Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разъяснительной работы среди родителей школьников по выбору 2 страница




Может возникнуть и такой вопрос: а зачем вообще все эти новые предметы, не только религиозные, но и нерелигиозные? Мол, обходились без них, и дальше можно было бы их не вводить. И как быть, если родители, семья, не хотят, чтобы их ребёнок изучал любой из этих предметов? Получается, что всё равно изучение если не религиозных культур, так этики или религиоведения оказывается обязательным?

Да, эти учебные предметы (модули) в рамках комплексного курса, а в перспективе и в рамках новой предметной области в школьном учебном плане вводятся на элективной основе. Элективный предмет это предмет по выбору, но по выбору из определенного перечня предметов. То есть родители обязаны выбрать какой-либо один из предметов, не могут отказаться от изучения всех.

Такое решение Министерства образования и науки связано с наличием убеждения у подавляющего большинства граждан, семей в нашем обществе, что какое-либо духовно-нравственное образование и воспитание в школе, так или иначе, необходимо. Что без этого компонента общее образование не может достигать своей цели. Отметим, что и в указанных рекомендациях Общественной палаты РФ этот момент также был отмечен: «2. Духовно-нравственный компонент общего среднего образования необходим для развития личности, воспитания нравственности, правосознания, ответственного и безопасного поведения школьников». Данное положение обсуждалось, и было принято представителями нашего гражданского общества, которые придерживаются разных мировоззрений, религиозных и нерелигиозных, выражают разное отношение к религии, в том числе атеистами.

Таким образом, введение «комплексного курса» и в перспективе новой предметной области духовно-нравственного содержания вводит в состав обязательной части школьной программы, учебного плана духовно-нравственный воспитательный компонент. В этом части российская школа восстанавливает обязательную часть общеобразовательной подготовки детей — приобщение к духовно-нравственным ценностям нашего общества. Но никакого обязательного изучения ОПК нет, и не может быть. Выбор системы духовно-нравственных ценностей, к которой приобщается ребенок в школе — за семьей, родителями несовершеннолетнего школьника и его самого по достижении им определенного возраста (в мировой практике от 14 до 18 лет, в нашей школе целесообразно со старшей школы, т. е. с 10 класса или 15-16 лет).

Родителям необходимо обдуманно сделать выбор того или иного предмета (модуля). Причем при этом выборе целесообразно руководствоваться исключительно своими внутренними убеждениями и потребностями, а не возможностями школы, рекомендациями или «советами» учителей, директора, или ещё чем-либо. Необходимо помнить, что право на религиозное образование является неотъемлемым правом каждого человека и подтверждается международным и российским законодательством. И в рамках эксперимента должны быть отработаны механизмы обеспечения этого права в российской светской школе. Так что если свободный выбор предмета (модуля) не обеспечен школой, органами управления образованием, то это означает фактически срыв апробации в данном конкретном месте. При этом родители не должны и сами с себя снимать ответственность за выбор, перекладывать его на других.

 

4. Правовые основы изучения религиозных культур, религиозного образования и воспитания учащихся на основе религиозных духовно-нравственных традиций в светской школе.

В Российской Федерации по Конституции установлен светский характер государства. Согласно соответствующей статье Конституции (ст. 14) это означает, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Конституция России, таким образом, запрещает установление какой-либо одно религии в качестве государственной или обязательной для всех граждан, населения России, а также закрепляет принцип отделения религиозных объединений от государства, органов власти и правовое, юридическое равенство религиозных объединений — «перед законом». Важно подчеркнуть, что от государства отделены не религии, верующие, а религиозные объединения как юридические, правовые субъекты. Органы власти и религиозные объединения действуют самостоятельно, независимо друг от друга. Это и есть принцип светскости — самостоятельности мирской, общественной, государственной власти и соответствующих учреждений от духовной, церковной власти и церковных учреждений.

При этом никакого отделения от государства религии или отделения религиозных объединений от школы в Конституции России нет.

В нашей стране система общего образования, общеобразовательные учреждения в большинстве — муниципальные, учреждены муниципальными органами власти, не относящимися к системе государственных органов и учреждений (ст. 12 Конституции РФ). Государственными общеобразовательные школы являются только в Москве и Санкт-Петербурге в связи с особенностями административного устройства этих субъектов Федерации. Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, закрепленный в Законе «Об образовании» в качестве одного из принципов государственной политики в области образования (ст. 2), подобно принципу светского характера государства, устанавливает самостоятельность, независимость функционирования государственных и муниципальных детских садов, школ, вузов и др. от религиозных объединений. Однако светский характер образования никоим образом не запрещает и не препятствует организации в государственных и муниципальных образовательных учреждениях религиозного образования и воспитания учащихся в них детей, молодежи, образования и воспитания на основе религиозных духовно-нравственных ценностей.

