Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип индивидуального зачета




Принцип психологического тренажера

Принцип штудирования

Принцип штудирования состоит в том, что проблемные ситуации взаимодействия тщательно и подробно изучаются, анализируются, буквально препарируются. Этот принцип можно было бы даже назвать


134 ___________________________ Тренинг влияния и противостояния влиянию

принципом «интеллектуального препарирования». Принцип предполагает также, что каждый новый пример классифицируется, ему находится соответствующее место и подходящая реакция.

Благодаря последовательной реализации принципа штудирования участники начинают хорошо ориентироваться в методах влияния и противостояния влиянию на теоретическом уровне, и оказываются в состоянии проанализировать любую ситуацию с точки зрения того, какие методы в ней использовались партнером и какие методы стоит выбрать для ответа.

Принцип психологического тренажера — это принцип штудирования на практике. Теоретического понимания, умения классифицировать и подыскать правильный ответ для реального действия недостаточно. Нас слишком часто посещает так называемая драма действия: «понимаю, как нужно, а сделать не могу».

...Между идеей

И реальностью

Между порывом

И действием

Падает тень

Томас Стерне Элиот1 Как известно, тренажер — это аппарат для тренировки мышц определенной группы. Психологический тренажер — это аппарат для тренировки психологических реакций определенной группы. При этом тренироваться нужно до тех пор, пока соответствующая реакция станет если не автоматической, то по крайней мере готовой к использованию. Ее нужно будет вспомнить в нужный момент (этому поможет штудирование) и реализовать (этому поможет тренажер).

Эффективнее всего проходить тренажер в интерактивном режиме, во взаимодействии с тренером или с компьютером в Интернете (см. сайт: www. e-Psychology. ru)2.

Принцип индивидуального зачета выражается в том, что каждый участник должен развить собственную личностную силу, и во взаимо-

1 Thomas Stems Eliot. The Hollow men // Fn Anthology of English and American verse. — M., 1972. P. 532-533. (Перевод наш - E. С.)

2 Сайт открыт в апреле 2001 года творческой группой психологов: Ю. Т. Ковалевым, М. А. Мирошниченко и Е. В. Сидоренко.

Jk


Глава 7. Концепция тренинга влияния и противостояния влиянию

действии с другим человеком он оказывается в ситуации один на один. В этой программе человек может опереться на группу только в процессе подготовки сценария влияния, но не в сам момент влияния. В этом смысле тренинг имеет ярко выраженную индивидуалистическую направленность. Возможно, в будущем, когда в тренинг будут включены разделы взаимного влияния групп, можно будет использовать и принцип группового зачета.

Принцип «От заданных проблем — к живым проблемам друг друга»

Принцип «От заданных проблем — к живым проблемам друг друга» был сформулирован мною уже на основании некоторого опыта работы по этой программе. Участникам в моем родном Санкт-Петербурге (в Москве тоже, но гораздо в меньшей степени) было трудно припоминать ситуации манипуляции или придумывать их. Вытеснение, стеснение, стремление демонстрировать лишь благородные, цивилизованные реакции — вот далеко не полный перечень причин этого. Манипулятивные цели участниками выбирались тоже какие-то мелкие, незначительные, например: «Заставить Анатолия застегнуть пиджак» или «Добиться, чтобы Аня подошла к окну» и т. п. Это тормозило работу и снижало общий уровень тренинга. Сначала я использовала метод введения «подсадной утки». В группу являлась менеджер семинара, специально мною подготовленная во время перерыва, и начинала пытаться манипулировать каждым участником по очереди3.

Однако метод «черного манипулятора» не всегда применим, так как фактически требует ко-тренера, разделяющего твои взгляды и предрассудки. Случайный человек может привнести в группу такие воздействия, которые изменят ход событий совершенно не в том направлении, какое было бы выбрано тренером. Это может произойти так молниеносно, что невозможно будет проконтролировать или остановить процесс.

Пришлось сформулировать для себя этот принцип (иногда я называю его принципом движения «От натюрмортак натуре») и разработать задания почти для всех разделов тренинга. Постепенно на заданных ситуациях участники разогреваются настолько, что собственные, значимые для них ситуации начинают уже безо всякого сопротивления всплывать в их памяти и требовать выхода. Кроме того, участники начинают чувствовать «вкус» к анализу тех ситуаций взаимного влияния,

3 Этот метод успешно применяла уже в начале 80-х годов Мария Осорина, причем роль агрессора в ее группах играла я.


Тренинг влияния и противостояния влиянию

которые возникают непосредственно в группе. Если работа построена правильно, в тренинге удается поработать с такими «живыми» проблемами участников.

Принцип «От взаимодействия с тренером — к взаимодействию друг с другом»

Принцип «От взаимодействия с тренером — к взаимодействию друг с другом» предполагает, что вначале тренер использует модель работы с группой, в которой он является средоточием всех инициируемых им самим взаимодействий. Эту модель я называю моделью ракушки (рис. 7.1).

Рис. 7.1. Модель ракушки

Рис. 7.2. Модель сети

Каждый участник включен во взаимодействие с тренером, хотя пока участники не включены во взаимодействие друг с другом. На мой взгляд, на первом этапе тренинга это необходимо, поскольку позволяет избежать нежелательных «варварских» взаимных воздействий. Однажды одна из участниц тренинга призналась, что в течение двух часов вообще ничего не в состоянии была воспринимать. Это случилось после того, как один из участников сказал: «В женском коллективе все как пауки в банке. Точнее — как паучихи». Это совершенно выбило ее из колеи. Она сидела и молча страдала, примеривая эту картину на собственную рабочую ситуацию. Чтобы избежать таких «эффектов», лучше в течение некоторого времени использовать упражнения, в которых участники взаимодействуют с тренером, а не между собой.

Позитивными результатами использования модели ракушки являются:

□ налаживание тренером контакта с каждым участником;

□ введение самим тренером элемента игры и шутливой имитации реальных жизненных противостояний (упражнение «Бабушка»);

□ спонтанное проявление участниками своих личностных особенностей в шутливом противостоянии тренеру.


Глава 7. Концепция тренинга влияния и противостояния влиянию

Кактолько такие результаты достигнуты, аэто должно произойти в первые три часа тренинга, тренер переключается на модель сети (рис. 7.2).

В этой модели участники объединяются тренером в подгруппы по 3—4, иногда по 5 человек, для разработки сценариев воздействия на выбранного ими представителя другой подгруппы. Ситуация воздействия и задача на этом этапе формулируется тренером, позже подгруппы сами выбирают значимые для них жизненные ситуации и работают с ними (см. предыдущий принцип).

Атавизмом модели ракушки до самого конца тренинга остается следующее правило: как можно меньше психогимнастик, в которых могут совершаться взаимные влияния, не контролируемые тренером. Если сеть начинает распадаться на подгруппы, тренер мгновенно реагирует на это активизацией модели ракушки. Для этого можно использовать метод, который я называю методом «психологической байки». Тренер говорит группе что-то важное, привлекающее всеобщее внимание. Как показывает опыт, группы интересуются: 1) мудрыми изречениями из старинных книг и новейшими экспериментальными данными, особенно если они парадоксальны и дают новое освещение известным фактам; 2) отличиями своей группы от других групп; 3) проблемами различий и отношений полов.

Я чаще всего использую вариант 1 или 2. Вариант 3 — это уже тяжелая артиллерия. Его приходится применять только в экстренных случаях.

Если все идет хорошо, к концу тренинга участники уже совершенно бесконтрольно (со стороны тренера) друг с другом взаимодействуют, и при этом все счастливы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.