Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Д.В. Пытляк

Практическое применение акмеологии: ДМД и ДнД, КРЕАТИВ и КОТ

Ярославский государственный университет им. Демидова

В рамках акмеологии возможно реализовать все современные и традиционные методы психологии. Однако все они должны быть поставлены на базу определённой методологии, системы. Среди всех современных методов самыми передовыми так и останутся, надо полагать, активные методы обучения (АМО), но только интегрированные с наиболее эффективными альтернативными методами. АМО должны совершенствоваться дальше.

На горизонте акмеологии в качестве такого синтеза видятся ролевые и деловые игры. Как пример отдельного метода – это настольная игра “Dungeons & Dragons” (“DnD”), пришедшая с Запада. Думаю, что необходима русская адаптация этой игры, поскольку в современном своём варианте она мало востребована в наших условиях. Да и на Западе в неё играют только любители, умудряясь и на этом делать деньги. Большой плюс ДнД – способность игры отвлекать компьютерных аддиктов от их компьютеров и переводить их в мир настольной игры, сходный с виртуальным и превосходящий его по многим критериям, снижая тем самым аддикцию.

Есть идея превратить ДнД в образовательную систему. Но вряд ли эта идея удачна. Слишком кишит ДнД негативными образами. Необходима потому новая система, в некоторой степени подобная ДнД. Отдельные элементы войдут в неё, например некоторые правила создания персонажа. Я бы хотел эту версию назвать КОТ («Команда образного творчества» или «Клуб образа и творчества»), порождённую от моего интегративного тренинга «Путешествие» и одноименную с моим психологическим кружком, который в данный момент делает большой перерыв в своей работе. Частично деятельность КОТа проводится в школьно-студенческом ролевом клубе «Легенда». Официальным представительством КОТа является организация «Просвещение», ярославская региональная общественная организация по поддержке детских домов и школ-интернатов в области образования. Я вхожу в данную организацию, которую возглавляет педагог М. Акишина. Под её руководством наша команда из разных специалистов (студентов и аспирантов, преподавателей, музыкантов и т.д.) проводит ряд успешных регулярных проектов. Один из них – это ежегодный осенний компьютерный лагерь для детдомовцев, хорошо, я думаю, зарекомендовавший нашу организацию перед ректором и администрацией Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова и всем Ярославлем, транслируемый по телевидению. Подобными проектами были также «Лаборатория искусства», «Неравнодушие», зимняя «Школа вожатых», «Печатная деятельность», летние «Школа выживания», «Трудовой лагерь» и «Экологический лагерь». Мало-помалу сотрудничаем с «КМС», с «Нашими», с «Детьми Волги» и др.

Теперь я буду «Просвещение» называть сокращённо просто КОТ, поскольку аббревиатура, на мой взгляд, ярко отражает то, чем мы занимаемся. Тем более, КОТ – это ТОК наоборот. А ТОК-команда («Творчество, ответственность, компетентность») – это команда, работающая в ярославской ячейке международной образовательной организации «Имка» (YMCA), и с ними мы тесно сотрудничаем, некоторые их волонтёры входят в нашу организацию. Итак, что есть в КОТе от акмеологии? Отвечу: это целиком акмеологический проект. И он соблюдает наипервейшее правило акмеологии: «Любите своё Я! Убирайте то, что насорили, а лучше не сорите из уважения к своей истинной природе». Природа же нами понимается как Материя, Мать всего сущего. Подчёркивается женский аспект Природы. Но её мужской аспект, Отец всего сущего, не менее материален, Он является просто другой стороной этой «монеты». Она – Материя, а Он – Мир. Прислушайтесь к этим словам, и вы услышите, как они похожи и в то же время индивидуальны. Мир, митр, Митра, Деметра, метр, matter, mother, мать, материя… «Мир Вам!» или «С миром!» звучит как «С Богом!». Мир – это и Космос, и планета, и общество, и народ, и всё человечество, и люди одного селения.

Итак, 7 основных классов-персонажей ДнД: Плут, Маг, Друид, Бард, Воин, Клирик, Паладин (Монах). Мы интегрируем их с 7-ю персонажами тренинга «Путешествие» (в скобках – 2я версия): Архитектор (Предприниматель), Алхимик (Наставник), Судья (Адвокат), Художник (Бард), Оратор (Политик), Целитель (Учёный), Мудрец (Менеджер), во многом заимствованные из современной американской адаптации системы М. Монтессори в учении М. и Э. Профетов о Я ЕСМЬ и Семи Лучах [5] и трансперсональных концепций К.Г. Юнга, Р. Ассаджиоли [1, с. 5] и С. Грофа [2, с. 149]. Каждому из персонажей соответствует своя сфера деятельности, свои профессиональные и экстрасенсорные способности и индивидуальная цветовая палитра энергетики. Получаем следующую команду, более или менее соответствующую современным требованиям общества:

1. Технарь (Бухгалтер)

2. Бард (Художник)

3. Адвокат

4. Акмеолог (Психолог, Фасилитатор)

5. Орг (Оперативник)

6. Инженер (Программист)

