Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Народная Музыка




НОТЫ.

В начале XI в. итальянский монах Гвидо Аретинский (около 992 - около 1050) произвёл переворот в системе записи церковной музыки. Он изобрел нотный стан – горизонтальные линейки, ноты и их слоговые названия, которые известны сейчас во всем мире - Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Это были начальные слоги первых шести слов латинского гимна, написанного в честь апостола Иоанна - покровителя церковного пения. Позднее закрытый слог Ut заменили на открытый слог Do. Появилось название ещё для одного звука - Si (образовано из первых букв словосочетания Sancte Iohanne - "Святой Иоанн").
Сначала Гвидо Д’Ареццо за свои нововведения подвергся гонениям. Но Папа, лично изучив новую систему записи музыки и сумев самостоятельно прочесть несколько незнакомых мелодий «с листа», благословил это нововведение на повсеместное распространение, а самого автора осыпал различными милостями.

Нововедение Гвидо казалось средневековым чудом. Оно прославило его на весь мир. И до сих пор музыканты пользуются его системой записи звуков на линейках.

 

Представителями народной музыкальной культуры средневековья были бродячие музыканты - жонглеры, шпильманы и менестрели. Нередко они устраивались на службу к сеньорам. Эти средневековые «культуртрегеры» выступали в нескольких ролях сразу: и как музыканты, и как танцоры, и как мастера пантомимы, и как акробаты; и как актеры, разыгрывашшие короткие сценки. Такие актёры участвовали в театрализованных действах, которые разворачивались на улицах и площадях, - в мистериях, карнавальных и шутовских представлениях и др. Отношение Церкви к ним было довольно настороженным.

Дошедшие до нас образцы песен и танцев странствующих актёров и музыкантов просты по форме, наполнены яркими, праздничными интонациями, несут в себе огромный заряд бурной, чувственной энергии.

Многие из бродячих музыкантов и актеров в прошлом состояли учениками монастырских школ и университетов при монастырях. Обучение в Университете в те времена было длительным. Студент (школяр) ещё в молодые годы (в 12 лет) должен был поступить на факультет свободных искусств. В 18 лет он получал звание "бакалавр свободных искусств". После этого он мог обучаться на теологическом факультете и после 8 лет обучения получить звание "бакалавра теологии". Затем бакалавр теологии под руководством магистра 2 года должен был заниматься комментированием Священного Писания и 2 года - комментированием "Сентенций" - свода теологического знания (Священного Предания). После этого (в 30 лет) он становился "полным бакалавром". Затем 4 года он должен был принимать участие в диспутах и произносить проповеди. Только после этого он получал (в 34 года) право на чтение лекций и из бакалавра становился магистром теологии. Обучение было платным, и далеко не каждый из студентов мог позволить себе столь длительный курс обучения. Денег всегда не хватало. Многие бросали обучение и вливались в веселое племя странствующих музыкантов, зарабатывая себе на жизнь участием в празднествах и представлениях.

Эти студенты – недоучки сочиняли свои песни на латыни и сами себя называли также по-латински " вагантами " (vagantes -"бродячие люди"). Их беспечно веселые песни прославляли любовь и земные радости, высмеивали продажность и фарисейство официальной церкви.

«В кабаке возьми меня, смерть, а не на ложе!

Быть к вину поблизости мне всего дороже.

Будет петь и ангелам веселее тоже:

Над великим пьяницей смилостивись, Боже!»

Из латинских застольных песен вагантов сложились впоследствии многочисленные студенческие песни, в том числе знаменитый студенческий гимн "Gaudeamus igitur" ("Давайте же радоваться, пока мы молоды!").

 

К концу 13 столетия часть жонглеров оседает в городах и поступает на службу к магистрату, становясь городскими трубачами и гудошниками. Они имели регулярное цеховое устройство. Это устройство не только гарантировало им общественное положение, но и устанавливало известный стаж и уровень художественной подготовки для вступления в сословие музыкантов. Всякий музыкант, решивший посвятить себя этой профессии, должен был пройти известный курс обучения, который продолжался один год для тех, кто желал играть в деревнях, и два года для тех, кто хотел сделаться городским музыкантом.

Ежегодно, в определенный день, устраивался так называемый “судный день гудошников”, на котором разбирались спорные дела между музыкантами. В состав суда входили сам король гудошников, четыре мастера и двенадцать присяжных.

