Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальный аспект




Экология.

Угроза экологическому равновесию и его нарушение – результат сложного взаимоотношения трех систем: природной, технической, социальной. Социально-экологическая тематика в настоящее время становится все более актуальной, так как в ее компетенции находятся стратегические направления решения глобальных, региональных и локальных экологических проблем.

Пути выхода из экологического кризиса находятся не только в сфере технических решений по защите окружающей среды и естественнонаучных исследований, но и в социальной сфере – в областях морали, культуры, психологии, экономики, права и, конечно, образования. Характерно, что все эти гуманитарные области постепенно «экологизируются» и, объединяясь в пограничных с естественными и техническими науками зонах, постепенно рождают новую науку, которую называют то «социальной экологией», то «экологией человека».

Одни исследователи считают, что речь идет о самостоятельных дисциплинах, другие в экологии человека выделяют 2 раздела: биологические и социально-демографические аспекты.

 

Глава 1. Предмет, задачи, функции, ключевые проблемы социальной экологии.

За последние десятилетия вследствие ускоренного развития экономики, материального производства наметились существенные изменения в естественных параметрах биосферы. В широких масштабах загрязняется окружающая среда, истощаются природные ресурсы. Определить экологически безопасную стратегию и тактику преобразующей деятельности общества, условия его устойчивого развития призвано новое направление экологии - социальная экология. Термин социальная экология - предложили американские исследователи, представители Чикагской школы социальных психологов, Р. Парку и Е. Берджес в 1921 году. [Биологическая экология человека долго "заслоняла" гуманитарную социальную экологию от взоров передовой научной общественности.]

Становление социоэкологии, как науки. Исторически, социальная экология оформляется в рамках социологических наук в 60-е годы ХХ века. Ее развитие ускоряется после Всемирного социологического конгресса в Эвиане (1966 г.). На экологическом конгрессе в Варне (1970 г.) сформирован комитет международной Социологической ассоциации по социоэкологии. Тем самым были созданы предпосылки для быстрого развития и более четкого определения предмета социальной экологии. Рассмотрим основные положения, концепции, категории, этой науки, находящиеся на стадии формирования.

Социальная экология как часть экологии человека представляет собой комплекс научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп) с природной и социальной средой их окружения с целью формирования оптимальной природообразующей стратегии общества.

Социальная экология - это научная дисциплина, эмпирически исследующая и теоретически обобщающая специфические связи между обществом и природой, человеком и его жизненной средой в контексте глобальных проблем человечества с целью не только сохранения, но и совершенствования среды обитания человека.

В биологической экологии картина действительности обычно упрощается, абстрагируется от деятельности человека в окружающей среде, внимание концентрируется на естественных экосистемах. В социальной экологии общество включается в предмет экологии как действующее, активное начало, существенно влияющее на изучаемые природные явления и процессы. Такое расширение предмета экологии меняет характер экологических знаний. В социальной экологии специфические знания о природе сочетаются с социально-экономическими и гуманитарными.

Объектом социальной экологии является система "общество - природа" (природная, социальная и технологическая сферы жизни человека и общества). Предметом непосредственного ее изучения - выявление закономерностей развития данной системы, ценностно-мировоззренческих, социокультурных, экономических, технологических, правовых предпосылок и условий ее устойчивого развития.

Главной целью социальной экологии является оптимизация существования человека и окружающей среды на системной основе. В перспективе социальная экология должна ориентироваться на решение экологических проблем выживания человечества и формирование экологичной цивилизации, а также на обеспечение достойных человека природных условий жизнедеятельности.

Социальная экология как наука имеет свои специфические задачи и функции. Перечень задач социальной экологии постоянно расширяется:

1. Исследование отношения между человеческими сообществами и окружающей пространственной, социальной и культурной средой; прямое и побочное влияние производственной деятельности. Связывая окружающую среду и деятельность человека в единую систему «природа-общество»;

2. Поиск в поведении территориально-локализованной человеческой популяции аналогов законов и экологических отношений, характерных для биологических сообществ; Проблемы места и роли человека в биосфере, выработка способов определения оптимальных условий его жизни и развития;

3. Проблемы выявления общих законов функционирования и развития общественных систем;

4. Изучение воздействия человека на состав и свойства окружающей среды, равновесие природных экосистем;

5. Изучение влияния природных факторов на процессы социально-экологического развития, поиска управления действием этих факторов.

6. Гармонизация взаимоотношений общества компонентами биосферы, поиск эффективных способов воздействия на окружающую среду, позволяющих существенно улучшить биологические и социальные условия развития человека и всего живого на Земле.

