Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бог вам на




Едете…?

помощь!»

Пушкинская композиция, составленная для поездки в Пушкинские Горы летом 2000 года.


В ролях:

 

Пушкин Александр Сергеевич - Дмитриев Роман (Подаруев Степан, Войлоков Денис, Галиуллин Сергей в эпизодах)

Пущин Иван Иванович – Спешков Сергей

Дельвиг Антон Антонович – Подаруев Степан

Кюхельбекер Вильгельм Карлович – Теленков Иван

Яковлев Михаил Лукьянович – Галиуллин Сергей

Горчаков Александр Михайлович - Войлоков Денис

Малиновский Иван Васильевич - Сарачев Константин

Император Николай I - Войлоков Денис

Гончарова Наталья Николаевна - Гуляева Надя

Княгиня Карамзина Екатерина Андреевна - Чепкасова Екатерина

Вульф Алексей Николаевич - Спешков Сергей

Тригорские барышни: Механошина Люба, Ошивалова Ксения, Максимова Катя, Гребенюк Ксения

 

Евгений Онегин - Спешков Сергей

Владимир Ленский - Галиуллин Сергей

 

Станционный смотритель - Теленков Иван

Дуня (героиня «Станционный смотритель») - Внутских Оля

Танцевали вальс:

 

Войлоков Денис – Максимова Катя

Дмитриев Роман – Чепкасова Екатерина

Подаруев Степан – Гуляева Надя

Спешков Сергей – Журкова Юля

Теленков Иван – Исупова Ирина


Вальс к повести А. С. Пушкина «Метель»

Песня «Ах, телега ты моя…»

¾ Вы никогда не задумывались над тем, сколько прекрасных поэтических произведений русской литературы посвящено дороге?

¾ Вспомним пушкинские строки:

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

¾ Именно в поэтическом творчестве Пушкина и выразилась эта удивительная щемящая тема дороги, по сути, тема человеческой жизни, неспокойной, мятежной судьбы…

 

Музыка.

¾ Как известно Пушкин много путешествовал.

¾ Ученые-географы подсчитали, что за свою жизнь он проделал путь 34000 км.

¾ Среди дорог, которыми проехал поэт, особое место занимал Белорусский почтовый тракт, соединявший Петербург с западными губерниями России.

¾ С ним связаны большие и малые странствия Пушкина.

¾ По нему мы и отправимся в путь вслед за Пушкиным, останавливаясь в тех городах и на тех станциях, которые играли особую роль в судьбе поэта.

Музыка.

¾ Царское село,

¾ Санкт-Петербург,

¾ Выра,

¾ Святые горы.

¾ Эти места о многом могут нам рассказать, нужно только суметь услышать их голос.

¾ Нас поведет за собой дорога, которая помнит Пушкина таким, каким он был.

¾ И неважно, было ли ему пятнадцать лет или тридцать семь,

¾ Был ли он юным отроком, только-только замеченным Державиным, или издателем журнала "Современник".

¾ Был ли он наивно влюблен в Екатерину Бакунину или был женат на первой красавице Петербурга.

¾ Бранил ли его государь за не снятый картуз или называл "умнейшим человеком России".

¾ Поэтому мы не выстраиваем наше повествование в хронологической последовательности, а просто приглашаем Вас отправиться в путешествие по дорогам Пушкина.

Музыка.

 

¾ Путешествие начнется из пушкинского "отечества" – Царского Села.

Песня «Давай поедем в Царское Село» (1 куплет)

 

¾ Мы приглашаем вас отправиться совсем недалеко – всего на полтора-два столетия назад – в первые десятилетия 19-ого века.

¾ Мы увидим быстрого мальчишку со светло-русыми кудрями, который расположился в карете рядом с важным господином, собственным дядей.

¾ Карете ехать из второй столицы в первую – и мальчика провожают отец, мать, брат, сестра, бабушка, тетки,

¾ произносятся важные и, к счастью, так легко забываемые напутствия;

¾ погружается сундучок с нужнейшими вещами,

¾ тетки дарят "сто рублей на орехи",

¾ и дядя дает слово присматривать за родственником, впервые покидающим отчий дом.

¾ Карета выезжает из Москвы на рассвете июльского дня так, чтобы заночевать в пути, затем проехать еще сутки, опять заночевать, и на третий же день к вечеру можно и успеть в "столичный город Санкт- Петербург".

