Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 46.1. Градостроительные регламенты. Центральные общественно-деловые и коммерческие зоны 4 страница




Первый подход (морфологический) состоит в анализе распределений различных объектов по территории города с помощью вероятностных методов. В результате его применения оцениваются близость расположения между объектами одной группы (например, одна группа объектов, предоставляющих услуги, другая группа - офисы, третья - предприятия, четвертая - жилье) и соотношение взаимного расположения объектов разных групп. На основе проведенной оценки близости групп объектов и их взаимосвязи выявляются концентрации объектов обслуживания и офисов, места дисперсного (рассредоточенного) их расположения, превалирование жилья или услуг и т.п. Выявленные концентрации и дисперсии различных групп объектов служат основой для отображения сложившейся пространственной структуры города.

Второй подход (социологический) состоит в выяснении у жителей города ареалов их повседневных перемещений, имен (названий) и границ освоенных ими районов проживания, центров активности этих освоенных районов, а также их представлений о локализации точки отсчета городского пространства. В результате строится «ментальная» (мыслительная) карта, отображающая указанные выше концентрации, публичные и приватные территории, но представленные сквозь призму повседневного опыта горожан.

На практике, как правило, используется комбинация этих подходов, взаимно дополняющих друг друга, для установления полной картины сложившейся пространственной организации города и городского сообщества.

В результате многочисленных исследований городов с помощью указанных выше методов были исследованы формы и свойства неравномерно-районированной пространственной структуры. Несмотря на все разнообразие внешних форм города, сообществ и культур, ландшафтов и инженерных технологий во всех случаях пространственные структуры строятся по одной и той же схеме. Здесь уместно привести аналогию с организмом человека - несмотря на бесконечное разнообразие индивидуальных особей, человек как вид имеет в принципе одну и туже анатомию, одно и тоже устройство внутренних органов, те же механизмы функционирования различных биохимических систем и т.д. Вопрос уникальности и типичности любых явлений - это сложная диалектика, которая зависит от точки зрения и целей рассмотрения субъекта. Поэтому справедливы оба взгляда - когда город представляется неповторимым, уникальным, единственным в своем роде феноменом и когда тот же город предстает в виде «идеально-типичного» описания. Главное - избежать спекуляций на этом фундаментальном свойстве сознания и применять каждую позицию - уникализации или типизации - уместно, в соответствии с практической задачей. Профессионализм специалиста определяется именно этим - правильным выбором точки зрения в зависимости от цели его действий для достижения наиболее эффективного результата и указанием на границы применимости данной позиции в конкретном действии.

Исследования более чем 40 городов с помощью указанных выше методов позволили выявить и изучить их пространственную структуру и сформулировать основные категории, понятия и свойства пространственной организации на основе «неравномерно-районированной модели» города. К их числу относятся понятие пространственной единицы, их типология и характеристики строения, связи и расположение единиц в городе, закономерности их организации и развития, которые описываются далее. Напомним, зачем все это нужно - выявленная таким образом сложившаяся пространственная структура представляет собой решающий шаг для построения схемы градостроительного зонирования города.

2. Строение пространственной единицы

1. Пространственная единица - это узловой район, который состоит из центра - многофункциональной концентрации публичных объектов (услуг, офисов, остановочных пунктов маршрутов общественного транспорта, культуры, спорта и т.д.) - и монофункциональных участков жилья, производства или рекреации, вытесненных на периферию единицы. Каждая такая связка элементов содержит более или менее полный исходный комплект, выделена и относительно автономна с точки зрения проживающего населения.

Функциональная структура, соотношение концентрированно и дисперсно размещенных объектов, распределение транспортных и пешеходных потоков, как и различных групп населения и их поведение внутри единиц «согласованы» между собой, «подогнаны» друг к другу. Целостность, устойчивость и развитость пространственной единицы определяется степенью этой согласованности.

Пространственные единицы не являются нормативными предписаниями, созданными с целью их насаждения путем проектирования и строительства по однажды "утвержденной" схеме. Пространственные единицы - это "свертки," отображающие реально существующую городскую жизнь. Здесь имеется достаточный набор услуг, мест приложения труда и видов деятельности, разнообразие социальных групп и пространственная целостность, выделяющие (обособляющие) это место в представлениях жителей города.

2. Пространственная единица состоит из двух частей: коммуникационно - публичной системы и монофункциональных территорий.

