Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика графических методов психодиагностики




Графические методы в основном применяются для выявления особенностей интеллектуального развития (при нарушениях выявляется запаздывание), личностного развития (для выявления личностных особенностей тесты основаны на механизме проекции; рисунок – сообщение, зашифрованное в образах) и психических заболеваний (наличие органических поражений мозга).

Достоинства: 1 – информативность – позволяют выявить множество особенностей, просты и не занимают много времени; 2 – естественность – наиболее близко детям; 3 – многократность – используются без утраты своего диагностического значения, можно использовать в лонгитюдном исследовании; 4 – психотерапевтическое значение – грань между обследованием и психотерап.воздействием стирается.

Недостатки: 1 – относительно низкая надежность результатов (т.к. субъективна интерпретация психолога); 2 – не позволяют количественно измерить оцениваемые свойства; 3 – термины, в которых проводится интерпретация, лишены строгости и однозначности => сложно подтвердить надежность и валидность.

Ограничения: 1) осторожно относиться к использованию в научных статистических исследованиях;

2) окончательные выводы о психологических особенностях субъекта только на основе одних рисуночных тестов лучше не делать;

3) психологическое заключение не должно основываться на отдельных признаках рисунка, вне их связи друг с другом.

27. Назначение графических методов и их чувствительность к психологическим свойствам .

Критерии рисунков адресуются к следующим характеристикам:

1. нажим на карандаш 2. особенности линий 3. размер рисунков 4. расположение рисунка на листе 5. тщательность и детализация 6. дополнительные особенности

1) – показатель психомоторного тонуса.

Слабый нажим, линия едва видна – астения; пассивность; иногда депрессивность/субдепрессивность (с 4 лет). Сильный, карандаш глубоко продавливает бумагу – ригидность; эмоциональное напряжение; импульсивность (с 4 лет). Сверхсильный, карандаш рвет бумагу – конфликтность; гиперактивность; агрессивность; пограничное/психотическое состояние. Варьирует – эмоциональная лабильность (с 4 лет). Колебания особо сильны – эмоциональная неустойчивость; острые состояния.

2) Штриховые – тревожность (в характере).

Множественные линии – тревога как состояние; стресс; импульсивность.

Эскизные линии – стремление контролировать тревогу.

Промахивающиеся линии – импульсивность; органическое поражение мозга; гиперактивность (с 5 лет).

Линии не доведенные до конца – астения; импульсивность.

Искажение формы линии (напр. голова треугольная) – органические поражения мозга; психические заболевания (с 5 лет).

3) Увеличенный (более 2/3 листа) – тревога; стресс; гиперактивность. Уменьшенный (менее 1/3 листа) – депрессия; низкая самооценка. Размер сильно варьирует – эмоциональная лабильность.

4) Смещен вверх, не в углу – повышение самооценки, возможно компенсаторно; стремление к высоким достижениям.

Смещен вниз – снижение самооценки. Смещен вбок – органическое поражение мозга (иногда). Выходит за край листа – импульсивная, острая тревога; пограничное, невротическое, психотическое состояние.

В углу листа – депрессия/субдепрессия.

5) Большое кол-во деталей –демонстративность; творческая направленность.

Высокая тщательность, много однотипных деталей – ригидность; тревожность; перфекционизм (иногда); эпитептоидная акцентуация;

Малое кол-во деталей – астения; отрицательное отношение к обследованию; интровертированность; депрессия/субдепрессия; шизоидная акцентуация; низкийур-нь умственного развития.

Небрежность – импульсивность; отрицательно отношение к обследованию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.