Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Многоуровневые иерархические многоцелевые системы




К третьему классу задач относятся многоуровневые иерархические многоцелевые системы.

Примером многоуровневой иерархической многоцелевой системы является любое государство. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, состоящий из факультетов и сами факультеты представляют собой также многоуровневые иерархические многоцелевые системы.

В многоуровневых иерархических многоцелевых системах подразумевается, что:

1) система состоит из четко выделенных взаимодействующих подсистем, имеющих вертикальную соподчиненность,

2) по меньшей мере, некоторые из подсистем являются принимающими решение,

3) принимающие решения подсистемы могут управляться другими подсистемами, т.е., наблюдается иерархия подсистем.

Указанная выше книга (Месарович и др., 1973) представляет собой попытку построения математической теории иерархических многоуровневых многоцелевых систем.

Рассматриваемая теория характеризуется тремя важнейшими направлениями:

1) вводится понятие организации и иерархическая структура составляющих ее систем считается важнейшей характеристикой организации,

2) участник, от которого зависит решение, рассматривается как часть организации, т.е., он описывается как одна из ее систем,

3) важнейшей функцией всей организации в целом считается ее способность координировать взаимную связь подсистем, которые принимают решение.

Координация представляет собой проблему принятия решения системой верхнего уровня. При принятии решения должно быть оказано воздействие на нижестоящие уровни таким образом, чтобы была достигнута конечная цель, стоящая перед организацией в целом. Следует отметить специфику и коренное отличие третьего класса систем от двух предыдущих. Природные экосистемы (а также антропогенные экосистемы, где принятие решений носит социальный характер), как правило, относятся к третьему классу систем. И если к решению конкретных задач третьего класса пытаются применять идеи и методы, разработанные для первых двух классов, то это связано, в первую очередь, с недостаточной разработкой (имеются в виду методологические трудности определения понятия целей для природных экосистем, а также проведение конкретных расчетов) теории иерархических сложных многоуровневых многоцелевых систем.

Системы третьего класса - информативные системы. Координирующий орган принимает решение на основе информации, которую он получает от нижестоящих элементов, при этом в системе осуществляется отрицательная и положительная обратная связь. Но кибернетическая идея обратных связей господствует во всех трех классах. Принципиальное отличие систем третьего класса от двух первых заключается в том, что элементы высшего уровня не жестко управляют поведением элементов нижних уровней, а лишь координируют их деятельность.

Поясним данную мысль. Если вышестоящий элемент (координатор) точно знает, как функционируют все нижестоящие элементы, то в результате возникает классическая задача управления - выбор оптимального (в каком-то смысле наилучшего) режима управления. Это - первый класс систем. Отметил, что в этом классе структура систем фиксирована. В многоуровневой системе количество элементов настолько велико, что указанный подход практически невозможен для получения точных и практически важных рекомендаций. Один из подходов исследования функционирования многоуровневых систем заключается не в детальном, а в упрощенном описании работы подсистем нижних уровней. Этот подход наиболее часто применим в настоящее время. В этом случае используется метод агрегирования переменных. Результатом такого подхода является управление вышестоящего элемента относительно небольшим числом нижестоящих элементов. Классические способы теории управления так же применимы в этом случае.

Совершенно другая идея господствует при рассмотрении функционирования сложной иерархической многоуровневой многоцелевой системы. Вышестоящий элемент (координатор системы) учитывает, что нижестоящие элементы могут иметь собственные цели, которые, в принципе, могут расходиться с целями координатора. Поэтому, посылая управляющие сигналы в систему, координатор должен руководствоваться не только своей целью, а также целями нижестоящих элементов и всей целью системы. Отсюда возникает несколько специфических для теории управления проблем, в частности, проблема как разработки понятия цели всех уровней системы, так и общей цели системы, согласование целей, а также проблема устойчивости системы в целом и подсистем в частности. Здесь следует отметить, что в иерархических многоуровневых системах всегда возникает разного рода неопределенность, имеющая принципиальный характер и не связанная с точностью наблюдения и измерения. Так, в процессах, связанных с социально - экономическими проблемами, цели входящих в рассматриваемую систему уровней принципиально не могут быть точно определены в процессе моделирования. Отсюда естественно возникает проблема развития специальной теории многоуровневых иерархических систем.

Рассматривая задачи и цели многоуровневых иерархических систем, можно выделить следующие общие черты:

1) чем выше уровень исследуемой подсистемы, тем более широкие аспекты поведения системы в целом рассматриваются этим уровнем,

2) время принятия решений тем больше, чем выше уровень занимает подсистема,

3) подсистема верхнего уровня имеет дело с более медленными аспектами поведения системы,

4) чем выше уровень, тем больше неопределенности должно учитываться данной подсистемой для принятия решений.

Из всех возможных многоуровневых иерархических систем наиболее простой является система, где все элементы одного уровня подчинены одному органу высшего управления

Рис. 2.2Двухуровневая многоцелевая, иерархическая система.

