Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие физических качеств борца




 

Тренер ни в коем случае не должен упускать из виду такую важную сторону подготовки борца, как развитие физических качеств. Гармоничное развитие качеств, необходимых самбисту — вопрос не менее важный, чем сообщение ему знаний по технико-тактической подготовке.

В первый период необходимо укреплять организм юноши с помощью общеразвивающих упражнений, уделяя большое внимание многоборью комплекса ГТО. Известие что лучших результатов достигают спортсмены, имеющие отличную общую физическую подготовку.

Основные вопросы развития физических качеств начинающих борцов решаются на учебно-тренировочных занятиях путем выполнения упражнений общего воздействия общеразвивающих и специальных упражнений в подготовительной и основной части занятий.

Для удобства ведения занятий тренер может применять в подготовительной части различные по форме проведения, но единые по структуре разминки борцов.

 

Формы разминок:

 

1. Фронтальная — все занимающиеся равномерно размещаются на ковре лицом к тренеру и выполняют упражнения одновременно с ним или по его команде. При этой форме разминки вместо бега применяются различные прыжки. Акробатические упражнения выполняются одно­временно всей группой с одного края ковра к другому.

2. В движении — все упражнения выполняются группой в движении по кругу. Необходимо подбирать уп­ражнения для всех групп мышц и суставов.

3. В парах — все упражнения (беговые и акробати­ческие) выполняются в парах (с заданием на количество раз или под счет).

4. Смешанная — упражнения общего воздействия выполняются в движении по кругу, общефизические — на месте (стоя в шеренге или вокруг ковра), а акробатиче­ские — в движении через центр по 4 — 6 человек.

5. Индивидуальная — выполняется индивидуаль­но каждым членом группы (в основном в занятии с трени­ровочными и соревновательными схватками)

В разминку необходимо включать упражнения, способствующие развитию двигательных навыков для более лег­кого овладения тем или иным броском на этом или сле­дующем занятии.

Цель разминки — подготовить сердечно-сосудистую и нервную системы организма к предстоящим нагрузкам, разогреть мышцы и связки, настроить спортсмена психо­логически.

Разминка, которая проводится во время учебно-тренировочных занятий, имеет много общего с разминкой перед соревнованиями, но они имеют и существенные различия, обусловленные режимом работы. В первом случае самби­сту после разминки предстоит большая работа (1—2 ч) с переменной интенсивностью. Спортсмену же во время схватки иногда приходится работать считанные минуты, ни на пределе своих возможностей. В связи с этим разминку на соревнованиях необходимо умело дозировать. Нельзя допускать, чтобы после нее спортсмен ощущал утомление.

Положительно влияет на повышение уровня физиче­ской подготовки выполнение домашних заданий. Их содер­жание в начальный период надо обязательно конкретизи­ровать. Нужно включать: работу ног (стандартные упраж­нения), имитацию изученных бросков с резиной, поясом от куртки, партнером, задания по развитию определенных групп мышц конкретными упражнениями (с количеством раз и временем выполнения).

Кроме того, юноши повседневно должны выполнять ут­реннюю зарядку по рекомендованной схеме.

 

Примерная схема утренней зарядки:

 

1. Упражнения общего воздействия: потягивания, ходьба, бег (на месте или в движении), прыжки (разные варианты).

2. Упражнения для развития гибкости:

а) плечевого пояса (круги руками, попеременные движения рук вверх и т. п.);

б) туловища (наклоны, вращения, повороты);

в) тазобедренного сустава, колен, стоп (вращения, выпады, растягивания, маховые движения).

Упражнения можно выполнять из положений стоя, сидя лежа.

3. Упражнения силового характера (по преодоление
собственного веса, с гантелями, тяжестями, резиной, эспандером) для мышц:

а) рук и плечевого пояса;

б) туловища;

в) ног.

4. Имитационные упражнения (выпады вперед, в сто­рону, с поворотом на 90°, 180°, имитация бросков индиви­дуального комплекса).

5. Заключительная часть (легкие прыжки, ходьба на месте, упражнения на расслабление).

Продолжительность выполнения упражнений дозиру­ется самостоятельно, но повторять каждое из них нужно не менее чем 12—16 раз.

Комплексная физическая подготовка значительно луч­ше, чем односторонняя, развивает основные физические ка­чества борца. Поэтому тренер должен использовать все современные методы и средства развития физических ка­честв самбистов.

Однако уровень общефизического развития самбиста должен быть оптимальным. Занимаясь различными вида­ми спорта для развития физических качеств, борец не дол­жен стремиться к очень высоким результатам в них, так как они могут затем в какой-то мере тормозить рост его мастерства в самбо.

На базе общего уровня подготовки самбист должен по­вышать специальную физическую подготовку, специфич­ную для борьбы самбо. Лучшим средством в этом случае являются схватки. Степень воздействия различных упраж­нений на повышение уровня специальной подготовки сам­биста отражена в схеме кандидата педагогических наук С. Ф. Ионова.

