Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Станица Елизаветинская. Комсомольцы двадцатых




Тема ныне, как говорят многие, не модная, но меня это совсем не останавливает. Напротив, считаю, вопрос о революционной молодежи начала века актуальным, как никогда прежде. Основываясь на весьма скудных подробностями и, что греха таить, односторонних сведениях (кто же о себе плохо расскажет) позволю себе осветить деятельность комсомольской организации в станице Елизаветинской в двадцатых-тридцатых годах двадцатого столетия. Казалось бы, откуда взяться таковым в казачьей, глубоко патриархальной среде, однако ж. Основными моими собеседниками будут братья Николай и Василий Макеевы (орфографию и пунктуацию сохраню оригинальную).

Итак, приступим.

Как известно, Российский коммунистический союз молодежи, (позже, в 1926 году переименованный в Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ)) был создан 29 октября 1918 года).

Точная дата появления комсомольской ячейки в станице неизвестна. Известно только то, что первый состав ее распался в 1921 году. Год, как мы помним, выдался более чем неспокойным. Часть станичников, осознав, какую цену придется заплатить за построение «нашего нового мира» готовилась к открытому мятежу. На фоне народного недовольства образовался и окреп отряд Ухтомского-Назарова. В связи с крайне напряженной обстановкой юным коммунистам пришлось «уйти в подполье». Николай Васильевич вспоминает «…Кроме этого контрреволюция неуспокоилась. На Дону начали организовываться банды белобандитов. Такая банда была организована под командой белого офицера Ухтомского, в Елизаветовки. Подпольный штаб ее был в камышах за хутором Городища. Влияние этой банды, крепко сказалось, на отношение населения к советской власти. Если не открыто то чувствовалось. Иногда слышались выкрики в адрес комсомольцев «недолго вам царствовать» но комсомольцы несдавались. Приходилось остерегатся. Например, чтобы сберечь в секрете списки и печать, мы бюро комсомольской ячейки три человека Аханов Степан, Панфилов Вас. и я ложили их на ночь под камень у бывшего поста около клуба, где шоссейная дорога. Знали об этом только мы. Но упорная борьба, вера в будущее руководила нами и это испытание было выдержано…» (3)

Испытание выдержали, но ячейку не сохранили. Почему? Вопрос. Василий Васильевич приводит следующие причины развала станичного союза молодежи:

«… Голод 1921 года коснулся и станицы. Партийная организация существовала, а комсомольская ячейка развалилась. Часть комсомольцев была мобилизована в ЧОН (части особого назначения) и на продразверстку, а оставшиеся не смогли организационно сохранить ячейку…» (2)

Быть может. Оспорить трудно. Бунт то не состоялся. К чести товарищей чекистов сказать, действовали они более чем профессионально. Работа их дала возможность восстановить ячейку уже в 1922 году. К слову, и голод не окончился и ЧОНы по прежнему занимались своим делом, но:

«… В 1922 году после спада воды (примерно середина июня м-ца) партиец Дичев присланный из Ростова и представитель Н-Гниловского волостного к-та комсомола собрали молодеж и подростков и организовали комсомольскую ячейку. В комсомол тогда вступили 5-6 чел. Из них помню Дусю Харсееву и Афанасия Макеева из Казачьего ерика. В октябре м-це 1922 года приняли меня кандидатом в члены комсомола. Мне было 15 лет. …» (2) Из того же источника известно, что одним из участников восстановления ячейки был Николай Иванович Быкадоров, проживавший где-то за Казачьим Ериком.

Не смотря на теперь уже полную победу новой власти, на крепкий партийный актив, отношение к комсомольцам в среде станичников оставалось ожидаемо негативным.

«…Всякое новшество в жизни встречает сопротивление. А такое, как перевернуть установленные веками порядки (да еще среди казачества) на новый лад, направлять их по пути к свободной светлой в будущем жизни. В условиях неграмотности, запуганных всякими предрассудками людей было особенно трудно, подчас непостижимо.

