Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эпоха раннего средневековья на Урале




Взаимоотношения федерального центра с субъектами РФ на примере Чечни.

Взаимоотношения федерального центра с субъектами РФ на примере Татарстана.

Июль 1992 г. – в Казани Ельцин произнес историческую фразу: «Берите столько суверенитета, сколько сможете поглотить».

Почему Казань?:

• Татарстан никогда не был удовлетворен своим статусом в СССР => подъем национального самосознания татарского этноса после распада Союза;

• Татары занимают второе по численности место после русских;

• Татары составляют больше половины мусульманского населения России.

30 августа 1990 – Татарстан принимает декларацию о государственном суверенитете + в одностороннем порядке провозглашает союзный статус. 31.03.1992 г. – подписание федеративного договора: Татарстан и Чечня не подписали договор; к тому же с Ингушетией они не участвовали в референдуме по принятию конституции 1993 г. Ельцин начинает покупать лояльность. До 1994 г. Татарстан, Башкирия и Якутия не платили взносов в федеральный бюджет. 1994 г. – окончание трехлетнего марафона переговоров центра и республики Татарстан. Был подписан договор, в котором говорилось о суверенитете Татарстана и о двойном гражданстве, получил право на создание своего национального банка, на объявление политической амнистии, а также юрисдикцию над своими природными ресурсами. Он носил компромиссный характер: центр рассматривал Татарстан как субъект федерации, а Татарстан позиционировал себя в качестве суверенного государства и субъекта международного права. На базе соглашения 1994 года Татарстана в 90-е гг. заключил около 50 соглашений с иностранными государствами. Договор между Казанью и Анкарой – прямой международный договор. 1999 г. – подписание союзного договора РФ и Беларуси. Парламент Татарстана официально потребовал включить себя в этот договор вне рамок РФ, но уже не удовлетворили их!

Татарстан определяет характер своих отношений с центром как ассоциированные отношения (конфедерации). «На столе у Президента» 60 проектов и заявок на создание новых субъектов федераций. Создать новые структуры невозможно, так как некоторые структуры требуют расширения своей территории: расширить Татарстан: Сарытау (Саратов), Хаджи Татархан (Астрахань). Перекраивать карту нельзя, так как это приведет к слому политических, экономических, семейных и этнических связей. Распространяется ваххабизм – радикальное течение в исламе. Ваххабиты компактно проживают помимо Северного Кавказа в Мордовии и Татарстане. Центр борьбы с ваххабитами перешел из Северного Кавказа в Поволжье. Столкновения с ваххабитами в 2013 г. в Ямало-ненецком и Ханты-мансийском АО.

Ваххабизм – проблема №1.

Татарстан

2009 г. – 19 статей Конституции Татарстана противоречат Конституции РФ и 18 должны быть объявлены недействительными. Верх. Суд Татарстана заявил, что эти положения останутся, так как Татарстан выступает с позиций ограниченного суверенитета. 2010 г. – поправка в закон 2003 (общие принципы исполнительной власти в субъектах федерации): Институты президентства должны быть ликвидированы во всех субъектах. Татарстан пока отказывается (01.01.2015 г. – истекает срок, предоставленный на проведение данных изменений). МантимирШамиев (первый президент Татарстана, теперь – советник президента) осенью прошлого года заявил, что Татарстан не откажется от института президентства и не будет выполнять федеральный закон (аргумент: в других субъектах президент – глава исполнительной власти, а в Татарстане – глава государства). 2006 г. – предложен новый договор; Парламент Татарстана одобрил, Путин и Госдума подписали; но СФ заблокировал. Что-то не сложилось на политическом олимпе. Однако положения этого договора негласновыполняются:

• Эксплуатация природных ресурсов Татарстана (нефть, газ) – совместная прерогатива центра и республики; В других субъектах это в ведении федерального центра

• Закрыли глаза на положения Конституции 1993 года: Центр признает наличия вкладыша о татарском гражданстве в паспорте;Кандидат в президенты должен знать оба языка.

