Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская Америка в контексте российско-американских отношений 5 страница




Так образуется большевистская триада, которая позволяла им балансировать, не имея четкой программы практической национальной политики. Было Россия «Москва – Третий Рим», стала Россия центром Ш Коминтерна.

 

37. Национальная политика царизма в оценках Абдулатипова. Р.Г. Абдулатипов – политик и государственный деятель, ректор Московского государственного университета культуры и искусств. В 1988 году стал консультантом отдела национальных отношений ЦК КПСС. Под его руководством разработана Программа национального возрождения народов России, а впоследствии и Концепция государственной национальной политики (1992г.) В 1998–1999 годах – занимал пост Министра национальной политики Российской Федерации. В СМИ часто публикуется оценка Абдулатипова национальной политики в России в 20-нач. 21в. С тезисами, выдвигаемыми профессором, часто можно поспорить. Интересна его оценка национальной политики Российской империи в 1900-1917гг.
Так, профессор утверждает, что начало 20 в. - это потворство и стимулирование властью национал – шовинизма и взрыв национал-сеператизма. Правда, непонятно на каком основании автор делает такой вывод. Якобы в период правления Николая 2 было массовое нарушение прав и свобод национальностей. Также автор акцентирует внимание, что 20 век начался с ужесточения национальной политики. Но это высказывание противоречит действительности (например, указом Николая 2 было разрешено выходить из православия, в Манифесте 17 октября разрешается создавать политические партии, принят указ о выборах в государственную думу).
Затем Абдулатипов выдвигает сомнительный тезис о постоянных попытках обвинить во всех драматических событиях инородцев, что проявлялось в их недопущении в Государственную Думу. Но ни о каком «недопущении» речи не было! «Инородцы» были допущены в ГосДуму, существовали национальные фракции (польская, финская).
Профессор обвиняет Николая 2 в организации еврейских погромов. Однако царское правительство России никогда этим не занималось. В частности, Николай 2 широко обещал применять помилование к погромщикам. Абдулатипов пишет, что евреи не могут участвовать в волостном земстве, но ведь в сельских районах евреев не было.
Абдулатипов оценивает документы царской власти, которые не были приняты, но он выдает их за реальность. Например, в положении о выборах в гос. думу. запрещалось участвовать в выборах бродячим инородцам. Еще раз отметим, документ не был претворен в жизнь.
Первая революция в Российской империи в оценках Абдулатипова превращается в русскую. Но русский этнос не был инициатором и не играл ведущей роли в этом движении. Утверждается, что национальный вопрос являлся первопричиной распада России, что не верно. Первая мировая война не вызывала приступов национал - шовинизма. Все депутаты государственной Думы поддержали Россию в начале войны. Был только патриотизм.
Некорректно утверждать, что укрепление унитаристских тенденций противоречит российскому менталитету. Идея унитаризма всегда была сильна на Руси, начиная с татаро-монгольского нашествия.
В статье дается неправильная оценка идей большевиков, якобы они были близки народам, хотя национального компонента в них не было. Большевики нашли сторонников своих социальных лозунгов, а не как ни национального вопроса. И совсем неправильно утверждать, что национальная политика большевиков предрешила исход революции.
Таким образом, несмотря на то, что Абдулатипов долгое время занимался вопросами национальной политики, им были допущены серьезные погрешности в оценках национальной политики царизма начала 20в.

38. Первые документы Советской власти и большевистской партии по национальному вопросу (октябрь-ноябрь 1917 года): содержание, анализ и комментарий. После победы в Октябрьской революции национальный вопрос стал для большевиков неотложной проблемой. Этому вопросу посвящены первые документы советской власти, то есть Декрет о мире, Декларация прав народов, Обращение к трудящимся мусульманам России и Востока. Декларация прав народов провозглашала:

