Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Своей судьбой 1 страница




ВАЛЬС

¾ В середине января, испросив на службе отпуск, Пущин на один только день без ночевки отправился к Пушкину.

¾ Выехал из Пскова, где гостил у сестры, ночью – неприметно, к утру уже подъезжал к Михайловскому.

¾ Спускаясь с горы, недалеко уже от усадьбы сани в ухабе так наклонились на бок, что ямщик слетел.

¾ Пущин схватился за вожжи.

¾ Кони несут среди сугробов. Опасности нет. В сторону не бросятся: все лес и снег им по брюхо – править не нужно.

¾ Как будто неожиданно вломились смаху в притворенные ворота при громе колокольца.

¾ Не было силы остановить лошадей у крыльца, протащили мимо и засели в снегу нерасчищенного двора.

Пушкин: Жанно!

Пущин: Пушкин! (обнимаются)

Сумасшедший!.. Здравствуй!.. Простудишься! Ты в одной рубашке, босиком! На дворе страшный холод!

Пушкин: В иные минуты, Жанно, человек не простужается!

(целуются - идут в дом)

 

Песня «Как от бешеной погони»

¾ Спокойный разговор начался за кофе и трубками.

¾ Пять лет разлуки…

¾ Было о чем рассказать, о чем поспорить.

¾ Вспоминали лицей, лицейские проделки, друзей.

¾ В том, что слова Тургенева о двойном надзоре – полицейском и духовном – не вздор. Пущин сам убедился.

¾ Он привез с собой "Горе от ума" Грибоедова, чтобы познакомить Пушкина с этой неразрешенной к печати комедией.

¾ В самый разгар чтения появился нежданный гость – "духовный пастырь" поэта, настоятель Святогорского монастыря Иона.

¾ Монах был деликатен, любезен, но явно хитрил.

¾ Гость пробыл недолго, но его появление говорило о многом.

¾ Незаметно в разговоре коснулись Тайного общества.

 

На авансцену выходят Пушкин и Пущин.

Пущин: Не я один поступил в это новое служение Отечеству.

Пушкин (вскакивая): Верно все это в связи с майором Раевским, которого пятый год держат в Тираспольской крепости и ничего не могут выпытать!

 

¾ Быстрым своим умом Пушкин понял все и связал воедино:

¾ Внезапный арест Владимира Раевского

¾ Его длительное заключение

¾ Собрание у Орлова в Кишиневе

¾ Таинственные съезды в Каменке у Давыдовых

¾ Приезд туда Якушкина – завсегдатая сходок у Никиты Муравьева и Ильи Долгорукова в Петербурге…

¾ Все это звенья одной цепи.

 

Пушкин: Впрочем, я не заставляю тебя, любезный Пущин говорить, может ты и прав, что мне не доверяешь. Верно я этого доверия не стою по многим моим глупостям.

(Пущин обнимает Пушкина)

¾ За окном давно стемнело.

¾ Время шло незаметно.

¾ Из последней бутылки шампанского вылетела пробка.

¾ Ямщик уже запряг лошадей, на часах ударило три.

 

Пущин: Мы еще раз чокнулись стаканами, но грустно пилось: как будто чувствовалось, что последний раз вместе пьем, и пьем на вечную разлуку!

(Резко уходит)

Пушкин: Прощай, друг!

Музыка.

¾ Почти год спустя, темным, холодным декабрьским вечером 1825 года Пушкину уж очень не хотелось уезжать из Тригорского, возвращаться в пустой, неуютный Михайловский дом.

¾ Пушкин совсем было собрался, как в гостиную вбежала испуганная горничная

 

Горничная: Барыня, Арсений приехал!

Праск. Ал.: Зови!

Арсений (в крайнем волнении): Яблоки расторговал, а чтоб купить! Куды там! Такой переполох! Бунт сказывают. Солдаты, караулы, заставы. Ловят слышь кого-то. Ничего не разобрал. Насилу ноги унес!

(Пушкин бледнеет, ему становится почти дурно)

Праск. Ал.: Что с Вами? Вам дурно?

¾ Арсений говорил, непонятно, сбивчиво, но Пушкин все понял:

¾ Бунт. Тайное общество. Пущин. Началось.