Ежегодные курсы “повышения квалификации” трубадуры проходили во время Великого поста, когда они не были заняты своим профессиональным трудом. Они устраивали состязания на звание мастеров пения - мейстерзингеров. Последнее такое публичное состязание состоялось в немецком городе Нюрнберге в 1770 году, году, когда в другом немецком городе Бонне родился будущий великий композитор Людвиг ван Бетховен.

 

 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ.

В эпоху Средневековья в Европе распространились два типа деревянных духовых инструментов: крумгорн (от нем. Krummhorn - "кривой рог") и шалмей (от греч. "каламос" - "тростник").

По сравнению с другими духовыми инструментами Средневековья на крумгорнах, самых мягких по звучанию, исполняли лирическую музыку.

У шалмея звук резкий и звонкий, и даже низкие по регистру разновидности инструмента кажутся современному слушателю громкими и пронзительными.

Большой популярностью пользовались различные по регистру продольные флейты. Продольными они называются потому, что в отличие от современных поперечных флейт исполнитель держит их вертикально, а не горизонтально. Во флейтах трости не используют, поэтому звучат они тише, чем другие духовые, но их тембр удивительно нежен и богат оттенками.

Струнные смычковые инструменты Средневековья - ребек и фидель. Они имеют от двух до пяти струн, но у фиделя более округлый корпус, отдалённо напоминающий грушу, а у ребека (близкого по тембру) форма более продолговатая.

Кроме смычковых в струнной группе были и щипковые - арфа и цитра. Средневековая арфа по форме похожа на современную, но гораздо меньше по размерам.

 

Цитра немного напоминает гусли, но устроена более сложно. Струнный щипковый музыкальный инструмент в виде плоского треугольного ящика с натянутыми на нем струнами, которые приводятся в действие щипком или специальными наперстками. На одной стороне деревянного корпуса (по форме прямоугольный ящик) делали небольшой круглый выступ. Гриф - деревянная пластина для натягивания струн - разделён специальными металлическими выступами - ладами. Благодаря им исполнитель точно попадает пальцем на нужную ноту. У цитры от тридцати до сорока струн, из них четыре-пять металлические, остальные - жильные. Для игры на металлических струнах используют напёрсток (надевается на палец), а жильные защипывают пальцами.

 

Очень популярный в менестрельской среде орган-портатив - маленькая, переносная разновидность большого органа. Музыканты держали его на весу с помощью ремня, играя правой рукой и управляясь с мехом левой. Ровное, светлое и яркое звучание органа-портатива сделало его незаменимым в светских танцах и играх.

Такое же положение было у волынки - инструмента одновременно деревенского и придворного. Любителей волынки причисляли к когорте дураков, а теолог 13 века Бертольд Регенсбургский называл ненавистных ему менестрелей "волынкой дьявола". Но ансамбли волынок могли сопровождать и королевские процессии, и свадебные пиры феодалов.

Вездесущи были флейты, лютни, тамбурины, бубны, бесконечное множество их разновидностей. Появлялись они в разных контекстах и самых невероятных сочетаниях. Все же чаще музыканты объединялись, учитывая громкость их инструментов.

Что за музыку они исполняли? Конечно, не ту, которую играют по нотам. Репертуар менестрелей, который они знали и передавали изустно, был огромен и интернационален.
Некоторые менестрели так преуспели в своем искусстве, что их музыке приписывали таинственное происхождение. Легенда об английском лютнисте Томасе Рифмаче гласит, что три лучшие свои мелодии он вынес из волшебной страны, где семь лет служил королеве фей и эльфов за поцелуй. Как говорят, одна из эльфийских мелодий до сих пор не забыта - это знаменитая песня «Зеленые рукава», слова которой сочинены только в XVI веке, хотя мелодия несколькими веками старше.

 

Средневековый танец оставался ещё во многом импровизированным действом. Народ любил хороводы, но устойчивых правил танца не существовало. Танец был принятой формой ухаживания; их исполнители сопровождали танец пением; движения были самыми простыми. Танец был не только необходимым средством разрядки, но и главным развлечением.

В эпоху позднего Средневековья проявляется различие между придворным парным танцем и деревенским групповым танцем. Селяне могли подражать придворному танцу, а рыцари любили иной раз присоединиться к сельскому хороводу.
Крестьяне отдавались танцу с ничем не сдерживаемой непосредственностью, рыцари танцевали более строго, следуя придворному этикету. Если народный танец был импровизацией, то придворный танец становился всё более манерным, фигурным, где группа танцующих последовательно образовывала танцевальные построения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.