Большинство населения с недоверием относилось к нашим разъяснениям «молокососам». А кулачье обозленное нашими действиями в открытую грозило расправиться с комсомольцами, подбивало бедноту называя нас посланцами Антихриста перед концом света…» (3)

«… Вступление в Комсомол держалось в тайне от родителей и даже от друзей сверстников. Родители не покорных детей пороли, а сверстники жутко высмеивали. На собрания ходил тайком, а на дежурство в ЧОН только с вечера чтобы не было заметно отсутствие дома…» (2)

Первым председателем восстановленной комсомольской ячейки был Афанасий Макеев. Задачи перед ним и его соратниками-подростками стояли, скажу прямо, более чем взрослые и, на мой современный взгляд, практически невыполнимые, учитывая время, место и целевую аудиторию. В них входили: борьба с религиозными предрассудками, и, как основной ее инструмент - культурно-просветительская работа (в рамках программы ликвидации безграмотности), участие в сборах продналога. При этом, никто не освобождал подростков от общественной работы:

«…С конца 1923 года и в последующие годы комсомольцы начали принимать участие в хозяйственной жизни станицы: чинили мосты, крыши школ и общественных зданий. Состояли в противопожарном расчете. Активно содействовали в сдаче рыбы кооперации, а не прасолам. Принимали участие в оказании помощи населению при наводнениях…» (2)

Даю слово своим собеседникам, кратко и по порядку.

«…Всем известно, что религия – это дурман. Попы и всякие священнослужители старались удержать в темноте народ. Их влияние в то время сказывалось на молодежи, в большинстве своем неграмотной.

Своим внушением они мешали людям понять что такое Советская власть и к чему она ведет.

Особое влияние имели две церкви, Елизаветинская, из которой построена школа и обуховская к сожалению еще действующая.

Так вот, первостепенной задачей того времени, комсомольцев, было, отвлечь молодежь от церкви, бороться с религиозными предрассудками.

В то время в Елизаветовке не было ни клубов ни кино. А танцы в общественном месте были позором.

Был в станице один держатель ручного киноаппарата Донцов который крутил в сарае. Жил он в районе, где сейчас дом Харсеевой Таисии или Маркова Ивана – там был рядом базар.

В помещении, где сейчас клуб Елизаветинского колхоза, была женская школа. Когда совместили учебу девочек с мальчиками, комсомольцы добились что помещение было отведено под клуб. Силами комсомольцев с привлечением интеллигенции (учителей) в клубе начали ставится спектакли путем самодеятельности.

Проводились танцы под гармошку. Тогда еще оставался царско-поповский обычай, под большие религиозные праздники: Рождество, особенно пасха, проводить ночи в церкви. Молодежи негде было деваться. Она шла туда.

В эти дни и под воскресенья комсомольцы проводили в клубе антирелигиозные вечера. Организовывали лекции, постановки, танцы.

Выходили в ограду церкви, собирали группы молодежи и увлекали их за собой в клуб… (3)

Постепенная замена круга обрядов практикуемых православной церковью на несомненно более притягательные для молодежи культурно-массовые мероприятия, в данном случае оказалось стратегически верным решением. Служителям культа нечего было противопоставить, и, лишенные государственной поддержки, конкуренции они не выдержали.

«…Рядом с церковью было здание церковно-приходской школы (сейчас его нет). Там учились в основном дети привилегированного класса. Распорядителем этой школы (директор) был поп старший по чину (помню Сальский по фамилии, величали его отец Павел), их в церкве было два.

Эта школа также была передана комсомольской ячейки под красный уголок.

При красном уголке были созданы кружки: струнный – музыкальный, хоровой, драмотический. Ответственными за их работу были комсомольцы Пуличев, Кисилев и другие…» (3)

Как видим, ребята, захватив очередной «плацдарм» активно его использовали.

«…И вот рядом с церковным богослужением, раздавалась, хотя и не стройная мелодия струнного оркестра или громкая веселая песня. Все это имело воздействие и молодежь начала постепенно уходить от церкви и как видите сейчас уже совсем забыли…» (3)

Одним из результатов этой работы можно считать и то, что когда встал вопрос о разрушении станичного храма (комсомольцы осуществляли подворовой обход) большинство станичников подписало бумагу о том, что храм им не нужен.

Добавлю несколько слов о инструментах, при помощи которых удалось добиться такого результата.

«…Советская власть провозгласила ликвидацию безграмотности. Комсомольцы взялись за эту работу. Первый кружок был создан и занимался в бывшей церковной школе. Руководил им комсомолец Аханов Степан.

