Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по изучению дисциплины




Тема 29. Расследование преступлений, связанных с профессиональной деятельностью

Вопросы:

  1. Родовая криминалистическая характеристика должностных преступлений.
  2. Методика первоначального этапа расследования должностных преступлений.
  3. Дальнейший этап расследования должностных преступлений.

 

Темы рефератов:

  1. Криминалистическая характеристика должностных преступлений.
  2. Выявление признаков должностных преступлений, тактика проверочных действий, возбуждение уголовного дела.

Рекомендуемая литература

Нормативные правовые акты:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации // Российская газета, 1996, 18 июня.*

Основная литература:

  1. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Норма, 2007. – С. 814-829.*
  2. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. М., 2000.
  3. Белкин Р.С. Курс криминалистики. М., 2001.
  4. Криминалистика: учеб. / Л.Я. Драпкин, В.Н. Карагодин. – М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2008. – С. 590-602.*
  5. Россинская Е.Р. Криминалистика: курс лекций. М., 2006.
  6. Яблоков Н.П. Криминалистика: учебник / Н.П. Яблоков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2008 - С. 372-379.*

Дополнительная литература:

  1. Балашов Д.Н., Балашов Н.М., Маликов С.В. Криминалистика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 422-437.*
  2. Дубягина О.П. Криминалистика: схемы, таблицы, тесты: учеб. пособие / О.П. Дубягина, Ю.П. Дубягин. - М.: Экзамен, 2006.
  3. Клим А.М. Криминалистическая методика расследования злоупотребления властью или служебными полномочиями / Под ред. В.Ф. Ермоловича.— Минск, 2000.
  4. Миронова Е.А., Кушниренко С.П., Пристанское В.Д. Организация и методика расследования взяточничества. М., 2002.
  5. Эксархопуло А.А. Криминалистика в схемах и иллюстрациях. Учебное пособие – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. – С. 355-357.*
  6. Яблоков Н.П. Криминалистика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – С. 195-199.*

В данном разделе учебно-методического комплекса разъясняются отдельные положения тем дисциплины, а также даются рекомендации по их освоению и изучению.

Раздел I. Методология криминалистики

При изучении темы «Криминалистика как область научного знаниянеобходимо усвоить основные этапы становления отечественной и зарубежной криминалистики, истоки и тенденции ее развития, определить те практически значимые задачи, которые не могли быть решены без криминалистических научных знаний.

Рекомендуется провести анализ определений криминалистики, которые даются в учебниках, изданных под редакцией ведущих ученых страны (Р.С.Белкина, И.Ф.Герасимова, Л.Я. Драпкина, И.Ф. Крылова, В.А. Образцова, Н.А. Селиванова, а также других ученых). Следует различать понятия «объект науки» и «предмет науки». Важно усвоить развитие теоретических представлений о предмете криминалистической науки и уяснить вклад профессора Р.С. Белкина и других ученых в его разработку.

Необходимо различать систему науки и систему учебного курса. В первом случае, наряду с изложением традиционных разделов, следует изложить соотношение общей и частных теорий. Во втором необходимо раскрыть сущность теоретических и методологических основ криминалистики, криминалистической техники, криминалистической тактики и методики расследования отдельных видов преступлений.

Следует обратить внимание на общую и специальные задачи криминалистики.

При изучении положений о методах криминалистики необходимо дать их четкую классификацию::всеобщий метод познания (диалектика); общенаучные методы (наблюдение, описание, сравнение, эксперимент, моделирование и др.); специальные методы (собственно криминалистические методы и методы других наук, заимствованные криминалистикой для своих целей).

Рекомендуется обратить внимание на двойственность природы этой науки. С одной стороны, она относится к общественно-юридическим наукам, а с другой - является естественно-технической наукой, использующей достижения смежных с нею естественных и технических наук и разрабатывающей собственные технические средства, различные по виду и назначению. Необходимо понять место криминалистики в системе юридических наук. Как соотносятся криминалистика и уголовное право. Изучить взаимодействие криминалистики с науками уголовного права, уголовного процесса, уголовно-исполнительного права, криминологией, административным правом, философией, этикой, логикой, психологией, судебной медициной, судебной химией и другими общественными и естественными науками.

При изучении темы «Криминалистическое учение о механизме преступления» необходимо четко различать понятие «механизм преступления» в криминалистике, от криминологического и уголовно-правового, а также обратить внимание на соотношение терминов «механизм преступления», «закономерности механизма преступления», «криминалистическая характеристика преступления» и ведущуюся на страницах криминалистической литературы дискуссию по этому вопросу.

