Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Алгоритм ситуативного анализа проблемных ситуаций




Жесткие формы защиты

Жесткие формы защиты могут применяться лишь во взаимоотношениях со старшеклассниками. Их используют редко, поскольку в результате коммуникация временно прерывается.

1. Великодушное прощение – видимое смирение с грубостью партнера, который пока не может вести себя иначе. «Если вам так хочется...», «Если только так вы и умеете...», «Если это приносит вам чувство удовлетворения...». Это сильное воздействие, не предполагающее дальнейшего общения или выяснения отношений.

2. Сопоставление достоинств партнера с его поведением – скрытый механизм влияния данной формы защиты заключается в возвышении партнера. С этой высоты партнеру падать не хочется, есть что терять. Парадигма данного способа: «Вы такой... (умный, порядочный) а,...». Последняя часть фразы недосказана, ее досказывает, додумывает обидчик сам.

3. Оставить наедине с собой – способ жесткий и лаконичный. Разрыв отношений «здесь и сейчас». Ответственность за содеянное перекладывается на партнера. Используются парадигмы: «Вероятно, вы не способны понять, что вы сказали», «Жаль, что вы не осознаете, что сейчас произошло», «Вы не понимаете, что сделали».

Используя способы этической защиты, важно проследить, чтобы педагог не скатывался в нравоучения. Даже защищаясь, педагог призван развивать личность воспитанника.

 


Приложение 1

 

1. Изложите различные возможности разрешения ситуации. Без колебаний дайте волю своему воображению. Ситуация может содержать больше альтернатив, чем кажется сначала.

2. Изложите факты (известные, возможные, вероятные), имеющие отношение к поддержке каждого из обозначенных вами решений. Факты могут включать следующее: в случае избрания определенного решения некоторому человеку будет или возможно будет нанесен вред (физический, эмоциональный, финансовый, его репутации и т.п.); ограниченные ресурсы, использованные одним образом, могли бы быть использованы иначе под давлением иных нужд; некоторое решение нарушает свободу индивида; предлагаемое решение предполагает принуждение, обман, манипуляцию, нарушение обязательств и обещаний, эксплуатацию, неравный договор и т.п.

3. Изложите моральные принципы, лежащие в основе подбора фактов в вашем перечне. Четко сформулируйте эти принципы. Релевантные принципы могут включать следующие: «предотвращай зло», «делай добро», «будь справедлив», «будь лоялен», «выполняй обещания», «не наноси вред другим людям», «будь честным», «будь искренним», «живи в соответствии с требованиями своего учреждения или выполняемой тобой роли», «разрешено защищать свои собственные интересы», «уважай свободу/автономию личности» и т.д. Сочетание этих принципов с выбранными вами фактами обеспечивает моральную аргументацию для установленных вами возможных решений. Так, например, аргументация в пользу одного разрешения ситуации может выглядеть следующим образом.

Посылка 1. Принцип: Выполняй обещания.

Посылка 2. Факт: действие Х, которое будет совершено, если выбрана возможность А, означает выполнение обещания.

Вывод. Выбираем возможность А.

4. Поразмышляйте над определенными вами возможностями и перечнями. Задайте себе вопрос, учли ли вы все потенциально приемлемые возможности и включает ли ваш перечень фактов и принципов, которые определяют отбор фактов, все вероятные аргументы для каждой выделенной вами альтернативы? Является ли перечень фактов и принципов, поддерживающих вашу точку зрения, более полным, чем другие, составленные вами перечни? Если это так, убедитесь, что вы подбирали факты и принципы в поддержку других решений столь же тщательно, как и для обоснования решения, к которому вы склоняетесь.

5. Придите к решению и сформулируйте его. После внимательного рассмотрения всех выделенных вами вариантов и поддерживающих их аргументов выберите тот, который на ваш взгляд должен быть выбран.

6. Обоснуйте ваше решение. Изложите положительные основания сделанного вами выбора. Это заставит вернуться вам к перечням. Определите, какие соображения в ваших перечнях фактов и принципов являются наиболее убедительными, неопровержимыми.

7. Постарайтесь предвидеть наиболее серьезные возможные возражения вашему решению и ответьте на них. Вернитесь к перечням, поддерживающим варианты, отличные от вашего. Используйте их для того, чтобы определить самые сильные возможные возражения против вашей позиции или против позитивных аргументов в пользу вашего собственного решения. Предложите ответ на эти возражения.

8. Осознайте цену или обратную сторону вашего решения. В последний раз обратитесь к своим перечням и используйте их, чтобы сформулировать, что вы считаете наиболее значительной с моральной точки зрения ценой своего решения (она может быть связана с наиболее серьезным возможным возражением вашему решению).


Приложение 2

«Школьные службы примирения» – это российская модель школьной медиации. В своей работе службы примирения опираются на стандарты восстановительной медиации, разработанные в 2009 году Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации.

В школах возникает немало конфликтных ситуаций (драки, кражи, вымогательство, порча имущества, недопонимание между учителем и учеником, конфликты на почве слухов и т.д.). Подростки часто реагируют на подобные ситуации применением силы или бойкотом, а администрация - вызовом к директору, приглашением родителей, постановкой на учет или направлением в комиссию по делам несовершеннолетних. В лучшем случае происходит формальное примирение. Взрослые говорят, что виноваты в конфликте оба, поэтому все должны помириться и больше друг к другу не подходить.

Эти способы не позволяют детям самим найти решение конфликта и, значит, научиться решать их в будущем. Конфликт, скорее, вытесняется за пределы образовательного процесса, а обида и ненависть не проходят еще несколько лет. Но если подросток не чувствует себя в школе в полной безопасности, он не может сосредоточиться на образовательном процессе, поскольку жизнь превращается в череду стычек и «борьбу за выживание». И осваивает подросток именно те способы реагирования на конфликт, которые демонстрируют ровесники и взрослые на практике (а не на словах).

Школьная служба примирения предлагает участникам конфликта сесть за «стол переговоров», услышать и понять друг друга, а затем самостоятельно (!) договориться о взаимоприемлемом способе решения конфликтной ситуации. Если подростки самостоятельно принимают решение, то, скорее всего, его выполнят. Поскольку взаимопониманию часто мешают гнев, обида, предубеждение друг к другу, нужен нейтральный посредник или медиатор. Он подготовит подростков к встрече и поможет организовать конструктивный диалог. Встреча может происходить только при добровольном согласии участников. Если в рамках конфликтной ситуации кому-то был причинен вред, на встрече обязательно обсуждается вопрос о принятии обидчиком ответственности по заглаживанию вреда. То есть ответственность понимается не как понесенное наказание, а самостоятельное исправление всех негативных последствий своего поступка. Примирительная встреча может происходить только при добровольном согласии.

Таким образом, задача службы примирения – нивелировать силовые (со стороны детей) и административные (со стороны взрослых) реакции на конфликт и, в первую очередь, предложить самим сторонам решить проблему путем переговоров. В школьных службах примирения медиаторами становятся как взрослые, так и школьники, которые помогают ровесникам решать конфликты. Для школьников проведение медиации – возможность волонтерской работы (например, в рамках школьного самоуправления), а также способ научиться решать возникающие конфликты – навык, которого часто недостает в современной жизни (подробнее – на сайте www.sprc.ru).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.