Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Песня «Цыганская»




ВАЛЬС.

¾ В мае 1820 года Пушкин за вольнолюбивые стихи и политические эпиграммы был выслан из Петербурга на юг.

¾ Южная ссылка стала для Пушкина чередой путешествий: Екатеринослав, Пятигорск, Кавказ, Крым, Кишинев, Одесса.

¾ Четыре года, проведенных на юге, напоминали насыщенный авантюрный роман.

¾ Богатая южная природа, яркое солнце, восточный колорит воплотились в романтических поэмах Пушкина.

¾ Однажды Александр Сергеевич поехал в Долну, а оттуда они проехали лесом в Юрчены и, конечно, посетили лесных цыган.

¾ Табор этот имел старика булибашу (старосту), известного своим авторитетом среди цыган;

¾ У старика была красавица дочь. Её звали Земфирой;

¾ Она была высокого росту с большими чёрными глазами и вьющимися длинными косами.

¾ Александр Сергеевич был поражён красотой цыганки, что на некоторое время остался в цыганском таборе.

¾ По целым дням он и Земфира бродили в стороне от табора или молча сидели средь поля.

¾ Цыганка Земфира не знала по-русски, Александр Сергеевич не знал, конечно, ни слова на том цыганско-молдавском наречии.

¾ Если бы не ревность Пушкина, который заподозрил Земфиру в некоторой склонности к одному молодому цыгану, то эта идиллия затянулась бы ещё на долгое время,

¾ Но ревность положила всему самый неожиданный конец.

¾ В одно раннее утро Александр Сергеевич проснулся в шатре один-одинёшенек,

¾ Земфира исчезла из табора…

 

Цыганы шумною толпой

По Бессарабии кочуют.

Они сегодня над рекой

В шатрах изодранных ночуют.

Как вольность, весел их ночлег

И мирный сон под небесами;

Между колесами телег,

Полузавешанных коврами,

Горит огонь; семья кругом

Готовит ужин; в чистом поле

Пасутся кони; за шатром

Ручной медведь лежит на воле.

Всё живо посреди степей:

Заботы мирные семей,

Готовых с утром в путь недальний,

И песни жен, и крик детей,

И звон походной наковальни.

Но вот она; за нею следом

По степи юноша спешит;

Цыгану вовсе он неведом.

"Отец мой, – дева говорит, –

Веду я гостя; за курганом

Его в пустыне я нашла

И в табор на ночь зазвала.

Он хочет быть как мы цыганом;

Его преследует закон,

Но я ему подругой буду

Его зовут Алеко – он

Готов идти за мною всюду".

 

Старик:

Я рад. Останься до утра

Под сенью нашего шатра

Или пробудь у нас и доле,

Как ты захочешь. Я готов

С тобой делить и хлеб и кров.

Будь наш – привыкни к нашей доле,

Бродящей бедности и воле –

А завтра с утренней зарей

В одной телеге мы поедем;

Примись за промысел любой:

Железо куй – иль песни пой

И селы обходи с медведем.

Алеко:

Я остаюсь.

Земфира:

Он будет мой:

Кто ж от меня его отгонит?

Земфира:

Скажи, мой друг: ты не жалеешь

О том, что бросил на всегда?

Алеко:

Что ж бросил я?

Земфира:

Ты разумеешь:

Людей отчизны, города.

Алеко:

О чем жалеть? Когда б ты знала,

Когда бы ты воображала

Неволю душных городов!

Там люди, в кучах за оградой,

Не дышат утренней прохладой,

Ни вешним запахом лугов;

Любви стыдятся, мысли гонят,

Торгуют волею своей,

Главы пред идолами клонят

И просят денег да цепей.

Что бросил я? Измен волненье,

Предрассуждений приговор,

Толпы безумное гоненье

Или блистательный позор.

Земфира:

Но там огромные палаты,

Там разноцветные ковры,

Там игры, шумные пиры,

Уборы дев там так богаты!..

Алеко:

Что шум веселий городских?

Где нет любви, там нет веселий.

А девы… Как ты лучше их

И без нарядов дорогих,

Без жемчугов, без ожерелий!

Не изменись, мой нежный друг!

А я… одно мое желанье

С тобой делить любовь, досуг

И добровольное изгнанье!

 

Музыка.

 

¾ Лето 1824 г. Перед Пушкиным снова лежала дорога, и снова не по своей воле.

¾ Дорога вела домой.

¾ Впереди было тихое Михайловское.

¾ После шумной и открытой одесской жизни его ожидала глухая деревня.

¾ Вокруг серое небо, сырая осень, скудная природа севера.

¾ Но несмотря ни на что и наперекор всему Пушкин упорно работал.

 

Музыка.

 

"Куда? Уж эти мне поэты!"

– Прощай, Онегин, мне пора.