¾ Были опубликованы списки арестованных.

¾ С замиранием сердца Пушкин читал длинный список, ожидая неизбежного:

¾ "коллежский советник Иван Пущин"

¾ "Вильгельм Кюхельбекер"

¾ Теперь о чем бы ни думал, о чем бы ни писал, мыслями возвращался все к тому же.

¾ На листах только начатой пятой главы «Онегина» нарисовал профили Пестеля, Пущина, Кюхельбекера, Рылеева, Муравьева-Апостола, Раевского.

¾ И среди них – себя.

(Пушкин на авансцене начинает сидя за столом сжигать свои рукописи)

- Ожидая обыска, а возможно и ареста, сжег свои записки, над которыми так долго работал и которыми так дорожил.

 

Раненым медведем мороз дерёт.

Санки по Фонтанке летят вперёд.

Полоз остер – полосатит снег.

Чьи это там голоса и смех?

Руку на сердце своё положа,

Я тебе скажу: ты не тронь палаша!

Силе такой, становясь поперёк,

ты б хоть других – не себя – поберёг!

 

Белыми копытами лёд колотя,

тени по Литейному – дальше летят.

Я тебе отвечу, друг дорогой, -

гибель нестрашная в петле тугой!

Позорней и гибельней в рабстве таком,

голову выбелив, стать стариком.

Пора нам состукнуть клинок о клинок:

в свободу – сердце моё влюблено!

 

Розовые губы, виток чубук.

Синие гусары – пытай судьбу!

Вот они, не сгинув, не умирав,

снова собираются в номерах.

Скинуты ментики, ночь глубока,

ну-ка – вспеньте-ка полный бокал!

Нальём и осушим и станем трезвей:

За Южное братство, за юных друзей!

 

Глухие гитары, высокая речь…

Кого им бояться и что им беречь?

В них страсть закипает, как в пене стакан:

впервые читаются строфы "Цыган"…

Тени по Литейному летят назад.

Брови из-под кивера дворцам грозят.

Кончена беседа. Гони коней!

Утро вечера – мудреней.

 

Что ж это, что ж это, что ж это за песнь?!

Голову на руки белые свесь.

Тихие гитары, стыньте, дрожа:

синие гусары под снегом лежат!

 

Песня «Декабристский сон»

Музыка.

 

Пушкин:

Когда постиг меня судьбины гнев,

Для всех чужой, как сирота бездомный,

Под бурею главой поник я томной,

И ждал тебя, вещун пермесских дев,

И ты пришел, сын лени вдохновенной,

О Дельвиг мой: твой голос пробудил

Сердечный жар, так долго усыпленный,

И бодро я судьбу благословил.

 

¾ Если приезд Пущина явился для Пушкина нечаянной радостью. Приезд же Дельвига, которого поэт ждал с величайшим нетерпением, откладывался и откладывался.

¾ Дельвиг рвался к другу, но задерживали разные непредвиденные обстоятельства.

¾ Дельвиг приехал нескоро, в полную ростепель в апреле 1825 г.

¾ По дороге он потерял свою шляпу: ветер сорвал ее с головы и унес в полынью на Великой.

 

Дельвиг: А что у тебя: перина или тюфяк? Знаешь ли, так растрясло! А я безумно рад тебя видеть.

Пушкин: Так рад, что хоть прямо на боковую? Как это ты потерял свою шляпу?

Д: Да, понимаешь ли, ветер. Я кричу ей: "Куда? "

П: А она не отвечает?

Д: Вот именно, не отвечает и летит прямо в воду. Забавно… Покурим?

П: Покурим.

(Проходят в комнату. Дельвиг начинает осматриваться)

П: Ты будто забыл свою лень!

Д: А ты вчера будто въехал! На диване халат валяется, стол завален рукописями, кровать кое-как убрана, стул шатается. (поправляет очки)

П: А я так всегда.

 

(Дельвиг роется в своих вещах)

Д: Где же твой "Онегин"… (находит книгу) Мне вдруг показалось, забыл. Жажду услышать как дальше. Помнишь, ты сам мне писал: Бог знает, когда-то мы вместе его почитаем. А вот и довелось… Ты которую пишешь главу?

