Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизмы формирования внешнеполитического курса Украины со странами-членами СНГ




После распада СССР в Европе и во всем мире сложилась новая геополитическая ситуация, характерная переходом от блочной, биполярной (в условиях «холодной войны») системы к внеблоковой, интеграционной. Независимая Украина стала способной играть роль субъекта в геополитических реалиях конца XX в.

Однако после провозглашения независимости Украины на референдуме 1 декабря 1991 возникли сложные проблемы внешней политики правопреемства Союза ССР, взаимоотношений с Россией, странами СНГ распределения армии и флота, ядерного оружия, взаимоотношений с Западом вхождения Украины в европейские структуры.

Стремление Украины быть безъядерным государством, заявление трех государств (России, США, Украины) в Москве в январе 1994 о выводе ядерного оружия из Украины подняли проблему присоединения к Договору о нераспространении ядерного оружия. После ратификации Верховной Радой в ноябре 1994 г. этого договора нашей стране были предоставлены гарантии безопасности со стороны ядерных государств, а также предусмотрены компенсации не только за стратегические, но и за тактические ракеты, в том числе предоставление атомным электростанциям Украины топлива.

Украина получила доступ к международному экономически финансового пространства. К успехам ее внешней политики следует отнести заключения в течение 1992-1997 гг. Договоров о дружбе и сотрудничестве со странами СНГ. С 1992г. Страна стала членом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), или так называемого Хельсинкского процесса, который стал структурированной организацией.

В 1993 г. Украина была предложено войти в Организацию экономического сотрудничества и развития как к ступени, который приведет в будущем к вступлению в Европейский Союз (ЕС).

Осторожной и выжидательной была позиция европейских государств при попытке Украины войти в Совет Европы[10]. После присоединения к Договору о нераспространении ядерного оружия проблема была снята. В сентябре 1995 г., Украина стала полноправным членом Совета Европы.

В то же время были достигнуты успехи в расширении отношений с НАТО Украина первой из стран СНГ присоединилась к выдвинутой Вашингтоном программы «Партнерство ради мира». Суть этой инициативы заключается в том, что НАТО в перспективе станет открытой организацией для стран Центрально-Восточной Европы и будет гарантом безопасности каждого из них.

Однако путь в мировое пространство осложняется отсутствием в Украине соответствующих традиций и правил. Это прежде всего ценности рыночных отношений и демократии как двух главных направлений реформирования экономики и социально-политической сферы в государстве. Заметным стало продвижение Украины в европейские интеграционные структуры, ослабло влияние пророссийских сил в украинском истеблишменте, принята новая Конституция[11]. Имеет значение усиления в Москве антизападных настроений в связи с расширением НАТО на Восток Взаимоотношения России с Украиной постепенно входят в международно-правовое поле Запад видит, что Россия окончательно потеряла Украину. Серьезными препятствиями, которые тормозят реализацию интеграции в Европу, является общественно-политическая неопределенность в Украине, продолжающееся противостояние «в верхах», характер которого порождает неуверенность в перспективах развития украинского общества[12].

Основные принципы внешней политики Украинского государства были заложены еще Декларацией о государственном суверенитете Украины (июль 1990). Внешняя политика, как известно, в значительной степени является продолжением и развитием политики внутренней. Ее направление является неотъемлемой составляющей формирования в целом независимого Украинского государства, создания ее соответствующих институтов.
Для обоснования своей четкой линии Украины на международной арене 2 июля 1993 Верховный Совет республики одобрил «Основные направления внешней политики Украины». Этот документ определил базовые национальные интересы Украины и задачи ее внешней политики, принципы, на которых реализовывалась внешнеполитическая деятельность Украины[13].

Важным моментом в процессе формирования концепции внешнеполитического курса стало принятие новой Конституции Украины, которая юридически закрепила основные принципы внешнеполитической деятельности, направленные на обеспечение национальных интересов и безопасности государства[14].