"Я не держу тебя; но где ты

Свои проводишь вечера?"

– У Лариных. – "Вот это чудно.

Помилуй! и тебе не трудно

Там каждый вечер убивать?"

– Ни мало. – "Не могу понять.

Отселе вижу, что такое:

Во‑первых (слушай, прав ли я?),

Простая, русская семья,

К гостям усердие большое,

Варенье, вечный разговор

Про дождь, про лён, про скотный двор..."

 

– Я тут еще беды не вижу.

"Да, скука, вот беда, мой друг".

– Я модный свет ваш ненавижу;

Милее мне домашний круг,

Где я могу... – "Опять эклога!

Да полно, милый, ради бога.

Ну что ж? ты едешь: очень жаль.

Ах, слушай, Ленской; да нельзя ль

Увидеть мне Филлиду эту,

Предмет и мыслей, и пера,

И слез, и рифм et cetera?..

Представь меня". – Ты шутишь. – "Нету".

– Я рад. – "Когда же?” – Хоть сейчас.

Они с охотой примут нас.

 

Поедем. ‑

Поскакали други,

Явились; им расточены

Порой тяжелые услуги

Гостеприимной старины.

Обряд известный угощенья:

Несут на блюдечках варенья,

На столик ставят вощаной

Кувшин с брусничною водой,

Они дорогой самой краткой

Домой летят во весь опор.

Теперь послушаем украдкой

Героев наших разговор:

– Ну что ж, Онегин? ты зеваешь. ‑

– "Привычка, Ленской". – Но скучаешь

Ты как-то больше. – "Нет, равно.

Однако в поле уж темно;

Скорей! пошел, пошел, Андрюшка!

Какие глупые места!

А кстати: Ларина проста,

Но очень милая старушка,

Боюсь: брусничная вода

Мне не наделала б вреда.

 

 

Скажи: которая Татьяна?"

– Да та, которая грустна

И молчалива, как Светлана,

Вошла и села у окна. ‑

"Неужто ты влюблен в меньшую? "

– А что? – "Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

В чертах у Ольги жизни нет.

Точь‑в‑точь в Вандиковой Мадоне:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне.

Владимир сухо отвечал

И после во весь путь молчал.

Музыка.

 

¾ В ночь с 3 на 4 сентября 1826 г. Пушкину вручили письмо с указанием явиться в Москву.

¾ Михайловская ссылка окончилась.

¾ После двухлетнего затворничества, дружеских визитов в Тригорское, кратких поездок в Псков предстоит новая дорога, в конце которой неизвестность. Дорога в Москву на аудиенцию к царю. Однако все закончилось благополучно. Царь благосклонно отнесся к поэту, назвал умнейшим человеком России.

¾ Пушкин мечется, ему не сидится на месте:

¾ В 1826 году, после разговора с царем и краткого пребывания в Москве, он едет в ноябре в Михайловское,

¾ Но в декабре уже возвращается в Москву,

¾ Откуда в мае 1827 года едет в Петербург,

¾ В июне - в Михайловское,

¾ В октябре - снова в Петербург.

¾ В 1828 году - ряд неудачных попыток уехать в длительное путешествие:

¾ Просьбы разрешить ему поездку в действующую армию на Турецкий фронт, за границу - в Европу, в Азию - встречают отказы.

¾ В октябре 1828 года Пушкин уезжает в тверское поместье Вульфов Малинники,

¾ Откуда в декабре - в Москву, затем снова в Малинники, Петербург.

¾ В начале марта 1829 он уже вновь в дороге:

¾ Едет из Петербурга в Москву, где сватается к Н.Н. Гончаровой, и уезжает на Кавказ (Орел - Кубань - Тифлис - Каре - Арзрум).

¾ 20 сентября 1829 года он в Москве.

¾ 6 мая 1830 года - помолвка с Н.Н. Гончаровой и поездка с нею в имение деда невесты Полотняный завод.

¾ 3 сентября 1830 года Пушкин женихом уезжает в отцовское поместье в Нижегородской губернии Болдино.

Музыка.

 

¾ На душе у него было тяжело, смутно, тревожно, как, может быть, еще никогда.

¾ Пред самым отъездом из Москвы будущая теща сделала ему сцену, наговорила ему грубых оскорблений - и он счел долгом вернуть Наталье Николаевне ее слово.

¾ Он чувствовал себя точно в плену у судьбы: вся эта семья Гончаровых, московские сплетни о нем, приданое, мучительная мысль о деньгах, раздел Болдина, холера.

¾ Все сплелось вокруг него в бесовской пляске: так представилось ему теперь его положение; этот образ жизни он и нарисовал в "Бесах".

 

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин…

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

 

Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре…

Сколько их! Куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

 

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне...

 

Музыка.

Песня «Мой конь»

Музыка.

 

¾ Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?