В частности, не существует никаких законных, юридических препятствий для изучения в светских школах и православной культуры, учения и традиций Русской Православной Церкви так, как они понимаются и сохраняются в Церкви, а не так, как их представляют себе религиоведы, философы или кто угодно ещё. В противном случае, это нарушало бы указанные статьи 13 и 14 Конституции, запрещающие монопольное положение какой-то одной религии или идеологии в обществе и соответственно в светской — государственной или муниципальной школе. В школе не церковной по организационной, правовой принадлежности, учрежденной органом государственной власти или органом местного самоуправления, а не какой-то организацией Русской Православной Церкви или другой религиозной организации. Иначе получалось бы, что секулярный взгляд на религию, атеизм приобретает монопольное положение в светской школе, в которой обучаются, даже обязаны учиться все дети — и атеистов и верующих.

Таким образом, заблуждением является мнение, которое иногда выражают даже отдельные наши священнослужители, что светский характер российского государства, якобы, препятствует преподаванию Православия в светской общеобразовательной школе с позиций его понимания в Церкви. Никаких подобных запретов или ограничений не существует. Современная российская государственная и муниципальная — светская общеобразовательная школа не является атеистической или безрелигиозной школой, где запрещено говорить о Православии так, как это принято в Церкви, среди православных. Иное означало бы фактически атеистическую цензуру на представление знаний о религии и Церкви в российской школе. Претензии на такую цензуру периодически выражают последователи атеизма, «светского гуманизма» и иных нерелигиозных идеологий, в том числе отдельные работники и руководители образования, но они не имеют правовых оснований и потому должны решительно отвергаться.

Другое дело, что разговор на уроке в светской школе о Православии как о «нашей» вере и традиции не может распространяться на всех несовершеннолетних учащихся без согласия их законных представителей — родителей, семьи ребенка. Но если такое согласие в той или иной фиксированной форме получено (в рамках эксперимента выбор модуля ОПК, в иных случаях индивидуальные или коллективные письменные заявления родителей), то учитель по ОПК имеет полное право, рассказывая о Православии, обращаться к учащимся с позиции: это наша вера, культура, наши ценности, традиции. С этих же позиций в отношении своей религии, религиозной культуры в российских светских школах рассказывают о своей традиционной религии преподаватели учебных предметов по исламу, иудаизму и другим религиям в соответствующих учебных группах, классах или школах, в образовательную программу и учебный план которых включены такие предметы. Например, в национальных, этнокультурных или этноконфессиональных государственных и муниципальных общеобразовательных школах, где проводится углубленное изучение истории и культуры традиционной религии народа.

Международное законодательство о правах человека, признанное Российской Федерацией также гарантирует право получения общего образования в соответствии с ценностями и традициями семьи ребенка. Например, в протоколе № 1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод установлено: «Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать, чтобы такое образование и обучение соответствовали их религиозным и философским убеждениям» (статья 2 «Право на образование»). Наша страна ратифицировала эту конвенцию и Протокол № 1, так что данная норма является частью законодательства Российской Федерации.

Также международным гуманитарным законодательством гарантируется право каждого народа на свободное культурное развитие, что предполагает и наличие национальной школы как института, обеспечивающего интеграцию новых поколений народа в свою национальную культуру. Православие в единстве его вероучения, традиций, системы нравственных ценностей, культуры является неотъемлемой частью, а точнее даже духовным основанием русской культуры, культуры и самосознания русского народа, а также ряда других народов России, национальных общин для которых православное христианство является традиционной религией. Российскую общеобразовательную школу в целом составляют основной массив школ с русским языком обучения, а также школы с обучением на других языках народов России: башкирская, татарская, калмыцкая, якутская и другие национальные школы. Наиболее массовая школа с русским языком обучения — фактически русская национальная школа. Православие является неотъемлемой частью истории и культуры русского народа, духовно-нравственным ядром русской культуры и поэтому никакое полноценное познание русской культуры и приобщение к ней невозможно без получения систематических знаний о Православии, истории и культуре Русской Православной Церкви. В этом смысле изучение Православия в определенном объеме в русской школе (с русским языком обучения) должно быть обязательным. Но в настоящее время не идёт речи о том, чтобы это изучение проводилось в форме отдельного обязательного для всех школьников учебного предмета, тем более преподающегося по всем годам обучения. Сейчас даже для русских школ (с русским языком обучения) стоит задача обеспечить возможность изучения православной культуры исключительно на добровольной основе, по выбору семьи школьника. Одновременно, конечно, необходимо совершенствовать содержание образования по основным гуманитарным предметам, прежде всего по русскому языку, литературе, истории России, чтобы оно содержало достаточно полные и достоверные знания о Православии.