7. Менеджер

Даже коротко охарактеризовать правила игровой системы пока проблематично в виду ограниченности формата статьи. Но мы и не преследуем такой цели. Наша цель – показать развивающие средства акмеологии. Такими средствами являются прежде всего образы, которые мы используем: 1) репродуктивные образы (или эйдетические), 2) метафоры, 3) знаки (символы), 4) вербальные формулы, 5) абстракции, 6) образы-Я, 7) практические образы. Это своеобразные орудия наших персонажей. Заметьте, видов образов столько, сколько персонажей, т.к. каждый из них специализируется на одном из видов. В реальной организации «Просвещение», пожалуй, нечто подобное имеет место. Так, мы видим, что с помощью образов возможно полноценное развитие. Для активизации образов мы можем использовать множество методов и систем. В тренинге «Путешествие» используется психосинтез, ролевая и деловая игра как АМО, ДМД, ДнД, молитва, веление, медитация, визуализация, медитация и т.д.

ДМД («Движение-музыка-дыхание») как известный интегративный метод В.В. Козлова много заимствует, вбирает в себя из эзотерических учений практического направления. Мы видим, например, сходство ДМД с антропософской эвритмией и гурджиевским танцем, с ребёфингом, холотропным дыханием и учением о Цветке Жизни [4]. Все они берут начало из истоков древности, кои мы узрели прежде всего на Востоке, где они сохранились больше.

Возможна ли интеграция ДнД и ДМД? Думаю, в рамках КОТа это возможно. Тренинг «Путешествие» будет в помощь как процессуальная игровая матрица. Более того, сам КОТ – это реальность, которая является плодом «Путешествия» и современной Йоги. А ДнД и ДМД входят в КОТа как элементы. ДнД представляет ценность как игровой мир с правилами, учитывая его минусы. Из ДМД мы можем использовать технологический принцип, заключающийся в интегративном использовании техник релаксации, танце-двигательных техник, медитативных и дыхательных техник.

Система КОТ («Команда образного творчества») – 7-уровневая система. Уровни соответствуют видам образов и уровням развития образного компонента профессионального или творческого мышления, т.е. мышления зрелой индивидуальности:

1. Уровень обыденных и эйдетических представлений

2. Уровень метафор

3. Абстрактный уровень

4. Знаковый (символический) уровень

5. Вербальный уровень

6. Рефлексивный уровень

7. Практический уровень

Это есть уровни развития и самого профессионала. Насколько научно правомерно такое суждение об уровнях, даже образного компонента? Научно оно не доказано полностью, но от этого оно не перестаёт быть научным. Мы двигаемся в этом направлении пока с помощью техники аналогий, заимствованного из метода синектики, при этом активно используя наше образное мышление. Итак, аналогом для системы КОТ и тренинга «Путешествие», породившего её, будет тренинг творческого мышления профессионала «КРЕАТИВ» (в названии – акростих из названий уровней), разработанный доктором психологических наук, профессором М.М. Кашаповым [3, с. 95-96]. КРЕАТИВ тоже имеет 7 уровней развития мышления:

1. Комплексная оценка ситуации

2. Разнообразный поиск решения

3. Единодушное принятие решения

4. Апробация решения

5. Текущий контроль действия

6. Интерпретация

7. Выводы

Комплексная оценка ситуации соответствует эйдетическим образам, т.к. без внимательного целостного восприятия она невозможна. Разнообразный поиск решения происходит постоянно с помощью аналогий и метафор, сравнения и сопоставления, при этом рациональность осознания проблемности в ситуации отражает адекватность и полезность результатов поиска. Коллективное принятие решения осуществляется засчёт ценностного абстрагирования от индивидуальных ограничений для приобщения к коллективным и общечеловеческим ценностям. Апробация решения невозможна без знакового и символического опосредования ключевых пунктов программы его реализации. Текущий контроль реализации идёт в процессе активизации внутреннего и внешнего вербального сопровождения реализующих действий. Грамотная интерпретация возможна только при должном уровне рефлексии полученных результатов. А разумные выводы, как правило, целиком напрвалены на дальнейшее практическое освоение, углубление и распространение творческого продукта с учётом всех прогнозов и рекомендаций по его использованию.

Литература

1. Ассаджиоли Р. Типология психосинтеза: семь основных типов личности. – М.: «Урания», 1995.

2. Гроф С. Путешествие в поисках себя. – М.: Изд.-во Трансперсонального Института, 1994. – 342 с.

3. Кашапов М.М. О специфике структурно-функциональныххарактеристик творческого мышленияпрофессионала. // Материалы IV Всероссийского съезда РПО. 18-21 сентября 2007 года: В 3 т. Т. 3. - Москва - Ростов-на-Дону: Издательство «КРЕДО», 2007. – 361 с.

4. Мельхиседек Друнвало. Древняя тайна Цветка Жизни. В 2 т. Т. 2. – М.: София, 2001. – 463 с. - http://www.floweroflife.ru/

5. Профет Марк Л., Профет Клэр Элизабет. Владыки Семи Лучей. Зеркало сознания. – Саммит Юниверсити Пресс, 1986. – М.: Изд-во «Восьмой луч», 2000. – 448 с. - http://www.amasters.ru/, http://www.sacredword.org/index.htm

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
За всю свою жизнь средний человек расходует примерно 25 вагонов минерального сырья | Предпосылки возникновения религии в человеческой культуре
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.