Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Жизненные наблюдения и специальные исследования свидетельствуют, что природные предпосылки способностей нельзя отрицать




Жизненные наблюдения и специальные исследования свидетельствуют, что природные предпосылки способностей нельзя отрицать. В ряде специальных деятельностей они имеют особо важное значение. Вот почему в неблагоприятной среде один человек может проявить большие способности, чем другой, находящийся в благоприятной. И наоборот, при равных социальных условиях, в каких находятся, например, братья и сестры, обнаруживаются иногда резкие различия в способностях, в темпе их развития. Ученые отмечают индивидуальные особенности в анатомической организации мозга, что не может не сказаться на его функциях. И, наконец, физиологи обнаружили врожденные типологические особенности нервной деятельности, которые сказываются и на становлении способностей.

На первый взгляд кажется, что вторая концепция не устанавливает границу развития человеческой личности и выражает веру в человеческие возможности. Однако она встречала и встречает научные возражения.

Ко нцепция способностей устанавливает, что человек имеет от природы присущие всем людям возможности человеческого развития. Вместе с тем психологи признают наличие индивидуальных природных задатков, благоприятствующих становлению и развитию тех или иных способностей. Способности формируются в деятельности при благоприятных социальных условиях жизни. Эта концепция подтверждается практикой и специальными исследованиями.

Проблема профессионального развития человека, одна из наиболее изучаемых в психологии и потому достаточно детально разработанная: выделены стадии (этапы) и уровни развития человека как субъекта труда ( Климов Е.А., Кудрявцев Т.В., Маркова А.К., Титма М.Х. и др.); показана специфика профессионального развития на различных стадиях (Зеер Э.Ф., Иванова Е.М., Корнеева Л.Н., Маркова А.К., Митина Л.М., Поваренков Ю.П., Пряжников Н.С. и др.); выделены кризисные периоды профессионального развития (Зеер Э.Ф., Климов Е.А., Пряжников Н.С. и др.).

Изучены такие аспекты данной проблемы, как: развитие операционально-технической и мотивационно-целевой сфер в процессе становления профессионала ( Бодров В.А., Дружинин В.Н., Зеличенко А.И., Маркова А.К., Шадриков В.Д. и др.); особенности профессионального сознания и самосознания на различных этапах профессионального развития (Ермолаева Е.П., Климов Е.А., Миронова ГЛ., Пантилеев СР. и др.); специфика образа мира в зависимости от типа профессии и степени приобщения к ней (Лртемьва Е.Ю., Климов Е.Л., Стрелков Ю.К., Хашша И.Б. и др.).

Среди работ, посвященных изучению развития субъекта труда, имеются также теоретические и эмпирические исследования, предметом которых выступают ценностно-смысловые основания профессиональной деятельности. Так, изучению различий ценностных ориентаций в зависимости от стадии развития профессионала и типа профессиональной деятельности посвящены работы: Ивановой Н.В., Колосовой В.В., Мельниковой М.И., Мироновой ГЛ., Стрелкова Ю.К..Ядова В.А.; проблеме роли смысловых образований в профессиональной деятельности посвящены работы Артемьевой Е.Ю., Стрелкова Ю.К., Ханиной И.Б., на важность смысловых регуляторов в реализации профессиональной деятельности указывают также: Зеер Э.Ф., Маркова А.К., Митина Л.М., Пряжников Н.С. Вместе с тем можно наблюдать недостаток исследований, направленных на изучение содержания ценностей и смыслов, реализуемых субъектом труда именно в профессиональной деятельности. В большинстве вышеуказанных работ рассматривается взаимосвязь стадии (особенностей) профессионального развития или типа профессиональной деятельности с так называемыми «общими» или «терминальными» ценностями (познание, здоровье, общение, активная деятельная жизнь, саморазвитие и др.), которые могут быть реализованы не только в рамках профессиональной сферы жизнедеятельности человека, но и в других: семейной, общественно-политической и т.д. В становлении профессионала можно выделить собственно профессиональные ценности, т.е. релевантные именно профессиональной сфере жизнедеятельности человека, с учетом типа профессиональной деятельности (объекта), различного отношения субъекта труда к ее процессу и результату, а также различных внешних факторов, в той или иной степени влияющих на реализацию профессиональной деятельности (условия труда, социальная престижность профессии, стиль жизни связанный с профессий и др.).

В процессе профессионального развития имеет место динамика «внешних» и «внутренних» профессиональных ценностей, которая проявляется: в изменении степени субъективной значимости «внешних» и «внутренних» ценностей на различных стадиях профессионального развития. На начальных этапах «внешние» ценности профессиональной деятельности будут обладать большей степенью значимости, чем на завершающих этапах, в изменении степени субъективной значимости ряда «внутренних» ценностей профессиональной деятельности на разных этапах профессионального становления.