Это так называемая двухуровневая многоцелевая, иерархическая система. Рассматриваемая система относительно проста и может быть использована в качестве модуля для синтеза более сложной иерархической, многоуровневой системы. Приведенная на рис. 2.2блок - схема двухуровневой, иерархической системы состоит из n + 2 подсистем. - является единственной вышестоящей управляющей подсистемой. Далее имеются: n управляющих подсистем нижестоящего уровня и управляемый процесс Р. Данная организация представляет собой информационную систему по переработке информации для удовлетворения общей цели всей системы в целом. Процесс Р - это управляемая подсистема, на которую поступают воздействия как со стороны управляющих подсистем , так и возмущения из внешней среды. На управляющие подсистемы поступает координирующий сигнал от вышестоящей управляющей системы . Представленные на рис. 2.2 пунктирные линии отражают существующую в системе отрицательную обратную связь по передаче информационных сигналов наверх в управляющие системы. У процесса Р имеется выход у, который связан с существующей в системе общей целью. Вводится предположение, что отсутствует непосредственная связь между нижестоящими управляющими системами. Считается также, что вышестоящая система не связана непосредственно с процессом Р.

В рассматриваемой системе можно выделить три вида целей:

1) цели органов нижестоящих подсистем ,

2) цели вышестоящего органа ,

3) цель всей системы в целом (общая цель).

Часто при этом общая цель системы и цели вышестоящего органа являются различными. Для того чтобы общая цель была достигнута, вводится «постулат согласованности», который заключается в правильном выборе целей и постановке задач перед всеми управляющими подсистемами. Достижение общей цели осуществляется за счет координации деятельности подсистем, которые в какой-то мере независимы с точки зрения выбираемых ими способов действия. Каждая из нижестоящих управляющих подсистем старается действовать таким образом, чтобы достичь своих собственных целей. Поэтому может возникнуть конфликтная ситуация, которая должна быть разрешена с помощью действий вышестоящего органа (координатора). Координатор тоже преследует свои цели, поэтому он посылает координационный сигнал, руководствуясь их осуществлением. Так как непосредственно с процессом Р взаимодействуют подсистемы , то общая цель достигается тогда, когда все решаемые двухуровневой иерархической системой задачи совместимы. Совместимость всех существующих в системе целей возможна только в том случае, если решающие подсистемы обладают некоторой свободой действия в выборе своих решений. Как указывалось выше, вышестоящая подсистема (координатор) руководит работой нижестоящих подсистем , но не жестко управляет ими. Проблема заключается в выборе ограничений, которые должны быть наложены на нижестоящие подсистемы, чтобы обеспечить выполнение всех целей, стоящих перед системой.

Показано, что возможность координирования иерархической системой зависит от локальных оптимизационных задач и взаимосвязей систем между собой. Координирование такой системой возможно лишь в случае определенных связей между локальными элементами. Поэтому может возникнуть необходимость изменения локальных оптимизационных задач.

Если известна общая цель системы, то из нее локальные цели могут быть получены путем фиксации входящих в общую цель переменных. Проводимая вышестоящим элементом координация функционирования системы осуществляет две важные функции:

1) если структура системы фиксирована, то отыскивается управление, которое ведет к удовлетворению общей цели,

2) если изменение структуры системы возможно, то осуществляется управление таким образом, что в случае необходимости изменяется структура системы.

При этом основной целью координирования является нахождение таких управляющих воздействий, чтобы была достигнута общая цель системы.

Примером одноуровневой одноцелевой системы может служить популяция, развивающаяся при определенных фиксированных внешних воздействиях. Известно, что численность популяции растет по логистической кривой. Целью такой одноуровневой одноцелевой системы можно считать стремление системы достигнуть асимптотического предельного состояния, численно равного .

Система, описывающая взаимодействие нескольких популяций одного уровня, может быть отнесена к одноуровневой многоцелевой системе. Каждый элемент системы (популяция) имеет свою собственную цель, выражающуюся в стремлении достигнуть свою асимптоту. Однако взаимодействие с другими элементами системы мешает достижению этой цели. Общей целью системы является существование ее в определенных пределах, определяемых параметрами как самой системы, так и параметрами, зависящими от окружающей систему среды. При рассмотрении лишь растительного компонента примером одноуровневой многоцелевой системы может служить система взаимодействия леса и степи.

К многоуровневой многоцелевой иерархической экосистеме можно отнести пирамиду Элтона. Эта пирамида берет в основу функциональные взаимоотношения между популяциями внутри природной экосистемы на основе изучения цепей питания. Элтон отметил, что число иерархических уровней в природной экосистемы невелико. При этом вырисовывается четкая зависимость: чем выше иерархический уровень, тем меньше численность его обитателей. В результате образуется пирамида, основанием которой служат микроорганизмы и многочисленные виды растений, последующие уровни образуют растительноядные и плотоядные животные. В вершине пирамиды находятся самые крупные хищники.

Значительно труднее выделить в функционировании такой природной экосистемы цели подсистем и общую цель. Здесь можно лишь выдвинутъ рабочую гипотезу, что целью каждого организма, как и всего уровня в целом является стремление существовать в течение длительного времени.

Антропогенная экосистема также представляет собой многоуровневую, иерархическую систему. При этом самым главным хищником на вершине пирамиды является человек с его все возрастающей численностью и увеличивающимися из года в год потребностями. Отметим, что в антропогенной экосистеме понятие «цель» определяется легче, чем в природной экосистеме, так как во многом диктуется потребностями человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.