¾ Но еще через короткое время придется покинуть столичный город и, переместившись совсем немного, верст на 20 к югу, увидеть старинные дворцы и галереи, девушку, разбившую о камень свой бронзовый кувшин.

¾ В Царское Село впервые в жизни едет отрок живой, превеселый, непоседливый.

Песня «Давай поедем в Царское Село» (2,3 куплет)

Музыка гимн «Гаудеамус».

Уходят. Появляется Пушкин. Он что-то ищет. Голоса из-за сцены

- Пушкин!

- Француз!

- Пушкин!

П.: Последний раз в сени уединенья

Моим стихам внимает наш пенат

Лицейской жизни милый брат,

Делю с тобой последнее мгновенье.

Прости, где б ни был я,

В огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья –

Святому братству верен я!

И пусть (услышит ли судьба мои молитвы)

Пусть будут счастливы все, все мои друзья

Музыка гимн «Гаудеамус».

(голоса за сценой)

- Пушкин!

- Отзовись!

- Ау!

(Пушкин прячется, выходят лицеисты)

Пущин: И здесь его нет!

Горчаков: Он с кем-нибудь в уединении. Или же, грозно насупив брови и надув губы, с искусанным от досады пером во рту усиленно борется с прихотливою кокеткою музой.

Дельвиг.: Я знаю средство найти Пушкина, господа!

Пущ.: Пожалуйста, Дельвиг! Что-нибудь невероятное?

Дельв.: Да! Есть одно тайное слово, одно тайное слово, вычитанное мною в некромантии, науке о гробах, которым я могу вызвать его. (У него в руках журнал. Громко.) Пушкин! Твои "Измены" напечатаны в журнале "Музеум". Ты слышишь меня? Вот журнал!

Яковлев: Увы, барон Дельвиг. Разрешите, я испытаю более земной секрет. (Громко.) Кто это идет, господа? Позвольте, это же... Катюша! Она бесподобна! Екатерина Павловна, пожалуйте к нам. Здравствуйте. (Подражая.) Господа, как я рада. А где же Пушкин?

Малиновский (почти басом): Разрешите тогда мне испробовать, друзья, нечто, что на языке военных называется высоким словом «маневр». А мы назовем просто обманом. (Громко.) Идемте, друзья! Очень жаль, что самого ловкого друга, самого смышленого товарища с нами не будет. А яблоки за царским забором так сочны, воровать их так заманчиво. А вы все трусы. Я пойду сегодня один, без Француза, решено!

Дельвиг: Больше ничего мы не сможем придумать, господа мудрецы?

Яковлев (незаметно выдернув книгу у Кюхли, бросает ее на землю.): Кюхель, по-моему, это ваша книга на земле? Ну конечно, это немецкие стихи Шиллера.

Кюхельбекер: Вы наглец, Яковлев. Я слышал, как вы выдернули ее у меня. Извольте ее поднять.

Яковлев: Это просьба или приказание? Если просьба, то я с удовольствием, милый Кюхель - Бекер, подниму для вас любую дрянь (поднимает). Если же приказание, то я не имею ни малейшего желания поднимать что бы то ни было (Бросает. Кюхля в ярости наклоняется. Раздается крик Пушкина)

Пушкин: Кюхель! Замри! Не поднимайся!

(Перепрыгивает через него. Обращается к товарищам)

Пушкин: Без слез, друзья! Сердце бьется радостно! Впереди у каждого своя дорога. Чтобы она ни сулила каждому из нас, прощай, кельи, впереди воля. Больше в Лицейском парке не будет мной прочитано ни строчки.

Промчались годы заточенья;

Недолго, мирные друзья,

Нам видеть кров уединенья

И царско-сельские поля.

Разлука ждет нас у порога,

Зовет нас дальний света шум,

И каждый смотрит на дорогу

С волненьем гордых юных дум.

Прощайте, друзья!

Музыка.

Хор: Петербург!

¾ Петербург великолепен и мрачен.

¾ Город русских императоров носит черты торжественной властности в стиле классического Рима.

¾ Каски, щиты и копья легионеров, рассыпанные по фризам дворцов и решеткам скверов, покрываются на целые месяцы тяжелыми снеговыми шапками или тонут в мглистом тумане болотистых побережий Финского залива.