В последствии кружки ликвидации неграмотности приняли массовый, обязательный характер…» (3)

«…Главное чем занимались комсомольцы это культурно-просветительская работа; читка газет, дежурство в избе-читальне и клубе, проводились ежедневно доклады, вечера вопросов и ответов, вечера молодежи. Работал хорошо драм кружок, в его составе было около 50 ч. Регулярно проходили спектакли в станице и выездные постановки в Обуховке. Танцы были по субботам до и после спектаклей. На вечерах постоянно играл духовой оркестр в составе до 20 чел., которым руководил армейский коплимейстер (капельмейстер, прим.авт.) Симен Кузьмич Сидоренков. Комсомольцы занимались в политшколе. Обязательно присутствовали на всех сходах и собраниях. Андрей Шипшин был членом станичного совета, а девушки-комсомолки делегатками (женская организация того времени) и носили красные косынки…» (2)

«…Ежедневно в избу читальню приходило много народа и вся молодежь 150-200 человек, сидели на лавках поставленных рядами, стояли плотной стеной, заполняли подоконники. Ежедневно делались доклады партейцами и лекции учителями. В субботу или воскресенье ставились спектакли, танцы…» (2)

«…К концу 23 года избу –читальню разделили на две: зал для собраний и читальный зал. Новая забота привлечь людей не только слушать, но и самим читать. Сначала ярко освещенный зал бывшей церковно приходской школы был пуст, но к зиме уже потеснили столы и добавили один ряд. Приятно было смотреть как молодежь группами под ярким светом ламп молний рассматривали и читали газеты и какой-то журнал наверное Крокодил т.к. другие в станицу не попадали…» (2)

Получилось так, (иронизирую), что простых тружеников-казаков заманили веселыми танцульками и душевными песнями, а потом читать заставили, а после – еще и учиться. Контрольным выстрелом в голову елизаветинскому приходу стало приобретение киноаппарата. От беса «движущихся картинок» молитв не существовало. Молодые души «погибли» окончательно и бесповоротно.

«… В начале 1924 года в отпуск из флота приехал Афанасий Макеев. Я в то время был уже секретарем комсомольской ячейки. Мы с ним были на комсомольской конференции в Азове и смотрели кино. Помню, шла картина Аэлита. Когда мы поздно вечером возвращались в станицу то всю дорогу говорили о том, чтобы добиться приобретения киноаппарата для станицы. Поставили вопрос на бюро ячейки. Драмкружок сделал несколько сборов. Отпустили деньги правление потребительской кооперации и станичный совет. И мы поехали саньми в Ростов приобретать киноустановку. Деньги привязали под рубахами к груди, боялись чтобы у нас их не украли. Смотрели киноустановки в частных мастерских и с представителем шефов купили киноустановку в мастерских на ул.Энгельса. Оформили договор гарантии через нотариус и в тот же день к вечеру выехали с покупкой домой. Приехали часов в 9-10 и прямо к клубу (где и теперь, кажется существует кинотеатр). Комсомольцы и молодеж еще не разошлась нас абступили вынесли киноаппарат, динамо и другие принадлежности и до утра никто не расходился. Утром пригласили механика Асмакова Дмитрия у него был куплен мотор (движок) и он же производил монтаж и установку всех механизмов и был первым киномехаником. Установка кино было большим событием в станице. Сеансы давались каждый день. Картины просматривались 3-4 раза. За короткое время деньги были возвращены правлению потребкооперации и стансовету. По воскресеньям кино начали показывать детям. В станице была радость и ликование. В то время на большую округу нигде в станицах и селах не… (лист утерян). (вероятно – не было киноустановки)…» (2)

Естественно, без квалифицированных помощников и наставников, у полуграмотных детей революции ничего хорошего бы не вышло. Наука всегда была и остается (по крайней мере для Вашего покорного слуги) антагонистом религии и ее адепты, учителя, вне зависимости от своих политических симпатий, не могли оставаться в стороне. Имена некоторых, воспоминания моих собеседников сохранили.

«…Большой вклад в объединение молодежи и приобщение ее к культурной жизни и общественно-полезным делам внесли в то время учителя станицы: Мария Михайловна Ушакова, Михаил Иосифович Фомичев, Ксения Степановна Дюжикова и др.

Мария Михайловна несмотря на свой преклонный возраст руководила драмкружком, организовала постоянные дежурства в избе читальне и была душей молодежи. К ней мы относились с большим почтением. Она была кристальным представителем интеллигенции, которая стала служить народу…» (2)

«…В драмкружке было до 50 человек и неутомимый режиссер – Мария Михайловна – билась над каждым «артистом» чтобы приобщить его к созданию спектакля…» (2)

Помимо участия в борьбе за умы, актив станичной молодежи участвовал и во вполне реальной, земной и от того очень грязной (на мой взгляд) работе. Подробности ее ни комсомольцы, ни их старшие товарищи бумаге не доверяли. Пока приходится довольствоваться общими планами, а так хочется надеяться на обнаружение документов, освещающих дело «с другой стороны». Но, увы.