К важнейшим функциям социальной экологии можно отнести: природоохранную, прагматическую, прогностическую, мировоззренческую и методологическую. Природоохранная функция социальной экологии реализуется при изучении взаимодействия человека с окружающей природной и социальной средой, вопросов развития экологической демографии, миграционных процессов, сохранения и развития здоровья, совершенствования физических и психологических возможностей человека, влияния различных факторов окружающей среды на человеческий организм, охраны человека от природных катаклизмов, охраны природы от варварского к ней отношения.

Теоретическая функция социальной экологии имеет своей целью прежде всего разработку основных концептуальных парадигм (примеров), объясняющих характер экологического развития общества, человека и природы на разных исторических этапах. Прагматический аспект экологии находит свое воплощение в повышении профессиональной значимости кадров экологов. Необходимо налаживать взаимоотношения с правительственными кругами стран и регионов, находить общие язык, проводить квалифицированные экспертизы, контроль, создавать единую модель сотрудничества. Прогностическая функция предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив человеческого пребывания на планете, принятие кардинальных решений, решительных действий населения всех стран мира во избежании экологической катастрофы.

Ключевые проблемы, составляющие предмет изучения социальной экологии: природоохранные, социально-демографические, социально-экономические и политические аспекты экологии, проблемы экологического воспитания и образования, экологического движения и международного сотрудничества.

Любая наука основывается на принципах и законах, свойственных именно ей. В качестве теоретической основы научной стратегии социальной экологии можно выделить следующие основополагающие принципы:

- Принцип функционального единства общества и окружающей природы, постоянства их взаимодействия в эволюционно сформировавшейся социоэкосистеме.

- Принцип целостного социально-экономического и экологического подхода к изучению взаимодействия общества с природной средой как материальной и духовной основы бытия человека.

- Принцип целевой направленности научной мысли и технических достижений на оптимизацию взаимодействия природы и общества.

- Принцип многоцелевого использования природных экосистем и экологического обеспечения природопользования как экономической основы процветания общества.

- Принцип реальности устранения противоречий между научно-техническим прогрессом и необходимостью сохранения экологического равновесия.

 

Глава 2. Эволюция взаимоотношений природы и человека.

Социальная экология должна способствовать созданию гуманных условий жизни, продолжению потребительского отношения к к природе, которое игнорирует основной экологический принцип существования в природе взаимообусловленности и взаимосвязи.

Для понимания сущности экологических проблем необходимо познать историю формирования взаимоотношений природы и человека, позднее природы и общества. Отсутствие исторического подхода в изучении экологического материала ведет к технологизму.

Происхождение человека. Человек является продуктом биологической эволюции. Человек разумный (Homo sapiens) относится к классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид (Hominidae). Местом возникновения семейства гоминид была экваториальная полоса Земли, а рода Homo – Восточная Африка. Принято считать, что линия человека (гоминидная ветвь эволюции) сформировалась не ранее 10 и не позднее 6 млн. лет назад. Основными тенденциями гоминизации были: прямохождение, увеличение объема мозга, дифференциация его структуры, развитие руки как органа труда, удлинение периода роста и развития, адаптация к трудовой деятельности.

Примерно 6 млн. лет назад гоминиды были представлены переходной группой от древних высших приматов к древним людям – австралопитеками, которые довольно широко распространились по Африке, а возможно и за ее пределами. Австралопитеки были в значительной степени хищниками и охотились на различных животных, применяя для этой цели простейшие орудия. Австралопитеки существовали в интервале времени от нескольких миллионов до нескольких сотен тысяч лет до нашей эры.

Становление семейства гоминид, согласно мнению большинства антропологов, происходило в условиях изменения климата в сторону похолодания и иссушения (аридизации). Результатом аридизации было сокращение лесов и распространение степей и саванн на значительных пространствах тропических областей. В связи с этим в условиях открытых безлесных пространств начала вырабатываться новая система передвижения ходьба и бег. Появилась необходимость изыскания новых видов пищи, свойственной степям и саваннам. С вынужденным переходом от сбора растительных плодов к охоте на диких животных, вероятно, связывается необходимость изготовления каменных орудий. В условиях второго резкого похолодания и еще более мощной аридизации наиболее приспособленным оказался Человек умелый (Homo habilis). Исследования антропологов позволяют оценить возраст наиболее древнего предшественника современного человека в 2-2,5 млн. лет. Длительное время он сосуществовал с австралопитеками.

Около 1,5 млн. лет назад на смену человеку умелому пришел Человек прямоходящий (Homo erectus). Примерно 1 млн. лет назад Homo erectus стал единственным представителем гоминид на Земле. 50-35 тыс. лет назад на арене жизни появился Человек разумный (Homo sapiens). ВидHomo sapiens разделяется на два подвида – неандерталец (Homo sapiens neanderthalensis) и современный человек (Homo sapiens sapiens).

Исторические этапы взаимодействия общества и природы. В истории взаимодействия общества с природой можно выделить ряд особых периодов.