Особо следует оговорить возможность преподавания в светской школе конфессиональных учебных предметов служителями религиозного культа (священником, муллой, раввином и т. д.).

Выступая на указанной выше встрече с лидерами российских конфессий 21 июля 2009 года, Д.А. Медведев сказал, что преподавать учебные предметы по основам религиозных культур будут «светские учителя». Малограмотные комментаторы, религиоведы-атеисты, люди, выражающие нетерпимость к Церкви тут же стали говорить, что это должны быть неверующие, в смысле нерелигиозные учителя, фактически атеисты. Но такая трактовка слов Президента ставила бы его самого в неудобное положение. Президент, как гарант Конституции, не может ставить под сомнение базовый конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его отношения к религии, принцип запрета любой дискриминации, в том числе в сфере образования, педагогической деятельности по этому признаку (ст. 19 Конституции). Следует уточнить, что в рамках данного экспериментального проекта для подготовки к преподаванию учебных дисциплин по религиозным культурам привлекаются, прежде всего, действующие учителя школ, желающие преподавать тот или иной предмет, а не служители религиозного культа. Но эти учителя не могут, не должны отбираться по признаку атеистических убеждений или равнодушия к религии, что было бы прямым нарушением конституционных прав и свобод граждан в сфере образования. Обо всех подобных случаях «запрета на профессию», фактически атеистической цензуры, превышения должностными лицами своих полномочий родителям следует немедленно сообщать в епархию. Епархиальные отделы должны информировать об этом Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. Должны вноситься соответствующие протесты, делаться заявления в координационных советах или рабочих группах в регионах, а Синодальный отдел будет заявлять об этих нарушениях на Межведомственном координационном совете по проведению апробации комплексного курса (МКС).

Очевидно, что ОПК должны преподавать учителя, являющиеся православными христианами по своему вероисповеданию, ислам — мусульманами, буддизм — буддистами, иудаизм — иудаистами. А нерелигиозные курсы по этике и религиоведению — нерелигиозные учителя. Иное положение было бы просто абсурдным, как и положение, когда один учитель должен или вынужден преподавать несколько учебных предметов (модулей) одновременно. Особенно неприемлемо такое «смешение» в отношении учителей по основам религиозных культур.

Не может быть никаких законных ограничений для участия в апробации и служителей культа любой конфессии, имеющих необходимое для работы школьным учителем образование и прошедших соответствующую подготовку. И сейчас во многих регионах России в светских школах курсы по православию, исламу, буддизму иногда преподают служители культа соответствующих конфессий, имеющие педагогическое или иное необходимое для работы в школе образование. Другое дело, что это не может быть массовой практикой. Священнослужители должны, прежде всего, служить в Церкви, а учителя — учить в школе. Но учить основам православной культуры должны православные люди, светские учителя в светских школах, прошедшие подготовку с участием представителей или специалистов от Церкви, сознающие свою принадлежность к Церкви и получившие от церковной организации соответствующую формальную рекомендацию (конфессиональное представление или тому подобное).

 

5. Что означает выбор ОПК для учащегося и его родителей, семьи.

Предлагая родителям выбор предмета (модуля в рамках комплексного курса) «Основы православной культуры», целесообразно, прежде всего, обратить их внимание на то значение, которое имело христианство для формирования всей европейской цивилизации, а православное христианство для формирования русской цивилизации, государственности и культуры в нашей стране. Поэтому даже люди, далекие от Церкви, но стремящиеся к тому, чтобы хорошо знать и понимать историю и культуру нашего Отечества, не могут не проявлять интерес к Православию, православной культуре, истории христианства, к тем вечным нравственным ценностям, которые оно хранит и которые являются актуальными в современности. «Культура — это святыня народа, святыня нации», писал академик Дмитрия Сергеевич Лихачев. Наши предки создали великую русскую культуру и создали её благодаря Православию. Именно с принятием православного христианства на Руси стала развиваться архитектура, живопись, музыка, литература, законодательство, распространяться грамотность.