¾ Бесконечные улицы,

¾ огромные площади,

¾ прямые каналы,

¾ необычайный простор Невы,

¾ пышные купола и золотые стрелы башен,

¾ бронзовые колесницы и дорические капители

¾ все это придает русской столице строгий и горделивый вид.

¾ Как от всякой чрезмерной рассчитанности от него веет холодной скукой.

¾ Ни при одном дворе; ни в одном европейском государстве не развита до такой степени страсть к мишурной театральности, к показной декоративности, к пышным облачениям и громкозвучным парадам, как в Петербурге.

¾ Русский император любит пышный и сложный этикет.

¾ С бесконечной иерархией чинов и трудной иностранной терминологией обрядов и титулов.

Музыка.

¾ Зал был наполнен толпой приглашенных, напряженно ожидавших монаршего выхода.

¾ Искра беглого огня пробежала с легким треском по мякотным нитям, протянутым по всем светильникам,

¾ и несколько тысяч восковых свеч почти мгновенно зажглись.

¾ В палатах русского царя не признавали новых способов освещения.

¾ Невероятное количество свеч, повторенное в перспективе бесчисленных зеркал производило впечатление яркого солнца.

¾ Все перешептываются: император, император, император…

ВАЛЬС

 

¾ В момент, когда танцующие после ужина снова выстроились для кадрили, из соседнего зала вышла одна необыкновенная чета.

¾ Юная женщина, слегка побледневшая от утомления танцами, возвращалась в бальный зал, чуть опираясь о руку своего спутника.

¾ В её взгляде был холод такого великого спокойствия, который свойственен только гениальным полководцам и знаменитым красавицам.

¾ Она входила не одна. Ее рука в длинной белой перчатке спокойно лежала на темном рукаве ее спутника.

¾ На первый взгляд близость этих двух фигур могла показаться контрастной. Но стоило вглядеться в них, чтобы почувствовать, как гармонично они дополняли друг друга.

¾ Лишенный того, что признано считать красотой, т. е. высокого роста, прямых и сухих черт лица, он отличался своеобразной прелестью тонкой и необычной внешности.

¾ Чувствовалось, что именно он имел право вводить в этот круг первую красавицу своей страны.

¾ Можно было ощутить неодолимую магнетическую силу редкого сочетания — неотразимой женской красоты и великой поэтической славы.

Музыка «К Элизе».

Пушкин, Гончарова, Карамзина

Натали (Пушкину): Велите подать лошадей!

(Пушкин молча кланяется и уходит).

К.: С Новым годом Вас, друг мой. А зима 1837 нам долго помниться будет - уж шибко снежная.

Н.: Зима и, верно хороша.

К.: Больно?

Н.: Страсть, какая мигрень разыгралась.

К.: Вам бы отдохнуть от петербургской суеты. Попросите государя, чтоб он велел Пушкину в деревню ехать.

Н.: Я просила государя отпустить нас в Болдино. Пушкину там пишется легко.

К.: Что ж государь?

Н.: Сказал, что деревенская тишина к философствованиям располагает, а Пушкину не философствовать надобно, а трудиться для пользы Отечеству. Ему предстоит труд по истории Петровой, и государь на него уповает.

К.: Александр знает о вашем разговоре с его величеством?

Н.: Зачем ему знать ещё об одной своей неволе? Пусть эта неволя будет ему от меня, все легче.

Как счастлив я, когда могу покинуть

Докучный шум столицы и двора

И убежать в пустынные дубровы,

На берега сих молчаливых вод.

Музыка «К Элизе».

Песня «Пушкин»

Хор: Почтовая станция Выра!

¾ Деревня Выра на Белорусском почтовом тракте была третьей остановкой от Петербурга, где перекладывали почту из одной почтовой кибитки в другую, и где путники меняли лошадей.

¾ Как же выглядела почтовая станция в пушкинское время?

¾ В описаниях тех лет упоминается "дом станционный", т.е. не простая изба, а типовая постройка.

¾ В начале для станции был приспособлен обыкновенный жилой дом. Но вскоре он был перестроен, а к нему добавлен второй, а также другие строения.

¾ По приезде на станцию, путник, чтобы предъявить подорожную, из сеней проходил в смотрительскую комнату.