I. Биогенный период охватывает так называемую эпоху палеолита, когда существовал примитивный первобытнообщинный уклад жизни. Часто данный период характеризуют как адаптационный. Человек в это историческое время был преимущественно растворен в природе. Основу его жизнедеятельности составляли собирательство и охота. Процесс становления человека происходил на фоне резких изменений в состоянии природы. Период формирования современного человека в геохронологии Земли получил название антропогена (четвертичного периода).

В четвертичном периоде происходила неоднократная смена потеплений и похолоданий. Похолодания в средних широтах Севе р ного полушария сопровождались большими континентальными оледенениями. Суровые экологические условия предъявляли высокие требования к людям, к их умственной деятельности, как для успешной борьбы с крупными и опасными животными, так и для победы в конкуренции с родственными приматами. Одновременно с физическим становлением человека продолжалось развитие материальной культуры каменного века, начиная от самой примитивной до высокоразвитой культуры позднего палеолита.

За последние 20 тысячелетий человек стал активно преобразовывать природу: заселил все климатические зоны; уже в конце палеолита истребил в Европе многие виды животных; в неолите начал сводить участки леса; в пустынях создавал поливные плантации и, таким образом, резко менял ландшафт, животный и растительный мир.

Взаимодействуя с природной средой, человек в процессе хозяйственной деятельности формировал различные хозяйственно-культурные типы. Один из самых ранних хозяйственных типов складывался из охоты, рыбной ловли, сбора растительной пищи. Группы охотников-собирателей вели полуоседлый образ жизни. Численность таких групп достигала 20-25 человек. По мнению исследователей, чтобы люди палеолита могли существовать, они должны были добывать пропитание на площади не менее 16 км2 на одного человека, включая женщин и детей, т.е. 400 км2 на группу.

Отходы жизнедеятельности первобытных племен быстро утилизировались природой. Они были невелики по объему и распределялись на больших территориях вследствие кочевого и полукочевого образа жизни охотников. Общее годовое количество нечистот от группы в 20 человек составляло примерно 10 тонн. При распределении этого количества экскрементов по территории около 400 км2 нагрузка на ландшафт близка к нулю.

Главное экологическое различие между людьми и животными состояло в изготовлении орудий труда и использовании огня. Результаты исследований палеоантропологов показывают, что более 2 млн. лет назад человек начал изготовлять примитивные каменные орудия. Около 200 тыс. лет назад - использовать огонь, возникающий от молний и самовозгорания торфа, а около 50 тыс. лет назад люди научились сами получать огонь. На этом этапе существования человечества локальные нарушения природных комплексов могли быть и достаточно заметными. Так, использование огня приводило к лесным и степным пожарам.

Создание эффективной системы массовой охоты на крупных травоядных животных с использованием каменных и костяных орудий привело к исчезновению многих крупных животных населявших умеренные широты северного полушария. Многие исследователи считают, что именно эта эпоха ознаменована первым в истории человечества экологическим кризисом, который поставил под угрозу существование человеческого общества.

Окончание культуры палеолита в Европе, возможно, было результатом неразрешимого противоречия между созданной человеком верхнего палеолита техникой массовой охоты на крупных животных, обеспечившей временное изобилие пищи и сделавшей возможным увеличение численности населения (в мезолите 3,5 млн. человек, а к началу неолита - 10 млн. человек), и ограниченностью ресурсов для этой охоты, которые через некоторый период времени оказались исчерпанными.

Каково было здоровье первобытного человека, живущего за счет охоты и сбора даров земли? На костных остатках первобытных людей антропологи и палеопатологи обнаруживают болезненные изменения: остеомиелит, некроз, рахит, кариес зубов, заболевания челюстей, поражения суставов позвоночника, деформирующие артриты. Малярия была унаследована человеком от человекообразных обезьян. Продолжительность жизни человека каменного века ровнялась примерно 20-22 годам. Очень велика была смертность новорожденных и детей первых лет жизни. Среди болезней первобытного человека и причин его смерти первое место занимали травмы, полученные на охоте и при боевых стычках. Частой причиной различных недугов был голод. Тем не менее, большие адаптационные возможности организма позволили человеку пережить резкие изменения в природе Земли, заселить все природные зоны нашей планеты.

II. К аграрному периоду относится время с начала неолита, то есть освоения человеком культурного землепользования (VIII-VII вв. до н.э.), до становления широкого промышленного производства, начало которого можно отнести к XVII в. н.э. Аграрная культура охватывает всю эпоху, в течение которой основой материального производства были земледелие и скотоводство. В социально-экономическом отношении – это период рабовладельческого и феодального общества. Важной ступенью в развитии человеческого общества стал переход от охоты и собирательства к земледелию, часто называемой неолитической революцией. Люди перешли от присваивающей экономики к экономике производящей.

