Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разъяснительной работы среди родителей школьников по выбору 3 страница




- подготовка учителей по всем модулям одновременно, а не полноценная подготовка учителей по каждому из предметов (модулей) отдельно, по религиозным культурам — обязательно с участием специалистов религиозных конфессий и на основе одобренных конфессиями программ подготовки. Подготовленные по всем предметам (модулям) учителя фактически некомпетентны ни в одном из предметов, в частности неспособны преподавать и ОПК так, как того ожидают «заказчики» — родители, семьи, выражающие принадлежность или преимущественное отношение к Русской Православной Церкви. Вполне возможно, что они лично равнодушны (особенно если назначены преподавать ОПК, а не сами выразили такое желание) к Православию или даже могут испытывать неприязнь к Церкви, что не позволит достигать тех образовательных и воспитательных результатов изучения ОПК, на которые рассчитывают большинство семей, избирающих изучение ОПК для своих детей;

- исключение из участия в апробации комплексного курса учителей, имеющих опыт преподавания ОПК, недопущение их к подготовке в качестве наставников (тьюторов) и непосредственно учителей ОПК в школах. Это фактически противоправные «запреты на профессию» по признаку отношения граждан к религии. Они противоречат и установке Президента РФ Д.А. Медведева о том, что данный проект предназначен для развития уже существующей практики изучения в школах религиозных культур, выведения её на более высокий, федеральный уровень. Президент определённо поддержал существующую практику преподавания религиозных культур в регионах России и взаимодействие в этом процессе органов власти и религиозных организаций (см. цитата из его выступления в п.1). Отстранение учителей, прошедших в регионах ранее подготовку по ОПК, имеющих опыт преподавания ОПК от участия в эксперименте, таким образом, противоречит и праву и позиции главы нашего государства. Представителям епархий вместе с активом родителей надо противодействовать таким явлениям на местах;

- исключение церковных и светских православных специалистов от участия в разработке содержания образования по ОПК (прежде всего в материалах нового ФГОС общего образования) и содержания программ подготовки учителей в центре (в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования) и некоторых регионах. Позиция Русской Православной Церкви состоит в том, что в преподавании ОПК могут использоваться только учебники, пособия, любые иные образовательные материалы, которые разработаны при участии организаций Русской Православной Церкви или успешно прошли в них конфессиональную экспертизу на предмет соответствия историческим и культурным традициям Русской Православной Церкви. Любые другие пособия и образовательные материалы не рекомендуются для использования при преподавании ОПК. Церковь не может отвечать за их содержание, они могут не соответствовать образовательным целям преподавания ОПК, содержать искажённые сведения о Православии, нести вред духовно-нравственному развитию ребёнка в понимании православной христианской традиции. Родители должны быть предупреждены об этом, инициативно интересоваться тем, каким образом кандидатура учителя по ОПК согласована с церковными организациями, какие пособия для учащихся использует или планирует использовать учитель по ОПК, какие методические, вспомогательные пособия, материалы он использует или ему рекомендуют использовать для его подготовки.

Проводимый эксперимент по включению изучения религиозных культур народов России по выбору (духовно-нравственной культуры народов России) в основную, обязательную часть школьной программы является только одним из путей возвращения традиционной духовной культуры в российскую школу. Получить какое-либо серьёзное представление о православной вере и культуре за две учебные четверти преподавания ОПК в рамках эксперимента, формат которого задан Министерством образования, — невозможно. Тем более невозможно рассчитывать на какие-либо значимые воспитательные результаты без многолетнего систематического изучения и деятельного «погружения» в систему христианских нравственных ценностей, православную традицию.

С учётом этих обстоятельств желательно предложить родителям, которые выбрали для изучения их детьми ОПК, взаимодействовать на постоянной основе с епархией не только по вопросам преподавания ОПК в рамках эксперимента, но и в целом по вопросам расширения преподавания ОПК в рамках существующих возможностей школьной программы. Епархия может принять участие в создании общественного объединения родителей (как и методического объединения учителей православной культуры) в рамках муниципального образования, региона, епархии. Всё это поможет развивать преподавание православной культуры в школах и за счёт ресурсов вариативной части Базисного учебного плана (в новом стандарте общего образования — части, формируемой участниками образовательного процесса), занятий дополнительного образования, воспитательных мероприятий, праздников православной христианской направленности для желающих участвовать в них семей, учащихся, учителей.

