Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство Омейядов - на пути к централизации




Арабские завоевания. Первая гражданская война и раскол в исламе (шииты, хариджиты).

Возникновение ислама, его роль в образовании государства у арабов.

Сасанидский Иран после падения Римской империи.

Лекция 2. Сасанидский Иран и арабо-исламский мир

2. Доисламская Аравия: период «джахилийя».

 

1. Сасанидский Иран после падения Римской империи.

С середины III в. историю Ближнего Востока определял конфликт между Римской империей, после ее падения – ее восточной половиной – Византией, с одной стороны и Сасанидским Ираном – с другой стороны. Сфера влияния персов распространялась на Аравию в связи с тем, что торговые пути аравийских торговцев проходили в Византию через территорию Персии. Византия постоянно пыталась получить свободный доступ к тразнтной торговле с Индией, как по суше, так и по морю. В своей политике она столкнулась с Сасанидским Ираном, в котором происходили очень заметные изменения в идеологии, организации государственности.

В Сасанидский период зороастризм становится государственной религией. Свидетельством этому является принятый Арташиром I после коронации новый, зороастрийский, царский титул - “Поклоняющийся (Ахура-)Мазде” - и основание им “царского” (коронационного) храма огня, ставшего общегосударственным святилищем. В то время Арташир сосредоточил в своих руках не только гражданскую и военную, но и религиозную власть. Картир был не только создателем первого канона государственной религии, но еще более политиком. В своих надписях он пишет об основных итогах своей деятельности по созданию государственной религии.

При дворе Шапура I был принят еще один пророк и создатель собственной религии – Мани (217-277), пропаганда учения которого была разрешена по всему Ирану. Это было вызвано, прежде всего, тем, что завоевания Сасанидов открыли для Ирана новые идейные горизонты: христианство, гностические учения, неоплатонизм, различные толки зороастризма, иудаизм. Принцип учения Мани заключался в том, что вера должна быть понятной “в любой стране, на любом языке”.

В нем содержалась идея Страшного суда, идея прихода мессии, поэтому последователи Мани признавали Христа, Будду, Заратуштру. По учению Мани, основное в человеке - даже не душа, которая, как и весь мир, порождена злом, а “искра божьего света”, и задача истинного праведника - способствовать ее освобождению. Этого можно достичь лишь крайней степенью аскетизма. Основной акцент учения Мани - крайний пессимизм, отрицание любых активных действий (кроме проповеди учения), замкнутость и обособленность (последователь учения, например, не должен делать добра никому, кто “против священного долга”). На востоке Ирана при жизни Мани действовали двенадцать проповедников его идей; в Мерве, тоже при жизни Мани, существовала большая манихейская община, многочисленные общины были в Месопотамии.

Стройная замкнутая структура общин последователей учения Мани, таинственность мистических обрядов, изучение “гороскопа, судьбы и звезд”, слава манихеев как превосходных врачей, знающих самые сильные заклинания, - все это привлекало к ним. Судьба “пророка” Мани была трагична. Он был казнен через несколько лет после смерти своего царственного покровителя. Его учение было объявлено вреднейшей ересью, и, несмотря на отдельные благоприятные для манихее обстоятельства, члены этой секты вынуждены были действовать тайно.

В 484 г. сирийская христианская церковь в Иране официально приняла несторианское вероисповедание, в византийском православии считавшееся ересью, и порвала с византийской церковью. Кроме того, в Иране и, особенно в Закавказье был распространен монофизитский толк христианства, который в Византии также считался еретическим. В конце V в. несториане и монофизиты были легализированы иранским правительством.

В V в. в Иране завершается установление раннефеодальных социально-экономических отношений и возрастает политическое могущество земельных магнатов.