· равенство и суверенность народов России (что означало самостоятельность во внутренней и внешней политике); · право нации на самоопределение вплоть до образования самостоятельного государства (каждый народ вправе сам выбрать форму правления), что сводило на нет статус русского этноса как государственно образующего; · отменялись все национальные и религиозные привилегии; · провозглашалось свободное развитие национальных меньшинств и этногеографичеких групп, что составляло теоретическую и правовую основу еврейского этноса, то есть он имеет право быть приравненным к угнетенным нациям Российской империи, независимо от сословного деления евреи получили все права, что означало полноправие вне зависимости от социально-классовой принадлежности. Данный документ означал, по сути, что большевики дистанцировались от национальной политики Временного правительства и царизма, он положил начало фальсификации. (Провозглашалось, что царизм натравливал народы друг против друга, результатами этого были погромы и резня, рабство народов, политике Временного правительства выносилось недоверие). Также в этом документе проявился комплементарный подход ко всем народам (все равны, все нации). Главным недостатком Декларации прав народов было то, что большевики не конкретизировали форму государства, говорилось лишь «честный и добровольный союз народов». Ещё одним документом Советской власти был Декрет о мире, в нем было 4 главных положения: · 3-месячное перемирие; · участие всех народов в заключении мира; · демократический мир без победителей и побежденных, без аннексий и контрибуций; · отказ от тайной дипломатии. Провозглашались два принципа взаимоотношений народов: равноправие и самоопределение. Интересен пункт об аннексии, ибо это правовая основа развала Российского государства и всей системы международных отношений, так как под аннексией понималось всякое присоединение большим и сильным государством слабой или малой народности без её четкого, точного, добровольного согласия или желания, независимо, когда это было совершено. Также это означало раскол русского этноса, так как русские рабочие и крестьяне – носители идеи демократического мира, а русские помещики хотели расширить свои территории. Декрет о мире имел и антирусскую направленность, так как тайная дипломатия способствовала расширению великороссов. Ещё одним документом, который появился в период октября-ноября 1917 года и носивший национальный характер, является Обращение к трудящимся мусульманам России и Востока: · свобода верований, обычаев и нац-культ учреждений;· тайные договоры свергнутого царя о захвате Константинополя уничтожены;· договор о разделе Турции и отнятии у нее Армении порван и уничтожен. Как только прекратятся военные действия, армянам будет обеспечено право свободно определить свою политическую судьбу;· разрыв договора о разделе Персии, вывод войск;Главная идея документа – октябрьская революция несет освобождение народам Востока. Продолжилась фальсификация политики царизма (говорилось, что разрушались мечети и так далее); подход в отношении внешнеполитического курса царизма был критичный.

 

39. Проблемы федеративного устройства Советского государства на этапе разработки и принятия Конституции РСФСР 1918 года. На 3 Всероссийском съезде Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в сфере национальных отношений были приняты следующие главные решения: а) Россия – федерация; 2) объединение только на добровольной основе; 3) союз трудящихся масс всех национальностей, коренные принципы федерации (национально-территориальный и административно-территориальный). Большевики впервые заговорили о создании именно федерации, так как чтобы удержать народы России в рамках советской системы, нужно было удовлетворить интересы национальных патриотов. По итогам работы съезда появились новые проекты. Комиссариат юстиции РСФСР выдвинул проект «Всероссийская трудовая коммуна», который предполагал создание федерации на базе социально-хозяйственного объединения всероссийской коммуны (земледельцы, промышленные рабочие, государственные служащие, служащие торговых предприятий; служащие, работающие по найму у частных лиц). На 5 съезде Советов была принята Конституция РСФСР. Она предполагала: · создание федерации советских национальных республик; · в основу административно-территориального деления положен национальный принцип; · признавались государственные национальные образования, созданные по советскому типу; · создание единого правового поля для всех граждан России (вне зависимости от расы и национальности); · вхождение новых членов и выход из состава – компетенция высшей советской власти; · все народы на национальных съездах сами решают, в какой степени будут участвовать в федеральных организациях; По сути, Конституция носила декларативный характер, так как она не предусматривала создание федеральных органов, в рамках которых представлены субъекты федерации; все важные вопросы оставались за центром, местные полномочия по остаточному принципу. Речь шла о создании унитарного государства.