Есть закон о том, что татарские чиновники получают надбавки за знание татарского языка. Во всех школах на территории Татарстана обязательно изучение татарского. Нет ни одного нетатарского детского сада. 2012 г. – публикация статьи Путина – Россия: Национальный вопрос. Ставится задача не допустить образования региональных и национальных партий в республиках. В Татарстане, однако, есть национальные партии: Татарский общественный центр, Азад лык, Иттифак. Интернет-сообщества: Татарский фронт, Золотая орда, Пробудись татарин, Правые татары.Союз мусульманской молодежи России – партия всероссийского масштаба. Действия националистов приобретают антирусскую направленность: 2012 г. объявлен годом Батарши (первый, кто объявил джихад против России); 2013 г. объявлен годом Батыя. 15 октября – день памяти и скорби (взятие Казани). 1000-летие Казани: поставили бюст Гумилева – «единственного русского, защищавшего татар» вместо Петра I, который вообще-то первым в России издал печатный Коран.

Власть позиционирует себя как защитника ислама и исламских традиций. 7 января – Рождество, официальный праздник; Курбан байрам стал официальным праздником в Татарстане наравне с ним. Всемирный конгресс мусульман (штаб в Казани), имеющий свои филиалы в разных странах СНГ, в 2013 г. направил заявление с просьбой о принятии в ООН. Есть ещё структура - Всероссийский форум религиозных татарских деятелей. Две организации соединились в одном вопросе - превращение Казани в духовный исламский центр, в третью столицу России - мусульманскую. Факты исламизации – накануне на сторожевой башне Казанского кремля поставили исламский полумесяц. При этом половина населения на территории Татарстана – не мусульмане. Центры компактного проживания ваххабитов на территории Татарстана. В создавшейся ситуации американцы нас обгоняют в развертывании центробежных тенденций. В 2008 году создано татарское правительство в изгнании. Пока осязаемых результатов в установке центростремительных тенденций нет.

 

 

На данный момент очаги сепаратизма подавлены. Вроде бы нет угрозы территориальной сецессии. Но: юрисдикция федерального центра не распространяется 100% на всю территорию РФ.

• Чечня по сути дела выпала из правового поля:

• Не подписывала федеральный договор;

• Не участвовала в референдумы по принятию конституции;

• Федеральные силовые структуры не действуют на ее территории; есть своя Национальная гвардия, сформированная по этническому признаку;

• Не осуществляется призыв на службу в армию (2007 г. – выступления в Грозном в ответ на попытку призвать молодежь в российскую армию => не берем в армию в русские регионы, официальных комментариев от Генштаба нет – просто нет разнарядки).

Весна 2014: в Чечне призыва нет, но 80 000 годных к службе призывного возраста, а это больше половины нынешнего весеннего призыва в 154 000 человек. Чечня идет сейчас в сторону конфедерации, а не федерации. Собственный внешнеторговый курс.Чечня имеет свои таможенные терминалы и международный аэропорт. 2009 г. – соглашение, по которому Чечня получила право иметь свои представительства за рубежом (на данный момент имеет представительства во Франции, Германии, Австрии, Дании, Бельгии и Польше, так как в этих странах есть большая чеченская диаспора). Все это приводит к повышению авторитета Чечни на Кавказе. В 2012 г. была создана Северокавказская парламентская ассамблея во главе со спикером Чечни (пиар-структура). Цель: прикрыть имеющиеся проблемы – между Чечней и Ингушетией нет административной границы (срок, предоставленный федеральным центром на решение этой проблемы истек в 2009). Ситуация усугубляется! 2012 год - РЖД – до сих пор сохраняется комендантский час при продвижении составов по Чечне и Дагестану (с 6 вечера до 6 утра поезда не ходят). С 2012 г. вновь армия привлекается для проведения контртеррористических операций (прекратили привлекать в 2006 году).