После поражения шаханшаха Пероза в борьбе с эфталитами (484 г.) его сын Кавад остался у них заложником. Когда же преемник Пероза был ослеплен, низложен знатью, заговорщики возвели на престол Кавада, прибывшего с эфталитскими отрядами. Умный и тонкий политик, Кавад ясно сознавал опасность оказаться марионеткой в руках сильных вельмож. Чтобы ослабить их, он, с одной стороны, организовал придворные интриги, а с другой - пожелал воспользоваться демагогическими лозунгами жреца одного из зороастрийских храмов, Маздака, который в то время начал проповедовать свое учение. Религия, к исповеданию которой призывал Маздак, была зороастризмом, с добавлением некоторых идей из проповедей Мани и неортодоксальных школ зороастризма. В отличие от манихейства, Маздак призвал к активным действиям верующих для окончательной победы “царства света” (порождением “царства света” признавалась, в частности, и “сильная и разумная” царская власть). Подлинное царство “силы и разума”, по этому учению, должно быть построено на всеобщем равенстве уравнительном распределении жизненных благ и должно наступить в ближайшее время. Размах движения низов под лозунгами идей Маздака потребовал консолидации сил знати. Широкие реформы налогообложения, объявленные Кавадом (их провел в жизнь его сын Хосров I), откололи от крайних маздакитов мелких землевладельцев. За прошедшее десятилетие мелкопоместная аристократия заняла ключевые позиции и в армии, и в администрации и могла стать сильной опорой центрального правительства. В 528 г. после диспута между зороастрийскими жрецами и Маздаком последний был признан “отступником от праведной веры”, схвачен и казнен. Его последователей ждала жестокая кара.

С подавлением движения маздакитов процесс феодализации Ирана можно считать законченным. Закреплению нового социально-экономческого порядка, прежде всего в интересах мелкой феодальной знати, служила сильная централизованная царская власть, установившаяся при последних Сасанидах и направленная на подавление сепаратизма крупных феодалов.

Буквально через сто лет после движения Маздака, казалось, сильное Персидское государство было покорено в войне с кочевниками – арабами. Год гибели последнего Сасанидского «царя царей» (651 г.) означал окончательное политическое подчинение Ирана арабам.

Существует ряд причин, ускоривших крушение Сасанидского Ирана. К главным можно отнести неудачи в длительной ирано-византийской войне; пятилетний период междоусобиц, упадок экономики страны.

2. Доисламская Аравия: период «джахилийя».

Период арабской истории, непосредственно предшествующий возникновению ислама, получил название «джахилийя», что буквально означает «незнание», «невежество». В этот период на территории Аравийского полуострова сложились и существовали две этнические группы, которые отличались также еще и способами жизнеобеспечения и общественной организации. На юге Аравии население занималось преимущественно земледелием и общалось на языке южносемитской группы. Они носили собирательное название «химйариты». Подавляющее большинство Аравийского населения занималось кочевничеством на территории северной и центральной части полуострова. Они говорили на языке северосемитской группы и назывались «бедуинами» (буквально «степняки»). Основной формой социальной организации в Северной и Центральной Аравии были кровнородственные коллективы – «бану» («сыновья одного отца»), имевшие разный статус в племенной системе аравийского населения. Каждое племя было самостоятельной единицей, во главе которой стоял «шейх» (араб. «старейшина»). Среди кочевников выделялись две группы: овцеводы и верблюдоводы. Более высокий статус был у последних.

Большую роль в жизни Аравии играли оазисы и городские центры, связанные с международной торговлей между Ближним Востоком, Византией и Индией. Такими крупными центрами в период джахилийя были оазис Яйсриб с центром – г. Медина и г. Мекка. Мекка выступала в роли лидера в северо-западной части Аравии. В Мекке располагалось древнее святилище – Кааба, которое было местом поклонении многих бедуинских родов и племен. Положение Мекки как общеарабского комплекса святынь привлекало в город множество паломников и купцов. В Мекке с середины V в. проживало племя курайш, состоявшее из 10 родов. Преимущественным занятием курайшитов была торговля и ростовщичество. Накануне выступления Мухаммеда в Мекке происходили быстрые социальные изменения, которые вели к разложению старой родоплеменной организации.

3. Возникновение ислама, его роль в образовании государства у арабов.