Коммуникационно - публичная (общественная) система единицы строится по древовидной схеме, формируется концентрированным размещением объектов публичного использования и характеризуется высокой интенсивностью использования территории. Каркас (коммуникационно - публичная система), в свою очередь, состоит из следующих элементов:

  • - главное ядро - участок наивысшей концентрации объектов обслуживания, плотности застройки, разнообразия предоставляемых услуг;
  • - дополнительные ядра - участки высокой концентрации объектов обслуживания и плотности застройки, в составе которых размещен, как минимум, один из крупных уникальных объектов обслуживания, не дублирующийся в других ядрах единицы;
  • - связевые элементы коммуникационно-публичной системы - участки вдоль улиц (как правило, на глубину квартала или половины квартала) с интенсивным потоком пешеходов и общественного транспорта, с высокой концентрацией офисов, средней концентрацией объектов обслуживания и средней интенсивностью использования территории, в том числе - за счет размещения жилой застройки.

Монофункциональные территории пространственной единицы состоят из жилых, производственных или рекреационных территорий, расположенных вне каркаса единицы. Эти территории характеризуются дисперсным размещением объектов публичного назначения. Контуры этих территорий, по сути, представляют собой границы пространственной единицы, выделяют население, которое с наибольшей вероятностью тяготеет к главному ядру этой единицы.

Основные параметры пространственной единицы, такие как количество и мощность ядер, их функциональный состав, интенсивность использования территории, конфигурация каркаса взаимосвязаны между собой и могут быть охарактеризованы интегральным показателем уровня структурной развитости пространственной единицы. Количественно этот показатель наиболее точно определяется суммарным объемом общественной застройки, расположенной в пределах единицы.

3. Пространственная единица города может быть описана как устройство для формирования различных типов сред (см. рисунок ниже).

Место основания города, как правило, становится первой точкой отсчета для населения города. Это место задает шкалу иерархии ценностей разных мест на территории освоенного пространства. Здесь формируется главное ядро пространственной единицы и всего города. Следует обратить внимание, что расположение главного ядра не связано с геометрическим центром пространственной единицы, возможны варианты его разного размещения относительно ареала конкретной единицы. Главное ядро может быть небольшим, включать несколько кварталов вокруг центральной площади, а в крупнейших городах может распространяться на сотни кварталов, улиц, площадей. Во всех случаях это место высшей в городе концентрации людей, услуг, деловой активности, многообразия выбора и разнообразия форм поведения. Жилья здесь меньше и, как правило, это особые его виды - элитное, квартиры-студии, и т.п., а стандартное жилье в главных ядрах, если еще и сохраняется, то постоянно сокращается.

 

 

Рис.1. Схема центральной единицы пространственной структуры города.

От главного ядра по разным направлениям отходят коммуникационные связевые элементы - полосовые концентрации объектов обслуживания, офисов, общественного транспорта, людей, формирующиеся вдоль главных улиц. Следует обратить внимание, что развитие полосовых форм концентрации и публичной жизни никак не связано с радиальным, решетчатым, гексагональным или еще каким-нибудь геометрическим построением плана города. Связевые элементы коммуникационно - общественной системы могут сходиться под прямым углом друг к другу или расходиться веерообразно - суть узлового района от этого не меняется. Жилье и публичные объекты входят в состав связевых элементов примерно в равных долях.

На некотором отдалении от главного ядра, на оживленных улицах - полосовых концентрациях объектов и транспорта - формируются дополнительные ядра вокруг одного крупного объекта, например театра, музея, спортивного комплекса, универсально-зрелищного спортивного комплекса, торгового центра, рынка, гостиничного комплекса. Вокруг него складывается концентрация мелких объектов. Если главный объект, формирующий дополнительное ядро, культурно-развлекательного назначения, то вокруг него возникает сеть торговых объектов, ресторанов, кафе и других «потребительских» объектов. Если основной объект - торгового назначения, то рядом с ним обязательно появляются культурно-развлекательные объекты, например, кинотеатры, клубы, спортивные объекты, а в ряде случаев и церкви. В этом есть глубокий культурный смысл - так создается многофункциональная, разнообразная среда, соединяющая услуги и досуг, мелкие и крупные объекты.

Между улицами - полосовыми концентрациями активности - располагаются жилые территории, озеленение или производственные объекты. Каждое такое жилое образование складывается из одного или нескольких социально-территориальных сообществ. Приватные среды формируются разными типами застройки - домами на индивидуальных участках, блокированными домами, многоквартирными домами небольшой этажности и, наконец, многоэтажными многоквартирными домами. В западной традиции такие сообщества организованы в форме community - основной социальный «микроорганизм» города. В дореволюционной России такие социально-территориальные сообщества назывались общинами. Объекты, предоставляющие услуги в этой публичной среде, инородны. Поэтому, как правило, на жилых территориях «приживаются» без конфликтов небольшие объекты со стандартным набором услуг.

В «ступенчатой» модели планировочной структуры были полностью исключены связевые элементы - полосовые концентрации городской активности. Считалось, что людям достаточно «удовлетворять потребности» в общественных центрах (комплексах), а улица с непрерывным фронтом магазинов, мелких и крупных офисов и других объектов обслуживания - не нужна. Это был «синдромом советского градостроительства», сильно идеологизированного и не отвечающего интересам горожан. Характерно, что советская система канула в небытие, а градостроители до сих пор рисуют в генеральных планах «общественные центры» и еще ни разу не нарисовали улицу с непрерывным расположением офисов и предприятий обслуживания - важнейший элемент неравномерно-районированной пространственной структуры.

Однако жизнь берет своё. Во всех городах появились следы мучительных действий предпринимателей, перестраивающих первые этажи многоквартирных домов по крупным улицам под офисы, обслуживание, мелкое производство или превращающих индивидуальные жилые участки в предпринимательские объекты. Это подтверждает справедливость предлагаемого подхода и настоятельно требует реабилитации этого важнейшего элемента городской среды.

3. Типология пространственных единиц

Основной характеристикой территориальной единицы, как уже говорилось выше, является уровень ее структурной развитости, который, как правило, соотносится с ее удалением от точки отсчета, длительностью срока жизни этой единицы, величиной города и другими менее значимыми факторами. На каждом уровне развитости, единицы имеют похожие структурные характеристики - конфигурацию, соотношение каркаса и монофункциональных территорий, уровень концентрации услуг, офисов, культурно-развлекательных объектов. С помощью показателя структурной развитости единицы удается выявить текущие тенденции развития, спрогнозировать характер ее изменения и роста.

Физические расстояния между пространственными единицами, измеряемые единицами длины или времени движения, затрачиваемые на перемещения из одной точки городского пространства в другую, не столь значимы для описания пространственной структуры по сравнению с порядком присоединения каждой единицы к центральной. Поэтому расстояние в структуре города лучше измерять ранговым номером присоединения, названным «дистанция». Центральная единица - это первая дистанция. Следующие, примыкающие к ней единицы, формируют вторую дистанцию. Примыкающие к ним следующие единицы считаются единицами третьей дистанцией и так далее. Пространственные единицы одной дистанции могут быть расположены на разном расстоянии от границы центральной единицы. Например, одна из них может непосредственно соприкасаться с центральной единицей, а другая единица этой же дистанции может отстоять от неё на несколько сотен метров.

Уровень структурной развитости единиц закономерно снижается по мере удаления от центральной единицы, единицы одной и той же дистанции с большой долей вероятности будут иметь близкий уровень структурной развитости.

Пространственные единицы (узловые районы) и иные элементы городской системы раскладываются по выше приведенным характеристикам в следующие группы:

- центральная единица высокого уровня развития;

- рядовые единицы среднего уровня, расположенные на любой дистанции;

- единицы на начальной стадии развития, расположенные на периферии города;

- неструктурированные территории.

Центральная единица - центральный узловой район города, самая старая, большая и ценная часть города. Центральные единицы характеризуется наиболее высокими показателями развития, концентрации объектов обслуживания, офисов, транспорта, пешеходов, перемещений, разнообразием видов деятельности, сложностью культурных смыслов.

Коммуникационно-общественная система центральной единицы (каркас) имеет кольцевую конфигурацию, связывающую между собой главное и все дополнительные ядра. Это главное отличие планировочного рисунка центральной единицы от остальных территориальных единиц города. В состав коммуникационно-общественной системы входит большое главное ядро (как правило, точка отсчета для всего городского населения), несколько дополнительных ядер и соединяющие их улицы - связевые элементы, объединенные кольцевой схемой общественного транспорта. Главное ядро может включать несколько площадей, десятки кварталов и улиц непрерывной концентрации объектов, людей, общественного транспорта. Параметры главного ядра центральной единицы, обслуживающей все городское население, наиболее тесно связаны с величиной города.

Несмотря на то, что в ядрах есть небольшие участки, полностью или почти полностью занятые под офисы и услуги, в них сохраняется жилье. По мере роста города, интенсификации использования территории ядер, их структура меняется в сторону увеличения доли общественной застройки за счет сокращения жилья. При этом сохранение жилья, даже в наиболее плотно освоенных ядрах, - важное условие привлекательности этого места.

Жители центральных территориальных единиц реализуют 90% потребностей в её пределах. Работают (или учатся) в центральной единице две трети живущего в ней населения.

Рядовые пространственные единицы - городские узловые районы - имеют более низкий уровень структурной развитости по сравнению с центральной единицей, но достаточный для формирования внутренней структуры. Ядро рядовой единицы формируется при наличия хотя бы одного уникального общегородского объекта, в сочетании с разнообразными объектами обслуживания и офисами. Дополнительные ядра в рядовых единицах появляются реже и только в самых крупных из них.

Главное ядро рядовой единицы смещено из ее геометрического центра на границу в сторону центра города или, точнее, в сторону единицы предыдущей дистанции. Это важнейшее свойство рядовых единиц, как ни странно во многом определяющее их удобство для жизни и их привлекательность для жителей города. Подробнее это свойство рядовых единиц будет рассмотрено ниже.

Коммуникативно-общественная система рядовых единиц имеет древовидную разомкнутую конфигурацию. Как правило, это одна - две, реже три полосовые концентрации разнообразных объектов, сложившихся вдоль главных улиц с общественным транспортом и большими потоками транспорта. Это второе (после смещения главных ядер) основное свойство рядовых единиц, отличающих их от центральной единицы.

Большую часть рядовых единиц занимают монофункциональные территории: жильё разных типов, рекреационные (озелененные) зоны, промышленные, коммунально-складские и другие территории.

Жители рядовых единиц осуществляют в ее пределах примерно 40 % потребностей посещений различных объектов.

Единицы на начальной стадии развития.

Единицы начального уровня развития складываются, как правило, на периферии города. В таком, «зародышевом» состоянии они могут оставаться длительное время, иногда - всегда. В планировочном отношении они характеризуются наличием только одного элемента коммуникационно-общественной системы - связевого элемента в виде полосовой концентрации различных объектов, предоставляющих услуги и места приложения труда вдоль главной улицы с общественным транспортом. Как правило, важным элементом их коммуникационной структуры является школа. Реже периферийные единицы начальной стадии развития имеют небольшое ядро, как правило, формируемое концентрацией объектов вокруг крупного торгового объекта (в последнее время это стали крупные центры оптовой торговли) с ограниченным разнообразием услуг и другой активности.

Однако, даже в таком, зародышевом состоянии эти территориальные единицы остаются сформированными узловыми районами, - живущие здесь люди реализуют внутри них до 20% всех посещений.

Неструктурированные территории.

Все типы территориальных единиц - от сложнейших, центральных до простейших, «зародышевого» уровня, обеспечивают более или менее полноценную, разнообразную среду проживания. В этом заключается суть территориальной единицы города, как «кванта» полноценной городской жизни, обеспечивающей, в том числе, разнообразные контакты между людьми.

Кроме территориальных единиц в городах существуют неструктурированные территории - массивы застроенных однородных участков, «неприкрепленных» к какому либо центру. Как правило, это довольно большие районы индивидуальной жилой застройки или промышленные площадки на периферии города.

Неструктурированные территории возникают несколькими путями: в результате массового переселения деревенского населения в города или при расширении городских границ и включением в городскую черту близлежащих поселений. В последнее время их появление связано с процессом массовой субурбанизации, переселения городских жителей в пригороды. Массовый процесс субурбанизации начался в конце 50-х, в начале 60-х годов в США, а затем быстро распространился по всему миру. Своего пика он достиг к середине 80-х годов. Остановимся на нем подробнее.

Основу этого феномена составляет мечта среднего класса о «земном рае» - жилом доме на своем (крошечном, но своем) земельном участке. Такие дома строились по современным технологиям со всеми инженерными коммуникациями за пределами старых городов с их тяжелыми социальными проблемами, экологией и пробками на улицах. Немаловажную роль сыграл фактор контролируемого соседства - рядом с тобой жили люди примерно одного достатка и одной социальной группы. И, наконец, последним звеном успеха стала довольно выгодная ипотека, которая сделала доступным покупку этих участков и домов. Очень быстро стараниями ипотечных и страховых, крупных девелоперских и строительных компаний и, особенно, автомобилестроительных концернов субурбанизация превращается в массовое явление.

И, наконец, сегодня, когда весь мир уже осознал тяжелые, негативные последствия этой формы проживания, субурбанизация «пришла» в российские города в виде коттеджных поселков и тысяч гектаров неподготовленной земли, переданной под жилищное строительство.

Какое-то количество неструктурированных территорий имеет право на существование, как любое другое разнообразие форм жизни. Более того, они работают на расширение возможности выбора горожанином среды проживания. Несомненно, кому-то нравиться жить в изолированном жилом поселке, под охраной, среди бОАГтых людей. Другим нравиться полу-городской полу-сельский стиль жизни в поселке со своим участком, огородом, цветником. Все это может быть, пока субурбанизация не задавливает основную форму организации среды в пространственных городских единицах. Тогда начинаются проблемы, уже ставшие привычными в современной Америке: бескрайние однообразные районы с одинаковой невыразительной застройкой (как и наши микрорайоны типовой многоэтажной застройки, похожие друг на друга от Калининграда до Находки), проблемы доступности школ, мест приложения труда, поликлиник, больниц, кладбищ, разрушение чувства места.

4. Модели динамики пространственных единиц

Город формируется и развивается путем создания, развития, соединения и разделения территориальных единиц. Обычно формирование города начинается с создания одной, первой пространственной единицы - узлового района. Далее, по мере роста города формируются следующие территориальные единицы.

Бывают ситуации, когда города возникают на базе слияния двух или нескольких населенных пунктов - первичных пространственных единиц. В этом случае появление города предполагает усиление какой-то из этих пространственных единиц или формирование новой главной единицы, объединяющей существующие поселения.

Количество территориальных единиц (районов) в городе зависит от его размера. Однако имеется слишком много факторов, кроме величины города, дополнительно влияющих на необходимость в городе формировать новые единицы, а не развивать существующие. Это и компактность города (наличие реки увеличивает количество районов), и традиции расселения, и экономико-политические причины. Например, стремление руководителей промышленных предприятий «привязать» рабочих к своему заводу, особенности финансирования жилищного строительства и коммунального хозяйства через отраслевые бюджеты привели к созданию в городах автономных, плохо связанных друг с другом районов - слобод - жилья вокруг промышленного предприятия. Поэтому строгой зависимости между размером города и его пространственной организацией нет.

Приведем несколько примеров конкретных городов, в которых был проведен анализ пространственной структуры. В российской нефтяной провинции в современном городе Нягань с населением примерно 60 тысяч человек сложились три единицы - городских района. В Калуге (350 тыс. чел) - 6 единиц. Более крупные региональные столицы имеют большее число единиц - Хабаровск (615 тыс. чел.) состоит из 10 единиц, Казань (1090 тыс. чел.) - из 13 единиц, Самара (1220 тыс. чел.) - из 10 единиц, Нижний Новгород (1350 тыс. чел.) - из 17 единиц.

Развитая пространственная структура города состоит из главной, центральной единицы и рядовых (срединных и периферийных) единиц. В отличие от привычной схемы организации планировочной структуры, из одинаковых по величине проживающего населения и стандартизированных по форме планировочных единиц - микрорайонов, жилых и планировочных районов, неравномерно-районированная структура формируется из единиц разного размера, с разным числом жителей и разной пространственной конфигурации. Так, в исследованных российских городах (с населением от 40 до 1350 тыс. человек) количество проживающего населения в единицах изменяется от 5 до 200 тысяч человек, хотя центральные единицы в ряде городов могут быть больше - их территория доходит до 1500 га.

Развитие в неравномерно-районированной пространственной структуре описывается особым образом, как «аппликативная динамика». Дело в том, что каждая пространственная единица развивается одновременно под воздействием внутренних и внешних факторов. В первом случае - это автономный узловой район, характеризующийся собственной структурной развитостью, неотложными задачами и интересами производств, бизнеса и людей, в нем расположенных. Во втором случае, каждая единица развивается в системе городского управления, участвует в решении общих задач, реализации единой для города социальной, экономической и экологической стратегии. Этот управленческий дуализм хорошо известен на практике как согласование интересов в развитии административных районов города и администрации местного самоуправления. Единственное, о чем следует помнить, это то, что административное деление города, как правило, делается на основе разграничения экономического потенциала или каких-либо других аналогичных признаков и очень приблизительно соответствует пространственной структуре сложившегося города

5. Основные свойства неравномерно-районированной структуры города

А) Размещение главных ядер срединных и периферийных единиц

Проведенные исследования различных городов показали, что в подавляющем числе случаев главные ядра рядовых территориальных единиц смещены относительно геометрического центра единицы на ее границу, в сторону центра или единицы предыдущей дистанции. Этот эмпирический факт требует объяснения, поскольку в нормативной (предписательной) планировочной структуре советского города такое положение считалось неправильным. Согласно этой доктрине, центры планировочных и жилых районов должны размещаться в центре обслуживаемых ими территорий с целью сокращения времени их доступности для жителей этих районов. Так была совершена одна из главных ошибок советского градостроительства, имеющая довольно существенные последствия.

Для объяснения смещения главных ядер рядовых территориальных единиц потребовался целый комплекс исследований. Путем анкетирования изучались маятниковые миграции населения между жильем и местами приложения труда и с помощью методики, разработанной А.И. Стрельниковым, моделировалась зона наиболее интенсивных перемещений населения на территории города. Выяснилось, что:

во-первых, зона наиболее плотных маятниковых перемещений, вмещающая в среднем 75% перемещений всего населения по территории города, составляет 12 - 14 % от застроенной территории города,

во-вторых, все главные ядра рядовых единиц города располагаются точно в границах (или пересекаются с границей) этой зоны,

в-третьих, что главные ядра располагаются на пересечении изолинии, оконтуривающей зону наиболее интенсивных перемещений населения с главной улицей этой территориальной единицы.

Таким образом было показано, что положительный эффект смещения главных ядер из центра территориальной единицы связан с двумя факторами.

Во-первых, главные ядра срединных и периферийных рядовых единиц формируются только при наличии здесь уникальных общегородских объектов, окруженных концентрацией более мелких стандартных объектов, предоставляющих различные услуги и офисы. Однако размещение уникального общегородского объекта становится рентабельным только при условии его посещения не только жителями данной территориальной единицы, но и всего города. Эта возможность возникает, когда такой объект максимально приближен к центру, входит в зону, наиболее доступную на транспорте для всего населения города.

Во-вторых, главные ядра территориальных единиц посещаются их жителями по другой схеме, нежели им «предписано «ступенчатой» моделью планировочной структуры. Жители этого района посещают главное ядро не в системе «дом - главное ядро - дом», а в процессе маятниковых повседневных перемещений по схеме «дом - главное ядро - работа - главное ядро - дом». Посещение жителями центра их района происходит в процессе транзита из района в другой район и из другого района «домой». Это колоссально экономит время и имеет дополнительный досуговый эффект. На долю такого, «сопутствующего» посещения жителями главного ядра их территориальной единицы, приходится до 70 % посещений объектов ядра. Очевидно, что любое смещение главного ядра из зоны «входа - выхода» данной территориальной единицы оборачивается для населения этого района существенным увеличением средних затрат времени доступности услуг и сопровождается субъективным снижением комфортности проживания в районе. Кроме этого, существует еще ряд других факторов, связанных с трассировкой общегородских магистралей, обуславливающих удобность расположения главных ядер срединных и периферийных единиц на их границе со стороны центра города.

Это существенное отличие неравномерно-районированной пространственной структуры эволюционного города от нормативной модели, которое заставляет специалиста - градостроителя «другими глазами» смотреть на сложившуюся ситуацию и, соответственно, принимать другие решения в процессе проектирования, планирования и градостроительного регулирования.

Б). Улицы и магистрали

Важнейшим условием нормального функционирования современного города является правильно организованная транспортная сеть. В практике и теории современного российского градостроительства в этом разделе заложены глубокие и тяжелые противоречия, граничащие с фундаментальными ошибками.

Суть этих проблем заключена в неразведенности понятий «улица» и «магистраль» (или в терминологии нормативного документа - «дорОАГ»). СНиП по планировке и застройке городов предлагает некоторую «кашу», из которой непросто понять, в каком случае необходимо предусматривать магистральные дороги, а в каком - магистральные улицы и, чем они вместе отличаются от «улиц и дорог» на «местном уровне», где совмещены в одну группу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.118 сек.