 

40. Октябрьская революция 1917 года и международные аспекты национальной политики большевиков. Международные аспекты национальной политики большевиков проявились в двух первых документах Советской власти: Декрет о мире (26 октября 1917 года) и Обращение ко всем трудящимся мусульманам России и Востока (20 ноября 1917 года). В Декрете о мире было 4 главных положения: · 3-месячное перемирие; · участие всех народов в заключении мира; · демократический мир без победителей и побежденных, без аннексий и контрибуций; · отказ от тайной дипломатии. Провозглашались два принципа взаимоотношений народов: равноправие и самоопределение. Интересен пункт об аннексии, ибо это правовая основа развала Российского государства и всей системы международных отношений, так как под аннексией понималось всякое присоединение большим и сильным государством слабой или малой народности без её четкого, точного, добровольного согласия или желания, независимо, когда это было совершено. Декрет о мире имел и антирусскую направленность, так как тайная дипломатия способствовала расширению великороссов. Вторым документом, в котором проявились международные аспекты национальной политики большевиков, стало Обращение ко всем трудящимся мусульманам России и Востока. Национальный вопрос стал рассматриваться как средство политической борьбы не только внутри страны, но и на международной арене с целью разжигания мирового пожара социалистической революции. · свобода верований, обычаев и нац-культ учреждений; · тайные договоры свергнутого царя о захвате Константинополя уничтожены; · договор о разделе Турции и отнятии у нее Армении порван и уничтожен. Как только прекратятся военные действия, армянам будет обеспечено право свободно определить свою политическую судьбу; · разрыв договора о разделе Персии, вывод войск. Главная идея документа – октябрьская революция несет освобождение народам Востока. Продолжилась фальсификация политики царизма (говорилось, что разрушались мечети и так далее); подход в отношении внешнеполитического курса царизма был критичный. Было расширено толкование лозунга «Пролетарии всех стран, соединяйтесь». Теперь он означал создание единого союза, объединение всех потоков революционного движения (рабочего, коммунистического, национально-освободительного). Россия – мировой центр революционного движения.

Пьемонт – историческая область в Италии, которая в середине 19 века возглавила объединение всех итальянских земель в единое государство. Была объединительным центром. После данного события появляется термин Пьемонтский принцип, т.е. создание некого политического центра, который играет ведущую роль в объединении того или иного этноса или суперэтноса и обеспечивает становлении его государственности. Некоторые историки оценивают Советскую Россию, как коммунистический Пьемонт. Рассматривается то, что Советская Россия – центр объединения трудящихся всех национальностей в условиях грядущей мировой революции. С этой точки зрения и создается Коммунистический Интернационал в 1919 году. Одной из его задач было проводить национальную политику Советской России. В его рамках создавались другие международные организации: 1. Коммунистический интернационал молодежи, 2. Красный профинтерн, 3. Крестьянский интернационал, 4. Международная Рабочая помощь, 5. Международная организация помощи борцам революции. Появляется обращение к трудящимся мусульманам Востока. Большевики считали, что мировое революционное движение пойдет и на Востоке. Так, Троцкий пишет секретную телеграмму о создании специальных конных отрядов, которые должны были дойти до Индии и совершить там революцию. Создается СССР. Троцкий определяет границы СССР как временные траншеи классовой борьбы. Пока нацеленность на мировую революцию была достаточно высока, необходимо было создавать кадры. Создавались специальные учебные заведения: 1. 1919 год – Коммунистический университет имени Свердлова (до 1932 года), 2. Коммунистический университет трудящихся Востока имени Сталина (с 1921 по 1938 год), 3. Коммунистический университет национальных меньшинств запада (с 1921 до 1936). В его рамках создаются секции для всех народов Центральной и Юго-Восточной Европы, 4. Университет трудящихся Китая имени Сунь Ятсена (1935).