П: Четвертую.

Чем меньше женщину мы любим,

Тем легче нравимся мы ей,

И тем ее вернее губим,

Средь обольстительных сетей.

 

Дельвиг: Ах, Александр! Поэзия… поэзия! Пение райской птички, которое, слушая, не увидишь, как пройдет тысяча лет!

Музыка, действие переносится в Тригорское.

Анна: В Тригорском Антон Антонович Дельвиг необычайно понравился всем.

Алина: Он вступил в новое для него общество немножко в развалку.

Зизи: Точно медведь не вовсе проснулся весной!

(Дельвиг и Пушкин в окружении барышень).

Д: Я однажды зазвал приятелей, обещав угостить их роскошным обедом, в самую что ни на есть последнюю харчевню. Там даже ложки были к столу привязаны, а на стол подали щи да кашу. А бульвара уж нет. Пушкин, ты знаешь, где Онегин гулял. Начисто вырубили.

Зизи: А почему это Вас так зовут Антон и Ан-то-но-вич?

П: У него и отец тоже Антон Антонович.

Д: Это в роду у нас. И дед, и прадеды мои тоже Антоны Ан-то-но-ви-чи.

П: Дельвиг! Смотри, опять не засни! Все ли вы слышали, как он храпел?

Зизи: Антон Антонович! Прочитайте свою "Хлою"!

Д: Хлоя старика седого

Захотела осмеять

Вместо парня молодого

Пригласить и в гости звать…

А впрочем, Вам рано слушать еще такие стихи, Евпраксия Николаевна!

Зизи: И не Евпраксия Николаевна, а просто Зизи. А кроме того, и Вы вовсе не старый.

Прасковья Ал.: А не почитать ли еще стихов.

П: А что ж? Ну, Дельвиг, прочтем-ка мы вместе.

Зизи: Как вместе?

П: Я, кажется, помню начало. Тряхнем стариной. "На смерть графини Ожаровской". А ты прочитаешь потом свою пародию на смерть кучера Агафона.

Ни прелесть, ни краса, ни радость юных лет

Ни пламень нежного супруга,

Ни сиротство детей, едва узревших свет,

Ни слезы не спасли от тяжкого недуга…

И Ожаровской нет.

Д: А Агафон был кучер в Лицее, отставной солдат с этакой вот бородой.

Ни рыжая брада, ни радость старых лет,

Ни дряхлая твоя супруга,

Ни кони не спасли б от тяжкого недуга.

И Агафона нет.

Погиб, как от копыт огонь во мраке ночи,

Как ржанье звучное усталого коня.

(Все аплодируют. Дельвиг, Пушкин и Анна удаляются. Девушки остаются одни).

 

¾ И все же Тригорскому и прогулкам Дельвиг предпочитал диван, книгу и беседы с Пушкиным.

¾ "Как я был рад баронову приезду! - писал Пушкин брату Льву: он очень мил, наши барышни все в наго влюбились, а он равнодушен, как колода…"

¾ Дельвиг отъехал, как и приехал просто и легко.

¾ Увозил он с собой вторую главу романа "Евгений Онегин" и черновую тетрадь стихов.

(Входят Пушкин и Анна, как бы продолжая начатую беседу)

Пушкин (обращаясь к Анне): А что скажете Вы о нашем бароне?

Анна (шутливо): Что я скажу? А то, что он лучше Вас! Но все-таки… (запинается, переводит разговор на другую тему) А вот я Вам предсказываю, скоро приедет моя кузина Анна Петровна Керн, и Вы влюбитесь в мою прелестную тезку. Хотите пари?

Музыка.

 

¾ Анна Петровна была личностью незаурядной. Умная, образованная с характером волевым и независимым, она обладала при этом редким женским обаянием.

¾ Жизнь не баловала Анну. Отец выдал ее замуж за 54-летнего генерала Ермолая Федоровича Керна, когда ей не было еще 17 лет.

¾ Она была с ним несчастна и искала утешения в книгах и переписке с друзьями. Верной ее корреспонденткой была Анна Николаевна Вульф.

¾ С некоторого времени в письмах Анны начал упоминаться Пушкин.

