Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феодальное государство в период территориальной раздробленности




Сословная структура. В XIII—XIV вв. Германия окончатель­но распадается на множество герцогств, графств, марок и дру­гих владений, экономически и политически разобщенных ре­гионов.

Одновременно завершается оформление сословной структу­ры, важной особенностью которой было отсутствие консолида­ции в единые социально-правовые группы в масштабе всей страны. В империи существовали имперские сословия, или чи­ны, а в княжествах — земские сословия. К первым относились имперские князья, имперские рыцари и представители имперских городов, ко вторым — дворяне и духовенство княжеств и горожане княжеских городов. Император Фридрих I Барбаросса к концу XII в. практически «создал» имперское сословие князей, пытаясь через вассальную пирамиду обеспечить стабильность и мир в герман­ских землях. Однако решающую роль в юридическом оформ­лении политической власти князей на местах сыграли мероприятия Фридриха II. В поисках поддержки в борьбе с папством он еще более расширил права духовных и светских феодалов. «Закон в пользу духовных князей» 1220 г. гарантиро­вал полноту их территориальной юрисдикции, право на пошли­ны, чеканку монеты, неприкосновенность церковного имуще­ства. Аналогичные привилегии получили по «Закону в пользу сеньоров» 1232 г. и светские вассалы императора. В королев­ских городах запрещалось принимать беглых людей феодалов и церкви. Кроме того, специальный эдикт о городских коммунах 1232 г. запрещал обучение крестьян без согласия феодального сеньора.

Феодальное дворянство и духовенство было разделено по иерархическому принципу на своеобразные ранги, так называе­мые щиты. «Саксонское зерцало» называет семь военных щитов, в том числе король, духовные князья (епископы, аббаты), светские князья, их вассалы и т. п.

В связи с дальнейшим расширением и усилением политиче­ской роли сословия князей среди них окончательно выделилась немногочисленная группа светских и духовных магнатов, кото­рые и раньше оказывали решающее влияние на выборы коро­лей, — так называемые курфюрсты (князья-избиратели).

Из феодальной иерархии германского средневековья почти полностью исчезло среднее дворянство. Часть его возвысилась до положения князей, другая перешла в ряды низшего дворян­ства. В свою очередь низшее дворянство — основная масса рыцарства — в связи с появлением огнестрельного оружия посте­пенно утратило былое значение и значительная часть его разо­рилась.

Особое место в Германии занимало духовенство, которое в целом было многочисленнее, богаче и могущественнее, чем в других западноевропейских странах. Среди князей-избирателей три первых голоса на выборах императора подавали духовные лица (архиепископы) Важную роль стали играть имперские и вольные города. Бургомистры и члены городских советов, избиравшиеся из городского патрициата, представляли эти города в рейхстаге.

В Германии XIV в. выделились три района с различным положением крестьянского населения. В Саксонии распро­странилась практика отпуска крестьян на волю без земли и предоставления им наделов в аренду. На юге и юго-западе Германии барщина была в основном заменена денежной рен­той. Наконец, на колонизированных восточных землях кресть­яне получили значительные земельные наделы, экономи­ческую самостоятельность и личную свободу. Феодалам выплачивались умеренные фиксированные платежи. Однако со второй половины XIV в. здесь усиливается тягловое бремя, происходит захват общинных земель, что, как и в других стра­нах (например, в Англии), было связано с поиском феодалами дополнительных доходов в условиях развития рынка. Именно на восточных землях начала складываться та форма землевла­дения, которая явилась предшественником прусского юнкер­ского поместья.

Огромное влияние на дальнейшее социально-экономиче­ское и политическое развитие империи оказали Реформация, крестьянская война 1524—1526 гг. и вызванная ими Тридца­тилетняя война 1618—1648 гг. Реформация разъединила Германию по признаку вероисповедания на протестантскую (се­вер) и католическую (юг) части. Тридцатилетняя война — феодальная реакция на Реформацию и выступления крестьян­ства — привела к сильному ослаблению городов и нарождающейся буржуазии, восстановлению крепостного права в самых жестких формах, дальнейшему усилению княжеской верхуш­ки. Все это способствовало закреплению германской раздроб­ленности.

Изменения в государственном строе и политическое развитие империи. Начиная с XIII в. центральный аппарат империи во главе с императором лишь номинально являлся носителем государственной власти, а фактически находился в руках или под контролем курфюрстов. Его деятельность на местах была в значительной степени парализована реальной властью территориальных князей, постепенно превращающихся в настоящих монархов.

После окончательного установления верховенства римских пап над церковью император утратил положение главы церкви перестал наделять епископов и аббатов церковными пол­номочиями. По Вормсскому конкордату 1122 г. инвеституру отныне осуществлял папа, наделявший каноников символами верховной власти. Император мог присутствовать на выборах церковников, но осуществлял только светскую инвеституру — наделял каноника земельным владением с соответствующими вассальными обязанностями.