 

41. Национальная политика большевиков в годы Гражданской Войны и иностранной интервенции в России. В годы интервенции и гражданской войны перед большевиками стала идеологическая задача, а именно необходимость борьбы с национализмом, который представлял собой наиболее опасную мобилизирующую силу в борьбе с марксизмом. Потому что национализм формирует надклассовую силу. На этом направлении большевики достигли определенных успехов. Лозунг права нации на самоопределения консолидировал различные национальности в ходе гражданской войны, дал красным преимущество перед белыми, увеличил авторитет большевиков в колониях. Для решения этой задачи был создан Наркомат по делам национальностей во главе с И.В. Джугашвили (Сталиным). Структура наркомата по национальностям: 1. Совет по национальности. Туда избирались представители всех наций. По сути работал как парламент. 2. Культурно-просветительские отделы (например, по делам мусульман, еврейский отдел), которые позже были ликвидированы. 3. Национально-территориальные отделы. Они должны были довести национальную политику большевиков до местного населения и сообщить о начале советской власти. В их задачи также входило способствовать развитию национального самосознания и повышение уровня культуры, борьба с контрреволюцией в ее национальных формах. Практическая задача наркомата заключалась в создании национальных форм советской власти. Надо было разбить надклассовое единство национального движения. Ослабить привлекательность национальных лозунгов. Ослабить противоречия. Именно Нарком национальностей создал первую национальную форму организации советской власти, которой стала трудовая коммуна немцев Поволжья. Конечно, это была созданная сверху политически созданная структура. Затем по ее подобию создали трудовую коммуну Карелии. В ходе гражданской войны начинается процесс создания автономных республик. Первой стала Башкирская (1919 год), потом - Татарская, Киргизская (казахская) автономная республика (1920 год). Преимущественно автономные республики создаются в районах проживания мусульман.

Затем появляются Калмыкская, Чувашская, Марийская и Воткинская автономные области.

Почему существовала такая разница в статусе: республика и область? Все просто объясняется. В автономных областях классовая борьба была не очень острой, а в мусульманских республиках ситуация накалялась. Тут появились проблемы: 1. Высокий авторитет ислама и местного национализма. Пантюркизм и панисламизм. 2. Взаимоотношения местных народов с русскими крестьянами-колонистами. Необходим анализ ситуации. Сделаем это на примере Туркестанской автономной республики (создана осенью 1917 года): 1. Руководство было исключительно русским (железнодорожники, рабочие и так далее). 2. Вокруг советов группируется все русское население, боясь других народов. 3. Неумение наладить контакт с местным населением. Ошибки руководства республики: 1. Пренебрежительное отношение к местному населению. 2. Неуважение к религии и традициям мусульманского общества. 3. Форсированный темп осуществления социалистической революции в докапиталистическом обществе. 4. Политика продразверстки. 5. Поспешный разрыв с национальной буржуазией. Ошибки надо было исправлять. Это и сделал Фрунзе. Он предпринял следующие шаги: -юридически закрепили шариатские суды и мусульманские школы; -отдали назад земли мусульманских общин; -нашли общий язык с джадидитами (то есть местной буржуазией); Гражданская война закончилась, но начались волнения на Северном Кавказе. Все многочисленные народы требовали автономии своего государства. Приняли решение создавать республики по административно-территориальному признаку: Дагестанскую и Горскую автономную республику. Аналогичная ситуация возникла после гражданской войны и в Крыму, где создали Крымскую автономную республику. В ходе гражданской войны по инициативе украинского правительства решили создать военно-политический союз в составе РСФСР, УКР, БЕЛ, Латвии и Литвы. Условия союза: 1. Создается единая армия и единое командование. 2. Координация действий народного хозяйства. 3. Единые людские резервы. 4. Финансовая система. 5. Железнодорожная сеть.