Керн: Восхищенная Пушкиным я страстно хотела увидеть его, и это желание исполнилось.

 

¾ В тот июньский день Пушкин отправился в Тригорское пешком, захватив толстую суковатую палку и свистнув двух дворовых псов.

¾ В Тригорское он пришел к обеду.

¾ Войдя в столовую, Пушкин увидел, что подле Прасковьи Александровны сидит гостья.

¾ Он узнал ее – Анна Петровна Керн.

¾ Узнал, хотя видел лишь раз в жизни. Шесть лет назад, в Петербурге у Олениных.

¾ Тогда совсем юная, она была прелестна. Теперь – хороша. Так хороша, мила, женственна, что он невольно оробел и потерял дар речи. Прасковья Александровна представила его.

¾ Он низко поклонился и ничего не сказал.

¾ Анна Петровна тоже растерялась.

Керн: Я не нашлась ничего ему сказать. И мы нескоро ознакомились. Да и трудно было с ним вдруг сблизиться; он был очень неровен в общении: то шумно весел, то грустен, то робок, то дерзок, то нескончаемо любезен, то томительно скучен, - и нельзя было угадать, в каком он будет расположении духа через минуту. Через несколько недель тетушка предложила нам всем прогулку в Михайловское. Пушкин очень обрадовался этому, и мы поехали. Погода была чудесная, лунная июньская ночь дышала прохладой и ароматом полей. Приехав же в Михайловское, мы не вошли в дом, а пошли прямо в старый, запущенный сад, "приют задумчивых дриад", с длинными аллеями старых дерев, корни которых, сплетаясь, вились по дорожкам, что заставляло меня спотыкаться, а моего спутника вздрагивать. Он быстро подал мне руку и побежал скоро, скоро, как ученик, неожиданно получивший позволение прогуляться.

Пушкин: На другое утро Анна Петровна уезжала.

Керн: Утром Пушкин пришел в Тригорское и подарил мне на прощание первую главу "Евгения Онегина", в неразрезанных страницах которой лежал вчетверо сложенный листок почтовой бумаги со стихами.

П.: В них было все…

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Стихи заглушает романс «Я помню»

¾ В ночь с 3 на 4 сентября, Пушкину вручили письмо от губернатора Псковской губернии Адеркаса, с указанием явиться в Москву.

¾ Михайловская ссылка окончилась.

¾ За два года, "в глуши лесов сосновых" Михайловского явились миру "Борис Годунов", деревенские главы "Евгения Онегина", "Граф Нулин, ""Цыганы".

¾ Были написаны более ста художественных произведений в самых различных жанрах – поэзии, прозе, драматургии.

¾ Задуманы "Маленькие трагедии", "Русалка", "Сцены из рыцарских времен", "Арап Петра Великого"…

¾ Михайловская ссылка окончилась.

¾ В псковскую губернию приехал пылкий, бесшабашный поэт, привыкший щедро тратить свой дар и саму свою жизнь, как на великие дела, так и на сиюминутные увлечения.

¾ В столицу возвращался известный поэт, повзрослевший, получивший урок терпения, не потерявший способности верить, надеяться, любить.

¾ Осознавший, что гений – это не просто подарок судьбы, это еще и ответственность за него перед будущим.

¾ Михайловская ссылка окончилась.

¾ "Чувствую, что душа моя развилась вполне – я могу творить", - написал он здесь.

Песня «Туда, где рощи пламенеют…»

Музыка

¾ 1827 год. Приближалась осень – время года, которое Пушкин особенно любил, и его потянуло в свой скромный Михайловский кабинет, где так хорошо работалось.

¾ Среди суетливой бесприютной жизни того времени только здесь он мог чувствовать себя дома.

¾ В Михайловском все было по-прежнему и парк, и усадьба, где так заботливо хозяйничала Арина Родионовна.

¾ В августе – сентябре были написаны последние строфы шестой главы "Евгения Онегина" и первые строфы седьмой.

¾ Но не стихи, а проза стали главным делом Пушкина в эти осенние месяцы.

¾ Он писал свое первое крупное прозаическое произведение-роман "Арап Петра Великого".