Существенными отличительными особенностями жизни неолитического человека стали: тесный контакт с обрабатываемой территорией, увеличение плотности населения, овладение гончарным ремеслом, высокие достижения в технике шлифования камня. По мере истощения одних участков древние земледельцы переходили на другие, поэтому их поселения существовали на одном месте 2-3 года, а потом переносились в другую часть общинных земельных владений. Важные сдвиги в совершенствовании земледелия связаны с развитием орошаемого земледелия, которое появилось около 6 тыс. лет назад в Египте и Месопотамии, а также с одомашниванием животных, начавшимся около 3 тыс. лет назад.

При переходе от присваивающей экономики к производящей началось интенсивное развитие ремесел, что соответствовало новым потребностям людей. Повышенная плотность населения способствовала обмену прогрессивными навыками в освоении разных ремесел. Пищевой рацион неолитического земледельца состоял на 80- 90% из растительных продуктов.

В пору аграрной культуры колебания в численности людей тесно связаны с изменением количества пищи и что на всем протяжении истории земледельческих обществ наблюдались внезапные резкие пики смертности – до 150-300 и даже 500 умерших на тысячу человек. Энергопотребление на душу населения в древнем мире мало отличалось от эпохи неолита, увеличившись с 4,6*104 до 5,0*104 кДж/сутки.

Жизнь большого числа людей в поселках привела к ухудшению их санитарного состояния, так как вокруг поселений стали скапливаться нечистоты, загрязняющие почву и водоемы. Видимо, в поселках первых земледельцев уже существовали инфекции дыхательных путей, кишечные инфекции, гельминтозы.

Экологические последствия деятельности неолитических земледельцев весьма разнообразны. Часто при подсечно-огневом земледелии возникали обширные пожары, в результате которых выгорали большие территории леса, гибло много животных. При распашке земель разрушались привычные местообитания животных, при этом одни виды животных исчезали.

Земледелию сопутствовало разведение сельскохозяйственных животных. Изменение природных комплексов происходило в значительной мере под воздействием сельскохозяйственных животных. Во-первых, являясь конкурентами диких копытных, они вытесняли их с пастбищ. Во-вторых, большие стада крупного и мелкого рогатого скота уничтожали травяной покров. На месте пастбищ нередко оставались только сыпучие пески. Неолитические земледельцы уже умели строить довольно сложные ирригационные сооружения. Оводнение засушливых территорий сопровождалось засолением почв, подъемом грунтовых вод и, как следствием этого, исчезновением плодородных участков земли. Плотность населения уже тогда достигала в некоторых районах 500 человек на 1 км2, и их воздействие на окружающую природу было весьма ощутимо. Продолжительность неолита оценивается в 5 тыс. лет) и за это время в отдельных регионах произошли заметные локальные изменения окружающей среды.

Человекв условиях аграрной культуры. Характерный этап истории человечества – период формирования и развития империй (шумерская цивилизация, цивилизация Древнего Египта).

Рабовладельческий строй высвободил значительную группу людей, которые смогли заниматься творческим трудом. Были созданы великие произведения архитектуры, скульптуры, написаны книги и философские трактаты, сделаны многие технические изобретения. В этот период возникла научная медицина, яркими представителями которой были врачи из династии Гиппократов. Особенно известен Гиппократ II Великий (460-377 годы до н.э.). Его труды и 2500 лет спустя представляют интерес не только для врачей, но и для географов, этнографов и других специалистов, в том числе и для антропоэкологов. В период античности суммарная величина потребления энергии на Земле составляла 9,1*1014 кДж/год.

Последним этапом эпохи аграрной культуры был феодализм. К середине средневековья энергопотребление на планете достигло 4,3*1015 кДж/год, а к концу средних веков эта цифра увеличилась до 1,0*1016 кДж/год. Чем больше энергии использовало человечество, тем больше назревал его конфликт с природной средой.

В этот период стали интенсивно развиваться города. Средневековые города отличались крайне неблагоприятной для жизни людей санитарной обстановкой. Открытые сточные канавы, недостаток чистой питьевой воды, грязь и скученность в кварталах бедноты – все это способствовало распространению массовых эпидемий холеры, брюшного тифа, дизентерии, чумы и др.

С эпохи неолита, с развитием земледелия и скотоводства, общество стало оказывать сильное воздействие на биосферу вследствие заметного уменьшения площади зеленого покрова планеты. С аграрного периода собственно и начинается техногенная эпоха в истории. Человек начинает активно преобразовывать биосферу, целенаправлено использовать закономерности природы для достижения собственных целей.

