Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Западноевропейское Средневековье. Развитие феодальной системы 2 страница




Средневековье являлось закономерным этапом мирового истори­ческого развития, итоги которого были очень важны для будущего. В Средние века сложилась европейская общность, появились сословное представительство и суд присяжных, начался процесс урбанизации в Европе, возникли многие современные языки, нации и государства, за­ложены важнейшие формы образования — школы и университеты, со­здана богатая и многообразная культура.

На исходе этого этапа Европа стала лидером всемирно-историческо­го процесса. Корни многих современных явлений, конфликтов нужно искать в Средневековье.

Наконец, истоки духовности современной европейской цивилизации восходят к христианству, ибо эта цивилизация является историческим продолжением христианского мира Средневековья.

Периодизация западноевропейского Средневековья. Хронологиче­ские рамки Средневековья условны, вокруг них ведутся научные спо­ры. Большинство ученых считают, что начало Средневековья связано с падением Западной Римской империи в конце V в., положившим на­чало коренному перевороту в мировой и европейской истории.

Еще более дискуссионен вопрос о конце Средневековья. Сейчас наиболее распространенным является мнение, что завершающим столетием Средневековья является XV в., когда произошли знаковые собы­тия падение Константинополя и Византии (1453), открытие Амери­ки (1492), завершение Реконкисты (1492) и др. Однако главное — к рубежу XVI вв. феодальное общество исчерпало резервы своего развития.

Средневековье условно делится на три периода: раннее, развитое (зрелое) и позднее.

I. Раннее Средневековье: конец V — середина XI в. Становление (ге­незис) феодализма как общественной системы. Складывание феодаль­ной социальной структуры. Развитие государства от варварских коро­левств до первой средневековой империи Карла Великого и начала феодальной раздробленности. В культуре — упадок первых («темных») веков сменяется постепенным подъемом (Каролингское возрождение). Церковь играет важнейшую роль в становлении феодального мира, в создании средневековых форм хранения и передачи культуры, распро­странении образования.

II. Развитое, или зрелое, Средневековье: середина XI—XIII в. Пери­од расцвета феодальных отношений. Торжество вассально-ленной сис­темы. Феодальная раздробленность. Обострение борьбы между папством и светской властью за главенство. Возникновение особой формы фео­дального государства с сословным представительством. Первые попыт­ки выйти за пределы Европы, Крестовые походы. Доминирование церк­ви во всех сферах жизни общества. Подъем культуры, расцвет романского и готического искусства, создание университетов.

III. Позднее Средневековье: XIV—XV вв. Начало процесса разложе­ния феодальных отношений. Первоначальное складывание рынка. Рост городов, формирование нового сословия — бюргеров. Создание центра­лизованных государств. Общеевропейские конфликты. Столетняя вой­на. Крупные антифеодальные восстания. Нарастание антицерковных настроений. Раннее Возрождение.

Каждый период Средневековья был связан с миграциями народов в Европе и за ее пределами. VI— VII вв. — завершающий этап Великого переселения народов.

 

Феодализм. Понятие «феодализм» происходит от слова «феод». Так в средневековой Франции называлось наследственное земельное владение, связанное с обязательным несением военной службы и выполнением некоторых других обязательств, специально оговоренных, в пользу того, кто наде­ляет феодом (сеньора). Тот, кто получал феод (лен), назывался вас­салом. Поэтому феодальную систему еще называют сеньориально-вассальной.

Особенность феода как земельной собственности была обусловлена тем, что юридически собственником земли являлся не только его не­посредственный владелец, но и тот, кто ему этот феод давал, т. е. се­ньор. В свою очередь, над этим сеньором мог быть еще один сеньор, который также юридически считался собственником феода. Таким об­разом, складывалась феодальная иерархическая структура вассально-ленных связей, в которой каждый феодал был связан с другими представителями господствующего сословия сложными юридически-, личными отношениями. При вступлении во владение феодом вассал приносил особую клятву верности сеньору. Таким образом, он имел по отношению к сеньору не только поземельные, юридические, военные, но и личностные, этические обязательства, которые человек благород­ного происхождения не мог нарушать. На этой основе формируется осо­бая система правил поведения — кодекс поведения рыцаря.