¾ Обстоятельства складывались так, что после осенней поездки 1827 года до весны 1835 Пушкину не удавалось побывать в Михайловском, хоть он и мечтал об этом.

¾ Он надеялся, что там сможет плодотворно работать, как обычно в осеннюю пору. Но на этот раз все было по-иному.

¾ Поэта не покидают горькие думы о том, что осталось в Петербурге и к чему он вынужден будет возвратиться: материальная необеспеченность, неуверенность в завтрашнем дне, невыносимые для творчества условия, в которые поставила его жизнь.

¾ Пробыв в деревне полтора месяца, 20 октября Пушкин покинул Михайловское.

¾ Написать удалось гораздо меньше, чем рассчитывал.

¾ Через несколько недель, в уютной и светлой гостиной князя Одоевского, беллетриста и публициста, собрались гости. Среди прочих Пушкин.

¾ Неожиданно он повернулся к собеседникам и прочитал:

 

Здравствуй племя

Младое, незнакомое. Не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

 

¾ Таяли свечи. Он не знал, что через полгода умрет мать, и он повезет ее в Михайловское хоронить.

¾ Не знал, что, стоя один в изголовье ее могилы, вдруг примет важное решение.

¾ На монастырском кладбище, у алтарной стены Успенского собора, рядом с дедом, бабушкой и матерью оставалось место.

¾ После панихиды он зайдет к настоятелю и внесет положенную сумму, откупит это место для самого себя.

¾ А в феврале 1837 года, через Тригорское в Михайловское прискачет тройка, и с саней снимут ящик, а из ящика вынут гроб, в котором будет лежать он.

Катерина: Когда произошла эта несчастная дуэль я с матушкой и с сестрой Машей была в Тригорском. О дуэли мы уже слышали, но ничего путем не знали, даже, кажется, и о смерти. В ту зиму морозы стояли страшные. Такой же мороз был и пятого февраля 1837 года. Вдруг видим в окно: едет к нам возок с какими-то двумя людьми, а за ними длинные сани с ящиком. Александр Иванович Тургенев рассказал матушке, что приехали они с телом Пушкина, но, не зная хорошенько дороги в монастырь, свернули сюда. Какой ведь случай, точно Александр Сергеич не мог лечь в могилу без того, чтобы не проститься с Тригорским и с нами.

 

¾ Крестьяне выдолбят в мерзлой земле, помнившей нашествие Стефана Батория и поступь Иоанна Грозного, яму.

¾ И эта земля примет и обнимет его навсегда. Навечно.

¾ И над Синичьей горой будет бить колокол… Как всегда на Руси в дни беды и торжества.

 

Песня «Михайловские рощи» (3 куплет)

 

¾ У каждого человека есть уголок на земле, побывав в котором однажды он стремится туда снова и снова.

¾ Что притягивает нас в этих местах?

¾ Что заставляет возвращаться в Михайловское вновь и вновь?

¾ Почему именно сюда едут к Пушкину?

¾ Возможно, тайна обаяния Михайловского заключена в той частице души, которую отдал ему Пушкин.

¾ Холмы, озёра, перелески, на которых задерживался взгляд поэта, открывают свою тайну, звучат музыкой пушкинской рифмы.

¾ Мы спешим в Пушкинские горы, потому что очень нужно в нашей жизни прикоснуться к великому, вечному, прекрасному.

¾ Великому, но не величавому.

¾ Вечному, но не надменному.

¾ Прекрасному и простому, что дарит душевные силы, поэзию и красоту.

¾ Здесь в Михайловском мы пытаемся обрести себя.

Песня «Михайловские рощи» (полностью)

 

¾ Мир поэзии Пушкина безграничен и бесконечен.

¾ Когда мы сегодня проходим по аллеям парков Михайловского и Тригорского, мы невольно вспоминаем строчки пушкинских стихотворений.

¾ Здесь в Михайловском, "в глуши лесов сосновых" время для нас как бы смещается, мы слышим голос живого поэта.

¾ Мир поэзии Пушкина безграничен и бесконечен.

¾ Когда мы сегодня проходим по аллеям парков Михайловского и Тригорского, мы невольно вспоминаем строчки пушкинских стихотворений.

