Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Латиноамер. цивилизация: факторы многообр. и единства культур народов




Латиноамериканская цивилизация — одна из самых молодых: она сформировалась пару столетий назад на базе испанских и португальских колоний в Южной и Центральной Америке. И хотя между вновь образованными государствами долгое время продолжались конфликты и войны, тем не менее, они все больше осознавали свою цивилизационную общность. Национальный состав латиноамериканской цивилизации образовался из трех совершенно разнородных элементов: остатков (более сильных, чем в Северной Америке) туземных племен — потомков древнеамериканских цивилизаций инков, майя, ацтеков; покоривших их переселенцев из Западной Европы, прежде всего Испании и Португалии; потомков африканцев — рабов, которых насильно перевозили сюда из Африки. Плодами смешения наций стали сотни тысяч метисов, мулатов, креолов.Латинская Америка, имеет одну характерную особенность, которая отличает ее от Запада. Хотя Латинская Америка и является отпрыском европейской цивилизации, она эволюционировала совершенно другим путем, чем Европа и Северная Америка. Культура там клановая и авторитарная, что в Европе проявилось значительно слабее, а в Северной Америке не проявилось вовсе. И Европа, и Северная Америка почувствовали на себе влияние Реформации и объединили в себе католическую и протестантскую культуры. Политическая эволюция и экономическое развитие Латинской Америки резко отличаются от моделей, превалирующих в североамериканских странах. Сами жители Латинской Америки отличаются по субъективной самоидентификации. Некоторые говорят: “Да, мы – часть Запада”. Другие заявляют: “Нет, у нас своя уникальная культура”, а великие писатели Латинской и Северной Америки тщательно описывают свои культурные различия.

Латинскую Америку можно рассматривать либо как субцивилизацию внутри западной цивилизации, либо как отдельную цивилизацию, близко связанную с Западом и не определившуюся во мнении, принадлежит ли она к Западу или нет. Для анализа, который фокусирует внимание на международных политических аспектах цивилизаций, включая взаимоотношения между Латинской Америкой с одной стороны и Северной Америкой и Европой – с другой, последняя точка зрения более приемлема.Латинская Америка исторически была только католической, хотя сейчас ситуация может меняться. Латиноамериканская цивилизация ассимилировала местные культуры, которые не существовали в Европе и были полностью уничтожены в Северной Америке и значимость которых меняется от Мексики, Центральной Америки, Перу и Боливии с одной стороны до Аргентины и Чили – с другой.

Численность населения стран Латинской Америки продолжает быстро увеличиваться. Их доля в населении мира возросла с 6,2% в 1950 г. до 8,5% в 2000 г., а к 2050 г., согласно прогнозу ООН, достигнет 8,6% (783 млн человек). Опережающими темпами растет и экономика: за полвека объем ВВП увеличился в 7,3 раза, а его доля в мировом ВВП поднялась с 6,4% до 7,6%. По прогнозу ИМЭМО, к 2015 г. она достигнет 8%. Уровень экономического развития Латинской Америки несколько ниже среднемирового (в 2002 г., по данным Всемирного банка, ВНП на душу населения составил здесь 3280 долл. — 64% к среднему значению по миру). Латинская цивилизация. Вторая католическая Большинство стран Латинской Америки обладает необходимыми предпосылками для устойчивого экономического роста и сохранения культурного разнообразия в XXI в. Поэтому сценарии развития этой цивилизации в ближайшие десятилетия могут отличаться по темпам экономического роста, что зависит от конъюнктуры мирового хозяйства, с которым тесно связаны эти страны. В этом регионе маловероятны столкновения цивилизаций, крупные военные конфликты.