Как решить вопрос? Москва пытается решить эти проблемы субсидиями. Ежедневно самолетом доставляются на Северный Кавказ 200 кг наличных денег. Доля самой Чечни в своём бюджете – 10%. Чечня ежегодно получает дотации в $2 млрд., то есть 48 000 рублей в год на человека, а, например, в Ставрополье – всего 6000 рублей в год. Подготовлена большая программа инвестиционных проектов - Чечня до 2020 г. получит 500 млрд рублей или 18 млрд долларов. Это напоминает политику царизма накануне Кавказской войны. Деньги, поступающие в Чечню неподотчетны центру; тратятся в основном на непроизводительные расходы (коррупционная составляющая, открытие здоровенных мечетей имени папы, имени мамы, стадионов и т.д.); производительные расходы – в основном клановая экономика за пределами Чечни (преимущественно в центральных регионах). Приводит к столкновениям с местным населением (Кондопога). Необходимо создавать «засечные черты» в экономике: сделать так, чтобы деньги оставались в регионе. Будет и занятость населения, будет заинтересованность в стабилизации обстановки. Текущая характеристика отношений федерального центра и Чечни: личная уния между Путиным и Кадыровым.Кадыров помогает – спасает журналистов из Лайфньюс в Украине, отправил батальон «Восток» в Крым, поэтому во время мероприятий 18 мая всё было спокойно. Чеченские коммандос не допустили беспорядков. Уповать на унию сложно, но на данный момент Москва делает ставку на клан Кадырова. Необходимо переломить центробежные тенденции в пользу центростремительных!

 

 

70) Поиск национальной идеи – «традиционная российская забава» или вариант государственного устройство России в 21 веке. Путин и его национальная политика.

В первом же своем послании Федеральному Собранию В.В. Путин чрезвычайно остро ставит вопрос в сфере национальных отношений и дает оценку национальных отношений на 2000 год. По итогам политики Ельцина в сфере национальных отношений у нового президента возникает серьезный вопрос: «сможем ли мы сохраниться как нация и цивилизация?». Путин выдвигает призыв развиваться с опорой на национальною самобытность, но что это такое не расшифровывает.

Путин говорит о том, что демократическое устройство нашей страны не противоречит нашей самобытности, на которую делает большой акцент. Здесь сложно согласиться, потому что в истории, например, в 15 веке, демократическое устройство боярской вечевой республики в Новгороде оказалось несовместимой с нашей самобытностью.

Также Путин говорит о духовных ценностях, укрепляющих единство России, на которые стоит полагаться (патриотизм, культурная традиция, общая историческая память). Да, это правильно, но они вторичны по сравнению с носителями этих духовных ценностей, их надо ставить во главу угла. Однако этот вопрос у Путина не обозначен.

Еще одна проблема, которую ставит Путин – проблема формирования национальной идеи. В первом своем выступлении в 2000 году он говорит о том, что не надо заниматься вопросами поисками национальной идеи, она сама вызреет в российском обществе. Еще Ельцин устраивал конкурс на лучшую национальную идею. Но национальная идея формируется не на конкурсах, а в ходе исторического развития этносов и народов. Путин же считал, что не надо много рассуждать по поводу национальной идеи, она сама вызревает в нашем обществе. Это сомнительный тезис. Где эта идея вызревать будет? Все это звучит виртуально. Но почему же все время возвращаются к национальной идее? Потому что без нее нет социальной базы, так как ей не на чем консолидироваться, а движение вперед любого государства основывается именно на социальной базе, на тех, кто будет реализовывать все программы. Программы модернизации были и у Ивана Грозного, и Петра Первого, и им удалось создать эту социальную базу. Ленин перед революцией также просчитывал социальную базу, с кем идти на союз. Сталин после войны с Польшей понял, что необходима этническая основа, социально-классовая база не может победить национальную. Хрущев как раз и завалился, потому что у него не было социальной базы. Брежнев прокатился на сталинском наследии. У Горбачева также не было социальной базы, который объявил авангардом общества рабочий класс в условиях научно-технической революции.

