КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема лекции: Оборудование для транспортировки сыпучих материалов. Пневмотранспорт. Схемы, принцип работы. Основные механизмы
Лекция №6 Пневматический транспорт. Общие сведения. Устройство, преимущества и недостатки. Установки пневматического транспорта служат для перемещения насыпных и штучных грузов по трубам или желобам при помощи сжатого или разреженного воздуха. Установки для насыпных грузов могут перемещать пылевидные, порошкообразные, зернистые и кусковые материалы, а установки для единичных грузов предназначены для транспортирования по трубам почтовых отправлений (пневматическая почта), различной производственной документации (накладные, бланки анализов и т. п.) и мелких грузов (например, пробы для анализа), уложенных в патроны. Разновидностью пневмотранспорта является пневмоконтейнерный транспорт, перемещающий насыпные грузы в контейнерах по трубопроводам большого диаметра. Установки, транспортирующие насыпной груз во взвешенном состоянии в потоке воздуха, разделяют на всасывающие (рис. 25, а), нагнетательные (рис. 25, б) и смешанные (рис. 25, в). Всасывающая установка состоит из сопла 2, засасывающего вместе с воздухом насыпной груз 1 из штабеля, и трубопровода 3, по которому груз потоком воздуха подается в отделитель 4, где частицы груза выпадают из теряющего скорость воздуха и через шлюзовой затвор 7 подаются в приемный пункт. Воздух, насыщенный пылью, из отделителя 4 поступает по трубопроводу 5 в фильтр 6, где очищается от пыли и отсасывается эксгаустером 8. Пыль удаляется из фильтра через шлюзовой затвор 7. Всасывающие установки удобны там, где требуется забирать насыпной груз из нескольких пунктов и передавать его в один приемный пункт, например, при выгрузке зерна из барж в приемный склад (несколько сопл засасывают зерно сразу из многих отсеков трюма).
а - всасывающая; б - нагнетательная; в - смешанная; г - схема цементовоза и приемного бункера Рисунок 25 – Пневмотранспортные установки.
Давление разреженного воздуха во всасывающих установках низкого вакуума — до 0,01 МПа, среднего вакуума до 0,02 МПа, высокого вакуума до 0,03 МПа. Нагнетательная установка (рис.25, б) имеет компрессор 9, подающий сжатый воздух через воздухосборник и влагоотделитель в транспортный трубопровод 3, который принимает насыпной груз из питателя 10. Далее груз увлекается потоком сжатого воздуха по транспортному трубопроводу, который может иметь разветвления для одновременной подачи груза в различные приемные пункты. В конце каждого ответвления находится разгрузочный комплекс, состоящий из отделителя 4, фильтра и шлюзового затвора 7. Нагнетательные установки удобны тогда, когда груз, получаемый из одного пункта, нужно распределять по нескольким приемным точкам. Нагнетательные установки бывают высокого давления (0,3... 0,4 МПа и редко до 0,6 МПа), среднего (0,2... 0,3 МПа) и низкого (0,15... 0,2 МПа). Описанная выше схема относится к установкам среднего давления. В них допустимо применение барабанных питателей (с ротационным затвором). В нагнетательных установках высокого давления для ввода материала в трубопровод применяют камерные питатели, описанные ниже. Установка смешанного типа (рис. 25, в) включает всасывающий 12 и нагнетательный 16 трубопроводы. Насыпной груз, засасываемый соплом 11, поступает по трубопроводу 12 в отделитель 13, который одновременно служит питателем для нагнетательного трубопровода 16. Воздух из отделителя 13, прошедший через фильтр 14, подается компрессором 15 в нагнетательный трубопровод 16. Насыпной груз выпадает из воздуха в отделителе 17 и подается в пункт приемки через шлюзовой затвор 18. Установки смешанного типа забирают груз из нескольких загрузочных мест и подают одновременно из несколько пунктов.