¾ Кто, в минуту гнева, не требовал роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснения, грубость и неисправность,

¾ Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам?

¾ Будем, однако, справедливы.

¾ Что такое станционный смотритель? Сущий мученик 14 класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей).

¾ Какова должность сего диктатора, как шутливо называет его князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покоя ни днем, ни ночью.

¾ Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе.

¾ Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут, – а виноват смотритель.

¾ В течение 20 лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые тракты мне известны;

¾ Несколько поколений ямщиков мне знакомы; редкого смотрителя не знаю я в лицо; с редким не имел я дела.

 

Пушкин.: "День был жаркий. В трех верстах от станции стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. По приезде на станцию первой заботой было поскорее переодеться, а второй – спросить себе чаю.

Смотритель.: "Эй, Дуня! – закричал смотритель, - поставь самовар и сходи за сливками.

Дуня.: При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет 14 и побежала в сени.

Пушкин.: Красота ее меня поразила. "Это твоя дочка?" – спросил я у смотрителя.

Смотритель.: "Дочка–с, - отвечал он с видом довольного самолюбия, - да такая разумная, вся в покойницу мать".

Пушкин: Не успел я расплатиться со старым своим ямщиком,

Дуня: Как Дуня возвратилась с самоваром.

Пушкин: Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею на меня;

Дуня: Она потупила большие голубые глаза;

Пушкин: Я стал с нею разговаривать;

Дуня: Она отвечала мне без всякой робости, как девушка, видевшая свет.

Смотритель: Я предложил отцу ее стакан пуншу;

Дуня: Дуне подал я чашку чаю,

Хор: И мы втроем стали беседовать, как будто век были знакомы.

Пушкин: Наконец я с ними простился;

Смотритель: Отец пожелал мне доброго пути,

Дуня: А дочь проводила до телеги.

Пушкин: В сенях я остановился и попросил позволения ее поцеловать;

Дуня: Дуня согласилась…

 

Музыка.

Песня «Выра»

Музыка.

¾ Оренбургский край поэт посетил осенью 1833 г.

¾ Эта поездка занимает особое место в жизни Александра Сергеевича.

¾ На Южный Урал он стремился давно, с тех пор, как возникли у него творческие планы написать исторический очерк об Емельяне Пугачеве.

¾ Пушкину предстояло проехать на почтовых лошадях в течение полутора месяцев около 3000 верст - от Петербурга до Уральска: Ярополец, Москва, Нижний Новгород, Ка­зань, Симбирск, Оренбург - с редкими холодными ночлегами без всякого намека на относительный хотя бы комфорт, иной раз о еде приходилось лишь мечтать.

¾ Из письма А.С. Пушкина жене:

А.С.Пушкин: “Третьего дня, выехав ночью, отправился я к Оренбургу. Только выехал на большую дорогу, заяц перебежал мне ее. Черт его побери, дорого бы я дал, чтобы его затравить. На третьей станции стали закладывать мне лошадей - гляжу: нет ямщиков - один ослеп, другой пьян и спрятался. Пошумев изо всей мочи, решился я возвратиться и ехать другой дорогой; по этой на станциях везде по 6 лошадей, а почта ходит четыре раза в неделю. Повезли меня обратно - я заснул - просыпаюсь утром - что же? не отъехал я и пяти верст. Гора - лошади не везут - около меня человек 20 мужиков. Черт знает, как Бог помог - наконец взъехали мы, и я воротился в Симбирск. Дорого бы дал я, чтобы быть борзой собакой; уж этого зайца я бы отыскал. Теперь еду опять другим трактом. Авось без приключений”.

 

Музыка.

 

¾ В одной из казачьих станиц, недалеко от Оренбурга Александр Сергеевич нашел старую казачку, которая знала, видела и помнила Пугачёва.

¾ Пушкин разговаривал с нею целое утро;

¾ Ему указали, где стояла изба, обращенная в золотой дворец...

¾ Указали на гребни, где, по преданию, находится огромный клад Пугачева, зашитый в рубаху, засыпанный землей и покрытый трупом человеческим, чтобы отвесть всякое подозрение и обмануть кладоискателей, которые, дорывшись до трупа, должны подумать, что это - простая могила.

¾ Старуха спела также несколько песен, относившихся к тому же предмету, и Пушкин дал ей на прощание червонец.

Музыка.

Песня «Пугачёв»

Музыка.

Гринев/Пушкин: Я слыхал о тамошних метелях, и знал, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции, и велел ехать скорее. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло.

ямщик (закричал) "Ну, барин, беда: буран!"...

Гринев: Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой

свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и

Савельича; лошади шли шагом - и скоро стали.

Гринев (спросил ямщика с нетерпением): "Что же ты не едешь?"

Ямщик: "Да что ехать? невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом.