Всякие властные отношения, которые не имели естественного основания в кровном родстве, брачном союзе... покоились на священном акте — клятве, на клятвен­ном обещании, закрепленном ритуальным жестом — положением руки на священный предмет, на Святое Писание, на крест, на ков­чег, а также произнесением ритуальной формулы — «Да поможет мне Бог». Таким образом, ткалось полотно политических отноше­ний, целиком находившееся в сфере сакрального. И те, кто это полотно разрывали, и те, кто отказывались быть вплетенными в основу его, навлекали на себя гнев небесный.

Развитие феодализма было связано с оформлением иммунитета — частной судебной власти сеньора. В своих владениях он яв­лялся верховным судьей, право это закреплялось за ним либо обы­чаем, либо королевским законодательством.

Главным социальным и хозяйственным институтом феодально­го общества была вотчина (сеньория). Она состояла из господской части (домена) и земли, отданной в держание крестьянам. Кресть­янская община не была уничтожена. Вотчина надстроилась над общиной, подавляя ее административно и судебно, но взаимодей­ствуя с ней как с хозяйственной организацией, регулируя крестьянские поземельные отношения.

Структура средневекового общества. Средневековые люди пред­ставляли устройство своего общества трехчастным. Основание его — трудящиеся, работающие, над ними — воюющие и молящиеся. Господ­ствующие сословия — воюющие и молящиеся, т. е. светские и духов­ные феодалы различного ранга. Военное сословие еще называют рыцарским (в широком смысле). Однако оно тоже было неоднородным, включало крупных феодальных сеньоров и воинов — владельцев мелких фе­одов (собственно рыцарей), а подчас и вовсе утративших свои владения и сохранивших лишь социальный статус. Сами рыцари считали себя «цветом мира», высшим слоем общества.

Процесс феодализации, начавшийся в Западной Европе в раннем Средневековье, захватил и церковь. Уже тогда в руках у церковников сосредоточилось около трети обрабатываемых земель. Иерархи церкви, монастыри превратились в крупных феодальных собственников. Они об­рели широкие иммунитетные права.

С конца раннего Средневековья в центре феодов воздвигались укрепленные замки, резиденции сеньоров, в том числе и церковных, они превращались в неприступные крепости.

Крестьянское население не было однородным по своему происхож­дению и правовому положению. Существовали свободные общинники (их число постоянно сокращалось) и различные категории зависимых крестьян. Однако степень крестьянской зависимости в Западной Евро­пе никогда не достигала того уровня, который впоследствии существо­вал при крепостном праве в России. В XIIXIII вв. началась постепен­ная ликвидация барской запашки и раздача крестьянам в наследственное держание земель, до тех пор входивших в домен.

Средневековая цивилизация была аграрной. В течение многих ве­ков господствовало натуральное хозяйство. Лишь с развитием городов ремесло выделяется как особая отрасль хозяйственной жизни. К раз­ряду трудящихся присоединились и ремесленники.

Важным признаком феодального сообщества являлась его корпора­тивность. Рыцарские корпорации, сеньориально-вассальные союзы, братства и ордена, ремесленные цехи, городские коммуны и союзы го­родов, купеческие гильдии и сельские общины, университеты с их си­стемой землячеств, секты и т. п. составляли пеструю социальную кар­тину. Человек искал у корпорации защиту, в ней он обретал свой социальный статус и мог отстоять себя как индивида. Наиболее обще­обязательной и всеохватывающей была принадлежность к церкви.

Христианство и церковь. В Средние века религия играла опре­деляющую роль в обществе как на Западе, так и на Востоке. Христи­анство окончательно оформилось как мировая религия в феодальном общест­ве. Христианство санкционировало феодальное устройство, было рели­гиозно-политической доктриной, идеологическим и этическим регуля­тором средневекового общества, формировало его ментальность.