III. Индустриальный период в истории взаимодействия общества и природы явился кульминацией техногенной эпохи. Он охватывает время с XVII в. до середины XX в. Многократно повышается выработка энергии за счет сжигания горючих ресурсов. Качественно изменяется химическое воздействие человека на биосферу вследствие синтеза новых веществ, рассеивания загрязнений на огромные территории и химизации сельского хозяйства. На первых порах экосистемы биосферы, благодаря естественным процессам саморегуляции, в основном справлялись с этими воздействиями. Но с возрастания масштабов и темпов производственной деятельности возможности самовосстановления экосистем оказались исчерпанными. Стали наблюдаться заметные изменения в биологических, химических, физических показателях состояния биосферы.

Изменения в процессе индустриализации были связаны с новыми видами используемой в производстве энергии и проявляли себя в виде роста производительности труда. Развитие крупной промышленности сделало возможным переустройство жизни людей, создание более благоустроенных жилищ, развитие санитарной техники и оздоровление населенных мест. Уже в начале XIX века стали осуществляться первые мероприятия по улучшению систем водоснабжения, канализации и очистке населенных мест. Большое значение имели новые методы обеззараживания питьевой воды, стерилизации пищевых продуктов, а также отопления и освещения жилищ и производственных помещений. Выдающиеся открытия исследователей в области бактериологии, иммунологии, лечения и профилактики инфекционных заболеваний позволили эффективно лечить и предупреждать эпидемии, которые раньше уносили многие тысячи жизней.

Промышленная революция не только способствовала научно-техническому прогрессу, но и оказала отрицательное воздействие на окружающую среду. Глобальные проблемы современности будут рассмотрены позднее.

IV. В настоящее время наметился переход от индустриального к информационно-экологическому периоду во взаимодействии общества и природы. Этот период характеризуется осознанием ограниченности ресурсов планеты, возможностей биосферы компенсировать многочисленные нарушения в ее экосистемах.

Глава 3. Методы социальной экологии.

Научный метод определяется как путь критериев научного знания, применяемых, совместно с техническими средствами и процедурами, используемыми в научном исследовании. Общий научный метод включает три основных элемента: предварительное знание о предмете исследования, процедуры получения нового знания и средства, используемые для познания предмета.

Метод включает в себя действия, способы поведения исследователя в процессе познания, в практической деятельности. Исходя из того, существуют определенные этапы в процедуре научного познания. Выделяют пять основных фаз научного исследования: определение предмета исследования и формулировка исходных положений; составление плана исследования; сбор данных; обработка полученной информации, научный анализ и проверка (варификация).

В соответствии с разделением наук на две основные группы: естественные и общественные, различают методы естественных и общественных наук. Различие методов относительно, так как в основе одних и других лежат общие методологические принципы.

Экология обладает целым комплексом различных методов и приемом исследований. Одна часть этих методов носит универсальный, другая часть - специфический характер. К универсальным методам на эмпирическом уровне относятся наблюдение и эксперимент, на теоретическом уровне – индукция, дедукция, анализ, синтез и аналогия.

Экологическая наука в своем развитии использовала методы и данные географии, геологии, биологии, антропологии для изучения древнейших этапов человеческой истории. Изменения, происходящие в экологии, отражают общее развитие научного метода познания.

Научному познанию древности недоставало избирательного подхода к явлениям действительности. Необходимо было разложить природу на ее отдельные части. Начиная с XVII – XVIII вв., познание стало осуществляться на основе выделения из бесконечной сети явлений и процессов определенного среза действительности, характеризующегося как целое. Познание выделенного образования происходило первоначально на функциональном уровне. Функциональный подход (лат. functio – исполнение, совершение) – способ изучения объекта на основе проявления его внешних, поведенческих свойств, абстрагирования от его внутренних, природных качеств. История естествознания показывает, что в течение нескольких веков научное познание преимущественно ограничивалось исследованием внешних связей объекта, без должного анализа его внутренней сущности, строения.

В ходе дальнейшего развития науки стала осознаваться необходимость выявления внутренних закономерностей рассматриваемых объектов, особенностей их строения. Развитие получили аналитические методы объяснения явлений природы. Аналитический подход (греч. analysis - разложение) – способ мысленного расчленения изучаемого объекта на составные части для получения новых знаний путем представления целого как совокупности частей, сведения сложного, неизвестного к простому известному, отделения существенного от несущественного в объекте в зависимости от задач изучения.

Возникновение системных методов исследования было обусловлено как логикой развития науки, так и потребностями практики. Стало общепризнанным, что знание о предметах, как таковых, есть лишь непосредственное, простое знание, от которого необходимо перейти к знанию сущностному или системному, когда предмет выступает как включенный в более широкую систему.

На этапе определения предмета исследования и при формулировке гипотез социальная экология исходит и из определенных категорий и понятий, таких как система, комплекс, система «общество – человек – техника – природная среда».