Сам факт постановки этого вопроса на сегодняшний день говорит о необходимость создания социальной базы. России нужна этническая, а не социально-классовая основа.

Путин дает характеристику федеративного устройства. Он говорит, что отношения не достроены и не развиты и делает вывод, что в России создано децентрализованное государство и нет полноценной федерации. В 2001 году началось создание федеральных округов, что стало первым шагом Путина. Их число увеличилось уже до 8, но они до сих пор не закреплены в конституции.

В Послании 2001 года Путин говорит, что дезинтеграция государства остановлена, но не преодолена. Путин отмечает, что 3500 нормативных актов, принятых при Ельцине, противоречат Конституции РФ. Путин подвергает критике заключение договоров между центром и субъектами федерации о разграничении полномочий. Он говорит, что это свидетельство неравенства субъектов. В 2001 году 28 договоров расторгли сразу, 14 осталось. Путин заявил, что договоры надо заключаться не за спиной у других субъектов. В конце концов уже в 2003 году Путин принимает решение о том, что все договоры должны прекратить свое существование, а новые должны заключаться через федеральные законы.

На сегодняшний день остро встал вопрос о суверенитете республик. По конституции РФ, ее суверенитет распространяется на всю территорию России. Но возник вопрос о суверенитете Чечни, Башкирии, Татарии, Тывы, Якутии и других республик. Возникает вопрос о том, чтобы убрать положения об их суверенитете из их конституций. Только в 2009 году Якутия отменила положение о суверенитете из своей конституции. В Башкирии ее просто заменили словом «государственность». Сейчас стоит проблема с Татарстаном, где президент в присяге клянется защищать суверенитет Татарстана, что Генеральная прокуратура признала противоречащим Конституции РФ. По конституции Татарстана Президент Татарстана обязательно должен владеть татарским языком, а это противоречит Конституции РФ. Много там и других подобных моментов. Эта проблема много раз ставилась, но была не решена.

Еще одна проблема, поставленная Путиным, заключается в том, что множество представителей русского этноса сейчас проживает за рубежом и русский этнос до сих пор остается самым большим разделенным этносом в Восточной Европе. На сегодняшний день из 25 миллионов русских за пределами РФ в Россию вернулось всего 7 миллионов.

В 2004 году в послании Путин впервые использовал термин «российская нация», но не расшифровал его.

В 2005 году Путин определил развал СССР как крупнейшую геополитическую катастрофу 20 века.

Однако в 2006 году Путин вообще ушел от национального вопроса в своем послании. А причина была вот в чем.

В 1996 году по указанию Ельцина была разработана концепция государственной национальной политики. В 2003 году Путин дал команду обновить эту концепцию. Но ее не приняли в Общественной палате, а национальный вопрос был убран из послания 2006 года. В концепции говорилось о создании многонационального российского общества при консолидирующей роли русского этноса. В общественной палате она встретила большое противодействие особенно среди представителей мусульманских и малых народов. Они заявили о возвращении к оценке русского этноса как старшего брата. Сейчас это фразу поменяли на «объединяющую роль» русского народа, что имеет гораздо меньшее значение и фактически не несет никакого смысла.

В 2007 году в своем последнем послании Путин ставит задачу, суть которой заключается в том, чтобы в разработке национальной политике принимали участие все субъекты. Представители субъектов должны быть реальными, а не декоративными. Путин даже принял закон о цензе оседлости в 10 лет для представителей субъектов в Совете Федерации, но через год Медведев отменяет этот указ.