Пневмотранспортную установку, перемещающую насыпной груз с высокой концентрацией смеси (в плотной фазе), используют в цементовозе (рис. 25, г). Для разгрузки вагонов и судов применяют самоходные и плавучие перегружатели. Такие машины используют, например, для выгрузки цемента и зерна. Преимущества установок пневматического транспорта заключаются в компактности трубопроводов, герметичности, возможности полной автоматизации процесса перемещения грузов, высокой надежности, простоте эксплуатации, К их недостаткам относятся высокий расход энергии (в 10... 15 раз больше, чем, например, у ленточных конвейеров); интенсивное изнашивание оборудования при транспортировании абразивных материалов; непригодность для транспортирования связных грузов (липких, влажных). Рисунок 30 – Винтовой питатель
Основными элементами пневмотранспортных установок являются загрузочные устройства (питатели, сопла), затворы, фильтры, разгрузочные устройства (циклоны, воздухоотделители), трубопроводы, ресиверы, маслоотделители. Питатели. Питатели предназначены для подачи сыпучего материала в транспортный трубопровод. Они бывают винтовые и камерные. Схема винтового питателя показана на рис, 30, Корпус 3 питателя присоединен к горловине бункера (на схеме не показан), а внутри корпуса во втулке 4 смонтирован винт 5 с переменным шагом, вращающийся с частотой 1000 об/мин. При плавно уменьшающемся шаге винта 5 обеспечивается уплотнение подаваемого материала, препятствующее проникновению сжатого воздуха в полость бункера. Опорная часть 1 питателя с уплотнением 2 установлена на раме 8. В смесительную камеру 6 вместе с транспортируемым материалом поступает сжатый воздух, который с большой скоростью вытекает из форсунок, захватывает частицы груза и уносит их в трубопровод. Груз аэрируется при помощи пористой плитки 7. Концентрация смеси груза g воздухом регулируется клапаном" при помощи рычага, несущего противовес. Давление воздуха в смесительной камере 0,18... 0,25 МПа. Камерные питатели разделяют на одно- и двухкамерные. У однокамерного питателя, работающего с подачей воздуха вверх, транспортный трубопровод расположен вертикально, по оси камеры. В нижней конической части камеры размещены пористые плитки, через которые проходит сжатый воздух, аэрируя нижние слои лежащего в камере груза. Аэрированный материал под давлением воздуха поступает в трубопровод и перемещается по нему вверх.
Рисунок 31 – Ротационный затвор
Сопла. Для подачи насыпного груза в трубопровод всасывающих пневмотранспортных установок применяют стационарные и переносные сопла. Сопло состоит из наружной и внутренней труб. Трубы соединены регулировочными винтами и гайками, посредством которых можно регулировать ширину щели, предназначенной для впуска воздуха во внутреннюю трубу из кольцевой полости наружной трубы. Сопло устанавливается на поверхности штабеля сыпучего материала нижним коническим раструбом и под действием собственной массы погружается на некоторую глубину. Входящий с большой скоростью через кольцевую щель воздух разрыхляет поверхностные части груза в коническом раструбе и увлекает их по трубе в транспортный трубопровод. Всасывающие сопла выполняют диаметром 45... 180 и длиной 800... 1200 мм; толщина стенок труб 1,5... 2 мм. Затворы. Затворы предназначены для выпуска сыпучих материалов из разгружаемых емкостей, давление в которых меньше, чем в трубопроводах или в емкостях, принимающих материал, и для предотвращения прорыва воздуха с повышенным давлением в разгружаемую емкость. Рабочим органом ротационного затвора (рис. 31) служит многокамерный барабан 4, плотно посаженный в корпусе 3 и вращающийся при помощи вала 2, опирающегося на фланцы /. Сыпучий материал поступает сверху в шлюзовые камеры барабана, перемещается ими вниз и высыпается в приемный трубопровод. Опорожнившиеся камеры заполняются воздухом под повышенным давлением, который затем поступает в подающую груз емкость, а из нее уходит через фильтр в атмосферу. Описанный затвор называется ротационным. Недостатком его является интенсивное изнашивание при транспортировании абразивных материалов из-за наличия вращающихся деталей, соприкасающихся с абразивной средой.