Савельич (сердито): "И охота было не слушаться, воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря б утихла,

отправились бы далее. И куда спешим? Добро бы на свадьбу!"

Гринев (закричал) "Эй, ямщик! смотри: что там такое чернеется?"

Ямщик (всматриваясь): А бог знает, барин, воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что шевелится. Должно быть, или волк или человек.

Ямщик (закричал) "Гей, добрый человек! Скажи, не знаешь ли где дорога?"

Пугачев: Дорога-то здесь; я стою на твердой полосе, да что толку?

Гринев: Послушай, мужичок, знаешь ли ты эту сторону? Возьмешься ли ты довести меня до ночлега?

Пугачев: "Сторона мне знакомая, слава богу. Да вишь какая погода: как раз собьешься с дороги.

Пугачев (ямщику): "Ну, слава богу, жило недалеко; сворачивай вправо да поезжай".

Ямщик (с неудовольствием) – А почему ехать мне вправо? Где ты видишь дорогу

Гринев: "В самом деле" "почему думаешь ты, что жило не далече?"

Пугачев: А потому, что ветер оттоле потянул, и я слышу, дымом пахнуло; знать, деревня близко.

Гринев: Я велел ямщику ехать.

(Лошади тяжело ступали по глубокому снегу. Кибитка тихо подвигалась, то въезжая на сугроб, то обрушаясь в овраг и переваливаясь то на одну, то на другую сторону. Это похоже было на плавание судна по бурному морю. Савельич охал, поминутно толкаясь о мои бока. Я опустил цыновку, закутался в шубу и задремал, убаюканный пением бури и качкою тихой езды.)

(ямщик уходит)

2сцена

Гринев: Что, брат, прозяб?

Пугачев: "Как не прозябнуть в одном худеньком армяке. Был тулуп, да что греха таить?

заложил вечор у цаловальника: мороз показался не велик".

Пугачев: "Ваше благородие, сделайте мне такую милость, - прикажите поднести стакан вина; чай не наше казацкое питье".

Гринев: Савельич, дай ему полтину на водку.

Савельич (нахмурился) "Полтину на водку! за что это? За то, что ты же изволил подвезти его к постоялому двору? Воля твоя, сударь: нет у нас лишних полтин. Всякому давать на водку, так самому скоро придется голодать".

Гринев (хладнокровно): Хорошо, если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой зайчий тулуп.

Савельич: "Помилуй, батюшка Петр Андреич! Зачем ему твой зайчий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке".

Пугачев: Это, старинушка, уж не твоя печаль, пропью ли я или нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить и слушаться.

Савельич (сердитым голосом): "Бога ты не боишься, разбойник! Ты видишь, что дитя еще не смыслит, а ты и рад его обобрать, простоты его ради. Зачем тебе барский тулупчик? Ты и не напялишь его на свои окаянные плечища".

Гринев: Прошу не умничать, сейчас неси сюда тулуп.

Савельич (простонал): "Господи владыко! Зайчий тулуп почти новешенький! и добро бы кому, а то пьянице оголтелому!"

(Мужичок тут же стал его примеривать, был немножко для него узок. Однако он кое-как умудрился, и надел его, распоров по швам. Савельич чуть не завыл, услышав, как нитки затрещали. Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком).

Пугачев (низким поклоном): "Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей".

Гринев: Он пошел в свою сторону, а я отправился далее, не обращая внимания на досаду Савельича, и скоро позабыл о вчерашней вьюге, о своем вожатом и о зайчьем тулупе.

 

Музыка.

¾ К Пушкину идёшь всю жизнь.

¾ Вслед за ним мы отправляемся в путешествие по страницам его произведений

¾ Отправляемся и в другие путешествия, в пространстве нашей земли, нашей природы

¾ Конечно многие места, связанные с ним изменились, он сам узнал бы их едва ли.

¾ Надо обладать сильным воображением, чтобы представить то, чего нельзя увидеть своими глазами.

¾ Но мы с увлечением проделываем эту работу

¾ Она позволяет лучше понять и почувствовать Пушкина

¾ "Бегут, меняясь, наши лета, меняя всё, меняя нас"

¾ Но неизменна наша тяга к поэту, к местам, которые когда-то посещал он

¾ Он учит нас мудрости и спокойствию, ведя за собой из Москвы в Царское село, из Петербурга в Крым, в Молдавию, Одессу, на Кавказ, в Оренбургские степи

 

 

Поедем, я готов; куда бы вы, друзья,

Куда б ни вздумали, готов за вами я

К подножию ль стены далекого Китая,

В кипящий ли Париж, туда ли, наконец,

Где Тасса не поет уже ночной гребец,

Где древних городов под пеплом дремлют мощи,

Где кипарисовые благоухают рощи,

Повсюду я готов. Поедем…

 

Песня «Ну поедем со мной, ну поехали…»


 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.126 сек.