С 1920 года идет процесс советизации Кавказа. Но попытка форсированной советизации не удалась. В мае 20 года произошло мощное антисоветское восстание в Азербайджане и Армении. Идет процесс формирования национальных коммунистических партий. В 1918 году такая партия создан на Украине. Все ЦК национальных партий приравнялись к областным комитетам партии. В 20-х годах появляются Грузинская КП и другие. В итоге Украинскую партию распустили, в грузинской поменяли целиком руководство, так как декреты этих партий не нравились большевистскому руководству. Примерами этих декретов могут быть: 1. Грузины, вступающие в брак с лицами из других республик, теряют гражданство. 2. Ограничение жительства в Тифлисе лиц негрузинской национальности. А большая часть населения Тифлиса составляли армяне. Москва направила в Грузию комиссию по решению 8 съезда. Для того, чтобы пресечь создание таких партий, создавались специальные бюро. Орджоникидзе поехал на Кавказ разбираться с грузинской партией. Но тот подрался с руководителем ГКП с Кабахидзе за оскорбление. Этим бытовым случаем Ленин определил нарождающийся социал-национализм (течение коммунизма, ставящие задачу защиты интересов трудящихся масс своей национальности). Национальные Формы организации советской власти: 1. Федерация. 2. Социалистические республики. 3. Автономные советские республики. 4. Автономные области. 5. Трудовые коммуны. 6. Советские народные республики. В этих условиях нарком нац приобретает новый статус. Он получает и внешнеполитические функции: 1. Введение автономных республик и областей в состав РСФСР. 2. Приспособление к этой структуре советских суверенных республик.

 

42. Вторая программа РКП (б) по национальному вопросу.

Задачи в условиях перехода от капитализма к социализму были изложены в решениях VIII Cъезда партии, во Второй программе партии (март 1919 года), программах переходного периода от капитализма к социализму. В решениях VIII съезда содержится пять положений. Некоторые из них встречались и раньше, а некоторые являются новыми.

1. Первое - традиционное, где выдвигается перспективная задача крепить союз пролетариев и полупролетариев всех наций. Здесь повторяется классовый подход.

2. Говорилось о равноправии народов и их праве на самоопределение, отмене всяческих национальных привилегий

3. Третий пункт долгоиграющий и он стал очень важным вплоть до 60-х гг 20го века, до периода правления Н.С. Хрущева, когда было заявлено, что социализм построен. Этот пункт связан с определением места и роли федерации в системе власти большевиков, говорилось, какую федерацию большевики приемлют: только федерация, организованная по советскому типу, представляющая собой переходный этап на пути к полному единству и слиянию всех наций в одну.

Большевики не объясняют, что означает федерация советского типа и оставляют за собой право в будущем дать трактовку этому понятию. Вторым важным моментом является то, что федерация-это не устойчивая форма политического устройства, а лишь переход на пути к полному единству.

4. Очень важный момент. Развернулась дискуссия о том, что в условиях перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую или в ходе свершения только социалистических или только буржуазных революций появился вопрос о том, кто же является носителем воли нации. На этот вопрос дается такой ответ: тот, кто является носителем воли нации в буржуазно-демократическую или социалистическую революции зависит от конкретной исторической обстановки, т.е. нельзя слепо копировать российский опыт. А кто будет гегемоном будущих революций - зависит от обстановки.

5. В последнем пункте содержится призыв к представителям бывшей угнетающей нации (великороссам) проявлять прагматизм и осторожность в отношении к национализму бывших угнетенных наций.

Предвидя возможность возникновения национальных коммунистических партий, большевики в Уставе партии 1919г. отметили, что центральные комитеты национальных коммунистических партий приравниваются к областным комитетам РКП(б) в составе единой централизованной партии, то есть отрицался принцип федеративного построения партии. Эти положения Устава партии пригодились после того, как в апреле 1920 - феврале 1921г. установилась советской власти в Закавказье и были созданы Грузинская советская республика, Армянская и Азербайджанская советские социалистические республики. После этого возникла новая для большевиков проблема – начал развертываться процесс создания национальных коммунистических партий. Первой из них стала Украинская коммунистическая партия, позже создаются Армянская, Грузинская и Азербайджанские коммунистические партии. Встал вопрос о взаимоотношениях между национальными коммунистическими партиями и руководством РКП (б). Здесь и были применены положения Устава партии 1919г., что позволило урегулировать форму взаимоотношения РКП (б) и национальных коммунистических партий. Однако на практике эти положения не остановили стремление национальных партий к независимости, поэтому для борьбы с такими стремлениями большевики в дальнейшем были предпринимать и другие меры.