Итак, в течение 1991-1999 гг. активно продолжались выработки концепции внешнеполитического курса независимой Украины. На первом этапе ее формирования (1991-1994 гг.) В его основу хотя и был положен принцип «баланса интересов», но предпочтение отдавалось быстрой интеграции в европейские структуры. С 1994 г. во внешнеполитическом курсе состоялись важные изменения, расставлены новые акценты в приоритетах.

Базовыми принципами модификации было провозглашено взвешенность, прагматизм, рациональность, профессионализм. В основу внешнеполитической модели положена концепция, о которой Президент Украины Л. Кучма, выступая на праздновании 80-летия провозглашения ЗУНР во Львове (ноябрь 1998), сказал: «Курс внешней политики Украины не пронатовский, НЕ пророссийский, он проукраинский».

Признание Украины как полноправного субъекта правовых отношений произошло не только на двустороннем уровне, но и на уровне международных организаций.

30 января 1992 - член конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе в настоящее время Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ),

10 марта 1992 - присоединение к Североатлантическому совету по сотрудничеству (с 1998г. - Совет евроатлантического партнерства).

Эффективная форма сотрудничества в рамках СНГ для Украины это развитие двусторонних отношений и политического сотрудничества[15]. Экономические и политические интересы связывают Украину с региональным экономическим объединением - ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова), которое после присоединения в апреле 1999 г. Узбекистана превратилось в ГУУАМ.

После провозглашения независимости Украинское государство последовательно придерживалась намерения добровольно стать безъядерной державой (на территории Украины находилось 15% ядерного потенциала бывшего СССР). Значительный резонанс в мире вызвало подписание 14 января 1994 г. в Москве трехстороннего соглашения между Украиной, США и Россией о выводе стратегического ядерного оружия с Украины. Формированию положительного имиджа Украины послужило решение Верховной Рады от 16 ноября 1994 г. о присоединении к Договору о нераспространении ядерного оружия.

В июле 1992 г. Украиной было заявлено желание вступить в Совет Европы - международную межправительственную консультативную политическую организацию, созданную в августе 1949. После того как Украинское государство официально подтвердила свой безъядерный статус в ноябре 1995 p., оно стало 37-м полноправным членом Совета Европы.

Внешнеполитическую деятельность Украины, особенно во времена Администрации Президента Л. Кучмы, можно охарактеризовать как многовекторную. Балансировка во внешней политике между могущественным соседом Россией, Европой и Соединенными Штатами Америки имело целью обеспечение суверенитета Украины. В течение длительного времени российский и западный векторы международной политики Украины имели свойство всегда уравновешивать друг друга. Однако после «кассетного скандала» осени 2000г. В внешнеполитических ориентациях Украины произошел резкий крен в сторону России. Продолжая активно использовать атлантическую и евроинтеграционную риторику в своих выступлениях, Президент Л. Кучма на самом деле перестал рассматривать вступление в Евросоюз и евроатлантические структуры как непосредственную цель внутренней и внешней политики Украины. Неоднозначные оценки среди отечественных и зарубежных политиков вызвала заключена осенью 2003. Соглашение между Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном о создании Единого экономического пространства, своеобразного «восточного ЕС» [16].

Внешняя политика «оранжевой» Украины. «Оранжевая революция» не только создала благоприятные предпосылки для успешной деятельности Украины в мире, но и заложила основы новой философии внешней политики государства. Внутриполитические процессы в стране, направленные на неукоснительное соблюдение принципов демократии, развитие институтов гражданского общества, привнесли новое качество в идеологию внешней политики, определили параметры действий украинской дипломатии. Взамен «многовекторности» и неопределенности Администрация Президента В. Ющенко предложил более четкие внешнеполитические приоритеты - европейская и евроатлантическая интеграция Украины как последовательный процесс укрепления национальной безопасности, поступательного развития, утверждение ценностей демократии, прав и свобод человека; развитие стратегического партнерства с США, Российской Федерацией и Польшей, укрепление двусторонних экономических отношений с другими странами мира с целью усиления позиций украинских товаропроизводителей на мировых рынках; эффективная внешняя региональная политика, направленная на укрепление безопасности в Черноморском регионе; защита и поддержка украинских граждан за рубежом; вхождение в мировую экономическую систему, вступление во Всемирную торговую организацию.