стало основой духовной жизни и культурной общности европейского мира. Каждый момент жизни средневекового человека определялся ре­лигиозным миросозерцанием и чувством. Религия давала ему ощущение принадлежности к единому миру, который по определению мог быть только христианским. Правда, в реальности единого христианско­го мира не получилось. В 1054 г. церковь раскололась на римско-католическую и православную, соответственно и христианский мир был разделен на западный и восточный. Между ними пролегла невидимая граница, преодолеть которую до сих пор полностью не удалось.

На рубеже VI—VII вв. папой римским Григорием I Великим были сформулированы притязания на превосходство духовной власти над светской, церкви над государством. Началось многовековое противосто­яние папства и светских государей Европы. Церковь лелеяла замысел создания теократической монархии, которая возвышалась бы над все­ми светскими государствами. XI—XII вв. развернулась борьба между папами римскими и германскими императорами, между папским престолом и английским королем. В результате светские монархи были вынуждены просить покаяние. С помощью сложной системы наказаний церковь воздействовала и на монархов, и на рядовых мирян. Церковное отлучение не допускавшее человека к церковным таинствам и обрядам, по существу, исключало его из системы общественных связей. Еще более тяжелым наказанием был интердикт — отлучение целой территории или страны, в которых жизнь практически останавливалась. Поддан­ные освобождались от повиновения отлученному монарху.

Известны следующие случаи наложения интердикта:

  • Адриан IV, взойдя на папский престол в 1153 году, тут же наложил интердикт на Рим и снял его только в марте 1155 года, когда город изгнал Арнольда Брешианского.
  • Александр III в 1181 году наложил интердикт на Шотландию и отлучил от церкви её короля Вильгельма I.
  • Папа Иннокентий III наложил пятилетний (1208—1213) интердикт на Англию после того как Иоанн Безземельный отказался признать назначенного Римом архиепископа Кентерберийского. При этом король был отлучён от церкви. В конце концов Иоанн признал себя вассалом римского папы.
  • Иоанн XXII накладывал интердикт на Германию в 1322 году. При этом император Людвиг Баварский был отлучён от церкви.
  • Григорий XI накладывал интердикт на Флоренцию в марте 1376 года во время Войны восьми святых.
  • Папа Павел V наложил интердикт на Венецию в 1608 году, но папская курия вынуждена была пойти на уступки ввиду стойкости республики.
  • В 1909 году 15-дневный интердикт был наложен на итальянский город Адрия вследствие местного движения против епископа.

 

 

Рост политического влияния папства особенно ярко проявился в ор­ганизации Крестовых походов на Восток и Крестовых походов против еретиков, ставших центральными событиями зрелого Средневековья. Идея защиты христианского мира от неверных стала также знаменем Реконкисты в Испании. Под эгидой католической церкви осуществля­лась захватническая политика немецких феодалов в славянских зем­лях и Прибалтике. За счет крестоносных сборов со всех стран Запад­ной Европы доходы папской курии достигли огромных размеров.

Проводником папской политики, ее опорой, помимо духовенства, пребывавшего в миру, было монашество. Существовали объединения монастырей, живших по единому уставу и подчинявшихся единому центру, — монашеские ордена. Во время Крестовых походов сформи­ровались ордена особого типа — военно-монашеские, духовно-рыцар­ские. В XIII в. появились нищенствующие ордена — францисканский и доминиканский. Они были созданы под влиянием народной религи­озности, которая апеллировала к «госпоже Святой Бедности», осужда­ла коррумпированность церкви.

Ереси развитого Средневековья носили ярко выраженный социаль­ный характер. Их можно разделить на два типа: те, что были порож­дены возрастающим протестом горожан против феодальных порядков, так называемые бюргерские ереси, и крестьянско-плебейские, отражав­шие настроения наиболее угнетенных, беднейших слоев феодального об­щества — городского плебса, малоимущего крестьянства.

Начало XIV в. принесло ослабление позиций папства в борьбе со светскими государями. Французский король даже перенес папский пре­стол в город Авиньон, где он пребывал около 70 лет.

Широкое движение за реформу католической церкви развернулось в XIV в. в Англии, в XV в. в Чехии. Эти движения предвосхитили Реформацию.