«…Молодая советская Россия. Рабочие районы ее, терпели нужду в продуктах питания. Комсомольцы включились и в эту работу. Они с депутатами совета, активом ходили по населенным пунктам собирали яйца, пшеницу, муку и друг.

В 1922-23 годах продразверстка была заменена продналогом. Кулаки, зажиточные старались всячески затягивать сдачу хлеба государству. Многие комсомольцы были призваны на работу, как тогда говорили выкачку налогов. Я был мобилизован по линии комсомола, направлен на краевые кратковременные курсы продинспекторов и направлен младшим продинспектором в Елизаветинский с/совет. Старшим был коммунист Поливода Куприян Максимович (сейчас проживает в Ростове). Я работал в основном в хуторах Бирючий, Водина, которые тогда по принципу казачьего деления входили в Елизаветинский с/совет. Пришлось воевать с кулаками. Все указанные мероприятия, работы выполнялись комсомольцами без какой либо оплаты не считаясь со временем…» (3)

О раскулачивании в станице и юрте тоже, материалов практически нет. Мне в руки попали только обрывочные сведения из воспоминаний А.Ф. Очередько.

«…Не остались в стороне комсомольцы и в момент коллективизации, участвовали в ликвидации кулачества…» (3)

«…Раскулачивание шло с февраля 1928 по осень 1929 года.

Приехали представители Донкома партии в Азов и вместе с председателем Азовского комитета бедноты в станицу.

Создалась комиссия по расслоению населения, выделили бедноту, середняков, кулаков. Члены комитета: Пуличева, Красюков Семен, Нардекова… (всего 11 человек).

Выделили и раскулачили 72 хозяйства. У кулаков были батраки, снасти, водаки, скот, дома и т.п.

Сначала провели собрание с беднотой, а потом раскулачивали. Кулаков выселили.

Первого раскулачили Каменелова (?) Якова, прасола в Обуховке. Потом в 29-м году Зарайченков, Пономар.- землеввл, Болдырев – прасол маг.горт.(?), Черкесовы - Обухов

Богачи станицы: (прасолы, землевладельцы, лавочники(владельцы магазинов)

Топилин Егор Евграфович – прасол (сына Евлашку засекли белые)

Глобенко Иван Ефремович – прасол

Сидоренко Елисей Дмитриевич (братья Аркадий Дмитриевич, Дмитрий Дмитриевич) – прасолы

Ушаков

Кисилевы (лавка)

Зазулины (Аркадий и Петр) – прасолы

Болдырев Мих.Иванович – 3 магазина (2 бакал., один промт.)

Прохоров – прасол

Ковалев (дом, где почта)

Богачев – прасол

Посиделовы – землевладельцы, перекуппщ.

Буланов, атам., - мельн. в Азове

Панфилов Петр – имел 2 лавки

Табунщиков Никол. – на хуторах (?)

Зарайченков Поликарп

Фомичев (на Бирючем)

Симонов …» (4)

Подведу краткий итог вышеизложенного. Он будет немного философским, и, возможно, от того нудноватым, но я кое что «имею сказать» от себя, уж извините. Несмотря на мое личное, нейтрально-негативное отношение к «завоеваниям Октября», руки первых станичников-комсомольцев я бы пожал. Не могу назвать их героями. Но. Они не просто «хотели быть нужными» своей стране, они делами подтвердили это желание. В их рукописях очень много ошибок, орфографических, пунктуационных. Они могут писать с маленькой буквы название своей партии, населенных пунктов, учреждений. Есть только одно слово, которое всегда начинается с заглавной. Это простое слово Родина. Они знали, что это такое, в отличие от очень многих моих современников.

На этом, я, пожалуй, остановлюсь. Безусловно, как и все прочие мои очерки, этот будет дополняться по мере поступления новой информации.

 

(1) Боранова Г.Н. Азов и Приазовье между двумя мировыми войнами (1917-1940 гг.) Очерки истории Азова Вып. 9, Азов 2005.

(2) Макеев В.В. Воспоминания (личный архив Н.Н.Афонькова,публикуется впервые)

(3) Макеев Н.В. Воспоминания (личный архив Н.Н.Афонькова,публикуется впервые)

(4) Очередько А.Ф. Воспоминания (личный архив Н.Н.Афонькова,публикуется впервые)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.