Термин система чаще всего употребляется в двух значениях. Во-первых, как множество элементов, соединенных в некоторое сложное или единое целое. Во-вторых, систематическая совокупность или перечисление фактов, данных, законов, знаний, тезисов, относящихся к определенной отрасли знания или науки.

В исследованиях экологической проблематики понятие системы уточняется. Отмечается возможность включения в системы однородных объектов, которым предписываются различные функции. В этом смысле в системе могут быть только элементы и подсистемы одного вида, не могут существовать системные связи между материальным и духовным. Следовательно, при таком подходе элементы одной системы могут быть либо только материальными, либо только идеальными.

Понятие комплекс в широком смысле слова, означает некую целостностью элементов (частей), являющуюся больше чем их совокупностью. По сути, понятие комплекс означает взаимосвязь различных частей в единое целое, в котором есть центральный носитель связи. Целостность комплекса обеспечивается за счет функциональных связей, общих для всех его частей, а непосредственные связи между ними не являются необходимыми. Для комплекса внутреннее множество частей не имеет значения, так как он отличается разнообразием охватываемых им элементов.

При исследовании предмета социальной экологии не следует отказываться ни от системного, ни от комплексного подхода. Для научного исследования и познания ее предмета необходимо соотношение этих подходов. Т.о окружающая среда как комплекс, части которого нельзя соединить в целое вне отношения к человеку, как фактору существования, отличается функциональной целостностью только в данном аспекте.

Общество относится к внешней социальной форме движения материи, а природа - к досоциальной. Фактически, общество и природа - диалектические системы, пронизывающие и исключающие друг друга, но их элементы могут образовывать комплексы. Отношение «общество – человек – техника – природная среда» - система. Между ее компонентами существует прочная связь, обусловленная законами взаимодействия общества и природы. Развитие одного из взаимосвязанных элементов обусловлено функционированием другого, поэтому отношение между ними является системой. В этой системе действуют объективные, специфические законы, которые можно исследовать и устанавливать. Система "общество - человек - техника - природная среда" отличается целостностью, которая проявляется в наличии единого процесса развития и функционирования ее элементов.

В этой системе человек и техника выделяются как особые элементы, в силу своей социально-естественной специфики. Человек выделяется не только потому, что принадлежит и природе, и обществу, но и потому, что его защита как биологического существа, защита его здоровья - основной критерий оптимизации взаимоотношений природы и общества.

Техника, понимается как сумма искусственно созданных материальных средств с целью усиления эффективности человеческой деятельности, в первую очередь по отношению к природе. Ее специфика выражается в том, что техника, воздействуя на природу, лишь меняет форму материи, опираясь при этом на силы природы. Своим происхождением техника обязана природе, но создана трудом человека, поэтому функционирует целесообразно, по плану людей и с социальными последствиями.

Материальная (природная) предметность техники проявляется в ее развитии в соответствии с законами природы, ее генетическая связь с обществом проявляется в целесообразном функционировании технических средств по законам общественной жизни. По существу, техника по своей социально-природной специфике - продукт человеческой природы, а потому и одно из основных средств воздействия общества на природную среду.

Отношение "общество - человек - техника - природная среда" - система. Во-первых, потому что между ее элементами-компонентами есть прочная связь, обусловленная законами взаимодействия общества и природы. Во-вторых, она отличается целостностью, которая проявляется в наличии единого процесса развития и функционирования ее элементов, подчиненного целесообразности.

При формулировании первого элемента своего научного метода - предварительного знания о предмете исследования, социальная экология должна исходить не только из экологического мировоззрения, но и из теорий о защите окружающей среды. Теоретические разработки защиты окружающей среды появляются во второй половине XIX века. Наиболее известными теориями являются: теория бентамистов; теория мультузианства; теория "тихая весна"; теория стоимости экономического роста; теория границ роста (глобального равновесия научного роста); теория преобразования международного порядка; теория постоянного состояния; теория уровня жизни; теория экономического оптимизма; теория замкнутого круга; теория постиндустриального периода; теория географического пространства; теория децентрализации общественной системы. При использовании этих теорий для выработки метода социальной экологии их необходимо критически анализировать как с точки зрения научной обоснованности, так и с позиции предмета.

По мере развития экологии формируется экологический вариант системного познания. Особенность экологического подхода определяется тем, что в представление об экосистеме входят две крупные подсистемы. Одна из них помещается в центре и рассматривается как главный объект, а другая – как окружающая среда. Все связи оцениваются прежде всего по их воздействию на установленный объект (рис.). Выбирая по тому или иному критерию центральный объект, исследователь автоматически разграничивает систему и среду, выявляя контуры основных связей между ними.

