Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА ТРЕТЬЯ Хадисы, отвергаемые по причине отвода передатчика 2 страница




2. Классификация таких хадисов

Хадисы, относящиеся к категории “маклюб” подразделяют­ся на две основные группы: хадисы с перестановками в иснаде и хадисы с перестановками в матне.

а) Хадисы с перестановками в иснаде бывают двух видов.

1. Когда передатчик переставляет вперед или назад имя другого передатчика и имя его отца, например, когда хадис, передаваемый со слов Ка‘ба бин Мурры, передатчик в резуль­тате такой перестановки передает со слов Мурры бин Ка‘ба.

2. Когда передатчик заменяет одного из передатчиков на другого с целью превращения передаваемого им хадиса в не­известный (гариб) хадис. Примером может служить тот слу­чай, когда известный хадис обычно передающийся со слов Са­лима, передается со слов Нафи‘а.

Одним из передатчиков, поступавших подобным образом, был Хаммад бин Амр ан-Насиби. Так, например, он передал, что аль-А‘маш передал со слов Абу Салиха, что тот передал со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

]فَإِذَا لَقِيتُمْ الْمُشْرِكِينَ فِي الطَّرِيقِ فَلا تَبْدَءُوهُمْ بِالسَّلامِ [

«Если встретите в пути многобожников, не приветствуйте их первыми». Этот хадис относится к категории “маклюб”, поскольку Хаммад произвел в его иснаде перестановку, пере­дав его со слов аль-А‘маша, тогда как он известен в передаче Сухайля бин Абу Салиха, передавшего его со слов своего отца, передавшего его со слов Абу Хурайры, да будет дово­лен им Аллах, и в таком виде Муслим приводит его в своем “Сахихе”.

Когда имеет место такой вид перестановки, о передатчике хадиса говорят, что он украл хадис.

б) Хадисы с перестановками в матне, которые также бы­вают двух видов.

1. Когда передатчик переставляет что-нибудь назад или вперед в одной из частей матна.

Примером может служить передаваемый со слов Абу Ху­райры, да будет доволен им Аллах, и приводимый Муслимом хадис, в котором говорится о тех семерых, которых Аллах ук­роет в Своей тени в тот День, когда иной тени, кроме тени Его. не будет. В этом хадисе среди прочего сказано: «…того, кто подает милостыню (настолько) тайно, что его правая рука не ведает, сколько тратит левая…» Некоторые передатчики передавали это место так, а на самом деле он выглядит следу­ющим образом: «…что его левая рука не ведает, сколько тра­тит правая…»[113]

2. Когда передатчик приставляет матн одного хадиса к ис­наду другого или же иснад одного хадиса к матну другого, де­лая это с целью проверки или же с иными целями. В пример можно привести случай с имамом аль-Бухари и жителями Баг­дада, которые сделали перестановки в ста хадисах, после чего стали задавать ему вопросы о них с целью проверки его памя­ти, он же привел их в первоначальный вид, не допустив ни од­ной ошибки.[114]

3. О причинах, побуждающих к совершению перестановок

Некоторые передатчики могли прибегать к перестановкам по разным причинам. Среди них можно выделить нижеследующие причины.

а) Желание придать матну хадиса необычный вид, чтобы внушить людям желание передавать его со слов именно этого передатчика.

б) Желание устроить проверку и убедиться в хорошей па­мяти и точности мухаддиса.

в) Непреднамеренные ошибочные действия.

4. Суждение о перестановке

а) Если перестановка совершается с целью придания нео­бычного вида матну хадиса, поступать так, безусловно, непоз­волительно, поскольку это вносит изменения в хадис и так по­ступали фальсификаторы.

б) Допускается перестановка с целью проверки, так как это позволяет убедиться в памяти и способностях мухаддиса. При этом обязательным условием является указание на то, что яв­ляется правильным, до того, как собравшиеся для слушания хадисов люди разойдутся.