Обобщая, стоит отметить итоги деятельности Путина на посту президента в сфере национальной политики:

1. Укрепление вертикали власти

2. Назначение губернаторов

3. Создание федеральных округов

4. Сокращение количества субъектов федерации. Вроде бы это хорошо, прослеживаются унитаристкие тенденции, необходимые России сейчас. Россия экономически не готова к федеративному устройству, так как более 70 ее субъектов являются дотационными. Но тут неверный подход. Для управления и чиновников это легче. Но к сокращению всех субъектов подошли по принципу корпорации: «слабый поглощается сильным». Так поступили с Коми-Пермяцким АО, который занимал 88 место из 89 по экономическому развитию. Но Забайкальский край создали из двух дотационных субъектов. Теперь они стали получать гораздо меньше дотаций. Когда попытались сократить количество республик, но наткнулись на большое противодействие. Адыгея категорически против присоединения к Краснодарскому краю. Сейчас эту линию укрепления вертикали власти пока приостановили. Хотя некоторые субъекты, особенно Тюменская область, давят на федеральное правительство, чтобы продолжить эту политику.

В 2007 году, когда Путин выступал с прощальным заявлением, он заявил о том, что поиск национальной идеи – старинная русская забава. Этим можно заниматься всегда и бесконечно. Здесь делается акцент на то, что Путин уповает на вертикаль власти. Однако в России вертикаль власти еще чрезвычайно слаба, она кажется сильной только внешне, и этому можно приводить множество примеров. А вот без национальной идеи никуда не двинуться. А за идеей должен стоять какой-либо этнос. И в России им этим этносом должен стать русский этнос, так как впервые за всю историю он составляет большинство населения (80%).

 

 

В IX-XV вв. дифференциация экономического и социального развития народов Урала становится особенно очевидной.

Древним коми-пермякам принадлежат археологические памятники родановской археологической культуры (IX-XV вв. н.э.). Они занимают верхнее течение р.Камы с притоками, от Чусовского оз. на сев. до р. Чусовой на юге. Территориально граница археологической культуры совпадает с границами Перми Великой XIV в. (по житию Стефана Пермского).Названа по Роданову городищу на правом берегу р.Камы, в Юсьвинском районе Пермского края. Была выделена М.В. Талицким как культура предков коми-пермяков. В дальнейшем была исследована В.А. Обориным, Р.Д. Голдиной, А.М. Белавиным, А.Ф. Мельничуком, Г.П.Головчанским и др. Представлена более чем 400 памятниками, и является одной из наиболее изученных археологических культур Прикамья. В ее пределах выделяются восемь групп памятников – племенных вариантов (зюздинская, гайнская, косинская, верхнекамская, чердынско-язьвинская, иньвенская, обвинская, чусовская). Внутри этих вариантов выявлены небольшие компактные группы, вероятно – территории соседских общин.

В родановской культуре выделены два этапа развития: лаврятский (сер. IX – нач. XII вв.) и рождественский (сер. XII – XV вв.). Наиболее изученными являются Анюшкар (р.Иньва), Городищенское (р.Усолка), Пыскорское (р.Кама), Рождественское (р.Обва), Искорское (р.Колва) городища, Агафоновский, Аверинский, Огурдинский могильники (р.Кама), Редикорский могильник (р.Колва), Рождественский могильник (р.Обва). На Искорском городище исследовано святилище в виде круглой глинобитной площадки со столбовой постройкой в центре, остатки костров и костей животных, принесенных в жертву. На Пыскорском городище выделено скопление жертвенных ям, содержащих ритуально испорченные металлические вещи. Хозяйство родановской культуры – комплексное, с ведущей ролью пашенного земледелия. В северных районах преобладало подсечное земледелие. Отмечены следы зарождения паровой системы. Нахождение в сфере интересов Волжской Булгарии и Русских земель стимулировало развитие пушной охоты. Возросла роль сетевого рыболовства. Металлургия, металлообработка и ювелирное дело превращаются в ремесло. С XI в. на р.Боровой зарождается солеварение. Обработка дерева, кости, кожи, гончарство остаются на уровне домашнего производства. Этническими признаками родановской археологической культуры являются глиняная посуда (круглодонная с примесью раковины, с гребенчато-шнуровым орнаментом на лаврятском этапе и с уплощенным дном и гребенчатокружковым орнаментом на рождественском этапе), типы жилищ, типы украшений женского костюма (коньковые, биякорьковые, коробчатые шумящие подвески и подвески с изображением головы медведя), культовые предметы (зооморфная и антропоморфная металлическая пластика). Племена родановцев вели обмен с предками коми-зырян (Вымская археологическая культура), удмуртов (Чепецкая археологическая культура), уграми (население лесного Зауралья), предками башкир. С XI в. появляются торговые фактории волжских булгар. С XI-XIII вв. с севера начинает проникать славянское население. Булгарское (в большей степени) и славянское влияние фиксируется в динамике проникновения и распространения булгарских и славянских вещей (керамическая посуда, украшения, предметы христианского культа и др.).