К концу Средневековья папство перестало быть «вершиной» хрис­тианского мира на Западе. Ярким выражением глубокого кризиса, в котором оказались папство и римско-католическая церковь, стала так называемая «великая схизма», т. е. раскол (1378—1417).

В XV в. была предпринята попытка преодолеть противоречия меж­ду римско-католической и православной церквами. На Ферраро-Флорентийском соборе (1438—1445) была заключена уния — договор о создании союза церквей под главенством папы римского, но с сохране­нием своих обрядов и форм богослужения. Однако вскоре греческая и русская церкви отвергли унию как противоречащую церковным тради­циям православия и национальным интересам.

6. Средневековое государство. Политическая организация феодаль­ного общества не оставалась неизменной. Первыми государствами за­падноевропейского Средневековья были варварские королевства, обра­зовавшиеся в V—VI вв. на территории Западной Римской империи, — Вестготское, Франкское, Остготское, Бургундское, Лангобардское и др. Варварские королевства очень быстро прекратили свое существование, оставив о себе память в средневековом эпосе. Самым удачливым ока­залось Франкское королевство, которое переросло в сильное самостоя­тельное государство.

Средневековье с момента своего возникновения было «зачаровано» образом Римской империи. Первая попытка христианского объедине­ния мира Европы, предпринятая Карлом Великим, свершилась под ло­зунгом «восстановления империи». Карл, король франков, был короно­ван императорским венцом в Риме в 800 г. Тем самым было положено начало империи Каролингов. По его стопам пошли и германские им­ператоры, назвавшие свое государство Священной Римской империей.

X—XII вв. — время государственного полицентризма в Западной Ев­ропе; крупные феодальные владения превратились фактически в само­стоятельные государственные образования, лишь номинально зависев­шие от центральной власти. Короли начали борьбу с этой феодальной вольницей, но у них далеко не всегда хватало сил обрести полноту вла­сти. Они были вынуждены вступать в диалог с общественными сила­ми. В результате возникли государства, в которых власть короля бы­ла ограничена органами сословного представительства, — это кортесы в Кастилии (1137), парламент в Англии (1265), Генеральные штаты во Франции (1302).

К концу Средневековья сложились централизованные государства с Укрепившейся властью монарха, предвосхитившие появление в раннее Новое время абсолютной монархии.

Международные отношения и дипломатия. В раннем Средневековье отношения между варварскими королевствами отличались крайней неустойчивостью и спонтанностью. Верховным арби­тром в этих отношениях была Византия, к которой короли обращались для решения важнейших для них вопросов. Вместе с тем Византии приходилось лавировать между враждующими сто­ронами, вести хитроумные дипломатические маневры, сталкивая их друг с другом. Узловым моментом международных отношений раннего Средневековья было столкновение с арабами, ставшее про­логом противостояния христианского и мусульманского миров.

Элементом средневековой дипломатии были встречи государей для решения важнейших международных проблем. В Европе, где шли непрекращающиеся войны между феодалами и государствен­ными образованиями, велись бесконечные переговоры о возмож­ных условиях установления мирных отношений между воюющи­ми сторонами, но они не приводили к желаемым результатам.

С раннего Средневековья важнейшим субъектом международ­ных отношений в Европе стало папство. В тот период папы ак­тивно использовали церковные миссии, направленные на распро­странение христианства и включение в систему отношений европейских народов недавних язычников. Союз империи Каролингов с папством ознаменовал новый этап в международных от­ношениях. Папство санкционировало империю и тем самым объ­единительные процессы в Европе.

Особое место в средневековых международных отношениях за­нимает экспансия скандинавов на континент. В результате обра­зовались новые государства, появились норманнские династии. Норманны, завоевавшие северо-запад Франции и основавшие там Нормандское герцогство, в XI в. завоевали Англию. Это привело к тому, что завязался опаснейший узел англо-французских проти­воречий, который развяжется только после Столетней войны XIV—XV вв. Из этой войны Франция и Англия вышли не поверх­ностно объединенными конгломератами феодальных владений, а национальными государствами.