в) Если кто-либо совершает перестановку по ошибке или по невнимательности, это, несомненно, является проститель­ным, однако если подобных ошибок совершается много, это значит, что точность такого передатчика должна быть призна­на неудовлетворительной, а сам он – слабым.

Как известно, хадисы категории “маклюб”, относятся к од­ному из видов слабых и отвергаемых хадисов.

5. Наиболее известные сочинения о таких хадисах

а) Книга под названием “Рафи‘ аль-иртийаб фи-ль-маклюб мин аль-асма’ ва-ль-алькаб” аль-Хатиба аль-Багдади. Из назва­ния этой книги ясно, что темой ее являются перестановки только в иснадах.

 

Аль-мазид фи муттасиль аль-асанид

1. Определение

а) Слово “мазид” (добавленный) является причастием страдательного залога от глагола “зада” (увеличивать); “аса­нид” – множественное число от “иснад”.

б) В качестве термина это словосочетание используется для обозначения добавления еще одного передатчика к такому ис­наду, который явно является непрерывным.

2. Пример

Примером может являться хадис, переданный Ибн аль-Му­бараком, который сказал:

– Передал нам Суфйан, слышавший как Абд ар-Рахман бин Йазид сказал: передал мне Буср бин Убайдуллах, сказавший: я слышал, как Абу Идрис сказал: я слышал, как Василя сказал: я слышал, как Абу Марсад, да будет доволен им Аллах, сказал: я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

]لا تَجْلِسُوا عَلَى الْقُبُورِ وَلا تُصَلُّوا إِلَيْهَا[

 

«Не садитесь на могилы и не молитесь (, повернувшись) к ним».[115]

3. О добавлении в данном примере

В данном примере имеется два добавления: имя Суфйан и кунья Абу Идрис, а причиной этих добавлений в обоих случа­ях является ошибка.

а) Имя Суфйан было добавлено по ошибке тех, кто переда­вал этот хадис после Ибн аль-Мубарака, так как несколько до­стойных доверия лиц, передававших этот хадис со слов Ибн аль-Мубарака, который слышал его от ‘Абд ар-Рахмана бин Йазида, прямо указывали на это.

б) Кунья “Абу Идрис”, быда добавлена по ошибке Ибн аль-Мубарака, о чем говорит тот факт, что никто из целого ряда достойных доверия лиц, передававших этот хадис со слов Абд ар-Рахмана бин Йазида, не упоминал Абу Идриса, а некото­рые из них прямо заявляли, что Буср слышал этот хадис от Ва­силя.

4. Условия неприемлемости добавления

Отвергать добавление и считать его ошибкой передатчика можно лишь тогда, когда такое суждение удовлетворяет двум необходимым требованиям.

а) Передатчик, ничего не добавлявший к иснаду, должен отличаться большей точностью, чем тот, кто добавил к нему что-то.

б) В том месте, где есть добавление, должно быть ясное указание на то, что передатчик сам слышал это.

Если же не соблюдены оба этих условия или одно из них, то правильность добавления считается наиболее вероятной и оно принимается, тогда как иснад, в котором нет этого добав­ления, считается имеющим скрытый разрыв и относится к ка­тегории “мурсаль хафи”.

5. Возражения против утверждения о наличии добавления

Против подобного утверждения могут быть выдвинуты два возражения:

а) Если в том месте иснада, где должно находиться добав­ление, добавления нет, но говорится «передают со слов», это значит, что его следует считать прерванным (мункати‘).

б) Если передатчик ясно указывает на то, что он слышал данный хадис от какого-либо шейха, возможно, что сначала он слышал это от какого-нибудь человека, слышавшего хадис от этого шейха, а потом слышал его непосредственно от этого шейха. В связи с этим можно сказать следующее

а) Что касается первого возражения, то все обстоит так, как говорит возражающий.

б) Что касается второго возражения, то оно может соот­ветствовать истине, однако улемы выносят суждение об оши­бочности добавления только в том случае, когда имеются сви­детельствующие об этом и полученные в результате исследова­ния данные.

6. Наиболее известные сочинения на эту тему

К их числу относится книга “Тамййиз аль-мазид фи мутта­силь аль-асанид” аль-Хатиба аль-Багдади.

 

المضطرب Мудтариб

1. Определение

а) Слово “мудтариб” является причастием действительного залога от глагола “идтараба” – “быть неясным; приходить в беспорядок”.

б) В качестве термина это слово используется для обозначе­ния такого хадиса, который передается различными, но рав­ными по силе путями.

2. Объяснение определения

Имеется в виду хадис, передающийся в разных и противоре­чащих друг другу формах, в результате чего нет никакой возможности согласовать их между собой. При этом все его версии, передаваемые различными путями, равны друг другу по силе и никакой из них нельзя отдать предпочтение перед другой независимо от использованных критериев предпочтения.

3. При каких условиях хадис следует относить к категории хадисов “мудтариб”

Из приводимого выше определения и его объяснения следует, что хадис именуется “мудтариб” только в том случае, если он удовлетворяет двум нижеследующим условиям:

а) Если версии данного хадиса отличаются друг от друга настолько, что совместить их друг с другом невозможно.

б) Если степень равенства по силе различных версий этого хадиса такова, что ни одной из этих версий нельзя отдать предпочтение перед другой.

Если же одна из версий хадиса является более предпочти­тельной или же их можно совместить друг с другом при­емлемым образом, то его уже нельзя отнести к категории “мудтариб”, а применять его следует либо в соответствии с наиболее предпочтительной версией, либо с учетом всех его версий при наличии возможности совмещения.

4. Классификация таких хадисов

В зависимости от того, в каком именно месте хадиса имеет­ся неясное место, хадисы данной категории подразделяются на неясные по иснаду (мудтариб ас-санад) и неясные по мат­ну (мудтариб аль-матн), однако чаще встречаются хадисы первого типа.

а) Хадисы, неясные по иснаду (мудтариб ас-санад). В пример можно привести тот хадис, в котором сообщается, что (однажды) Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: «О посланник Аллаха, я вижу, что ты поседел». (В ответ ему про­рок, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:

 

[ شَيَّبَتْنِي هُودٌ وأخواتُها]

«Седым меня сделала (сура) “Худ” и подобные ей (суры) ». [116]

Ад-Даракутни сказал: «Данный хадис относится к категории “мудтариб”, так как он передается только со слов Абу Исхака и известно около десяти его версий. Некоторые передатчики передают этот хадис так, что его следует относить к категории “мурсаль”, а в передаче других он приобретает признаки ха­диса категории “маусуль”. Одни мухаддисы возводят иснады этого хадиса к Абу Бакру, другие – к Са‘ду, третьи – к Аише и так далее. Все его передатчики достойны доверия, и поэтому отдать предпочтение кому-либо из них невозможно, а совмес­тить их друг с другом трудно».

б) Хадисы, неясные по матну (мудтариб аль-матн). В пример можно привести тот хадис, который ат-Тирмизи пере­дает со слов Шарика, передавшего со слов Абу Хамзы, пере­давшего со слов аш-Ша‘би, что Фатима бинт Кайс, да будет доволен ею Аллах, сказала:

– (Однажды) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о закя­те, и он сказал:

 

[ إِنَّ فِي الْمَالِ لَحَقًّا سِوَى الزَّكَاةِ ]

«Поистине, следует выплачивать с имущества не только за­кят».

Что же касается хадиса Ибн Маджи, передававшего этот тем же путем, то в нем сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

] لَيْسَ فِي الْمَالِ حَقٌّ سِوَى الزَّكَاةِ [

«Ничего, кроме закята, с имущества выплачивать необяза­тельно».

Аль-‘Ираки сказал: «В данном случае неясность[117] не поддается истолкованию.»

5. Кто вносит неясность?

а) Источником неясности может быть один и тот же пере­датчик, передающий один и тот же хадис не так, как другие[118].

б) Источником неясности может быть целая группа пере­датчиков, каждый из которых передает данный хадис путем, отличным от других.

6. Причина слабости хадисов категории “мудтариб”

Причиной слабости таких хадисов является то, что неясно­сти свидетельствуют о неточности его передатчиков.

7. Наиболее известные сочинения на эту тему

К их числу относится книга “Аль-муктариб фи байан аль-мудтариб” хафиза Ибн Хаджара.

 


Мусаххаф

1. Определение

а) Слово “мусаххаф” является причастием страдательного залога от глагола “саххафа” – искажать.

б) В качестве термина слово “мусаххаф” служит для обо­значения такого хадиса, в котором нечто, передаваемое дос­тойными доверия передатчиками подверглось изменению по форме или по смыслу.[119]

2. Важность и тонкость знания о хадисах данной категории

Важность этого вида знания состоит в том, что оно позволя­ет распознавать ошибки, допускавшиеся некоторыми передат­чиками. Справляться с задачами такого рода могли только луч­шие знатоки хадисов наподобие ад-Даракутни.

3. Классификация хадисов категории “мусаххаф”

С учетом определенных факторов улемы подразделяли ха­дисы категории “мусаххаф” на три нижеперечисленные груп­пы:

а) В зависимости от местоположения хадисы категории “мусаххаф” подразделяются на две нижеследующие группы:

1. Хадисы с искажением в иснаде: Примером может слу­жить хадис, который Шу‘ба передавал со слов аль-‘Аввама Ибн Мураджима. Искажение в иснаде этого хадиса допустил Ибн Ма‘ин, сказавший: «…со слов аль-‘Аввама Ибн Музахи­ма...»

2. Хадисы с искажением в матне: Примером может слу­жить передаваемый со слов Зайда бин Сабита хадис, в кото­ром сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, «…находился (ихтад­жара) в мечети». Искажение в матне этого хадиса допустил Ибн Ляхи‘а, сказавший: «…пускал кровь (ихтаджама) в мече­ти…»

б) В зависимости от причины искажения хадисы категории “мусаххаф” подразделяются также на две группы:

1. Хадисы, причиной искажений в которых послужило зрение (таких хадисов насчитывается большинство). Имеются в виду такие хадисы, которые остаются для читателя неясными в силу того, что они были написаны плохим почерком или же по причине отсутствия диакритических точек.

Примером может служить тот хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

] مَنْ صَامَ رَمَضَانَ ثُمَّ أَتْبَعَهُ سِتًّا مِنْ شَوَّالٍ كَانَ كَصِيَامِ الدَّهْرِ [

«Пост (человека, который) соблюдает его во время рамада­на, добавляя к нему шесть (дней в) шаввале, подобен непре­рывному посту». Искажение в матне этого хадиса допустил Абу Бакр ас-Сули, передавший слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так:

 

] مَنْ صَامَ رَمَضَانَ ثُمَّ أَتْبَعَهُ شَيْئاً مِنْ شَوَّالٍ كَانَ كَصِيَامِ الدَّهْرِ [

«Пост (человека, который) соблюдает его во время рамадана, добавляя к нему что-то из (дней) шавваля…» Таким образом, он заменил слово “шесть” на слово “что-то”.[120]

2. Хадисы, причиной искажений в которых послужил слух: Имеются в виду такие хадисы, причиной искажений в которых послужил плохой слух передатчика, или удаленность слушавшего хадис от того, кто его передал, или нечто подоб­ное, в результате чего некоторые сходные по форме слова ос­тались для него неясными.

Примером может служить один хадис, который передается со слов ‘Асима аль-Ахваля. Некоторые передатчики искажали его имя, называя этого передатчика Василь аль-Ахдаб.

в) В зависимости от формы или смысла хадисы категории “мусаххаф” также подразделяются на две группы:

1. Хадисы с искажениями по форме. Таких хадисов на­считывается большинство, а примеры их приводились выше.

2. Хадисы с искажениями по смыслу. Имеются в виду та­кие хадисы, которые передатчики, допускающие искажения, оставляют неизменными по форме, но их толкования указыва­ют на неправильное понимание ими этих хадисов.

Примером могут служить слова Абу Мусы аль-‘Анази, кото­рый сказал: «Мы - люди, которым была оказана честь, мы – лю­ди из (племени) ‘аназа, обращаясь к которому совершал молит­вы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Говоря это, он имел в виду тот хадис, в котором говорится о том, что «пророк, да благословит его Аллах и приветствует, со­вершал молитвы, обратившись лицом к палке с заостренным концом (‘аназа)». Таким образом, он ошибочно считал, что во время молитв пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался лицом к их племе­ни, тогда как на самом деле “‘аназа” это короткое копье, кото­рое втыкается в землю перед человеком, совершающим молит­ву на открытом месте, для того, чтобы никто не проходил пря­мо перед ним в это время.

4. Умаляетет ли искажение достоинство передатчика?

а) Если передатчик допускал искажения редко, это еще не умаляет его достоинство в целом, поскольку небольших оши­бок и искажений не мог избежать никто.

б) Если же передатчик допускал искажения часто, то это свидетельствует о его неточности и легкомыслии и указывает на то, что он занимался не своим делом.

5. Причина допущения передатчиком множества искажений

В основном причиной этого являлось то, что передатчик брал хадисы из книг и рукописей, а не воспринимал их от шейхов и учителей. Вот почему имамы предостерегали тех, кто воспринимал хадисы от таких передатчиков, и говорили: «Не следует пользоваться хадисами тех, кто берет их из рукопи­сей».

6. Наиболее известные сочинения о хадисах, относящихся к категории “мусаххаф”:

а) “Ат-тасхиф” ад-Даракутни.

б) “Ислах хата’ аль-мухаддисин” аль-Хутаби.

в) “Тасхифат аль-мухаддисин” Абу Ахмада аль-‘Аскари.

 

الشَّاذ والمَحْفوظ Шазз и махфуз

1. Определение понятия “шазз”

а) Слово “шазз” является причастием действительного зало­га от глагола “шазза” – быть единственным в своем роде; отклоняться. Таким образом, значением слова “шазз” является “единственный в своем роде”.

б) В качестве термина это слово используется для обозначе­ния, хадиса, передаваемого приемлемым передатчиком, если этот хадис противоречит хадису того, кто пользуется более вы­соким авторитетом.

2. Объяснение определения

“Приемлемым” (макбуль) именуется беспристрастный пе­редатчик, отличавшийся совершенной точностью, или же бес­пристрастный передатчик, не отличавшийся большой точно­стью. Под “пользующимся более высоким авторитетом” подра­зумевается такой передатчик, которому предпочтение перед первым отдается в виду того, что он отличался большей точно­стью, или же потому, что переданный им хадис передает боль­ше передатчиков, или по какой-нибудь иной причине.

3. Где встречаются отклонения?

Отклонения могут встречаться как в иснадах, так и в матнах хадисов.

а) Примеры отклонений в иснаде:

В пример можно привести хадис, который приводят ат-Тир­мизи, ан-Наса’и и Ибн Маджа, передававшие его со слов Ибн ‘Уйайны, передавшего со слов ‘Амра бин Динара, передавше­го со слов ‘Аусаджа, передавшего со слов Ибн ‘Аббаса, да бу­дет доволен Аллах ими обоими, что при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, скончался один человек, не оставивший на­следников, если не считать своего бывшего раба, которого он некогда отпустил на волю. Ибн Джурайдж и другие мухаддисы передавали этот хадис с таким же иснадом, как и Ибн ‘Уйай­на, тогда как Хаммад бин Зайд передавал его со слов ‘Амра бин Динара, передавшего его со слов ‘Аусаджа, что же касается Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, то он упомянут не был.