Настроения украинского общества - жить в правовом и демократическом государстве, продемонстрированные в ходе «оранжевой революции», готовность новой власти выстраивать последовательную и предсказуемую внешнюю политику, способствовали выходу Украины из состояния внешнеполитической изоляции, росту международной активности страны (2005 произошло 130 визитов на уровне президента и министра иностранных дел). Украинское государство усилило свое участие в глобальных мировых процессах, активно приобщается где реформирования Совета Безопасности ООН, ОБСЕ. В 2005г. Украина первой среди стран - республик бывшего СССР стала членом режиме контроля за экспортом товаров, которые могут использоваться в создании химического и бактериологического оружия (Австралийская группа). О сохранении Украиной статуса контрибутора важнейших международных процессов свидетельствует решение об участии украинских миротворцев в восстановлении мира в Судане, принято по просьбе Секретариата ООН в сентября 2005г.

Периодом глубоких и качественных преобразований обозначены украинские-российские отношения. Диалог между Киевом и Москвой переведен в плоскость равноправных отношений, который был призван преодолеть ряд негативных тенденций в торгово-экономической сфере («газовый конфликт»), применения российской стороной специальных и антидемпинговых расследований в отношении украинской мясо-молочной продукции; решить «узел многолетних проблем» по временного пребывания и функционирования российского Черноморского флота в Украине, согласования государственной границы в Азовском, Черном морях и в акватории Керченского пролива; выработать общие подходы в рамках реформирования Содружества Независимых Государств и создания Единого экономического пространства (ЕЭП).

В 2000-е годы Украинское государство демонстрировало подходы к внешней региональной политики, главными направлениями которой являлись: утверждение демократии в Балто-Черноморско-Каспийском регионе, активное сотрудничество с европейскими региональными организациями, обеспечение экономического развития региона и его интеграции в общеевропейскую экономику. Исходя прежде всего из национальных интересов, Украина стала активным участником процесса урегулирования приднестровского конфликта (план Президента В. Ющенко «Урегулирование через демократию», предусматривающий возобновление переговорного процесса с участием США и ЕС, начала на украинском-молдавской границе миссии ЕС). Осознавая статус регионального лидера, Украина стала одним из инициаторов создания Сообщества демократического выбора (СДВ). Форум СДВ, который впервые проходил в Киеве 1-2 декабря 2005 p., Призван заниматься практическими экономическими, гуманитарными и другими проектами в Каспийско-Черноморско-Балтийском регионе, а также вопросами дальнейшего развития демократии и свободы слова на этой территории.

Украина совершенствует механизмы регионального многостороннего сотрудничества в рамках ГУУАМ. Апрельский (2005) кишиневский саммит глав государств - членов ГУУАМ начал процесс разработки экономического проекта «Придунайский энерготранспортный городов» по развитию энергетического и транспортного потенциала украинского Придунавья. Стремление Украины взять на себя роль лидера в разработке региональных и трансрегиональных проектов было продемонстрировано и на 10 саммите ГУУАМ, который состоялся 22-23 мая 2006г. В Киеве. На своем юбилейном собрании ГУУАМ официально превратился в новую международную организацию (со своим уставом, штаб-квартирой и секретариатом в г.. Киеве) под названием «Организация за демократию и экономическое развитие - ГУУАМ». Главными целями деятельности организации определены «формирование демократического пространства, безопасности, гуманитарного и социального развития, евроинтеграции и евроатлантической интеграции». Президенты стран-членов подписали Протокол о реализации положения о создании зоны свободной торговли, а также декларацию по вопросам урегулирования замороженных конфликтов на постсоветском пространстве.