 

 

Тренер должен умело управлять процессом повышения уровня специальной подготовки самбиста.

Если основные и специальные упражнения применя­ются главным образом на занятиях и соревнованиях под контролем тренера, то специально-вспомогательные и общеразвивающие могут выполняться спортсменом и само­стоятельно. Из всего объема указанных средств тренер, учитывая индивидуальные особенности спортсмена, выби­рает самые необходимые, помогая ему установить опти­мальную дозировку их.

В период совершенствования индивидуального комп­лекса бросков максимально возрастает значение упражне­ний, развивающих те группы мышц, которые участвуют при выполнении этих приемов.

Приводим некоторые из таких упражнений:

1. Упражнения с резиновым амортизатором: стоя на полу (середина амортизатора под ступнями ног), выпол­нять одновременное и поочередное поднимание прямых рук вперед, через стороны, круговые вращения прямыми руками в различных плоскостях; поочередное и одновре­менное сгибание рук в локтевых суставах, не наклоняя ту­ловища; наклоны туловища; приседания, не сгибая рук.

Стоя спиной к гимнастической стенке (амортизатор прикреплен к рейке), делать одновременное и поперемен­ное выпрямление рук; наклоны вперед, касаясь руками по­ла; движения руками как при плавании способами брасс и кроль; плавательные движения, стоя лицом к гимнасти­ческой стойке; отведение рук назад одновременно и пооче­редно.

2. Упражнения с поясом от куртки: изометрические уп­ражнения имитационного характера (выполнять с макси­мальным усилием. Время выполнения одного усилия не должно превышать 4—6 с). Эти упражнения необходимо чередовать с динамическими упражнениями и упражнения­ми на расслабление.

3. Упражнения с партнером: развитие групп мышц, преодолевая вес противника.— наклоны; приседания; пово­роты туловища с партнером на плечах; поднимание вверх - назад партнера, висящего на ноге; имитационные действия с уступающим сопротивлением партнера; броски сопротив­ляющегося партнера из начального положения броска; развитие гибкости принудительными действиями парт­нера — сгибания вперед, назад, в сторону, выполнение шпагата и др.

4. Упражнения с тяжестями: гири — поднимание на грудь одной или двумя руками: выжимание и толчки одной, двумя руками; вырывание одной рукой; жонглирова­ние двумя гирями; вращательные движения вокруг голо­вы: поднимание вверх прямыми руками; приседания, дер­жа гирю сзади, у плеча, на груди; наклоны с гирей; выжимание двух гирь одновременно, лежа на спине; имитация броска через спину с поворотом и без поворота; камни (5—10 кг) — броски двумя руками через голову, прогнувшись, из-за головы, от груди, справа и слева, махом снизу вперед вверх; толчки одной рукой от плеча, дву­мя от груди; штанга (60—90% собственного веса) — толчки; рывки; приседания; наклоны; повороты туловища со штангой на плечах; выполнение тяжелоатлетических упра­жнений (толчок, рывок) с подъемом максимального веса.

5. Упражнения на снарядах и без снарядов с преодоле­нием собственного веса: из виса на перекладине поднима­ние и опускание согнутых ног, поднимание ног в угол, до касания перекладины вверху. Переворот в упор силой; пе­редвижения в упоре и висе на руках по жердям парал­лельных и разновысоких брусьев; размахивания в упоре на параллельных брусьях, сгибая и разгибая руки; разма­хивания в висе на кольцах. Подтягивание. Подъем силой в упор. Выкруты вперед, назад; сидя на «козле», ступни ног под рейкой гимнастической стенки. Наклоны назад и повороты туловища с касанием пола руками справа и сле­ва. То же с отягощением; круговые вращения туловища, сидя на гимнастической скамейке, ступни ног под рейкой гимнастической стенки (руки на скамейке, за головой, в руках набивной мяч или гантели); лазание по гимнасти­ческой стенке при помощи рук и ног произвольным спосо­бом, на одних руках; лазание по канату при помощи рук и ног, одних рук (ноги прямые); одних рук, держа ноги под углом 90°; стоя боком к скамейке, прыжки через ска­мейку, с продвижением вдоль скамейки прыжками на двух ногах с наскоком и без наскока на нее; с поворотом на 90°, 180°; сгибание и разгибание рук в упоре лежа (ноги на полу. на скамейке, на рейке гимнастической стенки); из упора лежа оттолкнуться руками от ковра, сделать хлопок руками; два хлопка; коснуться руками бедер; сделать хло­пок за спиной.

6. Акробатические упражнения: группировка сидя, в приседе; перекаты вперед, назад; кувырки вперед в груп­пировке; два, три кувырка вперед; кувырки через голову, через плечо; кувырок-полет через партнера, стоящего на четвереньках; кувырок назад; мост из положения лежа на спине; мост наклоном назад с помощью партнера и само­стоятельно; полушпагат и шпагат; стойка на голове, ру­ках; перевороты в сторону, вперед, назад; сальто вперед, назад.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.