До возникновения ислама основная часть населения Аравии были язычники. Среди бедуинов был распространен культ небесных светил, а также скал, камней и деревьев.

Также в период джахилийя получили распространение монотеистические культы: иудаизм и христианство. Иудаизм привился у земледельческого населения оазисов и в Йемене. Христианство было распространено на севере полуострова, ближе к Византии. Христиане здесь принадлежали к еретическим сектам монофизитов и несториан, гонимых в Византии. Также историки говорят о появлении накануне рождения ислама собственно аравийского монотеизма в лице пророческого движения – ханифизма.

Основоположником ислама традиция считает Мухаммеда, принадлежавшего к роду Хашим из племени курайшитов. В 610 г. он впервые выступил с проповедями новой религии. Лишь через 10 лет он убедился в тщетности своей проповеднической деятельности в Мекке. Вместе со своими родственниками и сторонниками он принял решение о переселении в Медину. Это переселение – «хиджра» было совершено 20 сентября 622 г. Мухаммед и 70 его сторонников поселились в Медине на правах самостоятельной общины верующих. Переселенцев стали называть «мухаджиры», т.е. совершившие хиджру. Созданная Мухаммедом община была открыта всем желающим, так как основой ее организации была принадлежность к единому вероисповеданию. Так в Медине возникла надродовая и надплеменная организация, основанная на принципах единобожия – ислам. Именно благодаря этой общине в Мединский период были заложены основы общеарабского исламского государства. Именно здесь ислам стал не только религиозным течением, но и политическим фактором.

В ходе военных столкновений мединской общины с Меккой в 628 г. было подписано соглашение (на 10 лет), по которому мединцы получали право совершать в Мекку паломничество – Хадж для поклонения к объявленной святыне ислама - Каабе. В январе 630 г. Мекка признала лидерство Мухаммеда и торжество ислама. Город подчинился пророку, и его жители приняли ислам. Мекканцы были включены в состав общины верующих – уммы. Кааба стала заповедной мечетью – главной святыней ислама. Пророк стал фактическим главой государства, столицей которого он объявил Медину. В течение двух лет с 630 по 631 г. большая часть Аравии подчинилась Мухаммеду.

4. Арабские завоевания. Первая гражданская война и раскол в исламе (шииты, хариджиты).

Арабские завоевания, в результате которых сложилось обширное государство, раскинувшееся на части территорий Азии, Африки и Европы, охватывают время с 633 по 751 г. Наиболее обширные завоевания были совершены на первом их этапе – в правление четырех праведных халифов, т.е. в целом за 30 лет (633 по 661 г.). Абу Бекр (632 – 634); Омар ибн ал Хаттаб (634 – 644); Осман ибн Аффан (644 – 656); Али ибн Аби Талиб (656 – 661).

Успеху завоеваний, начатых в правление Абу Бекра, способствовали следующие факторы- 1). С 602 по 628 год длилась война между двумя великими державами Ближнего Востока – Византией и Ираном. Война истощила их силы и ослабила сопротивление арабам. 2). К VII в. в Византии заметно ослабились экономические связи с восточными провинциями. 3). Оторванность восточных провинций усугублялась религиозной политикой императоров – гонения на секты монофизитов и ариан.

Уже за 10 лет правления Омара арабы одержали победу над Византией. К 640 г. они отторгли у империи Палестину и Сирию. К концу 642 г. завоевали Египет, захватив важнейший стратегический пункт – город Александрию.

В эти же годы был нанесен смертельный удар по Ирану. В 637 г. арабы взяли и разрушили его столицу – г. Ктесифон. К 651 г. они завершили завоевание Ирана и Ирака. Дальнейшее продвижение и захваты территорий арабы продолжили в следующих трех направлениях. Первое – на северо-восток, вдоль «шелкового пути» на Самарканд и далее. Второе – на юго-восток, в долину Инда. Третье – по северному побережью Африки вплоть до Пиренейского полуострова, с которого в течение 711-716 гг. далеко на север Испании были вытеснены вестготы.