Русский народ фактически родился как историческая нация под Ликом Христа, и мы не преувеличим, если скажем, что Россия, которую мы знаем сегодня, от Балтики до Тихого океана создана, прежде всего, трудами и подвигами множества поколений православного русского народа. Поэтому и сегодня опора на Православие, отечественные традиции и культуру даёт возможность для формирования правильных ориентиров в процессах образования и воспитания подрастающего поколения.

Можно отметить также, что содержание учебного предмета по православной культуре в целом [7], и даже в узких рамках модуля и учебника по ОПК в составе комплексного курса «Основы религиозных культур и светской тики», имеет многочисленные межпредметные связи с содержанием основных школьных гуманитарных дисциплин: русского языка, литературы, истории (как всеобщей, та и особенно историей России. Многие образы, герои, мотивы их поведения, условия жизни в произведениях русских классиков будут более понятны для учащихся благодаря изучению ОПК. Например, ознакомившись с православной монашеской традицией, которой посвящен один из разделов учебника [8], школьнику будет более понятен выбор и мотивация Алеши Карамазова в произведении Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Многие, произведения русских классиков — часто плод размышлений автора над «книгой книг» — Библией, Евангелием. Без знания основ православного христианства многое остается непонятным в истории России, жизни народов Европы, мировой истории и культуре. Таким образом, изучение православной культуры явится серьёзным подспорьем в общем гуманитарном образовании, позволит лучше и легче учиться по гуманитарным дисциплинам.

И всё-таки главное, что даёт выбор родителями, семьей учебного предмета (модуля) по Основам православной культуры — это возможность систематического (к сожалению, пока что очень малого, недостаточного по времени) изучения и приобщения ребёнка к православным христианским нравственным и культурным ценностям, истории и культуре Русской Православной Церкви. Открывает для него мир Православия, вернее, пока только лишь приоткрывает окно в этот мир в том случае, если какие-либо другие учебные курсы по ОПК уже широко не преподаются в школе.

Но выбор семьей изучения ОПК — это двусторонний процесс. Поэтому не менее значимым тезисом в общении с родителями, помимо разговора о том, что может дать изучение ОПК их ребёнку, семье, является и тезис о взаимной ответственности за такой выбор.

Органы управления образованием разного уровня, школа в лице администраторов и учителей, Русская Православная Церковь в лице епархиальных структур по эксперименту в регионе и Синодального отдела религиозного образования и катехизации несут каждый свою ответственность за организацию и качество преподавания ОПК. Но есть ответственность и семьи ребёнка, да и самого школьника, несмотря даже на его малолетний возраст. Именно такой подход и такое отношение будут конструктивными для того, чтобы родители и сам ребенок внесли максимальный вклад в успешность эксперимента и в целом развития преподавания ОПК в российской школе.

В собеседованиях, выступлениях перед родителями, избравшими для своего ребенка изучение ОПК, целесообразно указывать на то, что таким выбором семья фактически декларирует или свою принадлежность к Русской Православной Церкви или, по крайней мере, предпочтительное отношение к православной христианской традиции, культуре, ценностям. Во всяком случае, это означает согласие и желание, чтобы их ребенок изучал историю и традиции Православия, имел возможность свободно и добровольно приобщаться к православной культуре, традиции. В ином случае лучше избрать для изучения другой предмет.

Конечно, Церковь заинтересована в том, чтобы как можно больше семей в нашей стране, имеющих православные корни в своей семейной истории, православных предков избрали для изучения их детьми Основы православной культуры. Чтобы эти семейные традиции восстанавливались и продолжались. Не говоря уже о той части российского общества, которая тесно связана с Церковью, ведет церковный образ жизни. Однако, если семья, родители, не согласны чтобы их ребенок открыл свой разум и сердце для Христовой Истины, сохраняемой в церковной ограде, без чего немыслим никакой компетентный разговор о православной культуре и православное духовно-нравственное воспитание, то лучше подождать и не записываться на ОПК.

Для отстраненного взгляда на религиозную культуру с позиции стороннего наблюдателя есть упомянутый выше предмет по религиоведению.

Необходимые условия для воспитания — свобода и ответственность. Свобода без ответственности — распущенность, а ответственность без свободы — рабство. Всякий свободный выбор влечёт за собой определенную ответственность. Родители школьника, избравшие для него изучение ОПК, должны сознавать, что это может потребовать от них помогать ребенку в освоении нового для него предмета, внимательно и бережно относиться к его чувствам и эмоциям, связанным с этим предметом, постараться уделить отдельное время на общение с ребёнком именно по вопросам изучения им Православия.