Огромное значение для развития международных отношений зрелого Средневековья имели Крестовые походы. В конце XI в. на­чалась экспансия западноевропейского рыцарства на Восток. Ре­зультатом стало возникновение государств крестоносцев в Палес­тине и Сирии, правда просуществовавших недолго. Крестоносцы в конце концов потерпели там поражение. В начале XIII в. крайне­го напряжения достигли отношения между Западом и Византией. В 1204 г. крестоносцы захватили Константинополь и образовали на территории Византии Латинскую империю.

Изменилась международная ситуация в Средиземноморье, где набирали силу итальянские республики Венеция и Генуя. Разные государства и политические силы стремились взять под контроль Средиземноморье и морские торговые пути.

На сложнейшие хитросплетения международной политики на­кладывались теократические устремления папства, к ним приба­вилось и желание некоторых крупных феодальных монархов воз­главить процесс создания христианской европейской политической общности, делались попытки выработать правовые основы международных отношений, росло понимание общеевропейского характера.

На исходе Средневековья появились более или менее устойчи­вые формы дипломатического общения, например посольства с продолжительным пребыванием в чужой стране; были определены формы дипломатической переписки и делопроизводства. Международные отношения все больше приобретали межгосударственный характер. Возникали как центры ремесла и торговли, но очень быстро становились административными и культурными центрами. Раньше всего с VTII в. возрождение и возникновение новых городов происходило в Италии и на юге Франции, там, где еще живы были римские традиции. В X__XI вв. стали подниматься феодальные города в Северной Фран­ции, Нидерландах, Англии и Германии.

Размеры западноевропейских городов были невелики. Даже в позд­нем Средневековье большими считались города с населением в 20 - 30 тыс. человек. Лишь несколько крупнейших городов, в том чис­ле Париж, Флоренция, Венеция, имели население около 100 тыс. че­ловек.

Основным населением городов были ремесленники, торговцы, стро­ители, содержатели постоялых дворов, слуги и т. п. Наиболее богатой и представительной частью горожан являлись купцы. В развитом и по­зднем Средневековье ремесленники были объединены в цехи, а торгов­цы — в гильдии.

В крупных городах, служивших политико-административными цен­трами, размещались представители королевской и сеньориальной адми­нистрации, жили феодалы со своими слугами и военными отрядами. Города были и центрами религиозной жизни. Здесь строились соборы. Заметную часть населения составляло духовенство. С развитием школ и университетов в городах появилось много школяров и студентов, а также тех, кого можно отнести к нарождающемуся слою средневеко­вых интеллектуалов.

Население городов постоянно пополнялось, прежде всего, за счет бе­жавших от зависимости крестьян. Не случайно в те времена бытовала поговорка: «Воздух города делает свободным». Человек, проживший в городе год и один день, утрачивал статус зависимого и уже не подле­жал юрисдикции своего сеньора.

Города обычно были обнесены мощными стенами. Горожане несли сторожевую службу и составляли ополчение. Улицы в городах были очень узкими. Водопровода и канализации не было, нечистоты выбра­сывались прямо на улицу.

Многие города возникали на земле феодалов, которые стремились подчинить себе город, извлекая из него побольше доходов. Сопротив­ление горожан феодалам привело к появлению коммунального движения (так называлась борьба городов против сеньоров). В разных странах коммунальное движение имело различные формы. В ходе этой борьбы города получали привилегии и вольности, создавали городское самоуправление. В государствах с сильной королевской властью многие города, освободившись от власти феодальных сеньоров, переходили под контроль королевских чиновников, однако они имели определенные муниципальные свободы.

В период развитого Средневековья в городах стало складываться третье сословие — бюргерство. Внутри его существовала имущественная и социальная дифференциация — высшее положение занимали состоя­тельные торговцы, мастера цехов, горожане-землевладельцы. Из них формировались органы городского самоуправления. Большинство со­ставляли рядовые труженики, городское плебейство.

В позднем Средневековье города и сословие горожан заняли веду­щее положение в развитии ремесленного производства и торговли. В городах наиболее интенсивно шло развитие товарно-денежных отно­шений, складывались новые формы функционирования финансов и кре­дита. Горожане стали наиболее инициативным слоем общества, стре­мившимся внести изменения в производство, управление, быт, проникнуть в отдаленные уголки континента и за его пределы.