Экологический подход к познанию окружающего мира позволяет определить ключевые понятия, раскрывающие особенности различных экосистем: экологическое взаимодействие, экологическое противоречие, экологическое развитие, экологическая устойчивость.

Возможность существования и развития экосистем связаны с обменными процессами между центральным объектом и средой, поэтому взаимодействие живых систем со средой считается экологическим взаимодействием, представляющим собой весь комплекс взаимодействий центрального объекта со средой.

Для существования центрального объекта экосистемы необходим обмен веществом, энергией и информацией с внешней средой. В идеале этот обмен должен носить непрерывный характер, однако, в действительности он дискретен. Если обменный процесс упорядочен во времени и носит линейный характер, то можно говорить о динамическом равновесии в экосистеме.

В случае если происходит нарушение гармонии в обменных процессах (например, из-за истощения ресурсов), различия между приходящими и уходящими потоками вещества, энергии и информации усугубляются. В связи с этим потребности центрального объекта своевременно не удовлетворяются, различия в структуре экосистемы переходят в противоречие. Экологические противоречия, возникающие в экосистемах, определяют их изменения и развитие. Экосистема, сохраняющая равновесие со средой и самотождественность при всех изменениях, считается устойчивой. Экологическая устойчивость – сохранение качественной определенности экосистемы, неизменность ее организованности в течение неопределенно долгого времени.

Важнейшей основой экологии является системное познание, возможность представления связей живых организмов, в том числе, человека, общества, как обменных процессов открытой системы со средой.

 

Глава 4. Экология жизненной среды.

Существует несколько дефиниций среды. Окружающая (жизненная) среда – это целостная среда, с которой сталкиваются коллективы людей, с которой они взаимодействуют и реагируют на нее. Окружающая среда также понимается и как часть всеобщей природной среды, формирующейся с появлением человека и его деятельным отношением к природной среде.

Определение окружающей среды встречаем в документах Организации Объединенных Наций и в правовых актах отдельных стран. Так, в частности, во введении к Стокгольмской декларации (принятой Уставом Объединенных Наций об окружающей среде в 1972 г.) говорится: «Человек одновременно есть продукт и творец своей среды; дающей ему физическую опору для сохранения жизни и обеспечивающей интеллектуальное, моральное, социальное и духовное развитие». Для «благосостояния человека и соблюдения его прав, включая и право на жизнь, существенное значение имеют оба аспекта среды – природный и созданный человеком».

Таким образом, термин «окружающая среда» включает в себя как естественную, так и созданную трудом человека среду. При определении понятия окружающей среды и ее элементов следует исходить из отношения общества и природы. Это отношение в своей основе определяется тем, что общество возникает в природе и вместе с ней является динамической системой, части которой находятся в изменчивом отношении по принципу обратной связи.

Естественные системы характеризуются следующими свойствами: это органические системы, внутри которых поддерживается существующее состояние материи, энергии, информации; стабильные и открытые; взаимозаменяемые; иерархически организованные.

Социальные системы своими свойствами отличаются от естественных систем: созданы человеком организованно и совместно; их структура меняется в ходе истории меняется; закрытые системы; не могут существовать как самодостаточные, и живут за счет окружающих их систем; функциональные системы (созданы для реализации какой-либо функции). Естественные и социальные системы не существуют независимо друг от друга.

Окружающая среда может быть определена как совокупность естественных условий и социальных образований, в которых человек существует как биологическое и общественное существо. Природный компонент в широком смысле включает в себя все пространство прямо или косвенно доступное человеку, то есть планету Земля и окружающее космическое пространство. Закономерности экологии, открытые при изучении растений и животных не могут механически переноситься на антропоэкосистемы. Следует иметь в виду особенности экосистемы человека и его окружающей среды, включающей в себя наряду с природным и социальный компонент.

Общественный компонент окружающей среды составляет социальные процессы и образования, через которые и с помощью которых человек проявляет себя как общественное, деятельное существо.

Наиболее существенные элементы социальной среды человека, имеющие важное значение для социально-экономической экологической системы: общественные отношения, трудовая среда, поселения (среда проживания – село, город, локальная общность).

Общественные отношения в широком смысле представляют собой взаимодействия людей. Социальное поведение возникает в результате того, что один человек значим для другого как часть его среды. Вступая в совместную деятельность, люди тем самым занимают различное положение друг к другу и создают различные общественные отношения. Межличностные отношения – это один из видов общественных отношений. Это взаимозависимое поведение индивидов, на которое влияют не только общественные отношения, но и психологические особенности личности, отражающиеся на психологическом состоянии индивида. Межличностные отношения могут основываться на толерантности, сотрудничестве, но и одновременно на противоречиях, конфликтах, господстве и эксплуатации. Они лишь в последней инстанции определяются производственными отношениями. В зависимости от числа участников отношения делятся на внутригрупповые (в социальных группах) и межгрупповые (отношения между малыми или большими социальными группами).