Также родители должны сознавать, что их обязанностью является выяснить и ясно представлять себе, кто и что будет преподавать их ребёнку по ОПК в школе. Надо ознакомиться с пособием, познакомиться и с учителем, который будет вести ОПК, выяснить его личное отношение к предмету, квалификацию, а при возможности уровень и качество знаний им православной христианской традиции. И если станет очевидно, что для учителя это просто дополнительная нагрузка, а сам он абсолютно равнодушен к Православию или будет вынужден «перебегать» по разным группам для преподавания ОПК, исламской культуры, этики и т.д. по очереди — надо заявить об этом директору школы и в епархию. И потребовать дать для преподавания ОПК подготовленного учителя именно по ОПК, кандидатура которого согласована с епархией.

Здесь особая ответственность ложится на церковные семьи, церковных родителей, которые могут и должны помочь другим родителям из своего класса или своей школы сориентироваться. При явных признаках того, что назначенный учитель по ОПК сам далёк от православной традиции, не разделяет основных ценностей Православия, тем более, если он выступает с антицерковных позиций, именно религиозная часть родителей должна в первую очередь добиваться его замены. Добиваться назначения на эту должность человека, который не только подготовлен к ведению ОПК по экспериментальному пособию, но и сам уважает и принимает ценности православной культуры. Такие учителя есть практически во всех регионах, если не в данной школе, то в соседней.

Родители могут потребовать, чтобы кандидатуры учителей ОПК (как и учителей по другим предметам, модулям) не назначались администрацией, а рассматривались и обсуждались в органах школьного самоуправления, на школьных советах, конференциях, по крайней мере, на родительских собраниях в классах, чтобы выбор таких учителей был согласован с родителями учащихся. На таких собраниях родители сами или с участием представителей епархии могли бы высказаться по предлагаемым кандидатурам учителей, принять или отвергнуть какие-то из них, предложить свои кандидатуры.

 

6. Роль родителей, семей, граждан в преподавании ОПК в рамках эксперимента и в целом в изучении православной культуры в школах.

Право на изучение Православия не по критическим сочинениям атеистов-религиоведов, а так, как оно понимается и сохраняется в Церкви, и приобщения своих детей на добровольной основе к духовно-нравственной культуре и ценностям Православия — неотъемлемое право граждан России. В этом отношении уже ведущееся во многих регионах и школах преподавание учебных предметов по православной культуре, и преподавание ОПК в рамках эксперимента — это не «подарок» Церкви или православным верующим, а удовлетворение образовательной потребности существенной части граждан, семей в Российской Федерации. Граждане, семьи, придерживающиеся других религиозных духовно-нравственных традиций, или с другим отношением к религии, имеют возможность избрать для изучения их ребенком другой учебный предмет духовно-нравственной воспитательной направленности.

Также это и не «миссионерский проект» Церкви, поскольку Церковь не навязывает изучение Православия всем семьям, гражданам, детям.

Наоборот, множество граждан, семей в нашей стране сами желают, чтобы их дети изучали православные традиции и культуру в процессе получения общего образования. В прошедшие годы десятки и сотни тысяч таких обращений, коллективных писем были направлены в органы государственной власти разного уровня. Люди понимают, что образование юного человека не может исчерпываться только накоплением рациональных знаний о мире, но должно образовывать, прежде всего, его личность, соединять её с историей и культурой нашего народа прочными и глубокими знаниями, тесными эмоциональными, духовно осмысленными связями. Это особенно актуально в современном мире — открытом, глобализирующемся, где без твердой нравственной и культурной опоры молодежь оказывается буквально «на семи ветрах», под воздействием множества деструктивных, разрушительных влияний.

Церковь откликается на призыв наиболее социально активной части православного народа — в сотрудничестве с государством, педагогическим сообществом возвратить преподавание Православия в нашу школу, сделать его доступным для любого ребёнка в России, для каждой семьи в нашей стране независимо от места проживания.

Как уже отмечалось, родителей следует ориентировать на активную гражданскую позицию заказчика содержания общего образования, в частности заказчика преподавания учебных дисциплин духовно-нравственной, воспитательной направленности. Такая позиция определяет и позицию участника в процессах организации и обеспечения преподавания ОПК (как и всех других учебных предметов (модулей) в рамках комплексного курса, да и всего содержания обучения и воспитания в школе в целом).