 

43. Образование СССР: объективные и субъективные факторы объединительного движения советских республик. I съезд Советов СССР. В первые годы советской власти государственные образования и национальные формирования на территории будущего СССР были разнородными и подразделялись на следующие формы: Союзная Социалистическая Республика, Автономная Советская Социалистическая Республика (в период гражданской войны 1918-1920 гг. образовались Татарская АССР, Башкирская АССР, Туркестанская АССР, Киргизская АССР), Автономная область (в период гражданской войны образовались Марийская АО, Чувашская АО, Калмыцкая АО), Народная советская республика (в 1920 г. существовали Бухарская НСР и Хорезмская НСР). В январе 1919 г. была образована Белорусская ССР, в декабре 1922 г. - Федеративный Союз Советских Социалистических Республик Закавказья.Образование СССР было обусловлено объективными причинами: однотипная экономика указанных выше государственных образований, давние хозяйственные связи (разделение труда между народами), смешанное население, прочные родственные связи, однотипная система власти (советы), единая партия РКП(б), единая армия, неравное экономическое положение РСФСР и соседних республик, невозможность восстановления хозяйственной деятельности без взаимопомощи. Из объективных внешних причин выделяются: империалистическое окружение, постоянная опасность нападения.Большевики желали видеть Советское государство сильным, способным разжечь костер мировой революции. Поэтому большевистское руководство начало действия по созданию СССР. В январе 1918 III Съезд Советов объявил об образовании РСФСР. В декабре 1917 г. на всей территории Украины была провозглашена Украинская Советская Социалистическая Республика, признанная Петроградом. За период 1919-1921 гг. между РСФСР и независимыми советскими республиками были заключены двусторонние договоры. ВЦИК создал под председательством Л.Б.Каменева рабочую комиссию по вопросу объединения РСФСР с другими советскими республиками. В феврале 1922 г. между 8 советскими республиками был заключен дипломатический союз: Советская Россия получила полномочия представлять их интересы на конференции в Генуе. В 1921 году по административно-территориальному признаку в составе РСФСР была образована Крымская АССР. На Северном Кавказе в период с 1921 по 1924 гг. на территории Чечни и Ингушетии были образованы Горская АССР, Чеченская АО (1922 г.), Ингушская АО (1924 г.). В 1921 г. была образована Дагестанская АССР. В Средней Азии на территории Туркестанской АССР в период с 1918 по 1924 были созданы следующие национально-государственные образования: Узбекская ССР, Туркменская ССР, Таджикская АССР, Кара-Киргизская АО, Каракалпакская АО. Также в Средней Азии были созданы Хорезмская НСР и Бухарская НСР. К 1922 году процесс воссоединения был практически закончен, и оставалось только облечь его в соответствующую конституционную форму.К середине 1922 г. существовало шесть социалистических республик - Российская, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская. Необходимость объединения не отрицали лидеры ни одной из республик, споры вызывали его принципы и форма. Доминировали три точки зрения: конфедеративный союз, вхождение других республик в РСФСР на правах автономий, федерация равноправных республик.Председатель СНК Украины С.Х.Раковский предложил форму конфедерации (самостоятельность сохраняется, объединение только в обозначенной области, большие полномочия местным органам, отрицание опасности возрастания местного национализма). Конфедерацию очень быстро отвергли сами республики, ведь изъятие их финансирования из бюджета РСФСР оставляло их без средств к существованию.И.В.Сталин, возглавивший народный комиссариат по делам национальностей РСФСР, разработал проект резолюции комиссии «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками». Согласно проекту Сталина Украинская, Белорусская, Грузинская, Армянская и Азербайджанская республики должны были войти в РСФСР на правах автономий и управляться из единого центра. С Бухарской, Хорезмской народными республиками и с Дальневосточной республикой сохранялись прежние, договорные отношения.