При изучении темы «Теория криминалистической идентификации» требуется уяснить, что не существует групповой идентификации объекта. Установление групповой принадлежности объекта является составной частью процесса идентификации. Разрешение вопроса о тождестве объекта осуществляется не только по следам-отображениям, целого по частям, мысленному образу, но и по следам жидким, сыпучих, газообразных и запаховых веществ.

При изучении темы «Основы учений о криминалистическойпрофилактике и криминалистическом прогнозировании» необходимо усвоить, что такое профилактика и что такое прогнозирование. Так, под криминалистической профилактикой понимается деятельность, связанная с выявлением причин и способствующих преступлению условий, объектов криминалистическо-профилактического воздействия, а также разработкой и применением специфических профилактических мер, затрудняющих совершение новых аналогичных преступлений, пресечением или прерыванием преступной деятельности конкретных лиц, а под криминалистическим прогнозированием понимается предвидение дальнейшего развития криминалистики как науки, всех видов практической криминалистической деятельности с учетом некоторых предсказаний об изменениях в отдельных видах преступной деятельности, о проявлении новых ее видов и возможных новых средствах и приемах борьбы с ними.

 

Раздел II. Криминалистическая техника

При изучении данного раздела, прежде всего, следует усвоить язык криминалистической техники: ее основные категории и систему терминов (след, механизм следообразования, форма следа, информатика следа, признак и др.); провести систематизацию технико-криминалистических средств обеспечения криминалистической деятельности. Следует учитывать, что помимо собственно технических средств к ним относятся и интеллектуальные средства (приемы, методы, методики решения технико-криминалистических задач). Далее необходимо овладеть содержанием основных закономерностей выявления и фиксации материальных следов-отображений.

Изучение криминалистической техники должно сопровождаться освоением нормативно-правовых, организационно-тактических и научных проблем использования криминалистической техники в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений.

При изучении проблем судебной фотографии и видеозаписи следует обратить на ее систему, состоящую из следственной (запечатляющей) и экспертной (исследовательской) фотографии и видеозаписи, а также из соответствующих каждому виду методов.

Раскрывая сущность криминалистической трасологии необходимо уяснить предмет трасологии, подробную классификацию следов, основанную на различных критериях и современные средства и методы их исследования. Следует обратить внимание на центральную проблему трасологии – понятие следов преступлений, которые классифицируются следующим образом: следы-отображения, следы-предметы и следы-вещества.

Изучая тему «Криминалистическое исследование оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств и следов их применения», необходимо учесть, что в современной преступной практике активно применяется оружие различных родов, видов и типов, как холодное, так и огнестрельное, а также различные виды взрывных устройств и взрывчатых веществ. Особое внимание обратить особенностям классификации огнестрельного оружия, особенностям следообразования на боеприпасах и преградах в зависимости от применяемого оружия и условий, в которых оно применялось. Также необходимо овладеть приемами описания внешнего вида оружия и следов, их фиксации различными способами: графическими, фотографическими, видеозаписью.

Изучая тему «Криминалистическое исследование внешних признаков человека (габитоскопия)», необходимо принять во внимание тот факт, что данный раздел криминалистики впервые в ее истории возник как целостное учение, созданное французским ученым А. Бертильоном, которому удалось на базе научной гипотезы об индивидуальности каждого человека создать классификацию внешних признаков человека, его особых примет и привычек поведения. Именно на ее основе и развилось такое направление криминалистической техники, как габитоскопия. В связи со сказанным следует обратить особое внимание на теоретические основы габитоскопии, центральное положение которых говорит об инвариантности структуры и такой системы, как организм человека. Необходимо четко усвоить и овладеть, с одной стороны, терминологией, с помощью которой ведется описание внешних признаков человека, с другой - правилами проведения описания. Необходимо выработать практические умения составления описания по методу совместного портрета в целях розыска лиц.

Следует обратить внимание на современные средства и способы фиксации и исследования признаков внешности человека, специфику их применения в различных условиях. Также необходимо уделить внимание правилам подбора образцов для производства портретно-идентификационной экспертизы, научиться правильно, в определенной последовательности ставить вопросы перед экспертом.