а - сухой; б- мокрый Рисунок 32 – Фильтры Фильтры. Применяемые в пневмотранспортных установках фильтры предназначены для очистки воздуха от пылевидных частиц насыпного груза. Их разделяют на сухие и мокрые (рис. 32). Сухой фильтр состоит из тканевых рукавов, через стенки которых проходит запыленный воздух (стрелка внизу на рис. 32, а показывает место входа пыльного воздуха). Очищенный воздух уходит из фильтра по патрубку. Пыль, скопившаяся внутри рукавов, стряхивается специальным механизмом на дно фильтра и периодически удаляется. Мокрый фильтр (рис. 32, б) состоит из резервуара 7 с водой, выпускного патрубка 6 для пыльного воздуха (на схеме расположен вертикально) и выпускного 5 для чистого воздуха. Стрелками показано направление движения пыльного воздуха. Пузырьки воздуха, перемещаясь в воде и проходя через решетку 1, очищаются от пыли. Резервуар 7 заполняется водой через трубопровод 3. Вода сливается по трубопроводу 8. На резервуаре 7 установлены водомерное стекло 2 и вакуумметр 4. Отделители. Для отделения транспортируемого груза от воздуха применяют отделители с внутренними направляющими поверхностями и циклонные. Первый состоит из корпуса, внутри которого смонтированы направляющие из листовой стали, замедляющие движение грузовоздушной смеси. Наиболее крупные фракции насыпного туза выпадают первыми и выгружаются через нижний патрубок. Воздух, содержащий более мелкие фракции, поднимается вверх, и частицы поступают во встроенный конический бункер отделителя, откуда отводятся по коническому патрубку. Воздух, содержащий только пылевидные фракции, выходит через верхний патрубок и направляется на фильтр для окончательной очистки. Циклонный отделитель для пылевидных грузов показан на рис. 33. Грузоведущая смесь поступает через патрубок по касательной к внутренней поверхности корпуса разгрузителя и приобретает вращательное движение. Центробежные силы отбрасывают частицы груза к периферии корпуса, где они тормозятся силами трения и падают вниз, выгружаясь через выпускное отверстие. Освобожденный от груза воздух выходит через верхний патрубок.
Рисунок 33 – Схема циклонного отделителя
Трубопроводы. Транспортные трубопроводы изготовляют из листовой стали толщиной 0,6... 3 мм или из цельнотянутых стальных труб диаметром 50... 300 мм с толщиной стенок 1... 12 мм, причем толстостенные трубы (10... 12 мм) применяют при транспортировании абразивных материалов для компенсации износа. При транспортировании неабразивных материалов применяют трубы из пластмассы. Воздуходувные машины. Воздуходувные машины разделяют на центробежные и поршневые. К первым относят вентиляторы и турбохмашины, а ко вторым — ротационные (водокольцевые насосы, с радиальными подвижными пластинами, коловратные) машины и машины с поступательно движущимися поршнями. Работа вентиляторов и турбомашин основана на действии центробежных сил, при котором кинетическая энергия воздуха превращается в потенциальную энергию давления, а поршневых машин — на принципе выжимания воздуха поршнями. Наиболее простыми по конструкции являются водокольцевые насосы, но они имеют малый КПД (0,4... 0,45). Литература: 4 осн. [336-343]. Контрольные вопросы: 1. Назначение пневмотранспорта. 2. Устройство, преимущества и недостатки пневмотранспорта. 3. Для чего установлен ресивер в нагнетательной схеме пневмотранспорта? 4. Как называется насос в нагнетательной схеме автотранспорта? 5. Какие питатели применяются для подачи сыпучего материала в транспортный трубопровод пневмотранспорта? 6. Какие параметры определяют при расчете пневмотранспортной установки?
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 6420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |