Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Демонстрационные примеры. Вопросы для теоретической подготовки




Вопросы для теоретической подготовки

Тема 10. Элементы теории статистических гипотез

Ø Цель: познакомить с типами статистических гипотез и критериями их проверки.

1. Основная и альтернативная гипотеза. Статистический критерий и его критическая область. Виды критических областей.

2. Ошибки 1-го и 2-го рода. Уровень значимости и мощность критерия.

3. Критерий согласия Пирсона проверки гипотезы о нормальном законе распределения генеральной совокупности.

4. Критерий Фишера-Снедекора проверки гипотезы о совпадении двух дисперсий нормальных генеральных совокупностей. Условия применения критерия.

5. Критерий Стьюдента проверки гипотезы о совпадении двух математических ожиданий нормальных генеральных совокупностей в случае известных и неизвестных, но равных дисперсий.

6. Критерий согласия Пирсона проверки гипотезы о независимости двух признаков с помощью таблицы сопряженности признаков.

7. Критерий Стьюдента проверки гипотезы об отсутствии корреляционной зависимости между двумя нормальными генеральными совокупностями.

Пример 1. Используя критерий согласия Пирсона c 2 при уровне значимости 0,05, проверить, согласуется ли гипотеза о нормальном распределении случайной величины с заданным распределением выборки из примера 1, рассмотренного в теме 5.

Решение. Используя метод произведений, найдем выборочные среднюю (см. пример 2, тема 8) и исправленное среднее квадратическое отклонение (см. пример 3, тема 8). Вычислим теоретические частоты, учитывая, что n = 100, h = 2, s = 2,218, по формуле

Составим расчетную таблицу 6 значений эмпирических ni и теоретических ni ¢ частот, в которой значения функции j (ui) помещены в приложении А

Таблица 6

номер i             S
варианта хi              
частота ni              
ui –2,01 –1,11 –0,21 0,694 1,596 2,498  
j (ui) 0,053 0,215 0,39 0,313 0,098 0,018  
ni ¢ 4,78 19,39 35,17 28,22 8,84 1,62  
nini ¢ 0,22 –4,39 14,83 –12,2 1,16 2,38  
(nini ¢)2 0,048 19,27     1,35 5,66  
(nini ¢)2/ ni ¢ 0,01 0,99 6,26 5,28 0,15 3,49 16,18

 

Из таблицы 6 находим наблюдаемое значение критерия согласия Пирсона , которое характеризует степень отличия теоретических и эмпирических частот. По таблице критических точек распределения c 2 (приложение В), согласно уровню значимости a = 0,05 и числу степеней свободы k = 6 – 3 = 3 (6 – максимальный номер i) находим критическую точку Так как , то теоретические и эмпирические частоты отличаются значимо на уровне a, а гипотеза о нормальном распределении случайной величины не согласуется с заданным распределением выборки.

Пример 2. В результате обработки двух независимых выборок, объемы которых соответственно равны nx = 5 и nу = 6, извлеченных из нормальных генеральных совокупностей Х и У, найдены выборочные исправленные дисперсии (см. примеры 2 и 3, тема 8). Используя критерий Фишера-Снедекора проверить гипотезу о равенстве дисперсий двух нормальных совокупностей Н 0: D (Х) = D (У) при конкурирующей гипотезе Н 1: D (Х) > D (У) и уровне значимости

a = 0,05.

Следует отметить, что в качестве совокупности Х выбирается та, для которой исправленная дисперсия больше.

Решение. Используя критерий Фишера-Снедекора, вычислим наблюдаемое значение критерия по формуле Fнабл = = 2,31. По таблице критических точек распределения Фишера-Снедекора (приложение Д), согласно уровню значимости a = 0,05 и числам степеней свободы k 1 = 5 – 1 = 4, k 2 = 6 – 1 = 5 находим критическую точку распределения Fкр = 5,19. Так как , то выборочные исправленные дисперсии отличаются незначимо на уровне значимости a и нет оснований отвергнуть гипотезу о равенстве дисперсий двух нормальных генеральных совокупностей.

Пример 3. Используя критерий Стьюдента проверить гипотезу о равенстве математических ожиданий двух нормальных совокупностей с неизвестными, но равными дисперсиями Н 0: М (Х) = М (У) при конкурирующей гипотезе Н 1: М (Х) ≠ М (У) и уровне значимости a = 0,05.

В результате обработки двух независимых выборок, объемы которых соответственно равны nx = 5 и nу = 6, извлеченных из нормальных генеральных совокупностей Х и У, найдены выборочные средние и исправленные дисперсии (см. пример 2).

Решение. Используя критерий Стьюдента, вычислим наблюдаемое значение критерия по формуле

.

Подставляя заданные значения в эту формулу получим tнабл = 3,27. Критическое значение определяется в случае двусторонней критической области, а число степеней свободы k = . По таблице критических точек распределения Стьюдента (приложение Г), согласно уровню значимости a = 0,05 и числу степеней свободы k = 5 + 6 – 2 = 9 находим критическую точку tкр = 2,26. Так как , то выборочные средние отличаются значимо на уровне a, а гипотеза о равенстве математических ожиданий двух нормальных совокупностей не согласуется с заданными распределениями выборок.

Пример 4. Используя критерий согласия Пирсона c 2 при уровне значимости 0,05 проверить, согласуется ли гипотеза о независимости уровня успеваемости от фамилии студента с результатами успеваемости двух студентов разных курсов. Результаты успеваемости студентов приведены в таблице 7 сопряженности рассматриваемых признаков, где указаны частоты полученных оценок за период обучения.

 

Таблица 7 – Эмпирические частоты оценок

Фамилия Оценки студентов Всего
       
Иванов          
Петров          
Итого          

Решение. Введем следующие обозначения: i – номер строки таблицы, который равен 1, 2; j – номер столбца, который равен 1, 2, 3, 4; Nij – эмпирическая частота, расположенная на пересечении i -й строки и j -го столбца. Для оценивания доли количества оценок каждого студента используются отношения Ni./N, где , = 110. Аналогично доли всех “пятерок”, “четверок” и так далее оцениваются отношениями N.j /N, где . Если уровни успеваемости студентов отличаются незначимо, то приведенные в таблице 4 частоты приближаются теоретическими частотами . Составим таблицу 8 теоретических частот.

Таблица 8 – Теоретические частоты оценок

Фамилия Оценки студентов Всего
       
Иванов 24,55 19,09 5,91 0,45  
Петров 29,45 22,91 7,09 0,55  
Итого          

Наблюдаемое значение критерия с учетом теоретических частот = 16,18, которое характеризует степень отличия теоретических и эмпирических частот. По таблице критических точек распределения c 2 (приложение В), согласно уровню значимости a = 0,05 и числу степеней свободы k = (4 – 1)(2 – 1) = 3 (4 – максимальный номер j, 2 – максимальный номер i) находим критическую точку Так как , то теоретические и эмпирические частоты отличаются значимо на уровне a, а гипотеза о независимости уровней успеваемости студентов не согласуется с данными успеваемости.

Пример 5. В результате обработки двумерной выборки объема n = = 100, извлеченной из нормальной генеральной совокупности (Х,У), методом произведений (см. пример, тема 9) найден выборочный коэффициент корреляции rв = 0,76.

Используя критерий Стьюдента, проверить гипотезу об отсутствии корреляционной зависимости между двумя нормальными генеральными совокупностями Н 0: rху = 0 при конкурирующей гипотезе

Н 1: rху 0 и уровне значимости a = 0,05.

Решение. Используя критерий Стьюдента, вычислим наблюдаемое значение критерия по формуле = 11,58. Критическое значение определяется в случае двусторонней критической области, а число степеней свободы k = . По таблице критических точек распределения Стьюдента (приложение Г), согласно уровню значимости a = 0,05 и числу степеней свободы k = 100 – 2 = 98 находим критическую точку tкр = 1,985. Так как , то выборочный коэффициент корреляции отличаются от нуля значимо на уровне a, а гипотеза о об отсутствии корреляционной зависимости между двумя переменными Х,У не согласуется с данными выборки.

Задания для самостоятельного решения

1. В результате обработки выборки из генеральной совокупности получены следующие частоты вариант (таблица 9).

Таблица 9 – Эмпирические и теоретические частоты

Эмпирические                
Теоретические                

При уровне значимости 0,05 проверить, согласуется ли гипотеза о нормальном распределении случайной величины с заданным распределением выборки (c 2 набл = 7,19 < c 2 кр (0,05; 5) = 11,1).

2. В результате обработки двух независимых выборок, объемы которых nx = nу = 10, извлеченных из нормальных генеральных совокупностей Х и У, найдены выборочные средние и исправленные дисперсии . Используя критерий Стьюдента, проверить гипотезу о равенстве математических ожиданий двух нормальных совокупностей с неизвестными, но равными дисперсиями Н 0: М (Х) = М (У) при конкурирующей гипотезе Н 1: М (Х) ≠ М (У) и уровне значимости 0,05 ().

3. Анализ ранних произведений Эрнеста Хемингуэя показал, что предложения, включающие разное число слов, распределены в них следующим образом (таблица 10).

Таблица 10 – Относительные частоты предложений

Число слов 2-3 4-5 6-8 9-12 13-16 17-20 21-24 25-28 > 28
Частота 0,01 0,034 0,067 0,091 0,21 0,174 0,181 0,143 0,09

Наследники автора заявили о находке рукописи ранее неопубликованного произведения своего предка. В выборке, состоящей из 2000 предложений, было обнаружено следующее распределение фраз по длине (таблица 11).

Таблица 11 – Частоты предложений

Число слов 2-3 4-5 6-8 9-12 13-16 17-20 21-24 25-28 > 28
Частота                  

Могут ли эти данные подтвердить заявление наследников? (c 2 набл = = 61,4, что больше критического значения при любом a).

4. Используя критерий согласия Пирсона c 2 при уровне значимости 0,05, проверить, согласуется ли гипотеза о независимости уровня успеваемости от фамилии студента с результатами успеваемости трех студентов разных курсов. Результаты успеваемости студентов приведены в таблице сопряженности рассматриваемых признаков, где указаны частоты полученных оценок за период обучения (c 2 набл = 8,92 < < c 2 кр (0,05; 6) = 12,53).

Таблица 12 – Эмпирические частоты оценок

Фамилия Оценки студентов Всего
       
Иванов          
Петров          
Сидоров          
Итого          

5. Используя критерий Стьюдента для проверки гипотезы об отсутствии корреляционной зависимости между двумя нормальными генеральными совокупностями Н 0: rху = 0 при конкурирующей гипотезе Н 1: rху 0 и уровне значимости a = 0,05, найти критическое значение выборочного коэффициента корреляции для выборки объема n = 100 (0,196).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.