Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни реальности окружения




Психологическое окружение взрослого довольно четко делится на слои или уровни разных степеней реальности. Плоскость реальности можно коротко охаракте­ризовать как плоскость «фактов», которым приписывается независимое от желаний индивидуума существование. Это царство реалистического поведения, непреодолимых трудностей и т.д.

Меньшей степенью реальности обладают мечты и надежды, нередко к этому же уровню реальности относится и идеология. Динамически слои меньшей степени реальности можно охарактеризовать как более текучие[73]. Ограничения и барьеры ока­зываются там менее жесткими. Граница между «Я» и окружением также является там более текучей. В слое меньшей реальности «каждый может делать то, что ему нра­вится»[74].

Полное описание психологического окружения должно всегда объяснять не толь­ко структуру уровня реальности, но и структуру уровней ирреального. Если реальная си­туация по какой-то причине становится слишком неприятной, например, из-за чересчур сильного напряжения, то возникает сильная тенденция перейти из плоскости реальнос­ти в слой ирреального (уход в мечты, в воображение или даже в болезнь).

В принципе, все это относится в равной мере и ко взрослому, и к ребенку. Од­нако для психологического окружения ребенка характерно, что (а) различные слои реальности гораздо менее дифференцированы и (б) переходы между уровнями реаль­ности и нереальности осуществляются гораздо легче, чем у взрослых.

Психологическое окружение маленького ребенка нельзя назвать ни реальным миром, ни миром ирреального — эти два слоя еще недостаточно отделены у него друг от друга. Как показали Йенш[75] и его ученики, эйдетические образы детей обладают од­новременно свойствами как образов восприятия, так и образов представления взрос­лого. Пиаже[76] показал, что представление ребенка о мире, особенно его идеи причин­ности, являются по существу «магическими» и «анимистическими», что вещь и ее название, действие и заклинание у ребенка не отделены еще друг от друга сколько-нибудь четко[77].

Эти особенности детского восприятия и интеллектуальных представлений ре­бенка о мире являются простым выражением того общего факта, что в психологи­ческом окружении ребенка различение уровней реального и ирреального является еще очень слабым. Еще одним проявлением этого факта является специфическая се­рьезность детской игры. Отсюда же вытекает относительное отсутствие различения желания и реальности, выражающееся, например, в весьма слабом и неустойчивом различении «лжи» и «правды»[78]. С этим же связана и высокая «внушаемость» детей. Ведь не только психические процессы ребенка непосредственно зависят от его теку­щего физического состояния (например, болезни), но и наоборот (хотя это нередко и не замечается): психические процессы могут весьма сильно влиять на телесное со­стояние, особенно у детей. Поэтому-то и прекращается боль у маленького ребенка, если подуть на ушибленное место, и поэтому-то боль и может «улететь», если ее «выкинуть в окно».

Относительно слабую дифференциацию между слоями реального и нереально­го мы можем наблюдать даже в пубертатный период: некоторые подростки помимо реальной жизни годами ведут еще и вторую, воображаемую жизнь, события которой бывают для них еще более значимыми, чем события реальной жизни. Даже в юно­шеском возрасте различение этих слоев не является жестким — поэтому для юношей идеологии обладают, в целом, гораздо большей силой, чем для взрослых.

Разумеется, неверно было бы считать, что различение слоев реального и ирре­ального у детей полностью отсутствует[79]. Особенно это относится к области реальных потребностей ребенка, как соматических, так и психологических. Хотя при опреде­ленных обстоятельствах ребенок и может удовольствоваться воображаемой конфетой вместо настоящей или обращаться с куском дерева лучше, чем с настоящей куклой, существует множество очень ранних показателей различения реального и ирреально­го, по крайней мере в целом ряде отношений.

Слиозберг[80] обнаружила, что «ненастоящий» объект принимается в качестве за­местителя настоящего только в том случае, когда ребенок находится в ситуации игры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.