Последствия завоеваний. Арабы захватили обширную территорию и столкнулись с такими социально-экономическими и политическими отношениями, которые им были в Аравии не известны, а, следовательно, и не понятны. Поэтому на первых порах они не пытались вмешиваться в привычное течение жизни завоеванных народов. Сами они были поглощены захватом добычи и взиманием дани. В годы правления 4-ех праведных халифов оставались нетронутыми и социальные отношения и фискально-административный аппарат завоеванных стран. Арабы заняли положение верхнего господствующего слоя.

Земледельческое и городское население завоеванных территорий платило подушную (джизья) и поземельную (харадж) подать.

Главным следствием арабских завоеваний было то, что установление власти арабов в странах с развитой государственностью ускорило и усложнило процесс экономического и социального развития в самом арабском обществе. Особенно интенсивно эти процессы развивались в Омейядском халифате.

Омейяды пришли к власти в кризисный период, получивший название Первой гражданской войны. Она была развязана в правление третьего праведного халифа Османа. Его аристократическим курсом правления были не довольны многие арабы. Особую активность проявляла группировка сторонников Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда. Эту группировку стали называть «шиат Али», т.е. «партия Али», а позднее – шииты. Первоначально группировка преследовала политические цели. Главная ее идея – это установление наследственной власти в Халифате по роду Али.

В 656 г. экстремистские сторонники Али организовали убийство халифа Османа. Поставленный ими новый халиф Али встретил сопротивление. Вначале против него выступил наместник Сирии Муавия, из рода Омейядов. А в 657 г. его лагерь покинули недовольные воины. 12 тыс. воинов выбрали своего предводителя – халифа и отказались подчиняться Али. Так сформировалось демократическое направление в исламе – хариджизм, от слова «хариджиты», что означает «ушедшие», «покинувшие», имеется в виду ушедшие от Али воины. Они настаивали на передачи власти халифу, избранному в результате народного голосования.

В 658 г. войска Али разгромили отряд хариджитов, убили их халифа. Мстя за убитого халифа, хариджиты организовали покушение на Али. В результате в январе 661 г. он был ранен отравленным мечом хариджита, в результате чего скончался. Власть в халифате захватил Муавия, создавший первую династию – Омейядов.

5. Государство Омейядов - на пути к централизации

В правление династии Омейядов (661 – 750) территория халифата достигла наибольшей величины. Столицей халифата стал сирийский г. Дамаск. В период правления Омейядов складываются характерные черты общественного устройства арабо-мусульманского мира. Для него характерна многоукладность: патриархальное устройство у самих арабов сочеталось с рабовладением и элементами феодализма.

В период правления Омейядов были унифицированы формы земельной собственности, а также система налогообложения Халифата.

В период правления Омейядов складывается система государственного аппарата, во многом позаимствованная у Сасанидского Ирана. С целью укрепления централизации государства Омейядами были проведены реформы. 1). Восстановлена почтовая служба, прерванная во время первых завоевания. 2). В г. Дамаске был создан государственный архив и центральная казна. 3). Местные языки в государственных учреждениях везде были заменены арабским языком, которому был придан государственный статус. 4) Начата реформа по введению единой денежной системы. 5) Создана система наместничеств. К концу Халифата их стало 5. Военная, административная и судебная власть в наместничествах принадлежала эмирам.

 

Литература

Мухаммад ибн Абд ал-Карим аш-Щахрастани. Книга о религиях и сектах. Часть 1. Ислам/ Пер. с араб., введ и коммент. С.М. Прозорова. – М., 1984.

Усама ибн Мункыз. Книга назидания/ Пер. С араб. М.А. Салье. – М., 1958.

Хилал ас-Саби. Установления и обычаи двора халифов/ Пер. С араб., предисл. И примеч. И.Б. Михайловой. – М., 1983.

Большаков О.Г. История Халифата. – М., 1998.

Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. – М., 1986.

Мец А. Мусульманский Ренессанс. – М., 1966.

Очерки истории арабской культуры. – М., 1982.

Шумовский Т.А. У моря арабистики. – М., 1975.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1058; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.