Динамика субъективного смысла профессиональной деятельности определяется возрастно-психологическими составляющими (социальной ситуацией развития, возрастными новообразованиями - особенностями личности, сознания, характерными для данного возраста), обусловливающими изменение субъективного смысла профессиональной деятельности в процессе возрастного развития, что выражается в различной степени значимости тех или иных смыслов на разных возрастных этапах. Ценности личности и ценностные ориентации

Одним из главных факторов выбора профессии и становления личности как профессионала являются ценности личности и ценностная ориентация. Рассмотрим эти факторы.

Ценность трактуется отечественными и зарубежными авторами по-разному: как значимость, значение определенных объектов для человека (Анисимов С.Ф., Каган М.С., Рубинштейн С.Л., Непомнящая В.И.); цели существования человека, конечные и надситуативные, служащие ведущими принципами в жизни (Ольшанский В.Б., Schwarts S.H., Rokeach M., Kluckhohn С); ценностное отношение (Донцов А.И.), компонент смысловой сферы, представляющий собой одну из форм функционирования смысловых образований, (Братусь Б.С., Асмолов А.Г., Б.С., Василюк Ф.Е., Столиц В.В., Тихомандрицкая О.А., Будинайте Г.Л.), идеальная модель должного (желательного), указывающая направление желательного преобразования действительности субъектом (Леонтьев Д.А.). Взгляды многих авторов на природу ценностей согласуются в том, что ценность того или иного предмета (процесса или явления) возникает только в объектно-субъектном отношении, в процессе оценивающей деятельности субъекта, а не присуща им изначально в процессе особой формы деятельности - ценностно-ориентационной (Иванова Н.В., Каган М.С., Подольская Е.А.). Так, Каган М.С. описывает три вида деятельности: преобразовательную (труд, преобразование общества, преобразование человека), познавательную (практическую и научную) и ценностно-ориентационную, последняя (в отличие от познавательной) позволяет получить информацию о ценностях, а не о сущностях, и ее своеобразие заключается в установлении отношений не между объектами, а между объектом и субъектом. Это есть оценочная деятельность, в процессе которой осуществляется оценка значимости тех или иных объектов, явлений, событий исходя из потребностей и интересов, идеалов и устремлений субъекта. Причем в качестве субъекта может выступать не только единичный субъект, т.е. личность, но и коллектив, социальная группа, общество в целом. В качестве объектов ценностно-ориентационной деятельности может выступать все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и природных явлений. Таким образом, в результате ценностно-ориентационной деятельности объект, явление, событие становится для субъекта (индивидуального или коллективного) ценностью, т.е. приобретает определенное человеческое, социальное или культурное значение.

Ценностная ориентация личности определяет практически все ее действия, в том числе профессиональное поведение. Однако далеко не все задумываются о собственных ценностях. Зачастую это приводит к тому, что человек не понимает самого себя или испытывает фрустрацию, которой не находит объяснения.

Ценности личности можно разделить на абсолютные и операционные. Абсолютные ценности определяют устремления личности, в частности те цели, которые человек ставит в жизни, и к которым он, в конечном счете, стремится. Операциональные ценности регулируют способ достижения целей.

Среди ценностей личности устанавливается определенная иерархия. Например, честность входит в набор ценностей многих людей, однако место, которое она занимает в общем списке, может быть разным. Некоторые ставят ее на первое место и считают недопустимым отклонения от абсолютной честности. Другие, у которых приоритетными являются другие ценности, например достижение успеха, иногда могут поступиться строгими правилами и соврать «для пользы дела»; при этом, однако, их трудно назвать нечестными людьми.

 

1. Щетинин Михаил Петрович - советский и российский педагог, академик, член Российской академии образования, основатель и директор экспериментальной общеобразовательной школы интернатного типа в посёлке Текос Краснодарского края (http://rodova.narod.ru).

 

2. ЮНЕСКО школу Щетинина третий год подряд объявляет лучшей школой в мире. Именно поэтому на эту школу наложен информационный запрет. Там дети обучают детей. Школьную программу проходят за 1-3 года.

 

3. Педагогическая система Щетинина основывается на нескольких принципах:
Первый из них — это духовно-нравственное развитие человека. Любовь к ближнему и любовь к Богу, любовь к Родине. Духовность не декларируется на уровне правил и нравоучений, а демонстрируется собственным поведением взрослых и детей.
Второй принцип, который можно считать ключевым для освоения знаний — устремленность к познанию. В школе Щетинина учатся методом погружения в разновозрастных группах, а затем каждый учащийся может быть в роли учителя и объяснять сотоварищам всё, что относится к изученной теме. Быть учителем очень ответственно и почетно.
Третья основа жизни в школе — это любовь к труду. Ученики своими руками, в буквальном смысле этого слова, строят окружающий мир, в котором живут. Они гордятся своими реально полезными для жизни достижениями. Чувство прекрасного, видение красоты в окружающем, проявление творчества во всех аспектах повседневной жизни, а также, мощная физическая подготовка на основе русского рукопашного боя как способ самозащиты и помощи снятия агрессии нападающего — еще две сферы, которые не остаются без внимания в этой педагогической системе, а занимают очень важное место.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.