Проект был разослан для обсуждения в ЦК компартий советских национальных республик. ЦК компартий Азербайджана и Армении выразили свое согласие. ЦК КП Белоруссии высказался за сохранение договорных отношений. ЦК КП Украины не обсуждал проект. ЦК КП Грузии его отверг. С предложением проекта объединения выступил председатель Ревкома в Тифлисе, Б.Г. Мдивани. Его проект основывался на следующих принципах: сохранение «сильных» республик, обеспечения права республик на собственное представительство за рубежом, создание воинских формирований, принятие местных бюджетов, сохранение своего языка и культуры. Республики назначают для работы в «Центре» уполномоченных. Отдельные вопросы решают смешанные межреспубликанские структуры. Роль «Центра» незначительна.В период подготовки Союзного договора член коллегии Наркомнаца М.Х. Султан-Галиев выступил с критикой проекта Сталина. Суть его предложения заключалась в обеспечении равенства всех субъектов. Он также выступил за сохранение федеративных государств Татаро-Башкирии, ЗСФСР, Северного Кавказа, расширение прав автономных республик во внутренних делах, введение системы, схожей с хозрасчетом, обеспечение представительства всех автономных республик в федеративных органах власти, создание воинских частей по национальному признаку.В.И. Ленин также раскритиковал план «автономизации». Мнение Ленина было изложено в записке «К вопросу об национальностях или об автономизации», где он призвал провозгласить добровольный союз суверенных и равноправных республик. Это предложение было одобрено ЦК РКП (б).30 декабря 1922 в Москве в Большом театре открылся I съезд Советов СССР. На нем присутствовали 1727 делегатов от РСФСР, 364 - от УССР, 91 - от ЗСФСР и 33 - от БССР. Съезд утвердил Декларацию об образовании СССР и Договор об образовании СССР. В Декларации об образовании СССР провозглашалось среди прочих пунктов разделение стран мира на социалистический и капиталистический блоки, интернациональность Советской власти, основанной на классовом признаке; добровольность объединения республик и открытость СССР как для выхода, так и для вступления новых членов. Договор об образовании СССР определял систему союзных органов власти, их компетенцию взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами. В Конституции 1924 г. за Союзом были закреплены полномочия по представительству Союза на международном уровне, решению вопросов границ (как внешних, так и между республиками), принятия новых членов, вопросов войны и мира, ратификации договоров, руководству внешней и внутренней торговлей. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляла свою государственную власть самостоятельно, сохраняя право выхода, право голоса при пересмотре ее границ, право изменять свою Конституцию. Все граждане республик имели советское гражданство.Высшим органом власти являлся Всесоюзный Съезд Советов, а между его съездами - ЦИК, состоящий из Союзного Совета, избираемого съездом из представителей союзных республик, пропорционально их населению, и Совета Национальностей, в который входили по 5 представителей от каждой союзной и автономной республики и по одному от АО.Высшим исполнительным органом власти стал Совет Народных Комиссаров СССР. Были созданы общесоюзные народные комиссариаты: по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов; объединенные «союзно-республиканские» наркоматы: Высший Совет Народного Хозяйства, продовольствия, труда, финансов и рабоче-крестьянской инспекции. Наряду с ними функционировали республиканские наркоматы: земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения. Вопросы безопасности были распределены между Объединенным Государственным Политическим Управлением в «Центре» и Государственными Политическими Управлениями на местах.Основные принципами построения СССР стали: добровольность и наличие права выхода из Союза, равноправие субъектов, строение СССР как социалистической федерации, основанной на Советах при руководящей роли ВКП (б), сохранение национальных республик, демократический централизм, на котором строилась и ВКП (б): меньшинство подчиняется большинству, выполняются решения и постановления Центра, отчетность и контроль во всех направлениях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.097 сек.