Раскрывая тему «Криминалистическая фоноскопия» необходимо учесть, что с широким распространением различных технических средств, передающих звуковую информацию, возросло и число преступлений, в процессе расследования которых стали использоваться в качестве доказательств звукозапись на магнитных носителях. Необходимо дать определение понятию устной речи и определить, что является объектами фоноскопической экспертизы. Особое внимание уделить особенностям фоноскопического исследования.

Изучая криминалистическую одорологию необходимо определить ее научные основы, дать определение запаховому следу, запаху. Особое внимание обратить технике изъятия запаховых следов и особенностям проведения одорологической экспертизы.

Изучение криминалистического исследования документов складывается из изучения различных способов подделки документов, признаков авторства, а также признаков почерка. Особое внимание следует уделить современным возможностям исследования текстов с целью изучения личности авторов и исполнителей текстов.

Изучая криминалистическую регистрацию, студенты должны подготовить определение этого понятия, имея в виду двоякое его значение (как систему правил учета и как собственно систему самих учетов). Также, необходимо овладеть теоретическими основами построения различных видов криминалистических учетов, уяснить, где сосредоточены криминалистические учеты, как они систематизированы, как в них поступает криминалистическая информация и каким образом она используется.

 

Раздел III. Криминалистическая тактика

Данный раздел должен рассматриваться как часть криминалистики, изучающей закономерности организации и осуществления следственной деятельности в целях выработки, в строгом соответствии с законом, научно обоснованных рекомендаций по повышению ее эффективности.

Особое внимание необходимо обратить на положения, касающиеся планирования расследования, взаимодействия следователя с работниками оперативно-розыскных органов, организации изучения личности участников уголовного процесса, организации предупредительной деятельности следователя, на тактические приемы следственных действий, тактические комбинации, операции и др.

Изучение в этом же разделе теории криминалистической версии и планирования расследования предполагает знание основных положений учения об общем методе расследования преступлений: понятия и структуры данного метода, источников информационного обеспечения его эффективности, места криминалистической версии и планирования расследования в структуре общего метода.

Также рекомендуется уделить особое внимание тактике судебных действий, осуществляемых по уголовным делам в стадии судебного следствия, применению при их производстве криминалистических знаний.

 

Раздел IV. Криминалистическая методика

Данный раздел состоит из двух частей: общих положений и частных методик расследования преступлений. Общие положения представляют собой теоретические основы криминалистической методики, которые охватывают фундаментальные вопросы данного раздела. А именно: анализируются общие вопросы (общие положения) методики расследования, рассматриваются понятие и содержание криминалистической характеристики преступлений, следственных ситуаций, а также общие методики решения ряда типичных для различных категорий дел задач (методика исследования алиби, методика выявления и разоблачения инсценировки и ряд других методик этого же типа). Частные методики расследования преступлений представляют собой научно обоснованные руководства по наиболее целесообразной организации раскрытия, расследования и предотвращения отдельных видов или групп преступлений.

При изучении данного раздела, следует обратить внимание на ведущуюся среди ученых-криминалистов дискуссию по вопросам о структуре частных криминалистических методик, роли криминалистических характеристик механизма преступления в формировании частных методик расследования преступлений, а также о структуре частного предмета доказывания и источниках его формирования.

Изучая в дальнейшем методики расследования отдельных видов преступлений необходимо творчески применять знания базовой структуры, типичных криминалистических характеристик и следственных ситуаций, возникающих на различных этапах расследования.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Самостоятельная работа студентов является важным компонентом обучения. Цель самостоятельной работы студентов заключается в глубоком, полном усвоении учебного материала и в развитии навыков самообразования.

Самостоятельная работа студентов включает: ознакомление с содержанием настоящих методических рекомендаций; работу с нормативно-правовыми актами, учебной литературой; конспектирование текстов лекций; подготовку к семинарским занятиям; подготовку докладов, рефератов по вопросам, обсуждаемым на семинаре; отработку тем пропущенных семинарских занятий; подготовку ответов на вопросы для зачета и экзамена. Материалы самостоятельной работы должны представляться в виде конспектов, докладов, рефератов, материалов практических занятий.

Изучение дисциплины криминалистика осуществляется в процессе лекций, семинарских (практических) занятий, а также самостоятельной учебной работы.

На лекциях излагаются важнейшие и наиболее трудные вопросы дисциплины.