Трудовая сфера представляет собой совокупность материальных факторов трудового процесса и общественных отношений в рамках которой люди осуществляют трудовую деятельность. Трудовая среда и трудовые группы становятся предметом изучения социальной экологии. Средства труда на протяжении истории становились все более развитыми и эффективными в присвоении природы. Развитие техники, привело к тому, что трудовая (промышленная) среда приобрела определенные негативные черты не только по отношению к другим факторам общественного компонента окружающей среды, но и по отношению к ее природному компоненту.

Среду проживания составляют населенные пункты, показывающие плотность размещения населения, на которую влияют географические, исторические, социальные и экономические факторы. Чаще всего среди основных типов поселений выделяют: город, характеризующийся не только большой концентрацией населения, но и развитым разделением труда, рядом социальных и культурных особенностей, и село, которое как поселение отличается от города меньшей плотностью населения, как основной сельскохозяйственной деятельностью, рядом других особенностей.

В последнее время все чаще для обозначения места проживания употребляется понятие локальная общность - социальная группа, возникающая на определенной территории, характеризующаяся тесными, разнообразными связями населения и принадлежностью к особой идентичности.

Важнейшие элементы общественного компонента взаимосвязаны между собой и составляют социально-технологическое окружение, где человек живет и ведет себя в соответствии с системой ценностей, также являющейся элементом общественного компонента окружающей среды. Чтобы успешно действовать, человек должен развивать познание о мире, окружении и себе самом. Слова, картины, тексты, мимика, гримасы, одежда, приветствия, обычаи, деньги и т.п. являются частью общественного компонента окружающей среды и становятся предметом изучения социальной экологии.

Между природными и социальными элементами окружающей среды существует тесная связь. Она обусловлена диалектическим единством общества и природы и сущностью человека как совершенного продукта природы и деятельного существа. Отношения человека и природы – динамичные взаимоотношения, обусловленные особенностями антропоэкосистем содержащих в себе плоды человеческой деятельности.

Элементы социальной среды человека связаны с элементами природной среды как в позитивном, так и в негативном смысле. Эта связь проявляется не только в использовании ресурсов подчинении, но и в экологических изменениях, отрицательно сказывающихся на здоровье человека и его существовании в урбанизированной среде. Взаимосвязь проявляется и во влиянии природных элементов на социальную среду, культуру, понимаемую как совокупность материальных и духовных творений человечества.

Сравнительная характеристика природных и антропогенных экосистем. Энергия – движущая сила экосистем природного и антропогенного происхождения. Используя топливно-энергетические ресурсы человек может добавлять энергию в систему или полностью ее субсидировать. Опираясь на эти энергетические особенности экологических систем, Ю. Одум (1986) предложил их классификацию, выделив четыре фундаментальных типа экосистем:

1. Природные, движимые Солнцем, несубсидируемые. К ним относятся океаны, высокогорные леса, являющиеся основой жизнеобеспечения на планете Земля.

2. Природные, движимые Солнцем, субсидируемые другими естественными источниками. К ним относят экосистемы, которые субсидируются энергией приливных волн, течений и ветра (эстуарии в приливных морях, речные экосистемы, дождевые леса).

2. Движимые Солнцем и субсидируемые человеком.

3. Индустриально-городские, движимые топливными ресурсами.

Экосистемы первого типа занимают большие площади территории земного шара, ими движет только энергия Солнца, и они являются основой, стабилизирующей условия жизни на планете.

Экосистемы второго типа обладают высокой естественной плодородностью, поскольку организмы, проживающие, например, в эстуариях, приспособились использовать дополнительную энергию приливов и течений. Эти системы производят столько первичной биомассы, что часть этой продукции может выноситься в другие системы или накапливаться.

Таким образом, природные экосистемы функционируют без энергетических затрат со стороны человека на поддержание их жизнеспособности развитие, более того, в них создается и заметная доля пищевых продуктов и материалов, необходимых для жизни самого человека. В результате круговорота веществ и энергии на уровне экосистем очищаются большие объемы воздуха, возвращается в оборот пресная вода, формируется климат.

Иначе работают антропогенные экосистемы. К ним можно отнести третий тип – агроэкосистемы, производящие продукты питания и волокнистые материалы, но уже не только за счет энергии Солнца, но и дотации ее в форме горючего, поставляемого человеком. Эти системы близки на природным, поскольку саморазвитие культурных растений в период вегетации процесс природный и обеспечивается природной солнечной энергией. Но подготовка почвы, сев, уборка урожая – это энергетические затраты человека. Вместе с тем, человек меняет природную экосистему, что выражается в ее упрощении, снижении видового разнообразия, вплоть до монокультурной системы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 2147; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.