Помощь родителей, родительских объединений учителям в преподавании ОПК в школах может быть максимальной в проведении внеурочных занятий и внешкольных мероприятий. В этом отношении целесообразно учитывать Разъяснения Синодального отдела религиозного образования и катехизации к указанным выше Методическим материалам по вопросу проведения занятий и мероприятий в храмах, в церковных приходах, других церковных организациях [2]. Прежде всего, это положение о том, что светский характер образования по комплексному курсу, как и в целом светский характер образования в государственной и муниципальной школе, не препятствует проведению коллективных, согласованных со школой и правильно организованных посещений учащимися культовых сооружений религиозных организаций. Такие посещения могут быть включены в программу преподавания по религиозным культурам, равно и по любым другим учебным предметам в школе. При этом учитель или другой представитель школы не вправе препятствовать детям свободно выражать свою религиозную принадлежность, принимать участие в церковных богослужениях, Таинствах и обрядах, празднованиях, если это не мешает реализации образовательной программы или установленному регламенту мероприятия. В то же время, при проведении таких мероприятий, занятий на базе церковных организаций недопустимо никакое принуждение учащихся к практическому участию в богослужениях, Таинствах, обрядах, празднованиях, выражению своей религиозной принадлежности (п.2.7 Разъяснений).

 

7. Можно ли сменить изучаемый вашим ребенком учебный предмет (модуль) и как это сделать?

Подготовка и выпуск Методических материалов Министерства образования и науки по эксперименту [2] с детальными письменными указаниями по этому вопросу, к сожалению, были осуществлены с запозданием, что отрицательно отразилось на проведении первого этапа эксперимента в части соблюдения прав родителей на выбор предмета обучения для своего ребёнка. В результате имели место нарушения добровольности выбора предмета (модуля) обучения в ряде школ, муниципальных образований, регионов. Частично они были исправлены в прошедший период, но неуважительное отношение к свободе выбора предмета продолжает, к сожалению, сохраняться у многих руководителей органов власти, руководителей и работников образования на местах.

Методические указания Минобрнауки России, которые были подготовлены с участием представителей религиозных организаций, в том числе специалистов и экспертов Синодального отдела религиозного образования и катехизации, в данном случае являются вполне определенными и категоричными:

«Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать ребёнок. Организация процедуры выбора в обязательном порядке должна включать участие школьного совета. Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка».

Здесь же было помещено указание на возможность смены предмета обучения в середине первого цикла преподавания экспериментального курса, т.е. до начала 2010-2011 учебного года: «Межведомственный координационный совет по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 — 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» 15 марта 2010 г. рекомендовал субъектам Российской Федерации предусмотреть организацию возможности смены модуля для тех родителей (законных представителей), которые сочтут важным внести корректировки в свой выбор после первого этапа апробации курса ОРКСЭ (IV четверти 4-го класса)».

Это касается смены модуля или предмета обучения для тех, кто был лишен свободного выбора на первом этапе эксперимента.

В начавшемся 2010-2011 учебном году должен быть обеспечен выбор предмета изучения на следующий, второй цикл эксперимента: преподавание комплексного курса в последней четверти 2010-2011 учебного года в 4-х классах и первой четверти 2011-2012 учебного года в 5-х классах. Епархиальные комиссии по эксперименту должны отслеживать ситуацию и контролировать процедуру выбора родителями учебного предмета. Желательно участие в этом и родительских общественных объединений, групп родителей на местах. Родителям школьников, родительским объединениям можно предлагать сообщать о затруднениях в выборе Основ православной культуры в епархиальную комиссию по эксперименту (по преподаванию ОПК). Особенно это касается семей, которые решат выбрать для своего ребёнка изучение ОПК, отказавшись от изучения другого предмета (модуля) комплексного курса, выбранного ими на первом этапе.

В нормальных условиях возможность смены изучаемого ребёнком предмета на Основы православной культуры должна обеспечить школа, а родителям можно рекомендовать как можно раньше подать письменное заявление о такой смене директору школы (оставив себе ксерокопию) и проинформировать об этом представителей епархии по указанным ими телефонам. В епархиальных комиссиях необходимо собирать данные о таких родителях, школах, чтобы помочь им, при необходимости, обеспечить изучение их ребенком ОПК.

 

8. Перспективы преподавания ОПК после завершения федерального эксперимента в 2011 г. и в процессе введения нового стандарта общего образования (ФГОС).