В процессе проведения семинарских (практических) занятий студенты приобретают дополнительные знания, более углубленно изучают отдельные, наиболее сложные проблемы курса, учатся излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов.. Целью семинарских (практических) занятий является закрепление материала, который дается студентам на лекциях, а также материала, изученного в ходе самостоятельной подготовки. Именно семинарские занятия во многом обеспечивают должное знание дисциплины и успешную сдачу зачета. Проведение семинаров призвано также определить уровень знания каждым студентом пройденного материала. На семинарских занятиях проводятся контрольные проверки знаний студентов (текущий контроль, рубежный контроль).

Подготовка студента к семинару ведется по плану, заранее выданному преподавателем. При подготовке к семинарским занятиям студенту необходимо: внимательно прочитать конспект лекции по теме занятия; изучить рекомендуемую нормативно-правовую и учебную литературу (основную и дополнительную), в которой содержится более подробная информация по учебной теме; продумать ответы по вопросам темы, быть готовым к дискуссии по спорным вопросам, вынесенным на семинарское занятие, что требует обдумывания аргументации и системы доказательств той точки зрения, которая, по мнению студента, является наиболее приемлемой. Если возникнут затруднения в понимании темы, следует определить круг неясных вопросов, которые можно обсудить на семинарских занятиях.

При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки наиболее важного для понимания данной темы материала, в частности, основных понятий, определений, а также положений, содержащих ответы на вопросы, затронутые в ходе лекций и семинаров. Большое внимание целесообразно уделить понятийному аппарату, поскольку он является основой изучаемого материала. Самостоятельная работа с литературой должна научить студентов выделять и запоминать наиболее важные положения, выработать у них творческий подход к пониманию теоретических проблем и их практических следствий, критическое отношение к отдельным концепциям и выводам, основанное как на логическом анализе, так и на результатах практической деятельности.

По каждой теме семинарского занятия имеется перечень рекомендуемой литературы. Необходимо отметить, что указанным перечнем вся литература по той или иной теме, безусловно, не исчерпывается. Студент может обратиться к преподавателю, ведущему семинарские занятия, и попросить рекомендовать ему дополнительную литературу.

В настоящих методических материалах предлагаются варианты задач, которые должны быть решены во внеаудиторное время, с последующим разбором правильности решения на семинарских занятиях.

При пропуске студентом семинарских занятий их темы должны быть отработаны индивидуально. Отработка по согласованию с преподавателем может состоять в подготовке конспектов, рефератов, письменных и устных ответов по отдельным вопросам.

Наиболее ответственным этапом в обучении является самостоятельная работа студента в период экзаменационной сессии. На ней студенты отчитываются о выполнении учебной программы, глубине и объеме полученных знаний. Специфической задачей работы студента в этот период обучения являются повторение, обобщение и систематизация всего материала, который изучен в течение учебного года. В основу повторения должна быть положена программа дисциплины.

В процессе самостоятельной работы студентам рекомендуется активнее использовать групповые и индивидуальные консультации у преподавателя по отдельным вопросам программы курса, по подготовке к семинару, к зачету, к экзамену.

ЗАДАНИЯ ПО КОНТРОЛИРУЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа к Разделу I: «Методология криминалистики»

Тема 1. «Криминалистика как область научного знания»

Задание:

1. Сравните определения криминалистики, данные различными учеными (Р.С. Белкин, Л.Я. Драпкин, В.Я. Колдин, И.Ф. Крылов, В.А. Образцов и др.) и выскажите свое мнение

2. Определите, что является объектом и предметом изучения криминалистки.

3. Перечислите и раскройте содержание специальных методов криминалистики.

4. Укажите значение криминалистики в расследовании и раскрытии преступлений.

5. Определите место криминалистики в системе наук.

Рекомендуемая литература:

