Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Знакомство




НАЗАД, К ВАРВАРСТВУ И МАНИПУЛЯЦИИ

Методы

Фазы тренинга

1. Ориентация в проблемах участников.

2. Фаза конструктивного напряжения — работа с цивилизованными, спокойными, «штилевыми» способами воздействия, прежде всего аргументацией.

3. Фаза неоднозначного (биполярного) напряжения — работа с варварскими и манипулятивными методами.

4. Фаза преодоления — работа с цивилизованными способами противостояния варварству и манипуляции.

5. Фаза релаксации и воодушевления.

Иногда последовательность фаз 2-4 может быть изменена. В тренинге противостояния манипуляции в деловом общении, например работа вообще может начинаться с 4-й фазы. В «застревающих» группах


Тренинг влияния и противостояния влиянию

лучше сократить фазу «цивилизации», так как многие могут заскучать. Почему-то манипуляция и варварство гораздо забавнее, чем «сократический диалог» в затянутом и невыразительном исполнении кого-либо из участников...

1. Ролевые игры по гипотетическому сценарию участников.

2. Инсценировки.

3. Командная работа.

4. Групповые дискуссии.

5. Тренажеры.

6. «Сумасшедшие сессии».

7. Индивидуальная работа над заданиями.


Глава 8

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ТРЕНИНГА:

Задачи тренера в первый день:

наладить психологический контакт с каждым участником;

□ исследовать личностные особенности участников;

□ добиться первого индивидуального зачета для большинства участников.

Знакомство начинается с того момента, как тренер встречает первого участника тренинга, пусть даже и в коридоре. Когда он заходит в комнату, где уже сидят участники тренинга, стоит поздороваться с ними и взглянуть на каждого из них. Те, кто улыбнется в ответ при первом обмене приветствиями, будут помогать и в дальнейшем. Те, кто не улыбнется, могут начать сопротивляться тренингу в самом его начале. Однако:

Дорогу осилит идущий. 1

Тренер должен начать работать сразу в полную силу. Если тренер делает что-то ценное, это растопит лед недоверия у всех. Все должны стать частью процесса, в том числе и те, кто не улыбается вначале или вообще склонен к оппозиции, а теперь особенно, поскольку тренер ему (ей) вначале не понравился, методы показались «неправильными», группа слабой, кофе горьким и т. п.

Перед началом тренинга стоит проверить, готовы ли материалы, аппаратура, тетрадь, ручка, может быть, что-то еще, нужное именно данному тренеру. Для меня, например, необходимым предметом является носовой платок. Он позволяет время от времени дотронуться


Тренинг влияния и противостояния влиянию

социально приемлемым способом до собственного носа и потереть его. Почему-то это меня успокаивает и помогает сконцентрироваться. Я считаю, что тренер имеет право предпринять специальные меры для того, чтобы придать себе сил, пусть даже эти меры кому-то могут показаться смешными. О них вовсе не обязательно кому-то рассказывать. Считаю, что тренер также имеет право выбрать себе то место в кругу, которое ему кажется удобным именно сейчас. Если это место уже занято, нужно просто подойти со стулом в руках и вежливо попросить двух участников немножко потесниться, поскольку, дескать, мне нужно сюда сесть.

После того, как все рассядутся, тренер здоровается еще раз — уже со всеми, называет себя и говорит: «Предполагается, что мы проведем эти три (два, четыре) дня в занятиях по программе «Влияние и противостояние влиянию». После этого он предлагает каждому представиться так, как это принято в тренинге. Каждый называет свое имя и говорит о том, что ему в его личности помогает влиять на других людей и что мешает.

Другой вариант: «Что помогает противостоять нежелательному чужому влиянию и что мешает?»

Каждый последующий участник сначала повторяет сказанное предыдущим участником, потом говорит о себе.

Обычно я записываю высказывания всех участников в тот момент, когда они их произносят. Исключение составляет лишь тот участник, чьи слова должна повторить я сама. Его высказывания я записываю потом по памяти.

После того, как все представятся, тренер должен завершить процедуру знакомства, и сделать это с улыбкой. Для тех, кто участвует в тренинге в первый раз, процедура знакомства может вызвать большое напряжение. Необходимо как-то ободрить всех и подтвердить, что вы их услышали. Можно сказать, например: «Ну вот, мы видим, что совершенно разные качества помогают противостоять влиянию... что многим помогает выдержка... что многим мешает излишняя авторитарность или, наоборот, мягкость... и т. п.» При этом он смотрит на всех, и в то же время конкретно на того человека, о ком говорит в данный момент, и при этом так, чтобы это заметил только этот человек.

Тренер должен передать этим обобщением участникам послание о том, как внимательно он относится ко всему, что они говорят и делают. Тем самым он демонстрирует модель цивилизованных отношений, которым собирается учить.


Глава 8. Первый день тренинга: назад, к варварству и манипуляции ___________ 141




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.