«Саксонское зерцало» отразило результаты «папской рево­люции» изложением доктрины «двух мечей» (властей), в соот­ветствии с которой «духовный меч» отныне полностью при­надлежал папе, а «светский меч» — императору. При этом провозглашалось, что духовная и светская власть должны взаимодействовать и помогать друг другу. Так, церковь, имея верховную юрисдикцию над императором в вопросах вероуче­ния, семейного права и церковной собственности, должна бы­та осуществлять свою волю посредством императорской вла­сти. Светская власть императора также не считалась неоспо­римой, поскольку, согласно «Саксонскому зерцалу», империя основана на праве», а верховенство права распространяется вплоть до права сопротивляться беззаконным решениям сво­его короля и своего судьи, а также помогать в этом своему родственнику или господину. «Зерцало» допускало и лишение короля жизни по правомерному приговору с предварительным лишением «королевства» (т. е. отстранением от власти).

К моменту появления «Саксонского зерцала» избрание им­ператора стало производиться узкой коллегией князей, которая в ходе выборов перестала учитывать права наследников умер­ших императоров. Таким образом, мог быть избран любой кан­дидат княжеского рода, угодный коллегии. После избрания коллегией и посвящения епископами кандидат в императоры получал королевский титул, а после посвящения папой — им­ператорский титул. В «Саксонском зерцале» были впервые по­именованы и расположены по рангу три духовных и три свет­ских курфюрста, которые составляли коллегию выборщиков германского короля.

Император формально продолжал оставаться верховным судьей в империи, что было связано с традиционными обязан­ностями королевской власти поддерживать мир и осуществлять правосудие. Как подчеркивало «Саксонское зерцало», «ко­роль — всеобщий судья повсеместно».

Архи­епископ Майнцский мог испрашивать заранее согласие других курфюрстов на ту или иную кандидатуру. Об имеющихся ранее V римских пап прерогативах «утверждать» кандидата в императоры «Золотая булла» не упоминала. Коллегия имела право суда над императором.

«Золотая булла» признала полную политическую самостоя­тельность курфюрстов, их равенство императору. Она закрепи­ла права их территориального верховенства, установила недели­мость курфюршеств, переход их по наследству. Курфюрсты со­хранили за собой присвоенные ранее регалии, в особенности такие, как собственность на недра и эксплуатация их, взимание пошлин, чеканка монеты (горная и монетная регалии). Они имели право высшей юрисдикции в своих владениях, вассалам было запрещено вести войны против сеньоров, городам заключать союзы против курфюрстов. Курфюрсты получили так­же новую привилегию — не платить при инвеституре лена по­лагающегося императору взноса. Курфюршества не обладали лишь правом самостоятельно объявлять войну и заключать мир с иностранными государствами.

Впоследствии курфюрсты добились того, что каждый импе­ратор при избрании должен был принимать выработанные ими условия, ограничивающие его власть. Эти условия с XVI в. по­лучили название «избирательных капитулярий» и сохранялись в практике выборов германских императоров до конца XVIII в.

«Золотая булла» предусматривала превращение коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государственного управления. Ежегодно в течение одного месяца должен был проходить съезд коллегии для обсуждения государственных дел. Однако это положение в тот момент осталось нереализован­ным, и только с окончательным оформлением рейхстага колле­гия курфюрстов стала заседать достаточно регулярно.

С конца XV в. в Германии помимо императора существова­ли еще два общеимперских учреждения — рейхстаг и имперский суд. Рейхстагом (букв. «имперский день») стал именоваться об­щеимперский съезд, который в XIV—XV вв. в виде гофтагов в расширенном составе созывался императором достаточно регулярно. Его формирование как особого представительного соб­рания, сходного со средневековыми парламентами в других странах Европы, ускорилось в связи с активизацией роли им­перских и вольных городов. Он практически лишился возможности облагать подданных налогами и получал доходы только со своих собственных земель. Если же, в связи с отсут­ствием наследников, в казну отходили, земли вассалов импера­тора, германское право требовало передачи таких земель дру­гим вассалам (принцип «принудительного пожалования ле­ном»). Попытки Фридриха Барбароссу посредством издания специального закона возобновить императорские права (рега­лии) на доходы от использования дорог и рек, от портов, тамо­жен и монетных дворов, а также ввести подушевой и земель­ный налоги долгосрочных результатов не принесли.

Императорская власть не смогла создать систему централь­ных имперских учреждений и «вырастить» королевскую бюро­кратию, сколько-нибудь сравнимую с судебно-финансово-административным аппаратом в Англии и Франции. Империя фактически не имела столицы, казначейства, профессиональ­ной канцелярии, постоянно действующего центрального суда, обособленного от королевской курии (придворного совета).