  1. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Норма, 2007. – С. 1-80.*
  2. Балашов Д.Н., Балашов Н.М., Маликов С.В. Криминалистика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 3-5, 6-9, 23-26.*
  3. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. М., 2000.
  4. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. Злободневные вопросы российской криминалистики. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М), 2001.
  5. Белкин Р.С. Курс криминалистики. М., 2001.
  6. Дубягина О.П. Криминалистика: схемы, таблицы, тесты: учеб. пособие / О.П. Дубягина, Ю.П. Дубягин. - М.: Экзамен, 2006.
  7. Криминалистика: Учебник / Под ред. Е.П. Ищенко. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М, 2005. – С. 3-37.*
  8. Криминалистика: учеб. / Л.Я. Драпкин, В.Н. Карагодин. – М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2008. – С. 3-21.*
  9. Крылов И.Ф. Избранные труды по криминалистике / Сост., науч. Ред. А.И. Александров, В.В. Петров. – СПб.: Издательский дом С.–Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2006. – С. 410-429.*
  10. Россинская Е.Р. Криминалистика: курс лекций. М., 2006.
  11. Смахтин Е.В. Предмет криминалистики: соотношение с материальным и процессуальным уголовным правом // Российский следователь, 2009, № 1. – С. 2-4.*
  12. Сокол В.Ю. Статья: К вопросу о сущности криминалистики как прикладной науки // Российский следователь, 2008, № 16. – С. 23-27.*
  13. Сокол В.Ю. Современные подходы к определению предмета криминалистики // Общество и право, 2009, № 2.
  14. Торвальд Ю. Век криминалистики. – М.: Проспект, 2009.*
  15. Филиппов А.Г. Проблемы криминалистки. Избранные статьи. – М.: Издательство «Юрлитинформ», 2007. - С. – 194-219.*
  16. Эксархопуло А.А. Криминалистика в схемах и иллюстрациях. Учебное пособие – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. – С. 13-26.*
  17. Эксархопуло А.А. Предмет и система криминалистики. СПб., 2004.
  18. Яблоков Н.П. Криминалистика: учебник / Н.П. Яблоков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2008- С. 12-27, 43-50.*

Форма контроля: Индивидуальная беседа по контрольным вопросам.

Тема 2. «Криминалистическое учение о механизме преступления»

Задние:

  1. Дайте понятие механизму преступления в криминалистике и определите его отличие от криминологического и уголовно-правового понимания.
  2. Раскройте содержание элементов механизма преступления.

Рекомендуемая литература:

1. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Норма, 2007. – С. 102-116.*

2. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. М., 2000.

3. Белкин Р.С. Курс криминалистики. М., 2001.

4. Дубягина О.П. Криминалистика: схемы, таблицы, тесты: учеб. пособие / О.П. Дубягина, Ю.П. Дубягин. - М.: Экзамен, 2006.

5. Криминалистика: Учебник / Под ред. Е.П. Ищенко. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М, 2005. - С. 49-50.*

6. Россинская Е.Р. Криминалистика: курс лекций. М., 2006.

7. Яблоков Н.П. Криминалистика: учебник / Н.П. Яблоков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2008 - С. 85-88.*

Форма контроля: Индивидуальная беседа по контрольным вопросам.

Тема 3. «Теория криминалистической идентификации»

Задание:

  1. Проанализируйте определения идентификации, данные такими учеными, как Р.С. Белкин, В.Я. Колдин, Д.А. Степаненко и выскажите свое мнение.
  2. Приведите виды, сферы применения и формы осуществления идентификации.
  3. Дайте определение идентификационного признака и идентификационного периода. Классифицируйте идентификационные признаки.
  4. Охарактеризуйте стадии идентификационного исследования.
  5. Дайте определение криминалистической диагностики. В чем отличие криминалистической идентификации от криминалистической диагностики?

Рекомендуемая литература:

1. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Норма, 2007. – С. 81-101.*

2. Балашов Д.Н., Балашов Н.М., Маликов С.В. Криминалистика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 11-12.*

3. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. М., 2000.

4. Белкин Р.С. Курс криминалистики. М., 2001.

5. Дубягина О.П. Криминалистика: схемы, таблицы, тесты: учеб. пособие / О.П. Дубягина, Ю.П. Дубягин. - М.: Экзамен, 2006.

6. Колдин В.Я. Судебная идентификация. – М.: ЛексЭст, 2003.*

7. Криминалистика: Учебник / Под ред. Е.П. Ищенко. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М, 2005. – С. 38-49.*

8. Криминалистика: учеб. / Л.Я. Драпкин, В.Н. Карагодин. – М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2008. – С. 22-35.*

9. Россинская Е.Р. Криминалистика: курс лекций. М., 2006.