28.Культура Византии и её роль в формиро. славяноо-провославной цивилизации

Византийская империя возникла на рубеже двух эпох — крушения поздней античности и рождения средневекового общества в результате разделения Римской империи на восточную и западную части.После падения Западной Римской империи концепция всемирного римского владычества, титул императора и сама идея мировой монархии, а также традиции античной образованности уцелели только на Востоке — в Византийской империи. В ранний период наивысшего расцвета она достигла в правление императора Юстиниана 1 (527—565). Увеличение территории Византийской империи почти вдвое, широкие законодательные и административные реформы, развитие ремесла и торговли,расцвет науки и других сфер культуры — все это знаменовало превращение Византии при Юстиниане вновь в самое могущественное государство Средиземноморья.Географическое положение Византии, раскинувшей свои владения на двухконтинентах — в Европе и Азии, а порою простиравшей свою власть и на областиАфрики, делало эту империю как бы связующим звеном между Востоком и Западом.Постоянное раздвоение между восточным и западным миром, скрещение азиатских иевропейских влияний (с преобладанием в отдельные эпохи то одних, то других)стали историческим уделом Византии. Смешение греко-римских и восточных традиции наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность,религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества.Однако Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судебстран, как Востока, так и Запада, что определило и особенности ее культуры. Вистории европейской, да и всей мировой культуры византийской цивилизациипринадлежит особое место, для нее характерны торжественная пышность, внутреннееблагородство, изящество формы и глубина мысли. В течение всего тысячелетнегосуществования Византийская империя, впитавшая в себя наследие греко-римскогомира и эллинистического Востока, представляла собой центр своеобразной ипоистине блестящей культуры. Кроме того, вплоть до XIII в. Византия по уровнюразвития образованности, по напряженности духовной жизни и красочному сверканиюпредметных форм культуры, несомненно, находилась впереди всех странсредневековой Европы. Особенности византийской культуры состоят в следующем: 1)синтез западных и восточных элементов в различных сферах материальной идуховной жизни общества при господствующем положении греко-римских традиций; 2)сохранение в значительной степени традиций античной цивилизации, послужившихосновой развития в Византии гуманистических идей и оплодотворивших европейскуюкультуру эпохи Ренессанса; 3) Византийская империя в отличие от раздробленнойсредневековой Европы сохранила государственные политические доктрины, чтоналожило отпечаток на различные сферы культуры, а именно: при все возрастающемвлиянии христианства никогда не затухало светское художественное творчество; 4)отличие православия от католичества, что проявлялось в своеобразиифилософско-богословских воззрений православных теологов и философов Востока, вдогматике, литургике, обрядности православной церкви, в системе христианскихэтических и эстетических ценностей Византии. Становление византийской культурыпроисходило в обстановке глубоко противоречивой идейной жизни ранней Византии.Это было время складывания идеологии византийского общества, оформления системы христианского миросозерцания, утверждавшегося в острой борьбе с философскими,этическими, эстетическими и естественнонаучными воззрениями античного мира. В патриотической литературе ранневизантийской эпохи, в трудах Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисского, в речах ИоаннаЗлатоуста, где закладывался фундамент средневекового христианского богословия,мы видим сочетание идей раннего христианства с неоплатонической философией,парадоксальное переплетение античных риторических форм с новым идейнымсодержанием. Каппадокийские мыслители Василий Кесарийский, Григорий Нисский иГригорий Назианзин закладывают фундамент византийской философии. Их философские построения уходят корнями в древнюю историю эллинского мышления. В центре атриотической философии находится понимание бытия как блага, что даетсвоеобразное оправдание космоса, а, следовательно, мира и человека. У ГригорияНисского эта концепция порой приближается к пантеизму.

Православная цивилизация Такую цивилизацию вводят всвои классификации Тойнби и ВолодихинРазные источники дают разные даты её возникновения. Приблизительно 400 гг. н.э. турецкого нашествия.Считается, что это восточно-христианская, которая включает в себя Византию и Россию (в некоторых работах они разделяются на две разных цивилизации)

Квигли относит Ханаанскую цивилизацию к Цивилизациям восточного полушария, связанными друг с другом культами и генетически Аффилированное общество - сыновне родственно с помощью церкви чужеродного происхождения, игравшей роль куколки. Православная цивилизация. Православная основная цивилизация - Белая (альпийская) + белая (средиземноморская) раса. Русская православная цивилизация - Белая (нордическая) + белая (альпийская) раса. (Тойнби).