Ввиду этого Абу Хатим сказал: «Предпочтение следует от­дать хадису, переданному Ибн ‘Уйайной». Что же касается Хаммада бин Зайда, то он также отличался беспристрастно­стью и точностью, но тем не менее Абу Хатим отдал предпоч­тение тем, кто относился к более многочисленной группе.

б) Пример отклонений в матне.

В пример можно привести хадис, приводимый Абу Даудом и ат-Тирмизи со слов Абд аль-Вахида Ибн Зийада, передавше­го со слов аль-А‘маша, передавшего со слов Абу Салиха, пере­давшего со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «После того, как кто-либо из вас со­вершит утреннюю молитву[121], пусть ляжет на правый бок». Аль-Байхаки сказал: «В данном случае Абд аль-Вахид противоре­чит большому количеству людей, которые передавали, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, только поступал так сам, но не говорил это­го. Таким образом, среди таких же достойных доверия пере­датчиков, каким был аль-А‘маш, один только Абд аль-Вахид передавал этот хадис в таком виде.

4. Махфуз

Хадисам, относящимся к категории “шазз”, противопостав­ляются хадисы, относящиеся к категории “махфуз”. Так назы­вается хадис, противоречащий хадису достойного доверия пе­редатчика и передаваемый тем, кто достоин доверия в боль­шей мере.

Пример: Примерами могут служить те два хадиса, которые были приведены в разделе о хадисах, относящихся к катего­рии “шазз”.

5. Суждение о хадисах, относящихся к категориям “шазз” и “махфуз”

Общеизвестно, что хадис категории “шазз” является отвер­гаемым (мардуд), что же касается хадисов, относящихся к категории “махфуз”, то они являются приемлемыми (мак­буль).

 

Незнание الجَهالةُ بالرَّاوي (джахаля) о передатчике[122]

1. Определение

а) Слово “джахаля” является отглагольным именем от гла­гола “джахиля” в значении “не знать”. Таким образом, если речь идет о передатчике, слово “джахаля” означает отсутст­вие знания о нем.

б) В качестве термина слово “джахаля” означает либо не­знание передатчика как такового, либо отсутствие необходи­мых сведений о нем.

2. Причины незнания

Можно указать на три возможных причины незнания о передатчике:

а) Наличие большого количества характеристик передатчика. Такими характеристиками, по одной из которых человек получил известность, могут являться имя, или кунья[123], или про­звище, или качество, или ремесло, или происхождение. По той или иной причине о передатчике могут говорить, не упоминая его общеизвестного имени, прозвища или иных характеристик, в результате чего может сложиться впечатление, что речь идет о другом передатчике, а об этом будет ничего не известно.

б) Малое количество хадисов, передаваемых со слов данно­го передатчика, в силу чего количество тех, кто передавал ха­дисы с его слов, также является небольшим, и может быть так, что имеется лишь один такой передатчик.

в) Отсутствие ясного упоминания имени передатчика, что может объясняться стремлением к краткости или иными по­добными причинами. Для обозначения передатчика, имя кото­рого не упоминается используется термин “мубхам” (неопре­деленный, неясный).

3. Примеры

а) Пример большого количества характеристик передатчи­ка: Мухаммад бин ас-Са’иб бин Бишр аль-Кяльби. Некоторые связывают его происхождение с его дедом, говоря: «Мухаммад бин Бишр», – другие называют его «Хаммад бин ас-Са’иб», тре­тьи называют его по кунье – «Абу-н-Надр», или «Абу Са‘ид» или «Абу Хишам», и в результате этого создается впечатление, что речь идет о нескольких людях, хотя это один и тот же человек.