¾ Здесь в Михайловском, "в глуши лесов сосновых" время для нас как бы смещается, мы слышим голос живого поэта.

¾ Места, связанные с жизнью гения, несут в себе особый смысл

¾ У каждого человека есть уголок на земле, побывав в котором однажды он стремится туда вновь и вновь, пусть даже в мыслях.

¾ Тайна обаяния Михайловского заключена в той частице души, которую отдал ему Пушкин.

¾ Тайна безмерного обаяния Пушкина в том, что он в каждое мгновение жизни, в каждой её песчинке видел, ощущал, переживал огромный, вечный вселенский смысл.

¾ И поэтому, он не просто любил жизнь во всех её проявлениях, жизнь была для него величайшим таинством, величайшим действием.

¾ И поэтому он был велик во всём: и в своих надеждах, и в своих заблуждениях, и в своих победах, и в своей любви к людям, к природе, в любви к Родине, к её истории, её будущему.

¾ Здесь в Михайловском, в тишине старых еловых аллей мы пытаемся обрести себя. Поняв их язык, мы лучше поймаем и его самого, по-новому воспринимаем с детства знакомые стихи.

¾ Места, связанные с жизнью гения, несут в себе особый смысл.

¾ Судьба этих мест, подчас никому прежде неведомых, сплетается с судьбой народа, отражает его путь, характер, устремления.

¾ Среди них особо дорогие места, связанные с жизнью и творчеством Пушкина на Псковской земле: Михайловское, Тригорское, Петровское.

¾ И то, что казалось нам в них до этого несущественным и малозначимым, вдруг оборачивается значимым и существенным.

 


гордимся

мы…»

Пушкинская композиция,

составленная для поездки в Пушкинские Горы зимой 2004 г.

(на основе материалов композиции лета 1988г.)


В ролях:

 

Пушкин Александр Сергеевич - Исупов Женя

Муравьев Никита Михайлович - Исупов Женя

Пущин Иван Иванович – Попов Саша

Горбачевский Иван Иванович - Попов Саша

Пестель Павел Иванович - Попов Саша

Дельвиг Антон Антонович – Черепанов Паша

Волконский Сергей Григорьевич - Черепанов Паша

Император Николай I – Черепанов Паша

Цейдлер Иван Богданович (гражданский губернатор Иркутска) - Черепанов Паша

Рылеев Кондратий Фёдорович - Черепанов Паша

Кюхельбекер Вильгельм Карлович – Пермяков Саша

Александр Раевский - Пермяков Саша

Арсений (крепостной Осиповой-Вульф) - Пермяков Саша

Пафнутий (дворовый Цейдлера) - Пермяков Саша

Прасковья Александровна Осипова-Вульф - Максимова Катя

Княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая - Пятова Яна

Муравьева Александра Григорьевна (жена декабриста) - Ямлиханова Диляра

 

Танцевали вальс (в начале композиции):

 

Пермяков Саша – Ямлиханова Диляра

Исупов Женя – Пятова Яна

Попов Саша – Гранатова Юля

Черепанов Паша – Куклина Аня

 

Танцевали вальс (в конце композиции):

 

Пермяков Саша – Гранатова Юля

Исупов Женя – Куклина Аня

Попов Саша – Пятова Яна

Черепанов Паша – Ямлиханова Диляра


¾ Служить Родине можно по-разному.

¾ Можно на ратном поле

¾ или на дипломатическом поприще,

¾ в кабинете ученого

¾ или распустив паруса дальних экспедиций,

¾ можно служить ей лирой

¾ или … выйти на Сенатскую площадь…

¾ Разные люди и разные судьбы…

¾ Поэтов и военных, путешественников и министров - всех тех, о ком пойдет речь, объединяет одно - "пламенная любовь к отчеству".

¾ По какую бы сторону черты, проведенной 14 декабря 1825 года, ни оказались эти люди - они хотели действовать во имя блага родной страны, потому что были истинными сынами отечества.

 

П есня «Вы, чьи широкие шинели»

¾ Декабристы - в основном участники Отечественной войны 1812 года и Заграничного похода русской армии.

