Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинар №6




Русская философия

 

После подавления восстания декабристов открыто заниматься

свободным философствованием стало трудно.

Оживление философской мысли было связано со спором славя-

нофилов и западников. Поводом к началу спора стали публикации

П.Я. Чаадаевым «Философических писем».

Петр Яковлевич Чаадаев (около 1793–1856) принадлежал к по-

колению высокообразованных офицеров русского общества начала

XIX века, совершившего победоносный поход против Наполеона за

свободу Отечества, воспринявшего идеи европейского либерализма,

желавшего для России просвещения на европейский манер. Чаадаев

выступил с оригинальной концепцией христианской философии. В

первом из восьми знаменитых «Философических писем» (1836), он не

мог «вдоволь надивиться необычайной пустоте нашего социального

существования», в то время как в Европе шла неустанная работа «со-

циальной идеи христианства». Это было первой пессимистической по-

становкой вопроса о прошлом Отечества в русской философии: «мы

живем одним настоящим... без прошедшего и будущего» и «прошлое

России – пусто, настоящее – невыносимо, а будущего у неё нет».

Царство Божие на земле для Чаадаева – цель, высшая фаза чело-

веческой природы, разрешение мировой драмы. Христианство для не-

го было не только нравственной системой, но универсальной и вечной

Божественной силой в духовном мире.

Созидание Царства Божия на земле сообразно идеям долга, зако-

на и порядка – вот результат деятельности европейского сообщества,

идущего к началу XIX века по пути установления совершенного строя.

Но этот процесс, считал Чаадаев, прошел мимо нас. Русское прошлое,

«печальная» история нашей юности, наполненная «бесцветным и

мрачным» существованием периодов «дикого варварства, грубого суе-

верия и иноземного владычества», – это собирание земель в единое

государство и его оборона.

Для Чаадаева русский народ вовсе не сочетает в себе духовных

основ Востока (воображения) и Запада (разума), а потому «мы растем,

но не созреваем», составляя «пробел» в порядке разумного существо-

вания человечества. «Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ни-

чего у мира не взяли, мы не внесли в массу человеческих идей ни од-

ной мысли, мы ни в чём не содействовали движению вперёд человече-

ского разума...». С таким выводом не могли согласиться ни славяно-

филы, ни западники.

 

 

Спор о судьбе России

 

  Славянофилы Западники Почвенники
Представители А.С. Хомяков, И.В. Киреевский   А.И. Герцен, Б.Н. Чичерин А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский  
Идеал общества   Россия до Петра   Западная Европа Россия православная с удобствами Западной Европы  
Реформы Вернуться к общине   Либерализация и развитие частной собственности Сохранение крестьян- ской общины, в городе – капитализм
Форма правления   Самодержавие Парламентская республика   Самодержавие, ограни- ченное коллегиальным, избираемым органом
Религия Православие. Церковь и вера – основа исто- рии и общества Католицизм или атеизм. Секуляризм Православие. Церковь и вера – основа общества  
Основа ор- ганизации жизни   Коллективизм   Индивидуализм Преобладание коллекти- визма над индивидуа- лизмом  

 

 

Писатель Алексей Степанович Хомяков (1804−1860) − при-

знанный глава славянофильства. Говоря об идее западников «дого-

нять Европу», он отмечал, что пока Русь преклонялась перед «истука-

ном ханским» в период монгольского владычества, защищая христиан-

ский мир от магометанского, она дала европейским народам возмож-

ность для обучения наукам и искусствам у греков.

Хомяков считал Россию специфическим типом культуры. В русской

общине он усматривал экономическую основу России и гарантию её

своеобразия, но этот взгляд не был историческим; община у него −

величина постоянная. Хомяков говорил об идеальном православии,

противопоставляя его католицизму реальному. Цельность и органич-

ность допетровской России противопоставлялась им реальной раздво-

енности западной культуры, в которой все «механизировано» и «ра-

ционализировано». Всё в жизни людей должно быть основано не на

формально-юридических, правовых гарантиях, но на доверии, любви

и свободе.

Для религиозно-философского учения Хомякова основополагаю-

щим было понятие «соборности», означающее церковную общность

людей, объединённых верой, с гарантией духовной целостности лич-

ности, истинности познания и примирения свободы каждого в христианской

любви и «согласно единству всех». Русское православие − есть

форма христианского вероисповедания, сохраняющая в своей жизнен-

ной практике соборный дух. Хранение древнего патриархального быта

в единстве с органической государственностью способно высветить

потенциальные возможности русского духа по отношению к духу ев-

ропейскому и дать жизненное существование христианству в его окончательном синтезе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 205; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.