10. Степаненко Д.А. Криминалистическая идентификация. Понятие. Принципы. Технологии: монография / Д.А. Степаненко. – Иркутск: Издание ОАО «Иркутская областная типография № 1 им. В.М. Посохина», 2005.*

11. Цветков Н.Ф. Общие и частные положения и принципы криминалистической и иной идентификации // Российский следователь, 2009, № 2. – С. 2-4.*

12. Эксархопуло А.А. Криминалистика в схемах и иллюстрациях. Учебное пособие – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. – С. 27-35.*

13. Яблоков Н.П. Криминалистика: учебник / Н.П. Яблоков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2008 - С. 51-63.*

Форма контроля: Индивидуальная беседа по контрольным вопросам.

 

Тема 4: «Основы учений о криминалистической профилактике и криминалистическом прогнозировании»

Задание:

  1. Дайте определение криминалистической профилактики.
  2. Дайте определение криминалистического прогнозирования.
  3. Раскройте роль криминалистической профилактики и прогнозирования в криминалистике.

Рекомендуемая литература:

  1. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Норма, 2007. – С. 117-127, 919-923.*
  2. Балашов Д.Н., Балашов Н.М., Маликов С.В. Криминалистика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 13-14.*
  3. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. М., 2000.
  4. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. Злободневные вопросы российской криминалистики. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М), 2001.
  5. Белкин Р.С. Курс криминалистики. М., 2001.
  6. Дубягина О.П. Криминалистика: схемы, таблицы, тесты: учеб. пособие / О.П. Дубягина, Ю.П. Дубягин. - М.: Экзамен, 2006.
  7. Иванов В.Д. Предупреждение и пресечение преступлений на различных стадиях их проявления. Ростов-на-Дону, 2000.
  8. Криминалистика: Учебник / Под ред. Е.П. Ищенко. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М, 2005. - С. 508-510.*
  9. Литвинов А.Н., Гавриш Т.С Профилактика преступлений. От теории к практике. Науч.-практ. пособие. М., 2003.
  10. Пшатов В.К вопросу о профилактике преступлений следователем // Российский следователь, 2009, № 14. – С. 2-4.*
  11. Россинская Е.Р. Криминалистика: курс лекций. М., 2006.
  12. Яблоков Н.П. Криминалистика: учебник / Н.П. Яблоков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2008 - С. 77-88.*

Форма контроля: Индивидуальная беседа по контрольным вопросам.

Самостоятельная работа к Разделу II: «Криминалистическая техника»

Тема 5: «Общие положения криминалистической техники»

Задание:

  1. Дайте определение криминалистической технике.
  2. Расскажите о системе средств и методов криминалистической техники.
  3. Перечислите отрасли криминалистической техники.

Рекомендуемая литература:

  1. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Норма, 2007. – С. 128-144.*
  2. Балашов Д.Н., Балашов Н.М., Маликов С.В. Криминалистика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 27-34.*
  3. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. М., 2000.
  4. Белкин Р.С. Курс криминалистики. М., 2001.
  5. Гирийчук В.В. К вопросу о системе специальных технических средств, применяемых в раскрытии и расследовании преступлений // следователь, 2009. № 8. С – 20-28.*
  6. Дубягина О.П. Криминалистика: схемы, таблицы, тесты: учеб. пособие / О.П. Дубягина, Ю.П. Дубягин. - М.: Экзамен, 2006.
  7. Кочнева И.П. Криминалистическая техника: генезис развития понятия и проблема применения понятийного аппарата // Российский следователь, 2009. № 13. С – 4-6.*
  8. Криминалистика: Учебник / Под ред. Е.П. Ищенко. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М, 2005. – С. 52-66.*
  9. Криминалистика: учеб. / Л.Я. Драпкин, В.Н. Карагодин. – М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2008. – С. 65-74.*
  10. Россинская Е.Р. Криминалистика: курс лекций. М., 2006.
  11. Эксархопуло А.А. Криминалистика в схемах и иллюстрациях. Учебное пособие – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. – С. 36-50.*
  12. Яблоков Н.П. Криминалистика: учебник / Н.П. Яблоков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2008 - С. 89-97.*

Форма контроля: Индивидуальная беседа по контрольным вопросам.

Тема 6: «Криминалистическая фотография и видеозапись»

Задание:

  1. Дайте определение криминалистической фотографии и криминалистической видеозаписи. Раскройте их значение в следственной и судебной практике.
  2. Расскажите о запечатлевающих методах судебной фотографии.
  3. Расскажите об исследовательских методах судебной фотографии.
  4. Перечислите и кратко охарактеризуйте виды фотосъемок.