¾ "Войска, от генералов до солдат, пришедши назад, только и толковали: "как хорошо в чужих землях". Сравнение со своим, естественно, произвело вопрос: почему же не так у нас?"

¾ Они возвращались на Родину в ожидании обновления России, освобождения крепостных, самоотверженно сражавшихся рядом с ними в армии и партизанских отрядах.

¾ "Мы были сыны 1812 года. Порывом нашего сердца было жертвовать всем, даже жизнью, во имя любви к Отечеству. В наших чувствах не было эгоизма. Призываю в свидетели самого Бога".

¾ Они верили, что перемены в России возможны, и готовы были бороться за них. Вскоре после войны возникли первые декабристские организации.

 

Музыка.

¾ Май 1817 года.

¾ "Санкт-Петербугские ведомости" приглашают "публику и родителей" на выпускные экзамены Царскосельского лицея.

¾ 17 дней,

¾ 15 экзаменов!

¾ 31 мая - последний экзамен.

¾ Свобода!

¾ Наступают дни прощанья.

 

Музыка. Сцена бала. Кюхельбекер с дамой.

Дама: Неужели вы об этом не думали, не поверю.

Кюхельбекер (сбиваясь с такта): Я сам удивляюсь.

Дама: Но вас же что-нибудь влечет в жизни?

Кюхельбекер (наступает ей на ногу): Простите, я, кажется...

Дама: Я не могу вернуться без ответа.

Кюхельбекер: Да! Да! (вдруг смеется)

Дама: Будьте серьезны. Чему вы смеетесь?

Кюхельбекер: Я вспомнил, кем я хочу быть. Я больше всего хотел бы стать танцором. (дама смеется) Нет, серьезно...

(Все замирают, на передний план выходит актер, играющий Кюхлю).

Актер: В Царском Селе лицеисты встретились с будущими членами Тайных обществ, среди них Чаадаев, Каверин, прапорщик Муравьев, адъютант Пестель, полковник Глинка…

 

Иван Пущин и дама.

Дама: Я вас видела вчера у Энгельгардта. Вы совсем не обращали на меня внимания. Все говорили с каким-то гусаром. С Семеновым, кажется? О чем вы с ним говорили?

Пущин: О государстве, о предметах общественных, о зле существующего у нас распорядка вещей...

Дама: Тише, тише... кажется, нас слышат. Как можно говорить о таком!

Пущин: Что же делать? Вы сами задали мне вопрос!

Дама: Вы, наверное, станете дипломатом или директором департамента?

Пущин: О, нет - никогда! Я просто хочу быть честным человеком и приносить пользу своему отечеству. А сие с этими должностями несовместимо...

(Все замирают, на передний план выходит актер, играющий Пущина).

Актер: Еще в Лицее вместе со своими товарищами - Вольховским, Кюхельбекером, Дельвигом - Пущин входил в члены Священной артели. Пущин близко сошелся с «артельщиками», будущими декабристами-братьями Муравьевыми.

 

Шесть лет промчались, как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины,

И уж отечества призванье

Гремит, нам – шествуйте, сыны!

Друг на друге остановите

Вы взор с прощальною слезой,

Храните, о, друзья, храните

Ту ж дружбу с тою же душой

То ж к славе чистое стремленье

То ж правде – да, неправде – нет!

В несчастье – гордое терпенье, а в счастье – всем равно привет!

Простимся, братья, руку в руку!

Обнимемся в последний раз!

Судьба на вечную разлуку,

Быть может, здесь, сроднила нас.

Кюхля (Дельвигу): Я даже не ожидал от тебя таких стихов!

Да, неправде – нет! Неправде – нет!

Пущин: Что ж, братцы… простимся?

Кюхля: Жанно, мы не оставим друг друга! Неужто забудем? Ведь у нас дело…дело общее, Александр, скажи ему! на всю жизнь!

(Все обнимаются).

Пушкин: Прощай, Лицей!

 

¾ В 1818 году возник Союз Благоденствия, членами его вместе с Пущиным стали Кюхельбекер и Вольховский.

¾ Пущин не раз хотел открыться Пушкину, но удерживался, слишком он был на виду, не сдержан на язык, быстро знакомился со случайными людьми.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.217 сек.