Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правила постановки тире и двоеточия в бессоюзном сложном предложении




Правила постановки запятой в конструкциях с союзом как.

Запятая ставится Запятая не ставится
1. При присоединении придаточных предложений (изъяснительных, сравнительных, меры и степени и др.): Он видел, как далеко раскинулась сеть железных дорог. 1. Если КАК входит в состав сказуемого: Овраг был как глубокое ущелье.
2. При присоединении сравнительного оборота: Он, как разъярённый лев, бросился на противника. 2. Если в сравнительном обороте перед союзом есть отрицание: Он взял инструмент не как мальчишка, а как взрослый рабочий
3. Если КАК входит в состав вводной конструкции: Он, как мне кажется, человек интересный. 3. Если КАК входит в состав парного союза (КАК…,ТАК И): Позади остались как большие города, так и маленькие деревушки.
4. Если КАК входит в состав приложения со значением причины: Он, как человек дела, сразу подошёл к станку. 4. В приложениях со значением «в качестве»: Рассказ вошёл в книгу как небольшая глава.
5. В сочетании с союзом И: Она выглядела так, как и три года назад 5. В устойчивых словосочетаниях (в составе фразеологических единиц, в устойчивых выражениях, в оборотах, близких по значению к именной части составных сказуемых): Его руки были холодны как лёд.
6. Если есть указательные слова (так, такой, столь и т.д.): Он был так же скор в решениях, как раньше. 6. При повторении сравниваемого для обозначения обычности, типичности предмета: Всё здесь по-прежнему в порядке. Льды как льды, пустыни как пустыни.
7. В оборотах не более, как… (не) раньше, чем… (не) больше, чем… которые не содержат сравнения: Не более, как через полчаса, занятия закончатся.
! Запомни: не кто иной, как…не что иное, как…

Тире ставится в двух случаях:

1) если части бессоюзного сложного предложения соотносятся как простые предложения с сопоставлением, передающие быструю смену событий или неожиданный результат действия. Между этими частями можно вставить союз и, например:

Сыр выпал - с ним была плутовка такова. (И. Крылов)

2) если части бессоюзного сложного предложения соотносятся как простые предложения с противительными отношениями и противопоставлением. Тогда между частями можно поставить союзы а или но, например:

На дворе в морозном пару краснело солнце - в доме было тепло. (И. Бунин)

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится, если предложение, соответствующее по смыслу главному, будет находиться в первой части бессоюзного предложения, а соответствующее придаточному, которое поясняет главное, - во второй. В этом случае вторая часть может соответствовать различным видам придаточных:

1) вторая часть соответствует придаточному изъяснительному с союзом что, например:

Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. (И. Тургенев) = Вдруг я чувствую, что кто-то берет меня за плечо и толкает.

Перед второй частью, соответствующей придаточному изъяснительному с союзом что, могут отсутствовать слова, передающие состояние говорящего (и увидел, и услышал, и почувствовал и т. п.), например:

Сережка оглянулся: пожар охватывал школу все больше и больше. (А. Фадеев);

2) вторая часть соответствует придаточному причины с союзами потому что, так как, поскольку, например:

Ответить Миллер не успел: лодка вышла в буруны. (К. Паустовский) = Ответить Миллер не успел, потому что лодка вышла в буруны.

Проверкой смысловых отношений и выбора знака может служить подстановка слов а именно к пропущенному вопросу от главной к придаточной части. Проделайте эту работу над приведенными примерами.

Двоеточие

1. Второе предложение раскрывает содержание первого. Между ними можно вставить а именно:

Большинство сходилось на одном: старые законы не годятся. (А. Фадеев)

2. Второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом. Между ними можно вставить потому что:

Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли. (И. Тургенев)

3. Второе предложение дополняет смысл первого. Между ними можно вставить что:

Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. (И. Тургенев)

4. В первом предложении опущены слова и увидел, и услышал, и почувствовал:

Сережка оглянулся: пожар охватывал школу все больше и больше. (А. Фадеев)

Тире

1. Первое предложение указывает на условие или время действия второго. В начале предложения можно вставить когда, если, между предложениями - значит:

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. (Пословица)

2. Содержание второго предложения резко противопоставляется содержанию первого. Между ними можно вставить а, но:

Давно пора бы каждому свернуть своей дорогой - они рядком идут. (Н. Некрасов)

3. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом. Между ними можно вставить так что:

Ударил сильнейший гром - задрожали все окна. (А. Писемский)

4. Второе предложение заключают в себе неожиданный результат, смену событий. Между ними можно вставить и:

Игнат спустил курок - ружье дало осечку. (А. Чехов)

5. Предложения содержат сравнение. Между ними можно вставить будто, словно:

Молвит слово - соловей поет. (М. Лермонтов)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 2098; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.