Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природа способностей




Но почему одним людям деятельность дается легко, а другим нет? Почему, затрачивая одинаковые усилия, достигают разных результатов? Почему, проявляя способности в детстве, их утрачивают, став взрослыми? Чтобы ответить на эти вопросы надо изучить природу способностей.

В психологии существуют разные подходы к рассмотрению природы способностей.

1 подход: способности определяются генотипом. Ряд ученых считают, что способности врожденные и передаются по наследству. Английский психолог Фрэнсис Гальтон, проанализировав родословные 977 выдающихся людей из 300 семей пришел к выводу,что талантливые личности часто оказываются родственниками. И, по его мнению, поэтому совершенствование человеческой природы возможно лишь на основе учета наследственных факторов.

Конечно. Генетическая природа способностей косвенно подтверждается примерами. В семье Бахов —60 человек музыканты, Моцарта—5, Гайдна—2, писатели Дюма. Однако, если мы не создадим условий для развития способностей, то они и не разовьются. Также, если принять это за основу, то зачем напрягаться, тратить силы, способностей то нет?

2 подход: способности зависят от воспитания. Этот подход противоположен рассмотренному выше и заключается в том, что развитие способностей ставят в зависимость от внешних условий и характера воспитательных воздействий. Джон Локк утверждал, что ребенок «чистая доска» и пиши, что хочешь, формируй любую способность. Т.е. любого можно научить писать стихи как Пушкин, Лермонтов; картины как Репин, Суриков, музыку как Бах, Моцарт и т.д. Однако, почему дети, которым созданы одинаковые условия для развития, характеризуются разным уровнем способностей.

3 подход: способности развиваются в ходе жизни с учетом природных задатков (то есть, связываем генотип со средой и получаем фенотип).

Задатки —это морфологические и функциональные особенности человека, характеристики нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.

Задатки—это особенности строения мозга, органов чувств, движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Но для того, чтобы задатки развились, необходимы определенные условия. Причем, наблюдения показали, что если взять двух людей с одинаковыми задатками, но один постоянно развивает свои возможности, а другой —нет, то через некоторое время можно будет увидеть, что между морфологическими и функциональными особенностями (задатками) этих людей существуют большие различия. И естественно, они обусловлены социально.

К задаткам относятся врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов, типологические свойства нервной системы (быстрота образования нервных связей, их прочность, сосредоточенность внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность); уровень развития и соотношения первой и второй сигнальной системы, индивидуальные особенности отдельных участков коры головного мозга.

В зависимости от особенностей соотношения между сигнальными системами И.Павлов различал тир специально человеческих типа ВНД: художественный тип с относительным преобладанием первой сигнальной системы; мыслительный тип с относительным преобладанием второй сигнальной системы; средний тип с относительной уравновешенностью сигнальных систем. Для людей художественного типа характерна яркость непосредственных впечатлений, образность восприятия и памяти, живость и богатство воображения, эмоциональность. Люди мыслительного типа склонны к анализу и систематизации, к обобщенному и абстрактному мышлению.

Задатки—это только одно из условий формирования способностей. Ни один человек не станет выдающимся художником, музыкантом и т.п., если не будет настойчиво заниматься определенной деятельностью. И наоборот, если человек долго и старательно стремится выполнять определенную работу, то, даже при отсутствии хороших задатков, он добивается высоких результатов.

Задатки многозначны., что означает, что на основе одного и того же задатка могут выработаться разные способности. Н-р, на основе художественного типа могут сложиться способности и актера, и писателя, и музыканта. Острая наблюдательность, хорошая зрительная память могут войти в структуру способностей и художника, и следователя, и геолога.

Разовьются ли задатки в способности зависит

1) от индивидуальных особенностей личности

2) от исторических условий

3) от потребности общества

Н-р, где-то на далеком острове есть мальчик с выдающимися музыкальными задатками. Кем может он стать, если в его племени нет никакого музыкального инструмента, кроме барабана? В лучшем случае этот мальчик станет лучшим барабанщиком племени. Если бы он жил в других социальных условиях, где выше музыкальная культура и прекрасные педагоги, то может быть ее знал бы весь мир как выдающегося музыканта.

Т.обр., задатки—это потенциальные возможности человека, которые не удастся использовать, не если человек не будет заниматься соответствующей деятельностью.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.