Хаджар[63] сказал так:

а) Хадис должен быть не очень слабым.

б) Хадис должен иметь отношение к такой основе, которая имеет практическое применение в религии.

в) Человек должен применять то, о чем говорится в таком хадисе, из предосторожности, а не в силу своей убежденности в его достоверности.[64]

6. Наиболее известные сочинения, в которых встречается много слабых хадисов

а) Книги, в которых говорится о слабых передатчиках: в пример можно привести “Китаб ад-ду‘афа” Ибн Хиббана и “Китаб мизан аль-и‘тидаль” аз-Захаби, в которых приводятся примеры хадисов, относимых к числу слабых по той причине, что они передавались слабыми передатчиками.

б) Сборники, включающие в себя различные виды слабых хадисов, примером чего могут служить: “Китаб аль-марасиль” Абу Дауда и “Китаб аль-‘иляль” ад-Даракутни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.