Введение преподавания ОПК в рамках обязательной части школьной программы требует большей самоорганизации родительского коллектива в школах, а также взаимодействия епархии с родителями школьников.

Желательно постепенное формирование в каждом образовательном учреждении родительского актива из числа родителей школьников, выбравших для своих детей изучение ОПК.

На собраниях этого актива в школах с участием представителей епархии могут обсуждаться все вопросы с преподаванием ОПК в рамках эксперимента, в том числе вопросы помощи учителям ОПК в проведении занятий, внеурочных и внешкольных мероприятий. Из числа группы родителей в школе, где изучается ОПК, можно выбрать полномочного представителя этой группы для участия в более широких мероприятиях и координации с епархией. Лучше, если таким полномочным представителем будет клирик, если в данной школе обучаются его дети, один из родителей школьников из церковной семьи, поскольку в этом случае они смогут более профессионально участвовать в обеспечении идентичности преподавания ОПК в школе историческим и культурным традициям Русской Православной Церкви.

Периодически желательно проводить собрания полномочных представителей родителей учащихся, изучающих ОПК от школ в округе, городе, регионе. На таких собраниях с участием руководства епархиальной комиссии по преподаванию ОПК могут обсуждаться вопросы:

- тематики и содержания родительских собраний в школах по вопросам проведения эксперимента, преподаванию ОПК;

- информирования родителей в школах о новых государственных и церковных документах, материалах по эксперименту и целом по вопросам преподавания ОПК в регионе, стране;

- поддержки родителями инициатив и предложений епархии по вопросам оптимизации преподавания ОПК в рамках эксперимента и др.;

- взаимодействия школ, учителей ОПК в данной школе с ближайшими церковными приходами;

- организации проведения мероприятий с целью подведения промежуточных итогов преподавания ОПК в рамках экспериментального курса;

- исследования епархиальной комиссией мнений родителей школьников о преподавании ОПК и других предметов комплексного курса, проведения анкетирований, опросов учащихся, учителей, родителей;

- ознакомления родителей с содержанием комплексного курса в целом и программой по ОПК, методическим обеспечением, новыми пособиями;

- обеспечения школы учителями по ОПК, качество их подготовки и участие в ней церковных представителей и специалистов;

- профилактики возникновения проблемных, конфликтных ситуаций в школах в связи с преподаванием ОПК и комплексного курса в целом и участия, в случае их возникновения, в их конструктивном разрешении и др.

Оптимальная модель церковно-общественного взаимодействия в процессе апробации комплексного курса, которую надо постепенно выстраивать, должна включать полномочного представителя родителей, выбравших для изучения ОПК в каждой школе, их объединение и координацию при кураторстве епархии на всех уровнях (район, регион). В составе епархиальной комиссии по ОПК и эксперименту также должны быть представлены родители.

Преподавание ОПК в объеме всего фактически менее 35 часов (учитывая общие уроки в начале и в конце учебника) в настоящее время создаёт проблемы, угрожающие достижению тех результатов эксперимента, которые ожидают от него семьи, сознательно избирающие ОПК, православное сообщество. В числе таких проблем, о которых должны знать родители и совместно с епархиальными комиссиями стараться их преодолевать, следует выделить:

- размывание конфессиональной идентичности ОПК как самостоятельного учебного предмета по истории и культуре Русской Православной Церкви, сведение его к одному из разделов (модулей) фактически сравнительно-религиоведческого курса, не способного решать задачу духовно-нравственного воспитания детей (курс ОРКиСЭ сводится к одному из его модулей — по религиоведению);

- подмена цели преподавания ОПК: вместо изучения истории и традиций Православия в связи с мировоззренческим и культурным самоопределением, выбором семьи, приобщения ребёнка к духовно-нравственной культуре Православия, в чём и заинтересованы родители школьников — воспитание взаимного уважения представителей разных религий, культур и т.п. Для решения задач воспитания взаимного уважения представителей разных религий, культур в школе существует учебный предмет Обществознание, являющийся базовым для формирования гражданственности, российской гражданской и культурной идентичности школьников. На эту цель ориентировано преподавание и всех других гуманитарных предметов, а также воспитательная работа в школе. Преподавание же религиозных культур и этики по выбору не должно противоречить этим основным задачам воспитания детей в школе (в рамках общего гражданского воспитания), но в то же время имеет и свою воспитательную задачу для каждого из предметов, в связи с чем, собственно, и осуществляется выбор предмета семьей школьника;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.