На развалинах Раннехристианской цивилизации родилась собственно Византия — Византия, а не Восточная Римская империя. Это произошло в VIII—IX столетиях, не раньше. Византийская цивилизация уходит корнями в середину — первую половину I тысячелетия н.э., но лишь в VIII--IX столетиях она оформилась как самостоятельный цивилизационный организм.

Вплоть до середины XI века происходит формулирование ее идентичности, и этот процесс идет по пути отталкивания от идентификационных вешек Западноевропейской цивилизации. Та, в свою очередь, также рождается на руинах Древнего Рима, и примерно в то же самое время: VIII—IX столетия. Модификационное различие сверхценности этих двух цивилизаций равно сумме догматических и обрядовых норм, отличающихся у православия и католичества.

Византийская цивилизация, строго говоря, — цивилизация Православная. А Западноевропейскую цивилизацию правильнее было бы назвать Католической. Полноценный выход на мировую историческую арену обеих цивилизации произошел в IX столетии. На западе — при Карле Великом, на востоке — с началом Македонского ренессанса. Православная цивилизация продержалась до второй половины XV в., когда под ударами турок-османов пали Византия, Сербия и Болгария. Итого 700—750 лет. (Володихин, Тойнби)

Православная цивилизация делилась на несколько субцивилизаций, границы которых значительно изменялись с течением времени. «Несущей» субцивилизацией была сама Византия, поэтому многие называют Православную цивилизацию Византийской. Другой влиятельной субцивилизацией была этнокультурная общность христианизированной Руси, восточных и южных славян. Ее можно условно называть Славяно-русской.

Она была поднята византийцами из этнографического материала языческого славянства и продержалась до XIII в. Утрата связей с осколками Византии, разгромленной крестоносцами в 1204 г., монголо-татарское нашествие и стремительный подъем Литвы коренным образом изменили политическую обстановку в регионе.

Со второй половины XIII в. прежняя общность распадается. Южные славяне продолжают политическое, культурное и религиозное бытие в качестве остатка прежней субцивилизации, а в Северо-Восточной Руси вспыхивает неяркое солнышко новой самостоятельной цивилизации, собственно Русской.

Модификации сверхценности — совершенно незначительные по сравнению с Православной цивилизацией при Византии в качестве несущей основы. Но территориальная, этническая, культурная обособленность Северо-Восточной Руси, а главное, быстрый «износ» Византии в неблагоприятных внешнеполитических условиях, делают возможным возникновение новой цивилизации, в значительной степени копирующей старую.

Итак, при сыновьях св. Александра Невского рождается Русская цивилизация. При Иване III, во второй половине XV в. она «сменяет» на посту «несущей конструкции» Православного мира уничтоженную турками Византию. С этого момента Русская цивилизация оказывает первостепенное влияние на бытие остатков прежней Православной цивилизации. Постепенно Православный мир перестраивается. У России далеко нет того духовного авторитета в православном мире, которым пользовались византийцы.

Но с течением времени ее военно-политическая мощь, учреждение патриаршества, рост образованности (особенно в XVII веке) и миссионерские амбиции дают ей возможность стать центром притяжения заново отформатированной Православной ойкумены. В XVII столетии и позднее Россия играет роль несущей, центральной субцивилизации в Православной цивилизации, притом что Греческая и Южно-славянская субцивилизации сохраняют значительный духовный авторитет.

Судьба России реанимировала православие, попавшее под пяту к туркам. Русская цивилизация стала новой, Второй Православной цивилизацией, собрав вокруг себя субцивилизации на основе других православных этносов.

Соответственно, Вторая Православная цивилизация жила, пока жила православная Российская империя. В первой четверти XX века ее не стало. Всего ее веку было 600-650 лет.

Но сверхценность — православие — сохранилась. В советское время она проявила необыкновенную резистентность, дожила до 90-х и ныне переживает новый расцвет. Высказывались соображения, согласно которым в настоящее время на основе восточнославянского этнографического материала формируется Третья Православная цивилизация. И Россия не потеряла шанс вновь стать ее становым хребтом. Весь вопрос — в реставрации Традиции или создании новой Традиции на месте прежней.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.