Вступление во Всемирную торговую организацию (COT) является одним из ключевых задач внешней политики Президента и Кабинета Министров Украины. 5 февраля 2008 состоялось заседание Генерального совета COT, на котором был подписан Протокол о вступлении Украины в COT (процесс присоединения Украины к COT длился более 14 лет). Этому историческому событию предшествовали многосторонние переговоры украинских министерств и ведомств из 52 странами - членами Рабочей группы по рассмотрению заявки Украины о вступлении в ВТО и гармонизация отечественного законодательства в соответствии с нормами и требованиями COT. 10 апреля 2008 Протокол о вступлении Украины в COT ратифицировала Верховная Рада Украины.

Одной из немногих сфер современной жизни Украины, в которой достигнуто действительно весомых результатов, является динамическая внешняя политика Украины признали полторы сотни стран. Украина является членом пятидесяти межправительственных организаций и участвует в работе более ста постоянных или временных органов, созданных в рамках этих организаций.

Признав Украину одним из первых, правительство Б. Ельцина надеялось сохранить за Москвой положение руководящего центра на всей территории бывшего СССР с помощью механизма Содружества Независимых Государств. В документах об образовании статус Содружества намеренно не определялся. Вместе с тем в соглашении о Силы общего назначения на переходный период (февраль 1992), Договоре о коллективной безопасности (май 1992), Договоре об экономическом союзе (сентябрь 1993) предусматривалось создание наднациональных органов, способных решать принципиальные вопросы без согласования с высшими законодательными и исполнительными органами членов Содружества. Тем самым оставалась возможность для преобразования СНГ в государство - конфедеративное или даже федеративный союз. Некоторые руководящие деятели России, в том числе министр иностранных дел А. Козырев, в официальных заявлениях признавали, что такого поворота дел нельзя исключать.

Поддерживая курс на экономическое сближение в рамках СНГ, который был жизненно необходимым для Украины, ее руководство внимательно следило за тем, чтобы содружество стран не переросло в военно-политический блок, а тем более - в новый вариант Советского Союза. По 1992-1993 гг. Советом глав государств и Советом глав правительств СНГ было принято около 400 соглашений, решений и других документов, в том числе и таких, которые предоставляли институтам Содружества надгосударственные функции. Из этого количества Украина подписала около 200 документов, которые не угрожали ее государственному суверенитету.

Настойчивое стремление российского руководства предоставить институтам СНГ государственные функции следовало прежде с ее нежеланием терять контроль над теми территориями, где проживает много русских. Такое нежелание ярко проявилось уже при подписании 19 ноября 1990 первого российско-украинского договора, то есть за год до распада СССР. По инициативе российской стороны ключевая статья 6 договора была сформулирована двусмысленно. Речь шла о признании и уважении территориальной целостности России Украиной и Украины Россией не при всех условиях, а только «в существующих теперь в рамках СССР границах».

Следует отметить, что в настоящее время происходит выход Украины из СНГ. По мнению экспертов, это не испортит отношений с членами союза [47]. Украина имеет достаточно прямых договоров для продолжения экономического сотрудничества, отмечают специалисты. Выход Украины из СНГ, инициированный в Раде, никак не отобразится на отношениях со странами-участницами [51]. Украина уже сформировала связи со всеми членами Содружества. «У нас достаточно прямых договоров и соглашений со странами Содружества для продолжения сотрудничества. На уровне горизонтальных связей Украина будет торговать и дальше». Кроме того, присутствие Украины в этом союзе было более политически, нежели экономически мотивированным. «Для Украины был интересен только рынок СНГ, но основная составляющего этого рынка – Россия – не прекращала с 1991 года торговые войны (в разные времена это были 40-60 товарных групп).

 


Глава 2. Украинско-Российские отношения




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.