После гибели династии Гогенштауфенов в борьбе с папами в Германии с 1254 по 1273 г. не было императора. В этот пери­од междуцарствия были утрачены многие коронные земли и ре­галии, отошедшие к князьям. В дальнейшем до 1356 г. императорский титул поочередно присваивался представителям раз­ных династий, пока в 1438 г. окончательно не закрепился за Габсбургами.

Сложившиеся между императором и верхушкой князей по­литико-правовые взаимоотношения были юридически санк­ционированы «Золотой буллой» 1356 т., изданной при герман­ском императоре и чешском короле Карле IV.

«Золотая булла» закрепила исторически сложившуюся прак­тику, при которой управление Германией фактически сосредо­точивалось в руках семи курфюрстов; архиепископов Майнцского, Кельнского и Трирского, маркграфа Бранденбургского, герцога Саксонского, пфальцграфа Рейнского, а также вновь, добавленного в этот перечень короля Богемии (Чехии). Князья-избиратели либо их доверенное лица большинством голосов производили избрание императора, в случае его смерти или смещения. «Золотая булла» детально регламентировала проце­дуру выборов императора курфюрстами. При равенстве голосов решающий голос принадлежат архиепископу Майнцскому.

Как отмечается в новейших исследованиях, структура рейхстага окончательно оформилась на протяжении XV в. В этот период сложились все три его курии (коллегии). На Вормсском съезде 1495 г. были утверждены регламент деятель­ности рейхстага и его официальное наименование.

Организационно рейхстаг стал представлять собой деятель­ность трех курий (коллегий):

1) курфюрстов;

2) князей, графов и иных крупных феодалов;

3) представителей имперских и вольных городов.

Характер представительства этих имперских сословий, или чинов, отличался от классического представи­тельства трех сословий во Франции. Прежде всего, в рейхстаге отсутствовали представители мелкого дворянства, а также бюр­герства неимперских городов. Духовенство не образовало от­дельной курии и заседало в первой или во второй коллегии, по­скольку крупные прелаты входили в состав княжеского слоя. Коллегии заседали порознь, вместе собирались иногда только курии курфюрстов и князей.

Таким образом, рейхстаг выступал как орган не сословного, а скорее территориально-политического представительства: курфюрсты представляли интересы своих государств, князья — княжеств, а бургомистры имперских городов представительст­вовали по должности.

Компетенция рейхстага не была точно определена, хотя по­степенно приобретала определенные рамки. Император испра­шивал его согласие по военным, международным и финансо­вым вопросам. Считалось, что без согласия рейхстага нельзя объявлять войну, устанавливать новые налоги, проводить важ­нейшие военно-организационные мероприятия, решать судебно-политические вопросы, связанные с отдельными террито­риями империи. Решения рейхстага имели, как правило, рекомендательный характер и при необходимости вводились в действие специальным постановлением императора. Однако и в этом качестве они воспринимались скорее как общеимпер­ские рекомендации и исполнялись только тогда, когда это было выгодно князьям или другим политическим силам. Так, не представленные в рейхстаге города нередко отказывались пла­тить налоги, введенные без их участия.

Вормсский рейхстаг предпринял и ряд других попыток вве­сти хотя бы некоторые элементы централизации в политиче­ский строй империи. Был провозглашен «вечный земский мир» (запрещение частных войн), учрежден имперский верховный суд по делам имперских подданных и подданных княжеств, от­деленный от королевской курии и имевший постоянное место заседаний. Члены суда назначались курфюрстами и князьями (14 человек), городами (2 человека), а председатель — импера­тором. Империю решено было разделить на 10 округов во главе с особыми блюстителями порядка из князей, которые должны были приводить в исполнение приговоры суда. Им предостав­лялись для этого воинские контингенты. Кроме того, была вве­дена особая подать на нужды управления империей — «обще­имперский пфенниг». Однако значительная часть этих меро­приятий так и не была проведена в жизнь.

Слабость центрального аппарата нашла отражение и в прин­ципах создания армии империи. Постоянного войска не было, а военные контингенты в случае нужды поставлялись импер­скими чинами по особым решениям. С XV в. основой импер­ской и княжеских армий становятся отряды наемников. Вместе с тем решениями рейхстага произвольная вербовка солдат в имперскую армию без согласия князей была запрещена. Наем­ные армии утвердились во всех немецких землях, будучи олицетворением полной политической раздробленности. Попытки введения общеимперского налога на содержание армии импе­ратора и создания военных округов для формирования импер­ского войска были заблокированы князьями.

Таким образом, отсутствие профессиональной бюрократии, постоянного войска, достаточных материальных средств в им­перской казне приводило к тому, что центральные учреждения не могли добиться выполнения своих решений. До конца XVIII в. политический строй империи сохранял видимость со­словной монархии, прикрывавшей многовластие курфюрстов, при своеобразной конфедеративной форме государственного единства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.