Следы имущественного неравенства прослеживаются в погребениях X-XV вв. (Огурдинский, Рождественский, Гуринский и др. могильники). Появляется небольшое число богатых погребений, в которых обнаруживаются предметы роскоши и привозное оружие. Об имущественной дифференциации свидетельствуют также клады вещей, и частые находки замков на родановских памятниках.

В XIV-XV вв. на основе союза родановских племен связанных общностью экономики, языка и культуры, начала складываться коми-пермяцкая народность. Это длительный процесс, и он завершился уже в рамках Русского многонационального государства.

В области религиозных верований предков коми-пермяков в этот период происходит процесс смены местных культов общими. Главным богом пантеона языческих богов до принятия христианства становится Ен – бог огня. В XIII-XV вв. начинается постепенное проникновение на Урал русской языческой традиции. Взаимодействие и синтез разноэтнических религиозных систем привел к тому, что в настоящее время довольно сложно реконструировать собственно коми-пермяцкие языческие представления. Давно известно, что славянский Перун занимает особое место в коми-пермяцкой мифологии и религиозной практике. В этнографических наблюдениях отмечаются случаи поклонения Перуну или рудименты былого поклонения (в том числе в районе с.Пянтег, где была обнаружена его медная фигурка), археологические находки молота и булавы (с.Пянтег, урочище Модгорт на р.Лупье) интерпретируются как предметы культа Перуна, привнесенные на Урал, культурный герой Перя-богатырь выступает как борец против христианства под именами Перын, Пераон и даже Перун. По мнению Л.С.Грибовой, и одно из немногих известных нам коми-пермяцких божеств – Войпель, на самом деле носит имя Войпер, что переводится как Северный Пер[ун].

Этой трактовке противоречат изображения Войпеля как четырехликой женщины. Однако, это изображение противоречит и трактовке Войпеля как «Северного Уха», и как «Покровителя Севера». К сожалению, пласты древней культуры предков коми, к которым восходит четырехликая женщина, вероятно, навсегда утеряны для исследователей. Параллели с более древним культовым литьем, в котором встречается изображение многоликой богини, указывают на возможность реального существования такого образа, но не дают основания связывать его с Войпелем. Ни в коем разе не связывая образ Войпеля и Перуна напрямую (для этого на наш взгляд недостаточно оснований), тем не менее не можем не подчеркнуть наличие некоторых общих черт в обрядовой составляющей их культов. Это и поклонение священному дереву (березе или ели – дуб не растет на Урале), и знаменитые быкобои, и ритуальная стрельба охотников в священное дерево (стрела – символ Перуна, в то же время явный фаллический символ; ритуальные стрельбы можно объяснить магией плодородия). Способность Войпеля ограждать от нападения врагов можно интерпретировать как менее агрессивное проявление функции военного покровителя.

Перун вписывается в ритуально-религиозную картину мира предков коми-пермяков, он близок и узнаваем. Религиозная толерантность, свойственная язычеству, позволяет безболезненно перенять бога сильного народа (каковым, несомненно, в представлении предков коми-пермяков выступали славяне) и включить его в собственную религиозно-мифологическую картину – в образе бога или в образе культурного героя.