б) Пример малого количества хадисов, передаваемых со слов данного передатчика, и малого количества тех, кто пере­давал хадисы с его слов: Таким передатчиком является один из последователей по имени Абу-ль-‘Ушара ад-Дарими, со слов которого передавал хадисы только Хаммад бин Салама.

в) Пример, касающийся отсутствия ясного упоминания име­ни передатчика: Примером может служить тот случай, когда передатчик говорит: «Сообщил мне такой-то…» – или: «…шейх…» – или: «…человек…», – или что-нибудь подобное.

4. Определение неизвестного (маджхуль)

Неизвестным (маджхуль) передатчик именуется в том слу­чае, когда неизвестен либо он сам, либо его характеристики.

Имеется в виду либо передатчик, неизвестный как таковой, либо известный человек, о степени беспристрастности и точ­ности которого ничего не известно.

5. Классификация неизвестных передатчиков

Можно сказать, что неизвестные передатчики подразделя­ются на три группы:

а) Передатчик, который неизвестен как таковой (маджхуль аль-‘айн)

1. Определение: Так именуется тот передатчик, имя ко­торого упоминается, однако с его слов передавал хадисы толь­ко один передатчик.

2. Суждение о передаваемых им хадисах: Принимать их нельзя, если только не существует соответствующих под­тверждений его надежности.

3. Что может служить подтверждением его надежно­сти? Подтверждением его надежности может служить одно из двух.

а) Подтвердить ее может такой передатчик, который не передавал хадисов с его слов.

б) Подтвердить ее может такой передатчик, который пе­редавал хадисы с его слов при том условии, что он является знатоком науки отвода и подтверждения.

4. Дается ли хадису, переданному со слов такого пе­редатчика, какое-либо особое название? Никаких особых названий у таких хадисов нет, в целом же такие хадисы отно­сятся к категории слабых.

б) Передатчик, о степени авторитетности которого ничего неизвестно (маджхуль аль-халь или мастур)

1. Определение: Так именуется передатчик, со слов ко­торого передавали хадисы не менее двух передатчиков, если его надежность никем не подтверждается.

2. Суждение о хадисах переданных таким передатчи­ком: большая часть улемов считает такие хадисы отвергаемы­ми.

3. Дается ли хадису, переданному со слов такого пе­редатчика, какое-либо особое название? Никаких особых названий у таких хадисов нет, но в целом они относятся к ка­тегории слабых.

в) “Мубхам”: Несмотря на то, что знатоки хадисов имено­вали таких передатчиков особым образом, можно считать, что они относятся к числу передатчиков категории “маджхуль”, так как по сути своей они сходны с ними.

1. Определение: Так именуется передатчик, имя которо­го в иснаде хадиса не названо ясно.

2. Суждение о передаваемых с его слов хадисах: их не следует принимать, пока имя его не будет названо ясно или пока о нем не узнают из хадиса, приводимого другим путем, где оно приводится ясно.

Причиной неприемлемости хадисов, передаваемых таким передатчиком, является незнание о нем, поскольку, когда в по­добных случаях неизвестно имя человека, неизвестен ни сам он, ни то, насколько беспристрастным он являлся, и поэтому хадисы, переданные им, следует отвергать.

3. Принимается ли хадис, передаваемый таким пере­датчиком, который относится к категории “мубхам”, из-за использования оборота речи, указывающего на то, что его считают правдивым? Имеются в виду такие случаи, когда тот, кто передает хадис с его слов, говорит: «Сообщил мне достойный доверия человек…»

Ответ: такой хадис скорее всего также не следует прини­мать, поскольку такого передатчика может считать достойным доверия лишь тот, кто передавал хадисы с его слов, но не дру­гие мухаддисы.

4. Есть ли у хадисов, передаваемых со слов такого человека специальное название? Да, хадисы, в которых нет ясных указаний на имя кого-либо из передатчиков также называются “мубхам”.

6. Наиболее известные сочинения о причинах отсутствия сведений о передатчиках:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.11 сек.