Средневековая культура. Средневековую культуру Западной Ев­ропы питают три истока: античное наследие, христианство и культура варварских народов. Усвоение античного наследия имело большое зна­чение для всей Европы, а не только для ее средиземноморских облас­тей. Все периоды культурного подъема в средневековой Европе, так или иначе, связаны с ростом интереса к нему.

Цементирующим началом культуры является мировоззрение. В средневековой Европе оно было христианским. Церковь монополизиру­ет развитие образования, философии, всех областей знания. Главным вопросом средневекового мышления стал вопрос взаимоотношения ве­ры и разума. Религия для средневекового человека была основой его знаний о мире и самом себе. Христи­анство определило относительное един­ство культуры западноевропейского Средневековья при большом разнообра­зии ее внешних форм.

В средневековой культуре можно выделить несколько уровней: офици­альную, «ученую» культуру, преиму­щественно связанную с церковью, включавшую теологию, философию, ли­тературу, предназначенную для интел­лектуальной элиты, светскую, рыцарскую, городскую и народную культуру. Рост городов, расширение кругозора европейцев, знакомство с культурой Востока, прежде всего арабской, послу­жили стимулом развития системы об­разования. Кафедральные школы в цент­рах Европы превратились во всеобщие школы, а затем в университеты. Уни­верситеты — это сообщества преподава­телей и студентов. В конце XII—XIII в. университеты появились в Болонье, Монпелье, Салерно, Париже, Оксфорде. К XV в. в Европе их насчитывалось уже около 60. Университет обладал юридической, административной, мате­риальной автономией, которая дарова­лась ему специальными документами государя или папы. Университет под­разделялся на специальные объеди­нения — факультеты. Младшим фа­культетом, обязательным для всех студентов, был факультет свободных искусств, высшими были юридический, медицинский, богословский. Студенты объединялись в землячества и нации.

Средневековые университеты стали центрами развития схоластики (школь­ной философии) — высшего синтеза интеллектуальных исканий Сред­невековья. В схоластике была осуществлена попытка примирить разум и веру, создать целостное осмысление бытия мира и человека в их от­ношении к высшему разуму. В ней тщательным образом была разра­ботана философская терминология, раскрыты логические аспекты мы­шления и познания, без чего продвижение к науке Ренессанса было бы невозможно.

Рыцарство создало свою блестящую культуру, в которой нашли от­ражение светские устремления. В XII в. появились рыцарский роман, прекрасная поэзия трубадуров, труверов и миннезингеров.

О подвигах рыцаря и его любви должен был знать «весь христианский мир». Отсюда блеск рыцарской культуры, ее особое внимание к риту­алу, атрибутике, символике цвета, предметов, этикету. Особой пышно­стью отличались рыцарские турниры.

В архитектуре Средневековье — время соборов, представленных двумя стилями: более ранним — романским и более позд­ним — готическим. Средневековые храмы были устремлены к не­бу, но их основания прочно покоились на земле.

Собор был «каменной Библией» для людей Средневековья. Здесь они узнавали об истории и устройстве мира не только по церковным проповедям, но и по скульптурным изображениям. Фа­сады собора представляли собой библейские повествования, развер­нутые в камне. Храм представал не только как воплощение боже­ственной вселенной, но и как каменная книга народной фантазии, в которой были изображены диковинные растения, необычные жи­вотные, редкостные узоры. Ведь создателями храмов были про­стые, неграмотные (если не считать архитекторов и руководителей строительства), но одаренные художественным талантом люди. Они были безымянными мастерами, честно и вдохновенно делав­шими свое дело, любившими шершавость камня, тяжесть метал­ла, яркость витражного стекла. Именно их руками созданы ше­девры средневековой архитектуры, искусства, ремесла.

