Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2.1. Искусство Византии




В IV веке Римская империя распалась на две самостоятельные части, каждая со своим императором, - Западную и Восточную. Столицей Восточной стал Константинополь, основанный императором Константином на месте прежней греческой колонии Византии. Византийская империя была могущественной и богатейшей державой, империей ромеев – так называли себя византийцы, считая себя продолжателями дела римлян. Византийский император (басилевс) считался наместником бога на земле, и власть его ничем не была ограничена. Рабство в Византии сохранялось дольше, чем в Западной Римской империи, а переход к феодализму происходил постепенно. Новая религия христианство, отвергало рабство по моральным соображениям. Богословие господствовало во всех областях умственной деятельности, вся общественная жизнь регулировалась церковью.

На заре Средневековья Византия оставалась единственной хранительницей эллинистических культурных традиций. Также искусство Византии впитало элементы искусства Египта, Сирии, Ирана и представляло собой сложный сплав. Вместе с тем окончательно утвердившееся христианство ставило перед искусством свои сложные задачи. Например, как наглядно передать духовную сущность мира, то спиритуалистическое, то есть чисто духовное начало, которое, согласно христианскому учению, являлось независимым от материи и не могло обрести материального воплощения? Ведь христианская церковь утвердила как незыблемую догму главенство духа над плотью. В результате в византийской художественной культуре соединены два начала: пышная зрелищность и утонченный спиритуализм (духовность). Материальная красота рассматривается как символ иной неземной красоты, как условный образ божественного.

Новая религия в корне изменила назначение храма и тем самым его архитектурные формы и все убранство. В античных храмах очень большую роль играло их наружное пластическое решение и очень малую – внутреннее пространство, так как все обряды и празднества происходили снаружи. Назначение христианской церкви иное: она мыслится не как обиталище бога (ведь христианский бог бестелесен, а икона только его символ), но как место, где собирается для участия в молитве община верующих. Главной задачей зодчих становится организация внутреннего пространства церкви. Оно должно соответствовать многим требованиям: быть вместительным, удобным для совершения ритуала, разграничивать место для священнослужителей и верующих, выделять особое место для алтаря и заключать в себе христианскую символику. В результате в церковном зодчестве были выработаны две архитектурные формы отвечающие требованиям христианского богослужения: базиликальная и крестово-купольная. Базилика – это прямоугольное в плане вытянутое здание, разделенное на три, пять продольных нефов; средний неф обычно шире и выше остальных. В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом (апсидой) помещался алтарь, в западной – вход. Продольные нефы пересекались поперечным – трансептом, расположенным ближе к восточному концу и выступающим с обеих сторон здания, так что здание имело форму креста. Крестово-купольный храм – квадратный в плане, четыре массивных внутренних столба зрительно делят пространство на девять ячеек, обрамленных арками, и поддерживают купол, находящийся в центре. Купол символизирует небесный свод. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, также образуют крест. Разновидностью такого типа храма являются русские храмы. В дальнейшем тип храма – базилики утвердился в Западной Европе.

Искусство VI – пер. пол. IX в.в.).

Первого расцвета византийское искусство достигло в VI веке, в царствование императора Юстиниана. Юстиниан пожелал построить храм, который бы превзошел величием и роскошью все когда-либо построенное в мире, дабы прославить его царствование в веках. Он поручил строительство двум зодчим родом из Малой Азии, Исидору и Анфимию. Чудо искусства – храм святой Софии в Константинополе представляет собой пример редкого и блестяще решенного объединения двух типов храмов: базиликального плана с купольным перекрытием. Гигантский купол (30 метров в диаметре), перекрывающий посередине трехнефную базилику, кажется свободно парящим над храмом. Зодчие возвели его на четырех столбах при помощи треугольных изогнутых сводов, напоминающих надутые паруса. Длина храма – более 70 метров, купол поднят на 50-метровую высоту. Передаваясь по аркам на боковые стены, на примыкающие к куполу полукупола, вся его тяжесть равномерно распределяется, и глаз не воспринимает ее. Храм царил над всем городом. По преданию именно посещение богослужения в соборе святой Софии послами киевского князя Владимира, послужило одной из причин тому, что Русь приняла христианство византийского образца.

Скульптура в Византии развивалась мало и только в пределах мелких декоративных рельефов из кости.

Главные формы византийской живописи – монументальная храмовая живопись (мозаика и фреска), иконы, книжная миниатюра. Техника мозаик сложна и требует большого искусства. Мелкие разноцветные кубики смальты (сплава стекла и минеральных красок), из которых выкладывается изображение на стене, мерцают, вспыхивают, переливаются, отражая свет. Ранние византийские мозаики созданы под влиянием позднеантичной живописи. У них не золотой фон, как это было принято позднее, а синий. Примером служит мавзолей Галлы Плацидии V века, где изображен «Добрый пастырь в райском саду» - это Христос, но безбородый и юный в окружении овец. Именно такой образ Христа использовался первыми христианами, и он же присутствует в ранних византийских мозаиках.

Более поздние мозаики – в равеннской церкви Сан Витале, выстроенной в VI веке. Среди них портретные изображения Юстиниана и Феодоры с их придворной свитой. Здесь уже чувствуется дух византийского церемониала, официальность и парадность. Образ властителей возведен в ранг сверхземного.

В VIII веке в византийской культуре наступил кризис, длившийся более столетия. Возникло иконоборчество, движение народных масс против гнета церкви, в частности против богатства монастырей, завладевших огромными земельными угодьями. Причем оно вылилось в ожесточенную борьбу против культа икон, который играл значительную роль в обогащении монастырей. В результате последовало массовое уничтожение произведений искусства, изображавших Христа и христианских святых.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.