В северной и северо-восточной части Урала проживали племена угорского происхождения, фигурирующие в русских источниках под этнонимом «югра». С XIV в. из общей массы угорских племен источники выделяют племена остяков и вогулов

Манси (вогулы или вогуличи) обитали на западном склоне Уральских гор по среднему течению Вишеры, Яйвы и Косьвы, в бассейне Чусовой и на восточном склоне по рекам Ляле, Сосьве, лозьве, пелывму, Тагилу, Нейве и до р. Пышмы на юге. К приходу русских у манси преобладало охотничье-рыболовное хозяйство, они занимались также оленеводством. В качестве ездового животного использовалась собака. Южные манси были знакомы с земледелием. Металлургия еще не развилась в ремесло. К приходу русских манси сохраняли племенное деление, племена делились на роды, во главе племен стояли вожди, которые в источниках часто называются князьями. Религиозная культура манси пока исследована слабо. Возможно, она находилась на этапе формирования политеистической языческой системы, с доминантой анимизма и тотемизма.

Ханты (остяки) жили на восточном Урале по рекам Сосьве, Ляпину, около Аятского озера, по Оби, Конде, Пелыму, Нейве. Хозяйство их было построено на охоте, скотоводстве и рыболовстве. Было известно хантам и мотыжное земледелие, не получившее, однако, сильного распространения. Также, как и манси, они жили родовым строем, часть хантов входила в состав западноуральского суперсоюза племен, возглавлявшимся «большим князем Югорским».

При определении границ обитания хантов возникает объективная трудность, связанная с двояким использованием в русских письменных источниках термина «остяк». В поздней письменной традиции он теряет этническую привязку, и используется для обозначения любых нехристианских языческих народов. Отсюда частые ошибки, приводящие, к примеру, к тому, что территория современного г.Перми рассматривается как место обитания угорских хантов.

Древним удмуртам принадлежат археологические памятники чепецкой культуры (по р.Чепце). В хозяйстве удмуртов несколько раньше, чкем у коми-пермяков, ведущую роль заняло земледелие пашенного типа. Кроме земледелия развивалось скотоводство, охота и рыбная ловля. Выделяется ремесло. Развивалась металлургия.

Ядром объединительного процесса удмуртских племен стал бассейн р.Чепцы. Образование удмуртской народности закончилось уже в рамках Российского государства, однако этот процесс начался задолго до включения территорий удмуртских племен в его состав.

Южная часть удмуртских земель попала под влияние Булгарского государства и была обложена данью. Удмуртское население расселялось на восток и на юг, к Каме. Заселяя новые территории, оно ассимилировало часть булгар, что сказалось на своеобразии культуры южных удмуртов.

До прихода русских башкиры жили на западном склоне Южного Урала по рекам Белой и Уфе, Ику, Деме, Мензеле; в горной части Урала и в степи пр р.Уралу, Таналыку, Кызилу; на севере – по рекам Пиреве, Бую, Бири; на восточном склоне – по рекам Исети и Синаре.

В X-XII вв. башкиры сохраняли племенное деление. Сохранялась племенная и родовая собственность на землю. Возникло и развивалось патриархальное рабство, ему на смену приходило рабство классическое. По письменным источникам прослеживается торговля рабами в Булгарию и города Средней Азии. Основным занятием башкирских племен было кочевое скотоводство, охота, бортничество и рыболовство. В X-XIII вв. часть башкирских племен была подчинена Волжской Булгарии, следствием чего было распространение ислама среди башкир. Башкиры складывались из разноэтнических групп, но к Х в. были в основном ассимилированы пришедшим из степей Приаралья тюркоязычным населением. К 1236 г., после разгрома Булгарии, татаро-монголы захватили Башкирию и включили ее в состав Золотой Орды. Башкиры были обложены ясаком, который должны были платить мехами и данью в виде десятой части стад. В XIII-XV вв. у башкир начала развиваться собственность на кочевья. Появилась кочевая община, образованная выходцами из разных родов. Начинает складывается аристократическая иерархия.

В XV в. после распада Золотой Орды значительная часть Башкирии вошла в состав Ногайской Орды и Сибирского ханства. Западные башкиры признали свою зависимость от Казанского ханства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 209; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.