Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыцарская Музыка. Трубадуры




Архитектурное окружение.

Для Западной Европы периода раннего Средневековья был характерен романский стиль. Светские постройки романского стиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, значительной высотой башен, так как они выполняли функции фортификационных сооружений. Для росписи и скульптуры романского типа характерно плоскостное двухмерное изображение. Изображения исполнены строгостью, зачастую крайне наивны.

К концу XII в. романский стиль сменяется готическим. Расцвет его относится к XIII- XV вв. Эпоха готики совпала со временем становления и развития городских центров в период Классического Средневековья.

В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста. Готическая архитектура выдвинула новые требования к скульптуре и живописи. Появляется круглая скульптура, изображение становится более реалистичным, богаче палитра красок.
Музыкальная жизнь в романское время более или менее четко распределялась между феодальным замком и монастырем. В готическом Средневековье все стало сложнее. Тогда параллельно сосуществовали по крайней мере четырех музыкальных потока:

1. творчество бродячих певцов и исполнителей на музыкальных инструментах;

2. расцвет поэтической и вокальной лирики в творчестве дворян-трубадуров.

3. деятельность только что возникших цехов музыкантов-миннезингеров.

4. активизировавшаяся деятельность монастырских школ духовной музыки.

 

С XI века в Европе появилась новая социальная прослойка - рыцарство, начались бесконечные Крестовые походы и формирование светской музыкально-поэтической лирики. Её сочиняли трубадуры, труверы и меннезингеры. Приблизительный перевод слова «трубадур» – слагающий стихи. Рыцари – трубадуры и стали первыми светскими композиторами, первыми представителями авторской песни. Будучи выходцами из высшей знати, они владели музыкальной грамотой и умели записать музыку своих сочинений. Благодаря этому она дошла и до нас.

В своих музыкально-поэтических произведениях они воспевали земные радости, героику крестовых походов и куртуазную любовь.

Трубадуры сочиняли стихи и музыку к ним, а их неизменные спутники-слуги - менестрели - пели песни своего господина.

Расцвет феодально-рыцарской культуры приходится на период Высокого Средневековья (XI-XIII вв.) Рыцарский идеал человека предполагал знатность происхождения, храб­рость, заботу о славе, чести, стремление к подвигам, благород­ство, верность Богу, своему сеньору и конечно же, Прекрасной Даме. Каждый трубадур долго обучался правилам хорошего тона и обхождения с дамой, а также поэзии и музыке. Среди трубадуров встречались люди различных социальных слоёв. Большей частью это были незнатные рыцари, некоторые происходили из богатых семей, другие были владетельными особами.

Законы рыцарской любви включали в себя тридцать одно предписание. Высшим из них было то, согласно которому «миннэ» (поэтическая любовь) исключала плотскую любовь и брак. «Миннэ» воспринималась как союз душ и сердец, на брак же смотрели как на союз телесный. Любовь телесная, в смысле эрос, представляет собой страдание, которое быстро проходит при получении чувственного удовлетворения. Для того же, кто носит в сердце настоящую любовь, «миннэ», тело возлюбленной не является объектом вожделения. Он желает получить лишь ее сердце. Настоящая «миннэ» чиста и бесплотна.

«Влюбленные должны хранить свои сердца в чистоте и помышлять только о «миннэ», ибо она является не грехом, но добродетелью, которая делает плохих хорошими, а хороших еще лучшими. Любовь делает целомудренным», — говорит тулузский трубадур Вильгельм Монтаньаголь.
Трубадуры считали, что степень искусства тождественна силе чувства. Эта установка привела их к созданию так называемого "изысканного стиля", что означает прежде всего поэтическую безукоризненность, совершенную форму.

Поэзия трубадуров была тесно связана с жизнью рыцарских замков. В замках устраивались поэтические состязания трубадуров. Сочинивший самые красивые песни о «миннэ» праздновал победу. Счастливый певец становился вассалом своей дамы (как правило это была жена сеньора). Впредь она могла распоряжаться им как крепостным. На коленях трубадур присягал даме на вечную верность. Дама вручала своему поэтическому паладину золотое кольцо, символ «миннэ», приглашала его подняться с колен и целовала в лоб. Этот поцелуй всегда был первым и, в большинстве случаев, последним.

Модель куртуазной любви (по сохранившимся поэтическим текстам того времени)

Трубадур, как правило, неженатый, влюблен в Даму, обычно замужнюю и стоящую выше на общественной лестнице. Дама относится к поэту более или менее сурово - самое большее, на что он изредка может рассчитывать - это ее приветливый взгляд или благосклонная улыбка. Ну а уж поцелуй - вообще высочайшая награда, за которую и жизнь отдать не жалко.

Трубадур - вечный слуга Дамы, она для него - идеал красоты, добра, совершенства. Кое-кто из трубадуров осмеливается даже сравнивать ее с Мадонной. Любовь для трубадура - источник самосовершенствования. Обладать предметом своей любви он, в общем-то, и не стремится. Он ориентирован не на достижение цели, а на переживание, на служение. Естественно, что такая любовь не может не сублимироваться в творческий акт, не может не переродиться в музыку.