 

Православная общественность и Русская Православная Церковь выражают солидарное убеждение в том, что преподавание ОПК по выбору в рамках основной, обязательной части школьной программы перспективе должно быть обеспечено по всем годам обучения ребёнка в школе.

Реализуемый в 2011-2012 гг. эксперимент должен заложить основу для этого, наработать опыт взаимодействия государства, традиционных российских религиозных организаций, образовательных учреждений, родителей учащихся в обеспечении религиозного образования и духовно-нравственного воспитания учащихся в российской школе. Это стратегическая перспективная задача данного эксперимента в понимании православного сообщества в нашей стране. А в ближайшей перспективе необходимо успешное завершение проекта в том виде, как он был предложен Министерством образования и науки РФ.

Если родители и учителя увидят, убедятся, что уроки Основ православной культуры полезны и интересны детям, что они их обогащают и в конечном итоге ведут к положительным образовательным и воспитательным результатам, обновлению и развитию воспитания в школе, а не к проблемам и конфликтам, это будет означать, что эксперимент удался. Тогда новая предметная область должна будет расширяться на другие классы и ступени обучения в школе.

Необходимо приложить все усилия, чтобы добиться положительных результатов этого эксперимента и расширения преподавания ОПК в рамках основной части школьной программы и на все регионы России, и по всем годам обучения. Это во многом будет зависеть от формирования у родительского сообщества устойчивого понимания того, что только опора на отечественные традиции и культуру сможет дать правильные ориентиры в образовании и воспитании молодого поколения в российской школе.

Со стороны родителей могут возникать вопросы о перспективах развития преподавания ОПК в контексте введения нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования, официально вступающего в действие с 2011 года.

В настоящее время принята (рекомендована по действующему сегодня порядку) Примерная основная образовательная программа начального общего образования, которая фактически содержит основные значимые элементы стандарта общего образования на ступени начальной школы [3]:

- Базисный учебный план начального общего образования (1-4 классы) и

- Программы отдельных учебных предметов, курсов.

Также подготовлен проект Примерной основной образовательной программы и для основной ступени общего образования (5-9 классы), включая Базисный учебный план для основной ступени и примерные программы по основным учебным предметам.

В Базисный учебный план начального общего образования (раздел 3) включена новая предметная область с названием «Основы духовно-нравственной культуры народов России» с учебной нагрузкой 17 часов во второй половине 4 класса (с. 84) и одним учебным предметом в составе предметной области с тем же названием «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Таким образом, данным планом преподавание основ религиозных культур и этики по выбору включается в обязательную (инвариантную) часть Базисного учебного плана, но — согласно параметрам проводимого эксперимента.

Целесообразно проинформировать родителей, что при этом не учитываются предложения Русской Православной Церкви, которые ранее были переданы в Министерство образования. Они заключаются во введении данной предметной области с нагрузкой 1 час в неделю по всем годам обучения, но с правом выбора такого варианта Базисного учебного плана школой (органом самоуправления в школе, с участием представителей родителей) самостоятельно, наряду с наличием других вариантов Базисного учебного плана, без такой предметной области. Такой порядок введения ОПК был бы более удобным и понятным для школ, педагогов и родителей школьников, опирался бы, прежде всего, на их желание, готовность и образовательный запрос на изучение ОПК, позволял бы максимально использовать уже имеющиеся в регионах ресурсы, заделы в этой сфере (подготовленных учителей по ОПК и др.).

Также данная редакция Базисного учебного плана не соответствует тексту Поручения Президента РФ Д.А. Медведева [4], согласно которому в предметной области должны быть отдельно перечислены все вводимые «новые предметы».

Следует также обратить внимание родителей на возможности преподавания ОПК помимо комплексного курса — в рамках вариативной части Базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. Это:

- часы урочной нагрузки (уроки) в пределах максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся (в стандарте 2004 года — региональный и школьный компоненты);

- занятия за рамками максимально допустимой недельной нагрузки обучающих, во внеурочной форме занятий дополнительного образования.

Во введении к Базисному учебному плану для начальной школы указано:

«Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся (в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует), может быть использовано: - на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; - на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные».

Как указано там же в Базисном учебном плане (вариант 1) эта часть, формируемая участниками образовательного процесса внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, составляет по 3 часа в неделю во 2 и 3 классах и 2,5 часов в неделю в 4 классе (всего 85 часов в начальной школе).

Этот ресурс, который предназначен для удовлетворения особых образовательных потребностей участников образовательного процесса, может использоваться и для преподавания ОПК, а также на преподавание отдельных курсов в рамках предметного содержания ОПК (Церковное пение, Церковно-славянский язык и др.). Основаниями может служить каждый из указанных в цитате допустимых вариантов использования этого учебного времени:

- ОПК фактически является учебным предметом в обязательной части учебного плана в рамках новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

- ОПК является учебным предметом, обеспечивающим этнокультурные интересы обучающихся (углубленное изучение русской культуры).

Таким образом, в добавление к вводимому новым ФГОС общего образования преподаванию ОПК 17 часов во втором полугодии 4 класса, школа может ввести изучение ОПК, по крайней мере, 1 час в неделю во 2-4 классах. Решение об этом может быть принято в любой школе, если в достаточно степени будет выражено желание родителей обучающихся в ней детей.

В целом по условиям нового, вводимого с 2011 г. ФГОС общего образования преподавание в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях ОПК в урочной форме, в учебном расписании организуется:

- в обязательном порядке (при наличии желающих родителей учащихся на изучение ОПК) в инвариантной части Базисного учебного плана в рамках новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в объеме 17 учебных часов во втором полугодии 4 класса [9];

- по выбору образовательного учреждения за счёт ресурса учебного времени в пределах максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, которым могут распоряжаться участники образовательного процесса: от 1 до 3 часов в неделю во 2 и 3 классах и от 1 до 2,5 часов в неделю в 4 классе [10].

Кроме указанных возможностей преподавания ОПК в урочной форме, в рамках максимально допустимой нагрузки школьников, Базисный учебный план включает также часы на внеурочную деятельность (дополнительное образование), где одним из направлений является духовно-нравственное.

Это даёт возможность, в дополнение к урокам по ОПК в учебном расписании, проводить занятия по православной культуре во внеурочных формах, что также требует заинтересованности и участия в этом родителей школьников. В пояснительно записке указано: «В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное…). Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса. … Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т.д. При организации внеурочной деятельности… могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение».

В раздел 5.2. «Основное содержание учебных предметов на ступени начального общего образования» Примерной основной образовательной программы начального общего образования включен текст по новой предметной области: «5.2.6. Основы духовно-нравственной культуры народов России

Данная предметная область вводится с 2010 г. для апробации в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, отдельных субъектов Российской Федерации (поручение Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 2 августа 2009 г. № Пр-2009). Комплексный учебный курс дифференцируется по модулям: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддистской культуры», «Основы иудейской культуры», «Традиционные религии в России», «Основы светской этики».

Предметное содержание курса должно соответствовать образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям обучающихся на ступени начального общего образования, иметь примерно одинаковую структуру и направленность, отражающую важнейшие основы религиозных культур и светской этики, связанные с духовно-нравственным развитием и воспитанием.

Обучающиеся по своему желанию и с согласия родителей (законных представителей) выбирают для изучения один из модулей.

Название и состав предметов предметной области будут уточнены по итогам апробации в субъектах Российской Федерации».

Таким образом, пока в принятых материалах ФГОС общего образования нет никаких содержательных материалов по стандартизации содержания учебного предмета по Основам православной культуры (примерная программа по предмету и др.). Синодальный отдел религиозного образования и катехизации до сих пор к разработке таких материалов не привлекался. Это вносит неопределённость в вопрос о том, каким образом будет обеспечено в новом стандарте преподавание ОПК в рамках новой предметной области, а также участие Русской Православной Церкви в этом процессе.

Здесь же можно обратить внимание родителей на несоответствие терминологии этого раздела Примерной основной образовательной программы начального общего образования, как и Базисного учебного плана по новому стандарту, — тексту Поручения Президента (см. п. 2 выше). В Поручении Президента определённо указано о введении «новых предметов», а не курса, дифференцированного «по модулям» или одного предмета, как это дано в Базисном учебном плане. Также выбор предмета в начальной школе не может осуществляться по желанию малолетнего школьника, который просто по возрасту ещё не способен сделать компетентный выбор, и только лишь «с согласия родителей». Выбор должен осуществляться именно родителями (законными представителями), а согласие ребёнка целесообразно фиксировать по достижении им не менее 14 лет, достижения по российскому законодательству хотя бы ограниченной дееспособности.

На эти моменты целесообразно обратить внимание родителей, поскольку они касаются приоритета семьи, родителей на воспитание своих детей на основе принятых в семье убеждений и ценностей, в том числе в процессе получения ими общего образования. Именно семья, родители, выбирают учебный предмет духовно-нравственного воспитания для своего ребёнка, исходя из культурных особенностей и потребностей семьи, а не иначе — ребёнок выбирает какой-то «модуль», «по своему желанию» (на чём может основываться это желание у десятилетнего мальчика и девочки?). Соответственно необходимо будет вносить соответствующие изменения в материалы нового стандарта, согласовать его с Поручением Президента РФ Д.А. Медведева, требованиями педагогики и законодательства в части субъекта выбора предмета изучения.

В состав нового стандарта (в примерную основную образовательную программу) включена также Программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников (раздел 1), которая уже была упомянута в первом разделе рекомендаций [3]. В этой программе есть ряд положений, которые значимы для изучения ОПК и организации духовно-нравственного воспитания школьников на основе традиций и ценностей православной культуры, совместной деятельности школы, семьи и Церкви. Каждая школа на основе этого документа должна будет разработать свою, школьную Программу духовно-нравственного развития и воспитания школьников, которая согласно новому стандарту выступает основанием для построения всей учебно-воспитательной деятельности школы, организации «нравственного уклада школьной жизни».

Участвовать в этом согласно новому стандарту могут и родители школьников, и религиозные организации, епархии, приходы. Это новое и теперь, безусловно, законное, рекомендованное новым стандартом общее «поле деятельности» для епархий, приходов и православных семей, родителей учащихся в том, чтобы создать в каждой школе максимально благоприятные условия для свободного приобщения детей к ценностям православной культуры.

Во введении к Программе указано, что разработка такой программы в школе должна проводиться, в частности, с учётом культурно-исторических, этнических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса. И подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй и в том числе с традиционными религиозными организациями. Образовательное учреждение создаёт условия для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, а также «конфессиональной группы» в контексте формирования у них идентичности гражданина России. Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, согласно Программе, предусматривает согласование усилий социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, а также и традиционных религиозных организаций. Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего все виды учебной и воспитательной деятельности, основанной на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемых в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. В числе задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся указаны задачи укрепления нравственности, «основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях», «формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям». В области формирования семейной культуры: «знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи». Подчеркивается, что образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). Целесообразно ещё раз отметить, что в программе указана ценностная основа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в российской общеобразовательной школе: «на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций» (раздел 1.2.).

Очевидно, что реализация этого требования стандарта прямо связана с развитием изучения основ религиозных культур народов России, духовно-нравственным воспитанием школьников на основе традиционных для народов России религиозных духовно-религиозных ценностей. В разделе 3 указано: «В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах… Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, истории и духовно-нравственной культуре народов Российской Федерации».

Специальный раздел программы содержит рекомендации по организации совместной деятельности школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся (1.6.). В нём также указывается, что в организации нравственного уклада жизни обучающегося должны участвовать семья, которой придано решающее значение, а также и традиционные религиозные организации. Впервые в постсоветских государственных документах об образовании здесь содержится указание о взаимодействии семьи и Церкви, других традиционных конфессий в организации учебно-воспитательного процесса в светской школе:

«При разработке и осуществлении программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования образовательное учреждение может взаимодействовать, в том числе на системной основе, с традиционными религиозными организациями

… могут быть использованы различные формы взаимодействия:

- участие представителей… традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

- реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и одобренных педагогическим советом образовательного учреждения и родительским комитетом образовательного учреждения;

- проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в образовательном учреждении».

Установки данной Программы по развитию воспитания школьников в сотрудничестве школы с семьей и религиозными организациями необходимо акцентировать в беседах с родителями: изучение ОПК на уроках может и должно поддерживаться в воспитательной деятельности школы, в организации всей школьной жизни, конечно с учётом отношения к Православию семей, родителей учащихся. Эти установки можно акцентировать и в беседах с учителями, директорами школ, другими работниками образования. В том числе теми, кто до сих пор руководствуется устаревшими, атеистическими представлениями о якобы противоправности, неправомерности участия Церкви в образовании и воспитании учащихся светской школы, фактически советским декретом об отделении церкви от школы, который давно отменен.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.