Из Средневековья пришло к нам и само слово «шедевр». Так называлась вещь, которую должен был сделать и представить на строгий суд подмастерье-ремесленник, чтобы получить звание мастера. То, что он делал, должно было быть безупречным. По­этому позже шедеврами стали называть самые совершенные про­изведения искусства. В недрах средневекового общества, в кресть­янской среде и, особенно, в городах развивалась демократическая народная культура, далекая от официальной религиозной. В ней сохранялись многие пережитки язычества, древних верований и культов. Из поколения в поколение передавались предания и сказ­ки древних времен, песни и танцы, традиции быта, поведения, суеверия.

Картина мира западноевропейского Средневековья основыва­лась на признании того, что земное существование связано с вре­менным пребыванием души в теле. Высший мир — это мир небес­ный, где царит Божья справедливость, которая не может быть достигнута на земле. Такая двойственность определяла ментальность средневекового человека, вызывала метания от земного к небесному, от уничижения к надежде, от упоения мгновением жизни к страху перед смертью и Страшным судом, от светлой жалости к жестокости.

Крестьянин рассматривал землю как свое продолжение. Не случайно в средневековых источниках земля опи­сывается через человека — числом ша­гов или временем труда, вложенного в ее обработку.

Средневековье имело свой взгляд на такие важные составляющие человече­ского и общественного бытия, как вре­мя и пространство, власть, право, труд, бедность и богатство, жизнь и смерть. Восприятие человеческих возрастов, например, тоже было иным, чем у нас. Средневековое общество было моло­дым, продолжительность жизни — не­долгой. Человек, перешагнувший ру­беж сорокалетия, считался стариком. Не было особого отношения и к детст­ву. Детей считали маленькими взрос­лыми, соответственно их и одевали как взрослых, и требовали с них так же. Даже младенца Христа иногда изобра­жали как мужчину с бородой в пелен­ках, только маленького роста.

А вот отношение к юности было очень ярким, эмоциональным. Юность мыслилась как пора цветения, игры, свободы поведения. С ней связывались представления о магической жизненной силе. Юношеский разгул был узаконен в средневековом обществе, которое в целом в своих моральных установках тяготело к трезвости, целомудрию, устой­чивости.

Вступление же во взрослую жизнь требовало от молодежи от­каза от подобных вольностей, энергия молодости переориентиро­валась в традиционное русло общепринятой морали. Тот, кто не делал этого, становился изгоем.

В позднем Средневековье расцвела городская культура с ее жизнеутверждающим светским духом. Родилась новая литература с ярко выраженной антицерковной направленностью. В городском сатирическом эпосе, насмешливых баснях появляются новые ге­рои — неунывающие, плутоватые, смышленые, всегда находящие выход из любой ситуации благодаря собственному уму и способ­ностям. Зародилось европейское городское театральное искусство. Представления разыгрывались на площадях, в них участвовали не только актеры, но и горожане. Эти представления были выражением карнавально-смеховой народной культуры Средневековья.

Кризис XIVXV вв. XIV—XV века — время грандиозных потря­сений в жизни средневекового общества, уже осознавшего свое единст­во как христианского мира, но исчерпавшего внутренние резервы раз­вития. Внутри этого мира шел передел государственных границ, точнее, становление новых границ государств, стремившихся обрести устойчи­вость своих территорий, политическую и социальную целостность, сильную центральную власть и государственный суверенитет. Выясне­ние отношений между государствами выливалось в постоянные воен­ные конфликты. Самым длительным и напряженным из них была Сто­летняя война (1337—1453). Она началась как феодальное выяснение династических притязаний между французской и английской корона­ми, а превратилась в войну нового типа, ставшую на заключительном этапе межгосударственной. Важнейшим итогом Столетней войны было оформление Англии и Франции как национальных государств, осозна­ние народами этих стран себя как национальных единств, т. е. их са­моидентификация. В ходе этой бесконечной войны Европа пережила беспрецедент­ный демографический кризис. Военные потери, хотя и были очень большими, не могли идти в сравнение с теми человеческими жерт­вами, которые принесла Черная смерть — эпидемия чумы, свиреп­ствовавшая в 1347—1353 гг. и унесшая более половины населе­ния Западной Европы. Опустели целые области, некому было обрабатывать землю, сократилась запашка. К страшной болезни добавился голод.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 6245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.