5. Письменно изложите решение следующей задачи:

В однокомнатной квартире обнаружен труп мужчины, лежащий в коридоре шириной 1,5 м и длиной 4 м, ведущем на кухню размером 3х2 м. Труп лежит на спине, головой в сторону кухни и ногами к выходу из коридора в прихожую 1,5х2,5 м. Туловище и ноги вытянуты вдоль коридора. В затылке имеется обширная рана, возле которой лужа крови.

Определите возможные виды (ориентирующая, обзорная, узловая и детальная) и способы фото- и видеосъемки трупа (простая съемка, панорамная, измерительная); наиболее наглядные аспекты каждого из видов съемки, точки съемки и границы кадра.

Рекомендуемая литература:

1. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Норма, 2007. – С. 157-194.*

2. Балашов Д.Н., Балашов Н.М., Маликов С.В. Криминалистика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 35-53.*

3. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. М., 2000.

4. Белкин Р.С. Курс криминалистики. М., 2001.

5. Дубягина О.П. Криминалистика: схемы, таблицы, тесты: учеб. пособие / О.П. Дубягина, Ю.П. Дубягин. - М.: Экзамен, 2006.

6. Криминалистика: Учебник / Под ред. Е.П. Ищенко. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М, 2005. - С. 86-110.*

7. Криминалистика: Практикум / Под ред. Н.П. Яблокова. – М.: Юристъ, 2005. – С. 88-115.*

8. Крылов И.Ф. Избранные труды по криминалистике / Сост., науч. Ред. А.И. Александров, В.В. Петров. – СПб.: Издательский дом С.–Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2006. – С. 456-470.*

9. Россинская Е.Р. Криминалистика: курс лекций. М., 2006.

10. Судебная фотография: учеб. для вузов по спец. «Судеб. Экспертиза» рек. МО РФ/ С.В. Душеин, А.Г. Егоров, В.В. Зайцев и др.; под ред. А.Г. Егорова. - СПб.: Питер, 2005.

11. Эксархопуло А.А. Криминалистика в схемах и иллюстрациях. Учебное пособие – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. – С. 51-66.*

12. Яблоков Н.П. Криминалистика: учебник / Н.П. Яблоков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2008 - С. 101-116.*

Форма контроля: Индивидуальная беседа по контрольным вопросам.

 

Тема 7: «Основы трасологии»

Задание:

1. Дайте определение следа. Классифицируйте следы.

2. Раскройте основные свойства и признаки (общие и частные) папиллярных узоров.

3. Расскажите о способах обнаружения, фиксации и изъятия следов человека.

4. Какую криминалистически значимую информацию можно получить при изучении следов рук человека.

5. Какую криминалистически значимую информацию можно получить при изучении следов ног человека.

6. Какую криминалистически значимую информацию можно получить при изучении орудий взлома и инструментов.

7. Дайте определение следов транспорта и перечислите их виды. Расскажите о способах обнаружения, фиксации и изъятия следов транспортных средств.

Рекомендуемая литература:

1. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Норма, 2007. – С. 195-233.*

2. Балашов Д.Н., Балашов Н.М., Маликов С.В. Криминалистика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 54-127.*

3. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. М., 2000.

4. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. Злободневные вопросы российской криминалистики. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М), 2001.

5. Белкин Р.С. Курс криминалистики. М., 2001.

6. Дубягина О.П. Криминалистика: схемы, таблицы, тесты: учеб. пособие / О.П. Дубягина, Ю.П. Дубягин. - М.: Экзамен, 2006.

7. Криминалистика: Учебник / Под ред. Е.П. Ищенко. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М, 2005. - С. 152-185.*

8. Криминалистика: Практикум / Под ред. Н.П. Яблокова. – М.: Юристъ, 2005. – С. 115-148.*

9. Криминалистика: учеб. / Л.Я. Драпкин, В.Н. Карагодин. – М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2008. – С. 75-107.*

10. Крылов И.Ф. Избранные труды по криминалистике / Сост., науч. Ред. А.И. Александров, В.В. Петров. – СПб.: Издательский дом С.–Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2006. – С. 242-409.*

11. Майлис Н.П. Судебная трасология. М., 2003.

12. Россинская Е.Р. Криминалистика: курс лекций. М., 2006.

13. Шевченко Б.И. Научные основы современной трасологии. М., 2004.

14. Эксархопуло А.А. Криминалистика в схемах и иллюстрациях. Учебное пособие – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. – С. 67-87.*

15. Яблоков Н.П. Криминалистика: учебник / Н.П. Яблоков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2008 - С. 116-137.*

Форма контроля: Индивидуальная беседа по контрольным вопросам.