¾ Здесь смотритель записывал документ, имя и чин проезжающего в специальную шнуровую книгу.

¾ В ней велась регистрация всех проехавших, и можно было узнать, кто бывал здесь и когда.

¾ Согласно подорожной смотритель отпускал полагающееся количество лошадей.

¾ Если же свободных лошадей не было, предлагал отдохнуть на станции. Для этого в станционном доме имелось специальное помещение – "чистая половина для господ проезжающих".

Музыка «Ямщик, не гони лошадей…»

 

¾ Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?

¾ Кто, в минуту гнева, не требовал роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснения, грубость и неисправность,

¾ Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам?

¾ Вяземский писал:

Досадно слышать "Sta viator!"

И, изъясняяся простей:

Извольте ждать, нет лошадей

Когда губернский регистратор

Почтовой станции диктатор

(Ему типун бы на язык!),

Сей речью ставит вас в тупик.

От этого – то русским трактом

Езда не слишком веселит;

Как скачешь, – действие кипит,

Приедешь – стынет за антрактом.

¾ Будем, однако, справедливы.

¾ Что такое станционный смотритель? Сущий мученик 14 класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей).

¾ Какова должность сего диктатора, как шутливо называет его князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покоя ни днем, ни ночью.

¾ Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе.

¾ Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут, – а виноват смотритель.

 

Музыка.

¾ В течении 20 лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые тракты мне известны;

¾ Несколько поколений ямщиков мне знакомы;

¾ Редкого смотрителя не знаю я в лицо;

¾ С редким не имел я дела.

 

Музыка.

Пушкин, Смотритель, Дуня

Пушкин: "День был жаркий. В трех верстах от станции стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. По приезде на станцию первой заботой было поскорее переодеться, а второй – спросить себе чаю.

Смотритель: "Эй, Дуня!" – закричал смотритель, - поставь самовар и сходи за сливками.

Дуня: При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет 14 и побежала в сени.

П.: Красота ее меня поразила. " Это твоя дочка?" – спросил я у смотрителя.

С.: "Дочка–с, - отвечал он с видом довольного самолюбия, - да такая разумная, вся в покойницу мать".

П.: Не успел я расплатиться со старым своим ямщиком,

Д.: как Дуня возвратилась с самоваром.

П.: Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею на меня;

Д.: Она потупила большие голубые глаза;

П.: Я стал с нею разговаривать;

Д.: Она отвечала мне без всякой робости, как девушка, видевшая свет.

С.: Я предложил отцу ее стакан пуншу;

Д.: Дуне подал я чашку чаю,

Все: И мы втроем стали беседовать, как будто век были знакомы.

П.: Наконец я с ними простился;

С.: Отец пожелал мне доброго пути,

Д.: А дочь проводила до телеги.

П.: В сенях я остановился и попросил позволения ее поцеловать;

Д.: Дуня согласилась…

П.: Много могу насчитать я поцелуев. Но не один не оставил во мне столь долгого, столь приятного воспоминания…

 

Песня «Выра»

Музыка.

Я ехал в дальние края;

Не шумных балов жаждал я,

Искал не злата, не честей,

В пыли средь копий и огней.

Желал я душу освежить,

Бывалой жизнию пожить

В забвенье сладком близ друзей

Минувшей юности моей.

Музыка.

Хор: Тригорское!

Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок;

Там друг невинных наслаждений

Благословить бы небо мог

Господский дом уединенный,

Горой от ветров огражденный,

Стоял над речкой. Вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые,

Мелькали селы; здесь и там

Стада бродили по лугам,

И сени расширял густые

Огромный, запущенный сад

Приют задумчивых дриад.

 

¾ Пушкину всегда с детства не хватало родительской ласки и тепла.

¾ В Тригорском же он оказался в кругу расположенной к нему семьи.

¾ У Осиповых-Вульф его всегда встречали радостными возгласами:

Девушки хором: "Ой, Александр Сергеич!"

¾ Сажали на лучшее место,

¾ предупреждали все его желания.

¾ Он подолгу беседовал и сражался в вист с Прасковьей Александровной,

¾ заводил споры и шутил с девушками,

¾ играл и шалил с малышами Машей и Катей.

¾ Прасковья Александровна была для него добрым другом.

¾ Её дочери и падчерица "наши барышни",

¾ а все вместе "милые хозяйки".