Модель куртуазной любви проста. В центре ее находится замужняя женщина, «дама». Неженатый мужчина, «юноша», обращает на нее внимание и загорается желанием. Отныне, пораженный любовью (любовь означала тогда исключительно плотское влечение), он думает только о том, чтобы овладеть этой женщиной. Для достижения цели мужчина делает вид, что подчиняется во всем своей избраннице. Дама — жена сеньора, нередко того, которому он служит, во всяком случае, она хозяйка дома, где он принят, и уже в силу этого является его госпожой. Мужчина, однако, всячески подчеркивает свое подчинение. Он, как вассал, встает на колени, он отдает себя, свою свободу в дар избраннице. Женщина может принять или отклонить этот дар. Если она, позволив себе увлечься словами, принимает его, она более не свободна, так как по законам того общества никакой дар не может остаться без вознаграждения. Правила куртуазной любви, воспроизводящие условия вассального контракта, по которому сеньор обязан вассалу теми же услугами, что получил от него, требуют от избранницы в конце концов отдаться тому, кто принес себя ей в дар.
Однако дама не может располагать своим телом по своему усмотрению: оно принадлежит ее мужу. Все в доме наблюдают за ней, и если она будет замечена в нарушении правил поведения, ее объявят виновной и могут подвергнуть вместе с сообщником самому суровому наказанию.
Опасность игры придавала ей особую пикантность. Рыцарю, пускавшемуся в любовное приключение, надлежало быть осторожным и строго соблюдать тайну. Скрывая ее от посторонних глаз, влюбленный ожидал вознаграждения. Ритуал предписывал женщине уступить, но не сразу, а шаг за шагом умножая дозволенные ласки, с тем чтобы еще больше разжечь желание почитателя.

Подобного идеала любви человечество еще не знало. В эпоху христианства трубадуры сделали важнейшее открытие: они переоценили плоть. Бывшая до того почти тысячелетие греховным началом, началом от беса в человеке, теперь она становится источником великой поэтической страсти, сознательно и добровольно подчиняемой непогрешимому идеалу самопожертвования и смирения.

Подумайте: даже наши, всем известные правила вежливости (открыть даме дверь, поклониться, подать руку, не говоря уж о поцелуе руки) - всё оттуда, из кодекса куртуазности, выработанного прежде всего бытом и лирикой трубадуров.

 

 

Трубадуры писали свои стихи не на латыни, а на родном наречии. Они первые из поэтов придумали рифму -созвучное окончание поэтических строк.

Наиболее известным трубадуром был Адам де ля Аль и Тибо Шампанский, граф, а позже король Наварский, получивший в истории прозвище «принц трубадуров».

Некоторые трубадуры вели жизнь странствующих певцов. Произведения трубадуров распространялись и при помощи жонглёров. Значительная часть трубадуров состояла из поэтов-профессионалов, для них литературное творчество было единственным источником дохода.

 

Жанры поэзии трубадуров.

Один из основных жанров поэзии трубадуров - кансона, куртуазная любовная песня.

Другой важнейший жанр лирики трубадуров - сирвента, песня о религии, морали, политике, либо персональная сирвента - о достоинствах и недостатках покровителей поэта или его самого.


Ещё один популярный жанр рыцарской лирики - альба, изображающая расставание влюблённых при наступлении дня (провансальское alba — «утренняя заря»). Альба – это жалоба влюблённых на неизбежность разлуки с наступлением утра. Вопреки классической ситуации в альбе любовь осуществляется, но счастье кратковременно — с наступлением утра любовники расстаются из-за страха перед клеветой или ревнивцем-соперником.

В классической Альбе три действующих лица: влюбленный рыцарь, прекрасная дама и верный страж. Повествование в Альбе чаще всего велось от охраняющего любовников стража. Предполагалось, что любовь их так сильна, что весь окружающий мир перестает для них существовать и необходим был еще кто-то, кто напомнил бы им о наступлении зари и необходимости расстаться. Минута расставания - кульминация песни.

Дама и друг ее скрыты листвой
Благоуханной беседки живой.
"Вижу рассвет!" - прокричал часовой.
Боже, как быстро приходит рассвет!

- Не зажигай на востоке огня -
Пусть не уходит мой друг от меня,
Пусть часовой дожидается дня!
Боже, как быстро приходит рассвет!

- Нежный, в объятиях стан мне сдави,
Свищут над нами в ветвях соловьи,
Сплетням назло предадимся любви,
Боже, как быстро приходит рассвет!

- Нежный, еще раз затеем игру,
Птицы распелись в саду поутру,
Но часовой не сыграл ту-ру-ру,
Боже, как быстро приходит рассвет!

- Дышит возлюбленный рядом со мной,
В этом дыханье, в прохладе ночной
Словно бы нежный я выпила зной.
Боже, как быстро приходит рассвет!

Дама прельстительна и весела
И красотой многим людям мила,
Сердце она лишь любви отдала.
Боже, как быстро приходит рассвет!

Популярены были и пастурели, песни, изображающе встречу и беседу рыцаря и пастушки на лоне природы. Прелесть пастурели не в сюжете, известном с античных времен, а в полемике разных идеологий: куртуазной (рыцарь) и здравого смысла (невинная пастушка). Трубадур, обращающийся утонченно с пастушкой, почти всегда терпит поражение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 2233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.