 

Тема 8: «Криминалистическое исследование оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств и следов их применения»

Задание:

  1. Дайте определения следующим понятиям: судебная баллистика, огнестрельное оружие, холодное оружие.
  2. Перечислите объекты судебной баллистики.
  3. Классифицируйте холодное оружие.
  4. Перечислите объекты криминалистического взрывоведения.

5. Письменно изложите решение следующих задач:

Гр. Васильчук изменил конструкцию имевшегося у него кухонного ножа. Он заточил клинок со стороны обуха, в результате чего нож стал двулезвийным, приделал другую ручку с ограничителем. Ручка стала удобной для удержания в руке при нанесении удара.

Можно ли такой нож считать холодным оружием? Необходимо ли для решения этого вопроса назначение криминалистической экспертизы?

В половине пятого ночи на лестничной площадке четвертого этажа пятиэтажного жилого дома по улице Зеленой у входной двери квартиры № 12, обшитой дермантином, прогремел взрыв. Взрывом была разрушена входная дверь этой квартиры и повреждена прихожая. Ее жильцы не пострадали. Частично пострадали двери других квартир, расположенных на это площадке.

1. Определите зону предстоящего осмотра.

2. Укажите, что можно обнаружить на месте происшествия и где с учетом небольшого и замкнутого места взрыва.

Рекомендуемая литература:

1. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Норма, 2007. – С. 234-267.*

2. Балашов Д.Н., Балашов Н.М., Маликов С.В. Криминалистика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 139-169.*

3. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. М., 2000.

4. Белкин Р.С. Курс криминалистики. М., 2001.

5. Беляков А.А. Взрывчатые вещества и взрывные устройства (криминалистическая взрывотехника). М., 2003.

6. Вишневецкий К.В., Гаевой А.И., Гусев А.В., Михайлошин В.Н. Криминалистическое обеспечение первоначального этапа расследования преступных взрывов. Учебное пособие / Под ред. канд. юрид. наук, доц. А.И. Натуры. – М.: Издательство «Юрлитинформ», 2008.*

7. Дубягина О.П. Криминалистика: схемы, таблицы, тесты: учеб. пособие / О.П. Дубягина, Ю.П. Дубягин. - М.: Экзамен, 2006.

8. Криминалистика: Учебник / Под ред. Е.П. Ищенко. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М, 2005. - С. 212-259.*

9. Криминалистика: Практикум / Под ред. Н.П. Яблокова. – М.: Юристъ, 2005. – С. 189-228.*

10. Криминалистика: учеб. / Л.Я. Драпкин, В.Н. Карагодин. – М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2008. – С. 108-116.*

11. Крылов И.Ф. Избранные труды по криминалистике / Сост., науч. Ред. А.И. Александров, В.В. Петров. – СПб.: Издательский дом С.–Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2006. – С. 107-123.*

12. Микляева О.В. Комплексные экспертные исследования следов и обстоятельств выстрела // «Черные дыры» в Российском законодательстве, 2009, № 5. – С. 308-310. *

13. Микляева О.В. Особенности производства экспертизы следов и обстоятельств выстрела // «Черные дыры» в Российском законодательстве, 2009, № 5. – С. 316-319.*

14. Моторный И.Д. Криминалистическая взрывотехника: новое учение в криминалистике. М., 2000.

15. Плескачевский В.М. Оружие в криминалистике. Понятие и классификация. М., 2001.

16. Плескачевский В.М., Юхин С.Н. Криминалистическое оружиеведение. М., 2002.

17. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002г. № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» // Бюллетень Верховного Суда РФ, 2002, № 5.*

18. Россинская Е.Р. Криминалистика: курс лекций. М., 2006.

19. Ручкин В.А. Эволюция ручного оружия: Учебное пособие.- Волгоград, 2001.

20. Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (ред. от 09.02.2009, с изм. от 24.07.2009) // Российская газета, № 241, 18.12.1996; № 4849, 13.02.2009.

21. Эксархопуло А.А. Криминалистика в схемах и иллюстрациях. Учебное пособие – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. – С. 88-115.*

22. Яблоков Н.П. Криминалистика: учебник / Н.П. Яблоков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2008 - С. 142-152.*

Форма контроля: Индивидуальная беседа по контрольным вопросам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.