¾ Милые хозяйки столь любезного его сердцу тригорского замка, где он не чувствовал себя чужим, а потому называл себя и Михайловским и Тригорским изгнанником, говоря Прасковье Александровне, что путает свое и их жилище.

Музыка.

Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины:

В глуши звучнее голос лирный,

Живее творческие сны.

(выходят тригорские барышни)

1-ая. Каждый день часу в третьем по полудни Пушкин являлся к нам из своего Михайловского.

2-ая. Приезжал он, обыкновенно, на прекрасном аргамаке, а то и приволочится на крестьянской лошаденке. Приходил и пешком.

3-я. Подберется к дому, иногда совсем незаметно. Если летом окна бывали раскрыты, он, шасть, и влезет в окно. Он, кажется, во все перелазил.

1-я. Все у нас, бывало сидят за делом: кто читает, кто работает, кто за фортепиано: сестра Александра дивно играла на фортепиано. Её по истине можно было заслушаться.

2-я. Я, это бывало, сижу за уроками, но пришел Пушкин и все пошло вверх дном. Смех, шутки, говор так и раздаются по всем комнатам.

3-я. Какой он был живой. Никогда не посидит на месте: то ходит, то бегает.

1-я. Пушкин не редко говорил нам экспромты, но так, чтобы прочесть что-нибудь длинное, это делал редко.

2-я. Впрочем читал превосходно, по крайней мере, нам очень нравилось его чтение.

Быть может, в Лете не потонет

Строфа, слагаемая мной;

Быть может (лестная надежда!),

Укажет будущий невежда

На мой прославленный портрет

И молвит: То-то был поэт!

"Куда уж эти мне поэты!"

Прощай, Онегин, мне пора.

"Я не держу тебя; но где ты

Свои проводишь вечера?"

У Лариных. "Вот это чудно.

Помилуй! и тебе не трудно

Там каждый вечер убивать?"

Ни мало. – "Не могу понять.

Отсели вижу, что такое:

Во-первых (слушай, прав ли я?),

Простая русская семья,

К гостям усердие большое,

Варенье, вечный разговор,

Про дождь, про лен, про скотный двор…"

Я тут еще беды не вижу.

"Да скука, вот беда, мой друг."

Я модный свет ваш ненавижу;

Милее мне домашний круг,

Где я могу…. "Опять эклога!

Да полно, милый, ради бога.

Ну что ж? Ты едешь: очень жаль.

Ах, слушай, Ленский; да нельзя ль

Увидеть мне Филлиду эту,

Предмет и мыслей, и пера,

И слез, и рифм et cetera?…

Представь меня". – Ты шутишь; "Нету".

Я рад "Когда же? - Хоть сейчас.

Они с охотой примут нас.

Поедем. –

Поскакали други,

Явились; им расточены

Порой тяжелые услуги

Гостеприимной старины.

Обряд известный угощенья;

Несут на блюдечках варенье,

На столик ставят вощаной

Графин с брусничною водой.

(Аплодисменты барышень. Пушкин кланяется. Одна из барышень садится за фортепиано и музицирует)

Музыка.

¾ В литературное путешествие отправляются не из праздного любопытства. Это дорога для тех, кто ощущает глубокую внутреннюю потребность поклонится дорогим сердцу поэта местам.

¾ С тех пор, как "то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком" исколесил Пушкин Россию "по всем направлениям", прошло более полутораста лет.

¾ Мы родились позже, и наши пути не пересеклись.

¾ Но путешествие по следам великого поэта удивительным образом рождает острое чувство единства нашего существования во Времени.

¾ Возникает и становится понятным ни с чем не сравнимое чувство дороги, и сам путь, долгий, как песня ямщика, проходя сквозь сердце, создает ощущение истории, перетекающей из вчерашнего дня в завтрашний.

 

Музыка «Ямщик, не гони лошадей…»

Поедем, я готов; куда бы вы, друзья,

Куда б ни вздумали, готов за вами я

К подножию ль стены далекого Китая,

В кипящий ли Париж, туда ли, наконец,

Где Тасса не поет уже ночной гребец,

Где древних городов под пеплом дремлют мощи,

Где кипарисовые благоухают рощи,

Повсюду я готов. Поедем…

 

Песня «Ну поедем со мной, ну поехали…»





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.17 сек.