Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова




Николай Гумилев когда-то писал:

И надо мною одиночество

Возносит огненную плеть

За то, что древнее пророчество

Мне суждено преодолеть.

 

Как эти строки ярко характеризуют облик поэта М.Ю.Лермонтова и его лирику! Мятежный и страстный человек, он жил в обществе среди других людей, но, даже находясь в шумной компании, был одиноким. Об этом поэт часто писал в своих стихах, в которых тема одиночества представлена многогранно. М.Ю.Лермонтов осмыслил ее как глубоко личную трагедию, испытывая неудовлетворенность собой, судьбой, политической обстановкой, обществом. Но при всем этом в его стихах нет безнадежности и равнодушия к жизни.

Так, в стихотворении «Узник» поэт говорит об одиночестве, испытываемом человеком, находящимся в тюрьме. М.Ю.Лермонтов явно описывает свои впечатления о заключении, когда он провел несколько дней под арестом за написание стихотворения «Смерть Поэта». Отсюда и такая точность реальных деталей тюремного быта:

Одинок я — нет отрады;

Стены голые кругом;

Тускло светит луч лампады

Умирающим огнем...

Одиночество в тюрьме – явление понятное… Но почему лирический герой так одинок и среди любимой русской природы? Вспомним стихотворение «Выхожу один я на дорогу», где красота ночного пейзажа так волнует и притягивает героя, очаровывает торжественной тишиной и покоем. Все здесь полно гармонии. Даже "пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит". Но нет покоя на душе у лермонтовского героя! Он не жалеет о прошлом и не ждет ничего от будущего:

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Здесь лирический герой одинок перед целым миром, перед вселенной. Отчетливо звучат мотивы странничества, душевной опустошенности, тоскливого отчаянья.И все это оттого, что ему непонятна и скучна мишура света, балы, обеды, сплетни, пустые «отточенные» разговоры. Среди этой толпы, шумной и безмятежной, лирический герой М.Ю.Лермонтова не находит родственной души, которая смогла бы понять его:

Но перед идолами света

Не гну колени я мои;

Как ты, не знаю в нём предмета

Ни сильной злобы, ни любви.

Вот почему одиночество лирического героя навевает светлую грусть, вызывает желание понять причины этой трагической судьбы.

А причины в том, что Лермонтов, следуя Пушкину, с самого начала и до конца творческого пути осознает себя как поэта- пророка, патриота, воспламеняющего людей на борьбу за свои человеческие права и свободы. И в этой борьбе он часто остается один, так как не всегда его понимает и принимает народная толпа…

(367 слов)

«Спор поколений: вместе и врозь»

 

Темы данного направления нацеливают на рассуждение

о семейных ценностях,

о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

 

На мой взгляд, нецелесообразно предлагать ученикам прочитать объемные произведения по данному направлению. Куда плодотворнее вспомнить «мысль семейную» в романе Л.Толстого «Война и мир», произведения, изученные в 7-9 классах. Уверена, что многие педагоги для уроков внеклассного чтения брали повести А. Алексина.

Каждое произведение А.Алексина может стать уроком жизни для подростка, потому что главный мотив его творчества – проблема взаимоотношений между детьми и взрослыми: утверждение взаимного доверия, настоящей любви, таланта человечности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.